Подвижники

Вячеслав Иотко
                ПОДВИЖНИКИ.

      В «Диаспоре» за 19 августа была опубликована пространная статья о «Детях улиц» – реабилитационном центре для алко. и наркозависимых. Статья взвешенная, аргументированная, но главное – нужная и очень актуальная. Однако, я обратил внимание на существенный, на мой субъективный взгляд пишущего человека, пробел, который позволил себе автор. Он совсем не остановился на духовной составляющей. А это, я думаю, очень важный, если не основной аспект в процессе восстановления личности. На этом я и хотел бы заострить внимание читателя.

      После целого ряда телефонных звонков, из которых только два было желательных, у меня уже началось накапливаться легкое раздражение на это средство современной коммуникации. Дело в том, что накануне здесь же, в «Диаспоре» был опубликован мой рассказ, где в аннотации был указан номер моего телефона и желающие могли свободно поговорить с автором. Желающих было достаточно, но один звонок, от Анатолия Соляника с предложением посетить наркоцентр «Дети улиц», которым он руководил, был неожиданным и одновременно заманчивым.
      Несколько лет назад мной был написан рассказ о бывшем наркомане и его многотрудной судьбе, где я использовал информацию и аргументацию из СМИ и других источников. Здесь же мне предлагалось воочию увидеть то, о чем я писал, и что меня интересовало, поэтому колебания были недолгими и в назначенный день мы с женой были в предгорьях Сьерра Невада, где в сотне миль к северу от Сакраменто располагался центр.
      Нужно заметить, что реабилитационный центр – христианский, именно это и упустил автор предыдущей статьи, и то, о чем будет здесь рассказано связанно именно с этой темой. Она – эта тема – безгранична и о ней можно написать книгу, поэтому мне придется искусственно охлаждать свой творческий пыл и попытаться уложиться в рамки небольшой статьи. Я не газетный репортер, а потому прошу прощения у всех за свою эмоциональность при написании этих строк, какой не может себе позволить профессиональный журналист.
      Для обычного читателя, думаю, будет полезно и интересно узнать о тех психических и физиологических процессах происходящих в организме наркомана, о которых мало информации. Много пишется, что это плохо, вредно, смертельно, какие наркотики как действуют, как, в общем, избавиться от беды, но мало пишется о психологическом состоянии наркомана.
      Но, прежде чем начать разговор на интересующую нас тему, мне хотелось бы обратиться к начинающим, желающим «попробовать», проверить на себе эту «дурь» – наркоту - эту белую смерть - молодым людям. Слово «смерть» не оговорка и не опечатка. Это именно физическая (хотя и не сразу) смерть, здесь ни у кого не должно быть никаких иллюзий. Почему я акцентирую внимание на молодых людях, потому что они самая уязвимая группа кандидатов в покойники. Не обвиняйте автора в применении таких крепких выражений. Покойники потому, что мы из одной только прессы знаем, сколько много погибают лишь знаменитостей от этой беды, а уж о простых смертных вообще никто не говорит. А их го-о-ораздо больше.
      Молодые люди (тинейджеры) попадаются на этот крючок чаще не потому,  что глупы, «не понимают» – и взрослые должны это принять – а потому, что в силу своего возраста не способны воспринять серьезность ситуации. Не доросли и их мозг не вполне сформирован. Логика в мышлении пока слаба. У них еще не развито критическое начало, и аналитический центр не функционирует. Нет жизненного опыта, и они не могут прогнозировать свою жизнь даже на полшага вперед. Всем этим набором обладает и наркоман, только в более углубленной форме, возможно, поэтому молодые так легко подпадают под это влияние. Юноши хотят, чтобы их считали уже взрослыми и потому у них особенно развито болезненное упрямство. Не слушают советов старших просто, чтобы сделать все наперекор – для доказательства своей взрослости. Они наивно подозревают, что взрослые посягают на их свободу. Нет, они не глупые. Они просто нормальные, как и все. Увы, таких большинство. Только небольшой процент молодежи, которых действительно можно назвать умными потому, что они умеют анализировать поступки других и на этом учиться (это, даже, нечто от мудрости); которые не считают унизительным слушать советы старших, так как они понимают, что у тех гораздо больше жизненного опыта – они всё знают и не ловятся на «заманчивые» злоухищрения.
      Я вспоминаю свою внучку, которой было два годика, но она хотела все делать сама. Когда мы говорили ей, что нельзя прикасаться к пламени свечи (праздновали день рождения и на торте, ее лакомстве, было 2 свечи) она с улыбкой норовила сделать по-своему. Хорошо, успели отдернуть ее ручку, но она успела все-таки прикоснуться, почувствовать пламя. Навсегда пропало это желание. Молодость самоуверенна. Она пока не догадывается, что ее в жизни ожидают не только успех и взлеты на вершины, но и промахи, спотыкания и даже падения в пропасть. Как утверждал Шекспир устами короля Лира: «Мы не властны в своем приходе и уходе».      
      Тинейджеры не могут понять, что «друг», с улыбкой предлагающий и азартно подзадоривающий «попробовать» - это не друг, а враг-душегуб – ликвидатор. Его задача погубить тебя, юноша. Возьми правой рукой и сорви с его лица елейную, «дружескую» и улыбающуюся маску и за ней ты увидишь злобный оскал дьявола. Он первую затяжку, первый порошок, первый укольчик даст бесплатно, только попробовать – дальше, он знает, ты сам трусцой побежишь за ним и будешь умолять за любые деньги повторную дозу. Ты уже привязан. Ты на крепкой цепи – НАВСЕГДА. Ты никуда не денешься – ты уже его жертва. Вся твоя будущая жизнь и твои деньги (а зачем бы он предлагал тебе это «попробуй». Из любви к тебе?) теперь у него в кармане. Он вполне обоснованно полагает, что ты – кретин (слабоумный). Не хватает ума и силы воли противостоять дьяволу. Те, уже попробовавшие хоть один раз, знают – он прав.
      Вот исповедь бывшего наркомана:
      - Момент, когда подносишь первый раз к руке шприц с «дурью» – это последнее мгновение, когда ты еще можешь остановиться. В это время ты еще в состоянии соскочить со своей «мокрухи», отбросить в сторону смерть и вернуться к счастью: к жизни, друзьям, к солнцу и людям. Когда укололся – сам «загасил» себя. Это эвтаназия: укол замедленной смерти. Смертный выстрел в самого себя – возврата нет. Теперь твои останки – так уже можно назвать тебя – контролируют твое сознание. Тулово узнало. Оно уже переделано. Изменен знак с плюса на минус. Теперь ОНО твой «пахан» и будет диктовать с кем «кентовать» и что «откалывать» всю, уже недолгую, оставшуюся жизнь. И ты будешь «шестеркой» холуйствовать перед ним. Для достижения дозы 2 -3 раза в день пускается в ход все: ложь, хитрость, коварство, воровство. «Моя растленность сидит во мне и требует: дай, дай. Каждая клеточка моего существа вопиет: дай, дай, дай». Тело ультимативно требует «кайфа».
      «Кайф» нарика – это состояние организма, когда разум, подавленный ощущениями тела, отказывается принимать объективные решения. Это даже уже не «кайф», а средство для поддержания твоего зыбкого состояния, только бы не кумарило. Дух становится рабом, лебезит перед телом. Светлые мечты, амбициозные планы, любовь, семья, карьера, все достигнутое, как бы велико оно ни было: все идет в жертву этому идолу (своему телу). Страдают все окружающие. Наркоман чувствует своими потрохами, где можно выманить денег. На это хватает таланта, одаренности, лидерства. Обманщик, манипулятор. Он носитель зла. А денежки в кармане наркомана – это все равно, что луна в тазу с водой. Ее видно, вроде она там, но ее там нет. Только отражение. Один на всем белом свете: ни дома, ни родных и близких, ни добрых друзей, ни любви, ни счастья, ни здоровья, ни жизни – НИ-ЧЕ-ГО. Пустышка…».
      А вот фрагмент из рассказа Михаила Булгакова «МОРФИЙ». Автор «Мастера и Маргариты» писавший роман под воздействием наркотика, знает о чем говорит: «Кокаин – черт в склянке. При впрыскивании, почти мгновенно наступает состояние спокойствия, тотчас переходящий в восторг и блаженство. И это продолжается только минуту – две. Потом наступают боль, ужас, тьма. Мгновение, и кокаин в крови, по какому-то неизвестному для фармакологии закону, превращается во что-то новое. Это смесь дьявола с моей кровью! Сердце начинает стучать так, что я чувствую его в руках, в висках…, а потом оно проваливается в бездну…. Не «тоскливое состояние», а смерть медленная овладевает морфинистом, лишь только на час или два лишаешь его морфия. Воздух не сытный, его глотать нельзя. В теле нет клеточки, которая бы не жаждала морфия. Смерть от жажды, - райская, блаженная смерть по сравнению с жаждой морфия. Так заживо погребенный, вероятно, ловит ничтожные, последние пузырьки воздуха в гробу, и раздирает кожу на груди ногтями. Так еретик на костре стонет и шевелится, когда первые языки пламени лижут его ноги. Смерть, сухая медленная смерть.»
      Наркоман – это не просто человек «немного» свихнувшийся, нет, это уже совершенно другой человек. Медики ставят им диагноз – человек с ИЗМЕНЕННЫМ СОСТОЯНИЕМ СОЗНАНИЯ. Этот же диагноз у сумасшедших. Только внешне человек один и тот же: глаза, лицо, уши, одежда... На самом деле – это уже другой. Духовная составляющая изменилась на противоположную. У него уже изменились ощущения, восприятия, эмоции. Оболочка, тело то же – сознание другое. Психологи и психиатры полагают, что у них существенные отклонения в психике. Мозг трансформировался под действием наркотиков с плюса на минус. Защитный рефлекс самосохранения – отключен. Как будто кто-то щелкнул выключателем. Это зомби, живой робот, запрограмированный на разрушение самого себя.
      Люди всегда пытались бороться с этим явлением, пытались лечить, но успех незначительный. По Украинским данным за 2011г. из 100% - 97 возвращаются назад. Только 3% излечиваются. Насколько я знаю, эта статистика из года в год повторяется, с небольшими отклонениями в десятые процента. Современная наука не имеет эффективных медикаментозных средств для борьбы с этой бедой. Может быть и будет когда-нибудь метод лечения таблеткой от этого несчастья, а пока... увы.

      Но если осветить логику и мировоззренческие позиции на которых основана работа наркологического центра «Дети улиц», на этом хотелось бы заострить внимание читателя – это, кстати, и позиция большинства населения планеты – то мы увидим совершенно другую картину. По данным ООН 75 - 80% населения Земли, считают себя верующими в Бога людьми. Нам дана свободная воля. Каждый из нас сам выбирает свой жизненный путь, свою дорогу. И Христианство дает равенство в достоинстве сынов Божиих. Тинейджер и сенатор, таксист и домохозяйка, менеджер... С точки зрения условий спасения, Бог ставит всех в одни равные и наилучшие условия. Мы равны и перед смертью, и перед условиями богосыновства. Но, дав человеку свободу выбора, Бог не освободил его: ни от тяжести этого выбора, ни от ответственности. Потому именно сам смертный и отвечает за свои поступки.
      Перед людьми открыты два пути: слушать и следовать зову своего тела или духа. Выбирай. Зов тела слушают атеисты, потому что материализм-атеизм как философская система не признает духовной сущности человека. Нет духа. Его нельзя потрогать, взвесить. А поскольку человек высшее животное – говорит атеизм – у него существуют только рефлексы. И главный рефлекс – ублажить свое тело (набить свое брюхо), в этом смысл его существования. У них стойловая мораль. Плоти доверяют те, кто идет на поводу у ней. В эту «великую когорту» входят алкоголики и педофилы, зоофилы и трансвеститы, наркоманы и некрофилы, андрогины и... прочие нетрадиционные отклонисты от нормы, которые не могут продолжать род или плодят уродов и дебилов... – можно перечислять их бесконечно. Это так называемые тупиковые ветви эволюции, как говорят материалисты, поскольку ведут в никуда – в смерть. К этому, как производное, можно добавить: «... и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь» Мф.24:12. И охладевает. На наших глазах сбываются древние пророчества, мы тому свидетели. Читайте «Красная клетка» Павла Гараджи, там много о признаках последнего времени. К этому можно добавить слова русского духовного наставника Игнатия Брянчанинова: «Плоти своей можно доверять только тогда, когда она уляжется в гроб». Однако там тесно, неуютно, а главное – уже поздно. Страшное слово. От него веет безысходностью, холодом. Кто-то высказал предположение: «поскольку планета перенаселена, существует некая программа по поощрению таких тупиковых ветвей эволюции, не убивать же, в конце концов, людей, которые «Плодятся как мухи».
      По другому пути и, по-моему – верному, идет наркоцентр Анатолия Соляника «Дети улиц». Его сотрудники полагают, что нужно вызвать глубинную перестройку личности наркомана. Нужна духовная трансформация. Пробудить и вернуть в прежнее здоровое состояние душу, а это возможно только Богу. Сотрудники наркоцентра пытаются показать воспитаннику, что его душа бесценна для Бога, и Он хочет его спасти. Только нужно самому обратиться к Богу. Задача христ. наркоцентра открыть дверь – входи. Если хочешь. Это выбор самого человека. Хочешь – колись; если сознаешь свою беду, иди к Богу, только там избавление. К Нему надо идти, нужна личная встреча со Христом. «Бог, который создал нас без нас, не может спасти нас без нас». (Блез Паскаль).
      - Наркоман - эгоист. – Это я уже цитирую Артема, сподвижника А. Соляника, показывавшего мне наркоцентр. – На это и можно ориентироваться, показать альтернативу, показать исцеление, чтобы разбудить, уничтожить равнодушие к себе и своей судьбе. Любой наркоман лелеет где-то далеко, в самой глубине своей души стремление к нормальной жизни, так уж заложено Богом в душе каждого человека, и нужно пробудить это.
      - Артем, существуют ли официальные программы, по которым реабилитанты лечатся? – спросил я.
      - Программу придумываем мы, потому что к каждому подход индивидуален. Программа рассчитана на 9 месяцев. Сначала пробовали на 3 мес. Потом на 6 мес. Этого было мало. Это не компютерная программа – создал и она работает. Порой это похоже на Сизифов труд. Нужно терпение. Через 3-4 месяца они только освобождаются от своей психологии наркомана. Мы с первых дней приучаем к свободе, ведь не поставишь к каждому сторожа. В конце концов, они все когда-то выйдут отсюда, их встретят друзья и они должны суметь устоять от соблазна. Здесь у них первый экзамен. Кто-то заваливает, кто-то сразу говорит – нет, кто-то начинает с нуля, кто-то выдерживает, а мы им помогаем. Если человек ищет греха – его не удержишь.   
      Есть правила, которые должны выполнять все реабилитанты. Злостных нарушителей мы выгоняем,  т.к. они отрицательно влияют на других. Некоторых обнуляем, т.е. начинаем сначала, которые хотят исправиться. Иногда люди срываются, они же люди, бывает. Мы приходим на помощь. Если кто-то злостно не хочет лечиться, мы даем испытательный месяц – два, потом выгоняем. Если хочет пусть едет домой или идет в другой центр, у нас налажена связь с нашими коллегами из других реабцентров, и мы успешно сотрудничаем.
      Результат зависит от желания реабилитанта. Один может и 5 лет быть в центре и не иметь результата, а другой, у которого острое желание вылечиться может и за полгода достичь успехов. У многих разные цели: кого-то родители заставили, кому-то суд присудил и нужно выполнить решение суда, кто-то ради сохранения семьи, но не ради себя и только некоторые в полной мере сознают, что это необходимо для него самого, для своей души, грешной перед Богом. Мы стремимся, чтобы у наших друзей закончилась плотскость и на ее месте возникла духовность. На этом свете есть только одна защита от зла – Бог. Вера – это не просто слова, это образ жизни. У нас очень насыщенная духовная программа и она дает существенные плоды. Мы посещаем церкви, слушаем духовные записи и смотрим христианские фильмы. Нам помогают из русских и американских церквей. Здесь, у нас духовное и материальное – трудотерапия – переплелось настолько сильно, что при взаимодействии одного с другим дает хороший положительный эффект. На этих принципах работают почти все христианские реабцентры.
      - Существует ли какая-то статистика в вашей работе?
      - В этом году будет 8 лет активной работы. За это время прошло через нас свыше трехсот людей. Из них 36 людей, у которых сейчас все хорошо. Многие оступаются. Я вообще не люблю статистику. Христос не учит нас статистике, Он говорил, что важно дорожить судьбой даже одной овцы в стаде.
      - На какие средства вы существуете? – поинтересовался я.
      - В основном на благотворительность. – Подошел к нам и включился в разговор Анатолий Соляник. – Есть у нас и спонсоры, но мы стремимся к самоокупаемости. У нас есть хорошая пасека, птицеферма, маленькая свиноферма, но и планы большие. Мы планируем посадить хороший сад; построить новый свинарник; загон огородить и завести коз, овец, бычков; выкопать большой пруд-водосборник, забить новую скважину – эта уже плохо справляется и т.д. В общем, планов много, нужны средства, чтобы все это реализовать. Только для оформления документов (проекты)  нужна куча денег,  оплачивать счета за коммунальные услуги, кредиты, за транспорт, а материалы, их привоз, покупка корма для животных и птицы... Хорошо бы не только привлечь дополнительные средства, но и, может быть кто-то захочет из пенсионеров отдать свои знания в садоводстве и сельском хозяйстве. Место, где жить семье пенсионеров есть, бесплатное. Пенсия будет сохраняться.
      Это будни подвижников, как я их назвал, трудные, требующие самоотдачи и большого терпения. Не для себя живут – для других. Они, любя других – обретают, отдавая – получают. Обретают свой смысл жизни, и получают огромное удовлетворение от того, что нужны людям, что являются орудием в руках Божиих по спасению других от смерти. «Ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать». Лк. 9:56.
      Недавно я услыхал вопрос: «Я тоже не понимаю, как может христианство воздействовать на наркомана. У него ломка, а ты ему Библию».
      Вот так и воздействуют. Успехов им и всех благ от Бога.

                Вячеслав Иотко.    22.09.14 г.