Луч Солнца и девочка

Владимир Нестеренко
                Владимир Нестеренко
                Сказка


       Посёлок, в котором жила девочка Лиля с бабушкой  раскинулся  у подножия гор  у самого моря. Высокие холмы поросли лесом, и давали людям дрова для того, чтобы сготовить обед и обогреться. Из небольшой речки, что скатывалась с гор, люди брали воду. Щедрое море  давало много рыбы, крабов, креветок, а песчаный берег во время отлива был усыпан ракушками.
      Люди находили занятие по вкусу. Одни уходили на лодках в море и добывали рыбу. Другие были дровосеками,  третьи сборщиками ракушек, а четвертые художниками. Они раскрашивали ракушки солнечными лучами, превращая их в разнообразные игрушки. Все что люди добывали, выносили  на рынок и продавали. Каждый   покупал себе то, чего у него не хватало.
      Самые яркие раскраски получались у Лилиной бабушки, и когда она вместе с внучкой выходила торговать, то люди охотно  покупали игрушки. Этих денег хватало на пропитание. Небольшой и опрятный домик бабушки, в котором была кухня и одна спальня на двоих, стоял   на песчаной и высокой скале, и  казалось, что здесь солнца всегда больше, и оно щедрее. Однажды по поселку пополз нехороший слух, будто бабушке помогает молодой Луч солнца, что появляясь  из-за гор первой освещает бабушкин домик.. Оттого у нее такая яркая солнечная раскраска ракушек.
       Но это не верно. Каждый житель  получал тепло и свет солнечных лучей  сполна.  Ни больше, ни меньше. Тем более что в домике было всего два солнечных окошка, тогда как во многих домах окон гораздо больше.  Вы, наверное, догадываетесь, что причиной всему трудолюбие бабушки и мастерство художника, чему старушка неустанно учила свою внучку.  И это было на самом деле так. Но Лиля была еще маленькая, училась в первом классе и не могла угнаться за бабушкой.
     - Не печалься,  подрастешь, и мое ремесло засветится в твоих руках ярким талантом
     Злые языки не унимались и продолжали завистливо говорить одно и тоже. Особенно распалялся желчными словами в адрес бабушки и Лили соседский мальчишка Золт. Нередко девочка слышала в свой адрес его насмешки:
     - Посмотрите, какая она курносая. На  нос можно повесить бублик, и он не упадёт.
    -А  какие у неё длинные  ноги! Шея тонкая, как спичка,- слышались обидные слова. И у девочки наворачивались слезы.
    Завистливый и глупый Золт не подозревал, что все эти качества со временем превратятся в прекрасные девичьи формы, какими обладают первые красавицы.
    -Если на пустые  обиды обращать внимание, то жизнь станет невыносимой,-  говорила ей бабушка.- Нам и правда живётся нелегко. Мы постоянно трудимся, в наш домик приятно войти, кругом порядок и чистота. Наши скромные картины, еще написанные моей мамой,  подкрашенные мной сияют солнечными бликами.  Это придает нам хорошее настроение, когда мы трудимся. А работа тогда спорится, когда делаешь её с легким сердцем.
     Золт был очень капризный мальчик, в школе учился плохо, много хулиганил. Отец его только посмеивался на его проделки, потому что был морским разбойником и торговал запрещенными товарами. Потому не научил ничему хорошему своего сына. Правда, Золт пытался продавать свои раскрашенные ракушки, но их никто не брал: выглядели они мрачными, и даже уродливыми. Морской разбойник смеялся над  сыном.
     - Какой же ты неумеха. Твои поделки против девчонки Лили что верблюд против лани. Ты даже своими насмешками не можешь ей по-настоящему испортить настроение.
     В другой раз, чтобы успокоить внучку и не принимать близко к сердцу насмешки,  бабушка говорила:
     - Ты не слушай злые языки. Научись мечтать и жди чуда. Придет время, чудо свершится, и ты будешь счастлива.
     Девочка так и делала, пропускала мимо ушей глупые колкости.
Золт видел, что насмешки его на Лилю больше не действуют. И она вместе с бабушкой по-прежнему с успехом торговала на рынке своими поделками из ракушек. Все бы шло своим чередом: Лиля подрастала и становилась прелестной девочкой, но однажды бабушка простудилась, заболела и слегла. Местный врачеватель ничего не мог поделать  с бабушкиной болезнью, и вскоре она умерла Девочка осталась совсем одна. Однако поплакав и погрустив, она снова принялась за ремесло бабушки, и у нее по-прежнему люди покупали игрушки.
      Бездельнику Золту это не нравилось. Он слышал, что вначале ручья, есть болото, там живёт всякая лесная нечесть: водяные, лешие и кикиморы. И он решил сходить к ним и спросить, как извести Лилино трудолюбие, чтобы  игрушки  она делала плохими, и их бы никто не покупал.
      -Э-э,- сказал водяной,- в болото девчонку я могу затянуть, но как отобрать у нее трудолюбие – не знаю.
      -  Ты его укради, как ты крадёшь из кармана кошельки у некоторых разинь,- сказал леший.
     -Я вообще в трудолюбии ничего не понимаю,- призналась кикимора,- надо спросить у знающих лесных жителей. Например, у дятла. Он целыми днями долбит старые деревья, извлекая  на обед короедов.
     И приятели обратились к дятлу. Тот, не подозревая ничего плохого, подумал, постучал клювом по дереву и сказал:
     - Трудолюбие не вещь, оно в карманах не валяется, и украсть его невозможно. Оно рождается вместе с младенцем, растет и крепнет вместе с  малышом  заботами его родителей и близких. Но зародыш трудолюбия можно засушить в ребенке от безразличия к воспитанию малыша и навсегда потерять в дальнейшем от безделия.
     - Недаром дятла считают мудрой птицей,- захлопала в ладоши кикимора.-  Тебе, Золт, ничего не остается, как продолжать насмешками изводить девчонку, ругать  поделки, обзывать их халтурой. Да так, чтобы отбить охоту у людей покупать их. Вот тогда девчонка бросит своё ремесло и трудолюбие завянет, как сорванный цветок.
     Последний совет Золту пришелся по душе, ибо он был злоязычен и мог переругать саму кикимору.
     Между тем  молодой Луч солнца видел печаль девочки и старался своим присутствием как-то  приподнять сироте настроение, сгладить утрату. Зная, что Лиля не успела до конца перенять бабушкино мастерство, он незаметно подправлял неудачный мазок на ракушке и рисунок преображался. В другой раз Луч помогал подобрать интересную расцветку.  Лиля, увидев точную гамму красок,  старалась не допускать ошибок и выполнять работу так, как наставлял её  молчаливый друг.
      Вместе с мастерством девочки расцветала и её красота. Она становилась стройной и высокой,  в белокурых локонах  всегда играл Луч солнца,  и они отливали золотом. Улыбка была столь обворожительна и белозуба, когда она  радовалась удачно раскрашенной ракушке, что Луч непременно искрился тысячами бликов. Он видел в девочке рождение настоящего художника.
      Тем временем Золт не дремал. Он подговорил нескольких приятелей, таких же бездельников, и они всякий раз безобразничали на рынке.
      -Посмотрите, какие уродливые  у девчонки игрушки! Разве вы не видите, что это не морская русалка, а ведьма,- говорили они жителям.
      - Если вы купите эту ведьму и принесете домой, у вас случится пожар или кража.
     Сначала люди не верили бездельникам, покупали игрушки, но у одного покупателя ночью произошла кража. Происшествие наделало столько шума, что Лиля  с робостью вышла на рынок. Не прошло и суток, как у другого  покупателя вдруг загорелись  дрова, сложенные в поленницу.
      -Вот видите, мои слова сбываются,- кричал на весь поселок Золт.
Лиля была в отчаянии. Злые наговоры достигли цели. Несчастья у покупателей её игрушек случились всё чаще и чаще. Девочка пыталась убедить жителей, что всё это проделки Золта и его приятелей, но правда отвернулась от Лили, люди стали  обходить стороной прилавок юной художницы. Выручка упала, а вскоре уж вовсе никто не покупал игрушек, особенно в пасмурные дни, когда Луч не мог пробиться через тучи и пробежаться по игрушкам, высвечивая необычные Лилины узоры.
      Пришли полицейские и сказали, что если еще раз у её покупателя случится пожар или другое несчастье, то они вынуждены будут арестовать все Лилины поделки, а ей запретить заниматься раскрасками.
      Казалось, зло побеждало. Иногда  Лиле казалось, что оно всесильно, но это было неправда: оно не могло засушить трудолюбие, как надеялся Золт и кикимора. Девочка решила изменить свой образ жизни и  стала собирать ракушки ночами, когда поселок погружался в сон, при лучине же она раскрашивала ракушки. Окна занавешивала плотными шторами, и не появлялась днем на улице, чтобы о её неудаче и позоре не мог догадаться Луч, которого она считала своим единственным другом. Девочка за бесценок стала отдавать свои прекрасные игрушки скупщику. Жить ей становилось труднее. Луч потерял Лилю, загрустил и уж не сиял так искренне, как в пору дружбы с девочкой. Он искал её среди  людей, среди полей и лесов, на берегу моря, усыпанного ракушками. О, все было напрасно. Однако Луч знал, что девочка продолжает  трудиться, так как видел, торгующего скупщика Лилиными игрушками в другом поселке. Этот человек богател на чужом труде.  Тогда Луч стал настойчиво дежурить возле домика Лили, в надежде увидеть свою подружку. Однажды Луч увидел, как в шторе моль проела дырочку, и он устремился через нее в домик к Лиле и действительно застал девушку за работой. На столе лежало много ракушек, и тогда он со всем жаром своего сердца спросил:
      -Неужели юная художница потеряла веру в дружбу, что не появляется на свет? Я не вижу тебя среди своих сверстников. Ты не выходишь на берег моря для сбора ракушек. Хотя их вполне достаточно у тебя на столе. Откуда они?
Лиля отмалчивалась. Она не хотела огорчать Лучик тем, что старается не показываться на глаза людям, особенно Золту и его дружкам, а собирает ракушки ночами. Луч рассказывал ей о новостях  её поселка, о том, кто взял хороший улов рыбы и выгодно продал на рынке, кто отличился в другом деле и стал успешным.  Даже бездельник Золт научился кое-как трудиться и продаёт игрушки не хуже, чем готовит сама Лиля. Девочка внимательно слушала своего друга, но никогда ни в чем не завидовала, она знала, что Золт вместе с перекупщиком продает её поделки, но не сильно огорчалась. Она знала из своей мечты, что придет время, и она станет красивой и счастливой. Вот только заработать бы на платье, ведь она уже стала вырастать из тех, что носила при бабушке.
     - Да зачем тебе новое платье!- говорили прежние насмешники, если ты некрасива и нескладна. Всё равно оно не принесет тебе счастья. Счастьем обладают успешные и богатые.
     Лиля не верила таким словам. Она знала, что счастье может быть не только в богатстве, но и в любви к окружающему миру, к своему скромному делу, а больше всего к своему другу. Как приятно восхищаться его щедростью и силой! Какое счастье испытывала её доброе сердце, когда видела, как Луч солнца заглядывает к каждому растению и, согревая его, из маленьких невзрачных побегов  вырастают красивые цветы или овощи. Наливаясь соком земли, силой Луча они цветут и плодоносят, а голые птенцы, согретые Лучом, быстро оперяются и превращаются в птиц. Она  верила в добрые силы и надеялась, что когда-то, как говорила бабушка, и с ней произойдет  чудо.
     Однажды Лиля в поисках ракушек далеко ушла от поселка, набрала их целую корзинку, а когда стала возвращаться домой, то почувствовала сильную усталость. Ночной сумрак уже покидал берег моря. Девушка присела под прибрежной скалой, чтобы отдохнуть. И тут  увидела, как из-за синего моря встаёт солнце и его первый Луч зажигает в волнах костры. Их было несчесть! Лиля, завороженная утренней зарей, с восхищением смотрела на волшебство своего друга. Он же, увидев Лилю, осветил её уставшее лицо, разлил румянец по  щекам, освежил своей силой натруженные руки и ноги. Поплясал на её ресницах, а в белокурых локонах заискрился бриллиантовым  огнём. Луч разгладил поношенное и короткое платье, превратив его в легкое и изящное.
     - Здравствуй, мой друг!- воскликнула Лиля,- вот мы и встретились на берегу моря, а не у меня в бедной лачуге. О, я счастлива тем, что ты меня первую обласкал  своим теплом и не чувствую больше усталости!
     Она вскочила, протянула руки навстречу Лучу солнца, но от яркого света зажмурилась. И тот час почувствовала новое и более теплое и сердечное прикосновение Луча к своим рукам. Так стояла она некоторое время, боясь открыть глаза и спугнуть своё ощущение счастья.
     -Какая же ты прекрасная в моих Лучах,- услышала она серебристый голос своего друга, и  вновь почувствовала, как чьи-то губы осыпают поцелуями её руки.
     Лиля открыла глаза и увидела перед собой прекрасного юношу и поняла, что это первый Луч солнца.
    -Да, это я,- сказал юноша,- я каждый день был рядом с тобой все эти годы и теперь хочу унести  в свой дворец и предложить тебе свои руку и сердце. Ты согласна?
     - Чудо свершилось!- прошептала счастливая  Лиля.- Я согласна!
Вскоре была сыграна свадьба. Счастливые дни потекли рекой, но трудолюбивая Лиля заскучала без любимого дела. Луч  заметил настроение своей подруги: ведь он сам был неутомимый трудяга и понимал, что художник должен творить. И он предложил:
     -Лиля, во дворце есть мастерская, и ты там можешь заниматься.
     -Но где я буду продавать свои игрушки, в нашем поселке главенствует Золт со своими дружками. Он хорошо научился присваивать чужой труд.
     -Мы выведем его на чистую воду,- решил Луч.
     В один воскресный солнечный день, когда на рынке собралось особенно много народа, Луч предложил устроить конкурс на лучшее изделие из ракушек. Каждый, кто занимается этим ремеслом, пусть покажет свое мастерство, и люди определят лучшего.
     - Мы согласны,- ответили художники.
     -Вот еще не хватало - состязаться,- закричал Золт,- я отказываюсь участвовать в конкурсе.
     -Почему?
     - У меня есть свои секреты, я не хочу, чтобы их узнали мои конкуренты.
     - Никто не будет подглядывать за другим,- сказал Луч.
     - Становись, Золт, в ряд, бери свой мольберт и приступим!- решили  художники,- или ты должен покинуть наш поселок навсегда.
     Ему ничего не оставалось, как подчиниться. Неожиданно для всех на рынке появилась Лиля и встала в ряд художников.  Увидев красавицу Лилю, Золт оробел и бросился из поселка со всех ног. Вслед ему полетели помидоры и тухлые яйца. Лиля под присмотром собравшихся показала своё искусство, и её раскраска различных ракушек оказалась самой красивой и искристой. Игрушки сияли  солнечными лучами даже поздним вечером, когда светило отправилось на ночной отдух.

Рис. Л. Пронько