О любви

Татьяна Киссель
Я долго раздумывала – как написать о любви? О той любви, которая, безусловно, была, есть и будет в жизни каждого человека. Ведь столько уже сказано на эту тему! Написаны прекрасные романы, волнующие умы многих поколений читающей публики.  Классифицированы и исследованы различные виды любви, разложены «по полочкам» причины и следствия успеха и неудач. Но мы пытаемся вновь и вновь разгадывать эту самую замечательную тайну человечества.

Сегодня научный и технический прогресс, особенно средства массовых коммуникаций, стремительно меняют нашу жизнь. Но человек в этом развитии остается самым инертным звеном. За последние тысячелетия он почти никак не изменился - те же 2 руки, тот же размер мозга, те же  устремления. А они просты, как и 10 и 100 и 1000 лет назад. Найти свою любовь, быть счастливым - эти желания остаются и сегодня самыми актуальными. Правда, интернет стал сильным конкурентом тем возможностям, которые существовали для поиска любви 100 лет назад. Но суть не изменилась – мы хотим любить, быть любимыми, жить в любви.

Однако, не все так считают! «Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ) внесла любовь в официальный реестр психических заболеваний человека. В реестре МКБ (Международный классификатор болезней) любовь находится под номером F63.9. «Любовь, как болезнь» расположилась сразу же после таких заболеваний, как алкоголизм, токсикомания, игромания и клептомания».

Вы думаете, что эта цитата из фантастики, из далекого будущего? Да нет, решение ВОЗ взорвало СМИ и интернет еще в 2011 году. И, судя по отзывам и комментариям, очень многие (особенно люди молодые) совершенно согласны с такой оценкой!
Так следует ли ожидать «техногенного взрыва» в развитии личности? К чему он приведет? Как изменится сознание и восприятие мира у наших потомков? Останется ли в мире любовь? Или ее заменит практичный, полезный для здоровья, секс?

Мое «исследование» не претендует ни на полноту, ни на достоверность – слишком мало «личного» статистического материала.

Почему нам нравятся одни мужчины, а к другим мы абсолютно (и часто незаслуженно) равнодушны? Какие мужчины нас очаровывают и кого очаровываем мы? И почему это очарование так редко бывает взаимным?
Думаю, что в разном возрасте «законы привлекательности» отличаются и для мужчины и для женщины.

Что такое любовь? Бабочки в животе?
Лист, сошедший с ума, ночью ставший цветком?
Что такое любовь? Солнце в талой воде?
Или, может, луна, разбудившая дом?
Или жажда тепла и касания губ?
Что такое любовь? Может, запах волос?
Может, сердца канкан или горечь разлук?
Что такое любовь? Безответен вопрос…

Это милое стихотворение Дианы Балыко прекрасно иллюстрирует то, что происходит с нами в юности, когда жизненный опыт еще отсутствует.

В это время притягательность нашу в глазах противоположного пола можно объяснить только на уровне флюидов. Если мозг и присутствует в этом процессе, то это «мозг первобытный». Он посылает сигналы гипофизу, который вырабатывает дофамин и норэпинефрин и подавляет серотонин.

Эта смесь придает организму невероятную энергию, помогает «свернуть горы» на пути к объекту, усиливает ощущение счастья и радости. Немаловажную роль в этом жизнеутверждающем процессе, знакомому еще нашим далеким предкам, играет, конечно, внешность.

В более зрелом возрасте выбор более сложен. Ведь мы выбираем «самца», отца для будущих детишек. И «самочку», хозяйку дома. Здесь одной внешности маловато будет.
Но вот, выбор позади, что дальше?

А дальше печальная статистика брачных отношений. Процент разводов намного превышает 50%. Похоже, что институт брака в его традиционной форме, особенно для групп населения с высоким IQ себя исчерпал. Этот самый IQ никак не способствует гармоничным семейным отношениям. 

Нет, я не призываю к многоженству и полигамии! Просто супруги должны понимать, что на пути совместного существования у них есть максимум только 50 шансов из 100 остаться вместе. Возможно, понимая с самого начала, что эта неутешительная статистика касается напрямую и их пару, супруги будут осторожнее в построении своих отношений. Ведь, как говорят, предупрежден, значит вооружен!

И еще, по моим наблюдениям, ничто так не способствует сохранению семейных уз, как некий особый «житейский ум», которым обладают некоторые счастливые женщины. К IQ этот ум никакого отношения не имеет. Скорее, наоборот. Но пары с такой супругой благополучно преодолевают все бури и штормы семейной жизни. Встречают рука об руку зрелость. Устраивают судьбы детей, помогают внукам. Спят в одной постели. Завидую?  Да, наверное!

Пора закругляться и делать выводы.  Так что же такое любовь?
Любовь, как бесценный дар жизни, как самое отчаянное желание и устремление женщины?

Любовь как болезнь, со своей классификацией, номером F63.9 в реестре заболеваний МКБ и соответствующими лекарствами?

Любовь как химический процесс, подобный пищеварению? Дополнительные 10 000 химических реакций, спровоцированные хорошим катализатором – и ты влюблен, полон желаний, готов на любые подвиги!

А есть женщины, для которых очень важны слова. Как говорят - любят ушами. Но вот перечитывала недавно Эрнеста Хемингуэя. Внучке задали на каникулы. Ну, и я решила вспомнить молодость. «Снега Килиманджаро». Читаю и наталкиваюсь на фразу: «Откуда женщине знать, что за словами, которые говорятся ей, НИЧЕГО нет, что говоришь просто в силу привычки и ради собственного спокойствия. Когда он перестал придавать значение своим словам, его ложь имела больше успеха у женщин, чем правда. Плохо не то, что он лгал, а то, что вместо правды была пустота». Ох, как же это верно! Сколько раз в жизни я сталкивалась с красивыми речами, за которыми была пустота. И ложь.

Здесь я больше рассуждала о любви с точки зрения женского пола. Но были в моей жизни мужчины, которые очень откровенно говорили о своем видении этой важной составляющей жизни человека.

Один из них, Израйлевич Иосиф Семенович, с которым рядом мне посчастливилось работать долгие годы, ученый с мировым именем, человек очень эмоциональный и неравнодушный. Его эрудиция - энциклопедического свойства, какой бы области знаний ни касалась беседа. Медицина, история, литература, прошлое и современность – он так же свободно рассуждает на эти темы, как и на профессиональные, связанные с физикой атома. Даже интернет не пролетел мимо него – уже в 85 лет, когда ему подарили компьютер, он не отдал его внучатам. Освоил, несмотря на плохое зрение.

Наша беседа о любви состоялась много лет назад, когда мы оба еще работали. Обстановка была совершенно неромантичная – после работы мы стояли на автобусной остановке. Но слова Иосифа Семеновича помнить буду всегда. Мы говорили о науке, о том, что необходим особый склад ума, чтобы заниматься исследованиями. И тут Иосиф «отвлекся». Он заговорил о том, что реализовать свой интеллект можно не только в науке и творчестве. Вот любовь – она, по его мнению, требует огромной работы ума и является чрезвычайно интеллектуальным занятием.

Для меня наша беседа стала большим откровением. К тому времени моя «любовная лодочка» уже несколько раз потерпела крушение. Новые отношения как – то не случались, подрастали дети. Именно они, мои девочки, а еще работа и карьера отнимали все силы – и интеллектуальные и физические. Если и посещали мысли о любви – то скорее как о некой приятной альтернативе, «разрядке».

Слова Иосифа Семеновича задали новую, более высокую планку. Действительно, любовь, как потребность не только тела, но и ума, интеллекта. Любовь, как процесс, побуждающий и способствующий творчеству – такой взгляд имеет право быть. И для меня этот критерий Иосифа (если можно использовать слово критерий, рассуждая о любви) стал определяющим.

Уезжая, я тепло попрощалась с Иосифом Семеновичем. Будучи немножко навеселе, откровенно посетовала, что, к сожалению, не было в моей женской судьбе близкого человека, похожего на него. Пошутили, что в Израиле, где много Израйлевичей, возможно это исправить. Наверное, Всевышнему понравились наши рассуждения. И потому он дал мне шанс «поправить» свою женскую судьбу. 

Когда мозг взаимодействует с мозгом, когда мужчина и женщина настроены на «одну волну», когда отношения побуждают к творчеству и развитию – это для меня и есть любовь. Для меня. Я не претендую на всеобщее знание. Встречи, ласки, секс, тихая беседа, просмотр телека, прогулка – с любимым мужчиной все становится источником счастья.

Сегодня мне приснился очередной сон. Я их вижу очень редко. За последние полгода – это второй раз. Но если сон бывает, то очень отчетливый, необыкновенно похожий на реальность. Проснувшись, даже не сразу соображаешь, где ты.

Мне приснилось, что я заблудилась. В своем родном, маленьком Новоуральске. Который где – то 7 км в длину и чуть меньше в ширину. Я спешила домой, прошла через парк, чтобы сократить путь. Действительно, такой парк есть в городке, и там есть тропинки для особо нетерпеливых. Но я никогда там не ходила. Не потому что боюсь. Просто обычно я никуда не спешу. А если спешу – беру такси. А во сне решила через парк. Но вышла не к дому, а на совершенно незнакомую улицу. Она была без названия – номера домов, которые я рассматривала – были, а вот названия улицы – не было! А как вызвать такси (а я хотела уже и во сне сделать это), если не знаешь улицы!? Бродила я долго, улица, скорее, напоминала извилистые арабские кварталы в Хайфе, там был рынок, где я с удовольствием поела. Но как называется улица – мне так никто и не сказал, хотя я беседовала с множеством людей. Продавцы на рынке, встречные девушки – никто не знал названия. Так и проснулась, не узнав.

И подумала, что моя профессиональная жизнь, связанная с работой, учебой – очень проста. Улица прямая, название известно. По этой улице пряменько, никуда не сворачивая, я шла более 40 лет. Иногда быстрее, иногда медленно, но направление всегда было понятным. А вот женская судьба, любовь – они больше похожи на ту кривую, извилистую улочку без названия. Из моего сна. Но мне было хорошо на той улице...

Любовь.....Раньше я писАла довольно длинные опусы о ней. Мне хотелось расковырять, исследовать, понять, вывести формулу....Как в моей родной физике - химии.

Теперь знаю точно - нет никакой формулы любви! Есть страсть, влечение, гормоны. А потом - приходит ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ. А вслед за ним - понимание, сопереживание, поддержка, уважение. И мы становимся ПАРОЙ. Чего всем искренне желаю....


А бывает так, что не приходит...Этот самый ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ. И тогда мы Хаос, Бардак и Сумашествие почему - то называем любовью...Чего никому не пожелаю..