Партизанский еврейский отряд

Симион Волков
Рассказ
-------
Посвящаю моему деду Самуилу, тётям Соне и Фейге, их детям и всем, погибшим от рук немцев и их прихвостней в гетто Бобруйска, Мстиславля и других городах Белорусии во время Холокоста.
-----------------------------
жанр мейнстрим
--------------
Преамбула - рассказ мой не для слабонервных и впечатлительных людей.
Это короткий рассказ о том, как это было и с кем это случилось в страшную годину военных лет.

Хоть и давно я это услышал и было мне всего пятнадцать лет, запомнил я тот вечер
в родном Бобруйске навсегда. Уж очень необычно и почётно было для мальчишки сидеть весь вечер за столом вместе с отцом и с отцовскими друзьями из тяжёлого детства 20-х годов и юности 30-х.

И не просто сидеть в уголке, но и выпивать с ними, закусывать и слушать, слушать и удивляться. Все, чт мне мне удалось запомнить и не забыть, я по памяти постарался написать. Настолько  необычным и неожиданным было для меня всё услышанное в тот июньский вечер, далёкого уже теперь 1962 года, что я много лет часто вспоминал тот знаковый вечер в Бобруйске. Теперь я постараюсь передать всё, что сохранила память, для вас.

В тот год я учился в восьмом классе и наша дворовая компания 14-15-летних пацанов попала под влияние авторитетного взрослого парня Валеры. Откуда он в нашем "хрущёвском" дворе тогда появился, не знаю. Но то, что он не жил в нашем квартале, это я точно помню.

Позже выяснилось - этот "Валера", у него оказывается настоящее имя было другое, было недавно освободился из заключения. На "фене ", языке уголовников, "откинулся с зоны", значит освободился из заключения. Валера оказался профессиональным карманным вором, щипачём по воровской квалификации. Нас, пацанов со двора, он решил обучить своему преступному ремеслу.

Обо всём этом я расскажу отдельно, а здесь пишу только потому, что это нужно для дальнейшего смысла. О моих "уроках" стало известно нашему участковому инспектору, капитану милиции "Каранадашу-Дяде Васе".

Он хоть и был маленького роста, за что и получил от нас ласковое имя "карандаша", но был фронтовиком, боевым офицером. Хулиганов и воришек он не боялся и как товарищу по оружию, участнику войны, моему отцу всё про меня рассказал.

Переполох у нас был немалый, родители мой люди простые, работящие, всеми силами старались для нас, рассказ дяди Васи был для них неприятным ударом. Короче, родители решили отправить меня пожить на нашу родину, в Бобруйск, где жила мать отца и другие родные с отцовской стороны. Мамины родные, которым удалось выехать в июне 1941 года и выжить, жили в другом местечке, где я, к своему стыду, ни разу в своей жизни так и не побывал.

Помню до сих пор, с каким удовольствием я ехал один среди взрослых в плацкартном вагоне поезда Ма-рск - Москва. В Москве меня встречал на вокзале муж старшей сестры, препод института, Борис. Он целый день возил меня по Москве, в которой я был впервые и которой я был просто очарован.

Как и был очарован я московском мороженным, которым меня угощал Борис, вкусными пирожками на Белорусском вокзале и папиросами "Три богатыря". Правда папиросы я купил на съэкономленные деньги только когда Борис уехал, оставив меня одного ожидать поезд Москва - Минск. Про папиросы "Три богатыря" я написал пару лет назад интересный рассказ - воспоминание.

На вокзале, где были тысячи разных людей и который гудел, как пчелиный улей, побыть уральскому мальчишке из промышленого городка было простым счатьем. Я ещё и в Минске пересадку один сделал, а почему не пришли меня встретить родная тётя и брат Володя, я уже не помню.

В общем моя ссылка в бабушкином местечке Титовка, что по другую сторону реки Березины, в пригороде Бобруйска, была замечательной. В городском парке я нашёл ребят, игравших в пинг-понг* и хотя ракетки у меня с собой не было, в свой круг они меня приняли. Приняли к себе и любители домино, хотя они играли в него "на интерес"*.

Двоюродные братья мои все были меня намного старше, один из них был таксистом в городе Мурманск, он приехал навестить родителей в долгий полярный отпуск после очередного развода, был при деньгах и мне подкидывал побольше, чем отец дома.

Был ещё и дядька, армейский музыкант - трубач, сверхсрочник. Их тогда в народе ещё называли "сундуками". Так этот наш всеобщий любимец, вечно улыбающийся Абрамчик, кроме субботних вальсов в поместье командующего воздушной армией стратегической авиации, играл днём на похоронах. На музыкальном жаргоне это называлась халтуркой, сходить "на жмура". Хотя дядькабыл старше меня лет  этак на пятнадцать, я называл его по имени, как все.

Поэтому Абрам приглашал меня в гости чаще других, да и в пивную брал без проблем и нравоучений. Мурманского брата звали Аркадий, но на самом деле он тоже был Абрамом. Он появился на свет в 1936 году, а нашего деда Абрама, которого я видел только на фото, забрали в ГПУ*, предшественицу нынешнего ФСБ, в 1931 году. Вот и назвала его мать, моя тётя, Абрамом.

Этот Аркадий регулярно брал меня с собой на пляж, на Березину. Там собирались его бобруйские друзья и подруги, а было им тогда примерно двадцать пять лет. Отвекусь и скажу, что ныне моей любимой внучке тоже двадцать пять! Вот так - всё в жизни относительно. Забыл важную деталь - у Аркадия тогда уже был свой мотоцикл - мощный "ИЖ". Ехать с ветерком сзади могучей спины моего брата было тогда наверное самым большим удовольствием.

А бабушка всегда передавала со мной для Аркадия и его друзей большую бутылку ядрёного огуречного рассола. Мои старшие друзья и брат любили запивать бабкиным рассолом водочку на берегу Березины. Отцовский брат Яша, сапожник, который теперь, живёт в Минеаполисе, сшил мне по ноге отличные кожаные туфли в подарок. Тётка подарила элегантный костюм, а рубашку и галстук красного цвета, не пионерский, я купил на свои сэкономленные деньги.

Но самое интересное началось для меня, когда поздней осенью отец приехал навестить маму и старших сестёр. А заодно забрать своего сына-недоросля из неожиданной и приятной ссылки. Или наоборот, сначала за мной, потом остальное.
Я везде ездил и ходил в гости с отцом, благо в новом костюме, красивых туфлях и при галстуке отцу я понравился.

Мне всегда нравилось знакомиться с новыми людьми, нравились задушевные застольные беседы. Нравятся они мне по сей день, только с гостями встречи стали намного более редкими. Друзья уходят в невозрватное, но есть много таких, которые хоть и живы пока, но для меня они давно числятся в "невозвратных".

О них тоже будет сипур*, но в другой теме, а сейчас - об одной встрече с отцовскими друзьями, которую я, как мне кажется, довольно неплохо запомнил.
По крайне мере, в основных её деталях.

Однажды мы вдвоём с отцом поехали  к другу его детства Шломо, по-русски его звали как меня, Семёном. Ещё до поездки отец мне сказал, что ещё должен приехать ещё один друг детства - Нёма, которого я уже знал. С ним я познакомился в доме моей бабушки Хаи, он заходил к нам на чай. Потому что Нёма работал начальником гончарного цеха, который расположился в пригородной деревне Титовка. В этом цеху трудилась мой родная тётя Соша.

В этой деревеньке, которую до сих пор бобруйские старожилы называют почему-то "цыганской", мой отец жил с тех пор, как большевики отобрали у его семьи большой гордской дом и разрушили семейное дело моего деда Абрама.

Цыган я в Титовке и сам видел в детстве, но в то время, о котором идёт речь, в Титовке их уже почти не осталось. А гончарный цех, котором командовал отцовский друг Нёма, находился прямо за бабушкиным забором.

И в пацанские годы я в него лазил через дыру и ходил смотреть работу гончаров, когда из куска глины на их вращающемся ногами столе появлялся очередно гляк*, миска для борща или детские наборы посуды.

Так вот, приехали мы к Шломо, который жил в своём домике, по тому времени это было богато. Мелких подробностей того дня я конечно не могу помнить и поэтому в моих воспоминаниях осталось не очень многое.

Но стол с разной едой, которую приготовила жена Шломо Роза, я помню хорошо. Любимая еда белорусов была и тогда и сейчас варОная бульба, которую выкладывали на раскалённую сквороду, где корчились и шипели свиные шкварки[слюна у меня побежала от этих шкварок, через пятьдесят-то лет!]

Да, ещё я услышал новое для себя, когда отец с другом в шутливой форме вспоминали довоенные годы. Оказывается они оба ухаживали за красавицей Розой, которая к тому времени, что мы у них были, малость раздалась не только в груди. И оказалось, что Розе таки мой папа очень нравился в их молодые годы. Я вам объективно пишу - действительно мой отец был очень симпатичным и статным мужчиной.

Даже в их автогараже большегрузных автомобилей, где все водилы были здоровыми и горластыми, мой батя выделялся среди них седой шевелюрой, широкой улыбкой и командирским криком.

Он ведь и учился перед войной на артиллерискойго командира, да вот арест НКВДшниками* его отца, закрыл ему карьеру навсегда. Ладно и то, что он все эту страшные невзгоды пережил, прошёл войну, вырастил трёх детей и честно и тяжело трудился.

Так вот, оказывается Роза тогда были более благосклонна к ухаживанием моего отца, а не Шломо, который внешне не мог соперничать с другом Борей. Не помню, по какой причине Роза не стала моей матерью. Может, отец уже был знаком со своей будущей женой Гинесей, моей мамой - этого я уже никогда не смогу выяснить.

Не помню я и то, как появился среди нас Нёма и все сели за стол, но с гордостью скажу, что мне, пятнадцатилетнему юнцу посчастливолось сидеть на-равных с отцом и его друзьями-фронтовиками. Все трое прошли фронт, но я помню, что не было за столом разговоров о войне и том, что с ними было на фронте. Если они и вспоминали что-то военное, то это были бытовые, как бы шутливые, воспоминания.

Помню Нёма вспоминал, как к их старшине подошёл молоденький новобранец и попросил старого дядьку подкоротить ему шинель. Умудрённый старшина матом послал его подальше, сказав при том:"Завтра пойдёшь в бой, тебя всё равно убьют!" Вспоминали, как командиры не хотели отдавать положенный солдатам при наступлении спирт.

После наступления многих солдат недосчитывались. а у командира оставалось много неисрасходованного "горючего", которым он делился с командиром полка, лубителем выпить. Все на войне старались сделать так, что бы выжить, просто остаться в живых.

Всё же больше шла речь о довоенной молодости, ну и об их послевоенной жизни. Мой отец, как фронтовик, должен был получить землю под стрительтво дома и ссуду на постройку. Но его, тогда ещё холостого, уговорил племянник передать землю ему.

А отцу он пообещал всем помочь, когда он женится. Вы же понимаете, что когда мама вернулась из уральской эвакуации и они женились, никто отцу ничем не помог. И мы втроём, я успел родится, ютились в комнатушке в бабушкином домишке, которому тогда уже было много лет.

Надо сказать, что весь вечер, в продолжении дружеских воспоминаний, фронтовики не забывали регулярно поднимать стопки с водкой. Пили за всё - за встречу, за возвращение живыми, за победу, пару раз выпили поминальную. Все трое в страшной кровавой мясорубке войны потеряли помногу своих родных. Наша семья понесла тяжёлы утраты как с отцовской стороны, так и со стороны моей мамы.

Мне тоже перепадало спиртного, на меня мало кто обращал внимание. Друзья вспоминали школьные годы, своих школьных друзей, прикидывали, кто погиб на фронте или был убит в разных гетто и концлагерях.

Больше беседу поддерживали Нёма и мой отец - они были образованными и начитанными, оба закончили среднюю школу - девятилетку. У Шломо, если память не подводит, за душой была начальная школа, классов пять.

Нёма после войны смог даже какой-то техникум закончить,это было для той поры вроде университета. Он и спросил отца, помнит ли он учителя истории Якова Самуиловича Вайнштейна, который их учил в старших классах. 

Когда отец ответил утвердительно, Нёма рассказал нам, после очередного тоста, удивительную и страшную историю. Откуда он узнал то, что  мы слушали, забыв про яичницу и про пирог струдл, который испекла хозяйка Роза, он не говорил или я просто этого не услышал. А может быть и так, что это Нёма сказал на идише, еврейском языке, который я, к стыду своему, тогда и сейчас знал и знаю абиселе*.

Нужно сказать обязательно, что троица титовских мушкетёров умела пить и не пьянеть. Как это может быть, я знаю по своему отцу. Он мог в хорошей компании родных и друзей, в семейном кругу не спеша выпить две бутылки водки за вечер. И  я за жизнь видел его "не в форме" раза два-три.

Теперь в разговор чаще стал вступать хозяин дома Шломо. Он тоже много чего слышал от бобруйчан, очевидцев тех страшных военных лет. И от участников событий, произошедших с людьми во времена лихолетья немецкой оккупации в Белоруссии. Нёма рассказал нам, что многие евреи Бобруйска  и других городков и деревень не успели выехать или уйти пешком со стремительно отступавшими войсками Красной Армии.

Основная масса евреев была арестована, согнана по разным гетто и концлагерям и судьба у большинства из них трагична. Среди них и мой дед Самуил и много других родных, которые остались и были расстреляны немцами в 1942 году.

Но были и такие, которым повезло больше, они сумели убежать из гетто в дремучие белорусские леса, в которых огромное количество, непроходимых и поныне, болот и топей. Они искали в лесах партизан, думали, что в партизанских отрядах они смогут и выжить и воевать с фашистами, которые уже превратили их жизнь в кромешный ад.

Скитания пол лесам и болотам, вечный страх быть убитым утонуть в топи или умереть с голода, превратили вчершних мирных людей, которые курицу-то не могли зарезать на Песах и Пурим и ходили к резнику, в лесных людей. В людей, для которых, чтобы выжить, убить врага любым способом, стало привычным делом.

В тот день за столом я впервые услышал и как-то даже не поверил, что был разослан по всем партизанским отрядам секретный приказ из Москвы, из Главного стаба партизанского движения.

Приказ этот был подписан секретарём ЦК*, командиром партизан всего Советского Союза, Пантелеймоном Кондратьевичем Пономаренко[гореть ему вечным огнём в Аду!] - "Евреев в партизанские отряды не принимать!" Этим приказом этот выродок рода человеческого, подписал, как фашист, тысячам евреев смертный приговор.

Конечно были исключения и евреи зачислялись в партизаны. Евреи в местечках Белоруссии были в основном мастеровыми - саможниками, портными, пекарями, были среди нех медики - их звали "фершалами". Их брали охотно командиры - обувь и одежда изнашивалась в лесу намного быстрее, чем в деревне. А уж про болезни в холодные лесные зимы и гвоить нечего.

Шломо рассказал, что ему поведали очевидцы, что в отряде еврею могли запросто и безнаказано пустить пулю в спину, отобрать тёплую одежду зимой. Последнее было равносильно смерти, а ценные вещи у евреев обычно отбирали, когда разрешали им остаться в отряде.

Вот теперь, когда вы что-то узнали, продолжу я нёмин рассказ, который мы с отцом слушали, замерев. Мои родители вскоре после моего рождения переехали жить на Урал, туда, где мама была в эвакуации и где им можно было найти работу и перспективу получить жильё. В Белоруссии после войны работы не было никому - всё было разрушено, сожжено или вывезено немцами в Германию.

Каким образом и где этот учитель смог собрать по лесам полсотни таких горемык, я не помню. Может и сказал это отцовский друг, сожалею, но не помню. А вот то, что они дрались с полицаями и с фрицами отчаянно и насмерть, это Нёма говорил точно.

Ну а разве могло быть иначе в отряде смертников, сами прикиньте?
Ведь ни я вам, ни нам Нёма не стал скрывать - ни фрицы евреев, ни партизаны фрицев и их прихвостней в плен не брали, убивали на месте.

Да, совсем забыл - в деревнях и среди местных предателей этот отряд называли "отрядом Константина", видимо для конспирации. Партизаны конечно не нападали на колонны, не взрывали кинотеатры с немцами, они ночами пробирались в деревни и уничтожали полицаев и старост. В каждой деревне у них были свои люди, которые и еду им давали, сколько могли и наводили на германские склады и обозы.

"Константин" был очень грамотным учителем, знал немецкий язык, как многие евреи.
Ведь язык местечек - идиш, который знали не только евреи, но и местные белорусы, очень похож в разговоре на немецкий язык.

Надо честно признать, об этом и за столом говорили, что часто партизанские отряды выживали за счёт обычного грабежа и нападений на деревни и на местных жителей. Как их за это судить или нет, никто не знал, мы об этом не говорили.

Командир отряда "Константин" стожайше запретил своим грабить и убивать местных жителей, ведь он был, я писал, школьным Учителем. Нёма говорил, что он сказал своим - выживем, если в зверей не превратимся.

В 1943 году в этом отряде было около двухсот человек. Они нападали на деревни, где до войны жили и убивали шуцманов* и бургомистров*.

И вот однажды они в одном местечке захватили врасплох старосту, сначала они сожгли его мотоцикл, а потом захватили всю его семью. С семьёй они поступили так же, как староста поступил с их семьями в гетто, когда немцы "очищали" от евреев оккупированные территории.

В том, что они поступали правильно, сомнений тогда ни у кого не было. У меня, если кому-то это интересно, нет сомнений в справедливости партизанского возмездия и сегодня.

А самого старосту они привели через болото тайными тропами к себе, на базу.
Все хорошо знали, что ждёт этого нелюдя в человеческом обличии и каждый был готов накинуть старосте петлю на шею и выбить табурет из-под его поганых ног.

Учитель есть Учитель - командир поспрашивал людей, что они бы сделали с убийцей их родных. Кто ему это предложил, Нёма не не говорил, а Учитель приказал привязать старосту к дереву и поставить возле него часового, чтобы его раньше времени никто не убил.

Люди были недовольны решением командира, у всех была огромная жажда мести. Командир дал приказ утром всем собраться возле привязанного предателя.
Утром, когда все собрались он им сказал так: -"Евреи! На руках этого гада, что здесь привязан, кровь наших дедов, наших матерей и отцов. Эта нелюдь лишила нас самого дорогого, что есть у еврея - наших детей! Я вам разрешаю - делайте с ним, что хотите!"

После такого приказа, вернее призыва, партизаны две недели кормили и поили старосту, следили, чтобы он не умер. И две недели каждый подходил к нему и расчитывался за смерти своих родных. Как они это делали, Нёма нам рассказал, но я вам передать как это делали, не имею права.

Этот фашистский прихвостень любил насиловать беременных женщин, а потом вспарывать им живот и закапывать ещё живых. Нелюдь, который грудным детям разбивал о деревья головы, а детей постарше приказывал закапывать заживо, чтобы экономить немецкие патроны. Две недели этот упырь и вампир орал по-звериному и просил только об одном - "Убейте меня! Убейте!"

Хоть и был тёплый вечер, меня как-то трясло и морозило. как будто я на Урале без пальто попал в сильную метель. Мне даже и сейчас, когда всё это написал, тяжело вспоминать, ком к горлу подкатывает.

Каюсь перед теми, кто прочитал всё - были рассказаны, в основном Шломо, некоторые подробности жизни в партизанских отрядах, не только в еврейских. Рассказал он, как несчатные родители прятали своих маленьких детишек, когда немцы и шуцманы блзко подходили к местам, где они в землянках жили. Но не смог я об этом написать, ещё не все слёзы за семьдесят три года высохли.

Вот и такие страницы были в Великой Отечественной Войне, победу в которой добыли и наши отцы, честно пропахавшие, провоевавшие и проехавшие пол-Европы, чтобы раздавить опасного фашисткого зверя в его берлоге.

*** - пинг-понг - настольный теннис
      игра "на интерес" - игра на деньги
      ГПУ - Главное Политическое Управление - то же, что и Чрезвычайная  Комиссия(ВЧК)
      сипур(иврит) - разгoвор
      гляк(белоруск) - большой керамический сосуд с узким горлом для хранения молока и воды
      НКВД - тоже самое, что и ВЧК и ГПУ
      шуцман(немецк) - полицай в оккупированных немцами территориях
      бургомистр(немецк) - городской или сельский глава адмистрации, мэр
      абиселе(идиш) - немножко

10.05.2015года. Израиль.
Для издателей, инвесторов и продюсеров:semen_v47@yahoo.com