Сказка и быль

Рая Кучмезова
На самом деле и жила и была одна девушка. И в миг рождения тревожила таким светом, что назвали ее Жансурат.
 Колдующее, дерзкое имя преподнесли ей люди.
 Да, если бы лучшая душа под небом, посланная самим небом, решилась бы появиться в мире, то приняла бы только такой облик, решили близкие и назвали ее Жансурат: Жан - душа, сурат - рисунок.
И все вокруг обращались к ней коротко - жаным - душа ты моя, несказанное в моей душе, лучшее, что есть в моей душе -подай айран, принеси хворост, подои корову. Как странно.
Никто не ведал, что девушка эта с улыбкой - солнечным зайчиком - без души.
Это страшно,родная моя, лучше уж, как все носит в себе -змею, птицу, сорняки и ландыши.
 Да, - разные, многие души кружатся на одной поляне.
Сталкиваются,  как враги под пропастью,обнимаются, но пустыня в темноте - только не родившаяся душа бывает в этом мире, в любом другом, так мертва - это страшно.
Да, пошла она однажды в лес собирать  хворост и заблудилась.
 В знакомом, тропинистом лесу заблудилась Жансурат.
 Я не сказал, что она не умела плакать и ничего не боялась.
Страх и слезы - когда что то боишься потерять, потерял кого- то, а ей это было неведомом, как тебе, моя девочка, старость и смерть.
Любой бы в ночном лесу - один и без пути - заметался, закричал. Она - нет. Шла прямая, тонкая - покойно и скучно.
Шла она, шла. И вдруг встретилась с Мухадином.
Был такой парень у них в ауле. Весь неправильный, не сказать, что уродлив - рост, правда маленький, плечи широкие, губы, как будто все время что-то оплакивают, но ничего пугающего, мрачного.
Считали его почему-то дурачком все. Только ли от того, что был немым?Нет, родился то он нормальным - онемел или перестал просто говорить однажды было неизвестно.
А однажды он исчез. Все искали - как его мать, бедняжка, мучилась. И что странно, никто не думал, что с ним случилось что-то. Нет, все решили, что он в лес убежал, в лес ушел. Почему и не скажешь. И впервые люди угадали верно.
Стоял Мухадан в темноте и от голоса его не вздрогнула Жансурат.
-Ты пришла? - спросил он и закивали, зашептали листочки
пришла, пришла.
 – Ты  услышала меня? - спросил он и заплясали, закружились травинки - услышала, услышала.
-Я заблудилась, сказала Жансурат и сразу все вокруг запахло снегом тающим.
Встречу эту подстроил Абсаты. За многие века удивился он, когда впервые увидел улыбку Мухадина.
"Вот она какая - человеческая печаль, - думал он, разглядывая многоликие лучи, протянутые от следов его, кончиков пальцев, дыхание.
 Они прикасались как травинка, проведенная дорогой рукой по лицу перед прощанием навсегда - щекоча и ударая, они грели и опаливали - и добрел Абсаты, молодел.
 Он любовался Мухадином, как своим прошлым и решил оставить его в лесу.
Он захотел поверить, что его домовые что то перепутали, для чего то обманывали его. Ведь что они ему сообщили - каждого можно посадить в подвал без окошка. И скоро каждый привыкнет кружиться в безвоздушных сумерках.
Запертый, захлопнутый будет бегать, бегать.
Придумает любовь, чтобы не всегда холодно и тускло было.
 Вытащить свое богатство - до крохи сложить под костер, дует-дует, а оно сырое, трусливое, но однажды загорится.
 У кого как - конец один - немного воды, немного ветра и остается только колючка - дым, да пустые руки, да окна без стекол. Приходит пустота. А этого он боится.
 Сундук деревянный сколотит, на стенках почему-то павлинов нарисует - а внутри  дешевые, дырявые вещи складывать начинает.
Зачем, кому не важно - главное, что бы не пусто. Но радость в другом - он верит, что у него там наследство. А сын откроет - пыль и паутина.
Чего одна история Комара стоит?
Вспомни.Не помнишь?
 На красивом коне красивый человек летел, очень спешил, у него было задание, он нес за грудью Светлячка, то что люди называют чудом.
Красивый человек на красивом коне должен был найти чловека, которому можно его отдать - волшебного, угадливо, умно играющего в радость, желания отгадывающего.
Одно условие - принять Светлячка должны были без испуга.
Бабушка Айкез решила так позабавиться.
 "Я дам тебе свободу, я бываю щедра", - сказала она своему слуге, - но ты должен найти хотя бы одно существо, способное не испугаться моего внука. Хочу, чтобы тебе повезло - задание нелегкое. А нет, жаль, но ты будешь превращен в комара и плохо тебе придется - ты еще будешь знать, что ты вовсе не комар.
Обрадовался слуга Айкеза, что трудного - ведь чуда ждет каждый, только ждет и всегда чуда, а Светлячок не умеет чудить для зла, вперед, вперед...
Кругом томились все в ожидании.
Ожидание, казалось, было основой воздуха и дышали люди вовсе не кислородом, а им. Легко Светлячок угадывал их, да особой прозорливости от него и не требовалось. И протягивал им в руки именно то, что неумело и исступленно они вымаливали. В ответ люди каменели, белели, кричали - ни один не улыбнулся. И летает теперь Комар среди них, без удовольствия впивается в кровь.
 Тяжелеет, чернеет от нее, ненавидит , а вытягивает, тянет ее. И так его жалко.
Он ли родился, родился ли на самом деле - не ведает, а боится умереть. Думает, что ему дано умереть. Так этого боится, что научился хорошо только одному - убивать то, что посмело родиться однажды.
В этом отказать ему трудно".
Многое, разное передавали домовые. Абсаты и раньше знал, что все о людях скучно, а теперь не успевал спрятать зевка...
Последний раз он выслушал их недавно - какие мы домовые без дома - перебивая друг друга шумели они, а в глазах тоска, голод. И Абсаты пожалел их. Отправил к другому племени, а сам потерял всякий интерес к людям.
И вдруг один из них приходит в лес и он  даже завидует ему.
 Да, он подарил ему языки леса, но оказывается, они ему и не нужны, он принес их с собой. Он еще что-то принес с собой, а так разве стал бы паук  пришельцу, как равному, загадывать загадки, медведь рассказывать о своей невысказанной печали, крапива вспоминать, каким одуванчиком она была в другие дни.
"Вот она, какая человеческая любовь* - тосковал Абсаты, разглядывая человека у окошка.
 Единственного окошка на всей земле.
 Кругом метель, кругом темнота - а он стоит и смотрит. Не постучит, не заглянет.
Захотелось Абсаты увидеть ту, которая сидит за этим окошком. И вновь он удивился - в кругах на воде было больше жизни, в птичьем пере больше тепла, чем в ней.
Да, красива - красива, как рисунок души, вместивший три мира, но рисунок. Случайный прекрасный рисунок на снегу - чем не чудо -одаривал другого жизнью и оставь его на льдине - не замерзнет, кинь в бездну - уцелеет, сам бог, бог каждая травинка и все это благодаря рисунку на снегу?
-Нет, я посмотрю, что же будет теперь, когда узнав все мои слова он вновь увидит ее? Что будет? Увидит ли он, что нет ни какого окошка?
И  Мухадин увидел ее.
"Кого же мне благодарить", - думал он
«Чем я заслужил этот миг и чем мне платить за него", - изумлялся он.
 "Нет, судьба милосерднее нас - она рядом, - молча говорил он, - а Жансурат все слышала и хмурила брови.
-Я заблудилась, - повторила она.
Он знал и это. Стоял в темноте и знал, что это волна, ее голос с запахом тающего снега - много, больше не надо. И знающий все слова сказал
 - Я буду жить столько, сколько будет у тебя желаний.
Ей бы испугаться, ей бы закачать своей красивой головой, ей бы заплакать - у меня нет ни каких желаний - признаться бы ей, а так оно и было, но она сказала:
"Я хочу море", - и он открыл губы и из него выбежало маленькое зеленое море.
 - Я хочу небо, - сказала она и на второй руке ее лежало живое, белое небо.
 - Я хочу полетать, - придумала она и сразу увидела внизу землю.
- Я ничего не хочу, - крикнула она ясно и холодно, и Мухадин растворился.
Абсаты не успел вмешаться и поняв, что теперь он в другом лесу, в другом и навсегда, рассердился он. И превратил Жансурат в белую птицу, дивную птицу, которой любовались все, но никто близко не подходил.
Летала она летала. Всегда одна, всегда белая. И увидела однажды летучую мышь.
И заплакала впервые. Ничего ей не надо было - ни воздуха со многими руками, ни перинного гнезда - только рядом с Летучей мышью. А он ее не видел.
 Он улыбался над ее слезами, потому что сам плакал, когда видел улетающую ласточку.
Другие дни пришли к белой птице. Потом она поймет, какие они были подарочные.
Однажды она увидела, как брат Летучей мыши поклонился этой ласточке, обычной такой  ласточке, и твердым значительным голосом лепетал: мой брат любит вас. Нельзя же человека держать привязанным. Это больно. Посмотрите на него. А она смеясь и плескаясь - нет, нет.
И это слово "нет» стало тяжелым, громыхающим облаком и его через черное небо, состоящее из пустых и гулких комнат, надо было притащить к Летучей мыши.
Белая птица стала помогать ему. Не жалея своих чистых перьев белоснежных, она толкала слово-облако - тяжелое, липкое, кричащее от каждого прикосновения, а сама шептала:
 - Скажите ему, пусть он увидит меня.
Зачем от меня прятаться. Разве можно от меня прятаться, меня можно пугаться, Я сама себя боюсь, но улыбаться зачем?
И таким жарким был шепот Белой птицы, что он растворил облако, превратил его в дождь. Холодный, долгий дождь. Ласточка испугалась и убежала под другое небо.
Долго раздавался в лесу охрипший, бессонный голос Летучей мыши. Всю ночь слушала его Белая птица - случайно увидев в эту ночь ее глаза Абсаты - это были глаза Мухадина.
Наверное, все, девочка.
-Нет, Anna, ты мне покажи, какая она - любовь.
-Не знаю, не сумею. Ты увидь такое - сидят в темной
глубокой яме люди. И одному удается выбраться и он говорит -
здесь трава, цветы, здесь яблоки зреют. А те, внизу, кричат -
не может быть, там не может быть того, чего здесь нет.
Тот, наверху, уверяет - я же  вижу, я могу прикоснуться к ним щекой - здесь солнце спит в каждой росинке, по небу зайцы бегают, много цветов вокруг - каждая - колыбелька - я могу положить туда свое нетерпение, свой страх и вы сможете.
Все эти, другие слова - лоскутья из сумерек для того, кто не поднялся, кто сидит перед тусклой стеной.
-Аппа, а ты ведь никогда не сидел в этой яме, ты всегда
знал, что есть небо, есть цветы.
-Почему это не сидел? И не один раз спускался я в нее и каждый раз мне казалось - навсегда. В чем же было спасение, память
моя, в тебе спасение и было…