староста, я тебя знаю

Элизабет Кондр
Кто же такой староста? Воображение рисует старца с длинной бородой, сжимающего посох костлявой жилистой рукой. В глазах его увидишь мудрости поток, лицо с морщинами об испытаниях тебе расскажет. Его слова и правда золоту равны. Но…
Мы будем говорить о старосте в университете. В обычном университете нашей страны. И более того, я вам раскрою тайну. Сам староста и будет рассуждать о своей жизни: нелегкой или легкой - это уже вы сами решите. И раз уж староста у нас очень конкретное лицо, а не персонаж собирательный, то и учебное заведение сделаем не менее конкретным, возьмем , к примеру, ИЖЛТ.
Так надо и отделение, и курс выбрать. Чего уж останавливаться и создавать туманную завесу на нашем пути.
И теперь мы готовы - ИЖЛТ, вечернее отделение, второй курс, староста.
Но и опять не сможем мы продолжить разговор, пока не охарактеризуем обязанности старосты. Нет, не уходите! Это всего одно слово - информированность. Староста - это рупор учебной части.
Каждый день перед лекциями наш герой заглядывает в учебную часть, чтобы узнать об изменениях, если они появились. И если они появились, то его основная задача сообщить о них студентам.
На некоторых лекциях староста ведет листы посещаемости для преподавателей. Не все преподаватели доверяют старосте это дело. О причинах такого поведения даже рассуждать не будем. Но наш староста не из тех, кто нарисует галочку , как в "Мертвых душах".
Если преподаватель сообщает о предстоящем семинаре или контрольной, то с этого момента и начинается самое сложное. Не все из тех, кто присутствовал на лекции, услышали преподавателя. Что уж говорить о тех, кого и вовсе не было. Староста сообщает новость в этот день, вывешивает ее в группе, которая создана для курса в одной из социальных сетей. Ближе к дате староста опять вывешивает объявление с картинкой, чтобы привлечь внимание. А в сам тот день приходят сообщения всем студентам на телефоны, в группе опять объявление и знаете что? Все равно найдутся уникальнейшие студенты, кто не увидел сообщения или забыл, что группа курса есть, и этот кто-то может еще и оказаться тем, кто был на лекции, когда седовласый профессор делал свое объявление.
Два раза в год староста превращается в представителя коллекторской конторы. Ему вручают список должников. Хотя, между нами, список обычно составляет один-два человека, но первоначально простыня с неплательщиками намного длиннее. Почему? Очень много факторов. Начиная с уставшего бухгалтера, который может пропустить на тысячном студенте фамилию в бланке, до магии, которая всегда присутствует в местах, где много бумаги разной. Староста всех "должников" оповещает лично. Выслушивает удивление и возмущение, сарказм и издевки, не в свой адрес, вы же понимаете.
И это все после целой операции , которую смело можно назвать "оплати институт". В этой операции задействованы все доступные способы пропаганды - уговоры, предупреждения, напоминания неоднократные, угрозы пенями, помощь в разрешении сложных финансовых ситуаций и что уж говорить, часто в день оплаты староста на короткое время является обладателем приличной суммы денег, потому что всегда найдутся те, кто так и не смог появиться в тот самый день, когда бухгалтерия работает, и передает финансы старосте. Но. Это всего лишь минуты.
Поэтому, когда ему вручают список "должников" староста уже знает, кто в нем лишний. Нужно лишь подтверждение от самих студентов.
Воспитание. Это удивительная возможность почувствовать себя мамой мира сего. Сейчас же, если студент заходит в аудиторию после начала лекции, громыхает стулом, шуршит пакетами, привносит аромат свежесваренного кофе, здоровается со всеми, кого еще не видел, прочищает горло, словно ему лекцию читать, снимает верхнюю одежду разрезая воздух звуком расстегивающейся молнии, и ? И ничего. Преподаватель, очень часто это профессор, может прерваться, а может и не прерываться, глазами лишь наблюдая сие явление. В такие минуты странное чувство стыда забирается внутрь старосты - стыда за студента, за его родителей и за преподавателя. Ученый муж, возможно не видит смысла в воспитании достаточно взрослых отпрысков, те же не имея примера из прошлого, продолжают себя вести в настоящем так, как и до этого вели. Но Аристотель еще говорил:"Человек - социальное животное". Поэтому животное можно и нужно дрессировать. Глаза же старосты видят отсутствие уважение между студентами и преподавателем. "Уважение" стало архаизмом. Поэтому, когда лекция заканчивается и на столах остаются шкурки от банана, стаканчики и пакетики с чаем, староста спешит поймать за рукав тех, кто весь этот декор оставил. И часто непонимание в глазах студента видит:"Зачем убирать? Тетенька придет и уберет". А как же "хочешь изменить мир - начни с себя"?
И только староста может увидеть то, о чем все молчат и не хотят упорно замечать. Нет преемственности между школой и институтом. Вчерашние дети, которые прятали дневники от родителей и точно также прятали глаза от возмущенных речей учителей, сегодня оказались перед лицом Свободы. Надзор родительский пал, преподаватели в вузе не журят за отсутствующую домашку, ее же нет. Никто не ведет журнал с отметкой посещаемости. Свобода. Но только есть момент. Свобода есть, а что с ней делать не очень понятно. И на смену Свободе приходит Вседозволенность. И никто пальцем не погрозит, брови никто не хмурит. Хочешь - ходи, хочешь - не ходи. Выбор дан. Но готов ли вчерашний школьник к этому выбору? Он растерян. И тут староста становится и родителем, и учителем. Подскажет, напомнит, объяснит и просто подбодрит, когда колени предательски согнутся перед экзаменом. Теперь мы знаем, кто на самом деле староста в вузе.