Обмен аргументами

Ааабэлла
Когда Вольтеру перед смертью предложили отречься от дьявола, он ответил: «Сейчас не время заводить новых врагов…»

К всерьёз занемогшему мужу, от которого отказались врачи, женщина позвала священника.
- Но ваш муж… - сказал ей тот, - неужели он прозрел пред концом жизни земной?
- Нет, святой отец, - вздохнула она, - упрямый он… хотя человек прекрасный, кого ни спроси! …но, может быть, вам удастся…
- Что ж, попробуем, - отвечал священник, - вдруг на то будет милость Божья… Бюст Вольтера так и стоит у него в кабинете?..

Однако больной оказался неумолим. Напрасно взывала к нему любящая супруга, желавшая встретиться с ним после… Впустую потратил свою силу убеждения приглашённый служитель Господа.
Упрямец сказал им:
- Я прожил, стараясь никого не обманывать всерьёз, разве что ради его блага… И что ж, вы хотите, чтобы теперь я обманул Того, о ком говорите с таким пиететом? Обманул ради корысти, ради надежды на «Потом»?..

Супруга безутешно плакала у него в ногах. Священник нагнулся к самому уху упорствующего:
- Вы говорите, что признаёте обман лишь на благо ближнего?
Тот удивлённо повернул к нему голову:
- Да…
- Так вот, Господа вы не обманете. Даже захотев. Но пощадите вашу жену, которая хочет знать, что свидится с вами после…
Больной не сразу ответил, прошептав:
- Выходит и вы обманываете во благо… А не боитесь, что Тот, кому служите, всё же есть?
Поражённый, священник резко подался назад, но совладал с собой и сказал столь же тихо:
- Я буду молиться о вашем здравии… ибо вы не готовы к встрече с Господом. Возможно, тогда вы уверуете.
Мужчина ответил:
- Зачем? Разве важнее уверовать, чем праведно жить?.. Не скажу, что был святым… да и не угодишь на всех… но делал добро и тем, кто не был мне слишком приятен, старался никого не обидеть. Если Тот, встречей с которым меня пугаете, благоволит лишь к рабам своим, а не к праведным… то, даже если есть Он – такой, то… либо я Ему не подойду, либо вы… не тем Его себе представляете. Таких… больше, чем нужно и здесь. Им лишь рабы и нужны. И мне Он… такой не нужен. Не тратьте на меня усилий… попусту.
И отвернулся к стене.

Когда священник услышал, что упорствовавший пошёл на поправку, то решил навестить. Ему открыла счастливая супруга выздоравливающего:
- Здравствуйте, святой отец, ваши молитвы возымели действие! Благодарю вас!
Однако муж, улыбнувшись ему, дождался пока они остались одни, и прошептал:
- Радуетесь? А не считаете, что я остался, чтоб испытать вас?.. Вдруг Он…
Мужчина указал глазами на потолок.
- … мне больше симпатизирует, чем вам?
Священник вздохнул: «Вот она – гордыня…», а вслух сказал:
- С вами интересно вести диалог. У нас уже есть общая тема. Есть надежда, что со временем и в трактовке сойдёмся. Неужели бы вам не хотелось, чтобы милостивый и справедливый Господь существовал?
Оппонент посмотрел на него и опять улыбнулся:
- Опять хитрите… Бог возможен, либо милостивый, либо справедливый.
- Отчего же?
- Справедливый – безжалостен, поэтому надеяться следует только на милостивого… Милость – вторжение в справедливость.
- Как сказать… - протянул священник, - с одной стороны, очевидно, что суди нас только по справедливости – Господу давно бы пришлось избавиться от человечества… Однако вы, видимо, никогда не руководили? С людьми надо быть дипломатом. Вы ж и сами это заметили. Потому что в таком деле невозможно быть только справедливым – вызовешь общее недовольство и сорвёшь работу. Каждый считает мерой справедливости-правоты -- себя и свои пристрастия… Вот как вы, например.
Внимательно слушавший его выздоравливающий подмигнул и добавил:
- Или вы… Именно поэтому Общий Знаменатель и невозможен.
- Мда… это опять же вытекает из нашей логики. Но отсюда же имеется и другая необходимость – чем-то сплачивающая всех, ибо существовать мы можем, лишь объединяя усилия, а не в розни, в которой способны истребить всё вокруг…
- … потому что продвинулись в этом искусстве гораздо дальше единения, - вновь вставил своё мужчина.
- Мы, - согласился священник, - но не Он. И если Он нас столько времени терпит, давая шанс, то, вероятно, верит, что способны измениться…
- Больше Ему ничего не остаётся, раз сделать не получается. Как и людям, ведь не получается-то у них!
Священник открыл рот, чтоб мягко возразить, но сказал лишь:
- Вы сейчас ещё слабы. Лучше я зайду в другой раз. Выздоравливайте!
- Скорее, я слишком силён… - пробормотал оппонент, провожая взглядом священника, и задал тому в спину вопрос:
- Вы не упомянули тогда при мне о враге рода человеческого… Учли ответ Вольтера?
Священник обернулся в дверях:
- Ваш любимый автор признавал необходимость религии в общественно-полезных целях, хотя сам не верил…
- Что поделать, он был не только аристократом духа, но и по происхождению… Я же не имею генеалогического древа, с которого слезли мои предки, и могу себе позволить судить в данном вопросе иначе…

До чего они договорились? А разве может такой спор окончиться? Ведь он длится уже тысячи лет, и каждая сторона только копит свои аргументы в этом споре…