Фантастическая версия гибели Тимура Апакидзе-доп

Полковник Чечель
   «Любая глупость на Земле имеет право на существование. И самая большая глупость – лишать её этого права»  (Виталий Сундаков).

     Друзья, перед рассказом вынужден сделать такое вступление - Обращаюсь прежде всего к лётчикам, которые сейчас в строю. С самого начала, когда я пришёл в себя через полгода после гибели Тимура, я понял, что должен написать книгу о выдающихся людях и пилотах, с которыми мне посчастливилось вместе летать, служить и общаться. При этом я преследовал три цели: 1) Показать молодёжи романтику профессию лётчика изнутри, которой я отдал 37 лет своей жизни и считаю лучшей в мире. 2) Поделиться опытом лётной работы с действующими пилотами. 3)Дать некоторые уроки Школы выживания в экстремальных условиях дикой природы и города, поскольку я после ухода из армии преподавал этот предмет на Военной кафедре университета им. В.А. Сухомлинского города Николаева.

    Прочитав пару рецензий на эту мою "фантастическую" версию гибели Тимура Апакидзе, я понял одну вещь, то что предельно ясно для меня, некоторым надо "разжевать и в рот положить". (только, чур, не обижаться!)  Сначала приведу рецензии и мой ответ на них:

Рецензия на «Фантастическая версия гибели Тимура Апакидзе-доп» (Полковник Чечель)

Цитата: "На этот момент я обращаю особое внимание, уважаемые читатели. Именно так было у Тимура. Он катапультировался из перевёрнутого положения, т.к. все его попытки вывести самолёт в горизонт не увенчались успехом. Высота в этот момент была около 2000 метров, а выстрелило его вниз с перегрузкой порядка 20-22g)".
Если Вы сами находились на трибуне, то не было там никакого перевёрнутого положения! Да Вы же потом себя опровергаете - "он скрылся за деревьями".
Знал одного лётчика из ИБА, с одного полка были, увлекался индийской философией. И никто об этом не догадывался. Ну, небольшие странности отмечали, а кто из нас эталон?! На лётной работе это не сказывалось. Короче, парня забрали в дурдом. Как потом сказали врачи - ушёл в нирвану, вернуться не смог. А в этот день, точнее ночь, он успешно выполнил 3 полёта, между прочим...
К чему я всё это пишу? Не знаю Вашего имени-отчества, извините. Внимательно прочитал Ваш рассказ, но мало что из него понял. Слова есть, но смысловую нагрузку они не несут. Понятно, что Вы пытаетесь предупредить - мол, ребята, оккультные силы есть и не хилые! Коллега, может, с эзотерикой (или как правильно это называется?) надо бы как-то поосторожней, нет? Меня привлекло название  рассказа, а в конце его ещё и Бернес затесался. Может, я чего-то недопонял?
И ещё. Мы свято чтим память генерала Апакидзе, нашего легендарного выпускника. На нашем форуме есть соответствующая ветка (там и видеоматериалы можно посмотреть):
http://forum.evvaul.com/index.php?topic=249.0
Будет время - загляните на неё, пожалуйста. Всего Вам доброго, с ув.

Вадим Дикан   26.05.2015 15:24

    Блин, но если действующий лётчик не уловил суть моего предупреждения, то я или "заумно" написал, или правильно передразнивают гражданские нас военных: "Нет, ты мне ещё раз дважды очень медленно повтори одно и то же, как никак я военный!"

    Так вот, поскольку я лётчик-инструктор с более чем 30 летним стажем и к тому же ещё преподавателем заделался, чтобы мой последующий рассказ до пилотов дошёл с первого прочтения, вынужден написать следующее:

Вадим, во-первых, почему спустя 14 лет после гибели Тимура Апакидзе я решил вновь вернутся к этой теме? Потому что я - "Военный лётчик-снайпер". "Заслуженный Военлёт СССР", дружил с Тимуром 19 лет и каждое лето приезжал к нему в гости. Естественно, не тогда, когда он служил "на Колыме" в Североморске-3, а когда его 100-ый полк сначала базировался в Саках, а после развала СССР прилетал туда на "Нитку". Познакомились мы с Тимуром в авиагарнизоне Чкаловск в далёком 1982 году. Я пришёл после окончания Военно-Морской академии в 15 одрап в звании подполковник на должность зам.командира полка по безопасности полётов, а Тимур был в звании капитан заместителем командира 846 омшап по лётной подготовке. Сколько его помню, он всегда ходил с плановыми таблицами под мышкой. Мы сошлись и подружились на почве любви к каратэ. Я в то время был КМС по боксу и имел 2-ой спортивный разряд по прикладному каратэ. Тимур на тот момент был самоучкой. По технике мы были примерно равны, но по духу я сразу признал в Тимуре сенсея, у которого хочется и есть чему поучиться. Потом, когда Тимур во время учёбы ВМА в Ленинграде умудрялся ходить в 1-2 секции сам и одну ещё тренировать, он безусловно стал одним из сильнейших каратистов авиации ВМФ СССР. Это моё личное мнение, но я думаю оно правильное.

    Так вот, я никогда не причислял себя к близким друзьям Тимура, но из своего дальнего окружения он меня всегда выделял, именно поэтому я написал рассказ о нём на прозе.ру "Сага о друзьях... Тимур", где рассказываю немного о его служебном пути, и как он погиб. И именно поэтому я посчитал, что имею полное моральное право высказать ещё одну версию его гибели. И всё для того, чтобы попытаться объяснить ряд совершенно непонятных катастроф, когда разбиваются лётчики высочайшей квалификации, и отказа авиационной техники при этом не было: (Римантас Станкявичус, Александр Щукин - Заслуженные лётчики-испытатели СССР из первого набора "волчьей стаи", полковник Игорь Ткаченко - ведущий "Русских Витязей" и другие, к сожалению, список этот можно продолжать очень долго.

    К сожалению, Вадим, вы этого всего не поняли, более того, Вы мне написали, что "слова есть, но смысловую нагрузку они не несут". Увы - это для Вас не несут...

    Вы очень поверхностно прочитали мой рассказ. Какие "трибуны", блин? Как падал его самолёт СУ-27 видели лишь два человека. Сидерский в своей книге, которого я цитирую, рассказывает о случае, когда Тимур катапультировался из перевёрнутого положения над Тарханкутом за 10 лет до своей гибели. Я об этом пишу... а только потом касаюсь версии, как он погиб.

Читайте проза.ру полковник Чечель "Сага о друзьях... Тимур" - может тогда Вам яснее станет мысль, которую я пытался донести до лётного состава в крайнем рассказе.

    А теперь, во-вторых. Вы выразили недоумение, зачем тут песня "Нормандия-Неман" в исполнении Марка Бернеса? Почитайте ещё раз внимательно её слова. Они о дружбе, войсковом товариществе и о нашем лётном братстве. Для Тимура понятие "дружба" было святое. Его бывало подводили, но он никогда. В рассказе "Экстрим по-военному" я описываю, как проведя ночь с Тимуром и Анатолием Квочуром за "рюмкой чая" после его третьего катапультирования с МИГ-29уб в Саках, они меня с Константином Фроловым забросили на авианосец "Тбилиси", проходящий ходовые испытания в Чёрном море без денег, документов, в футболках и потёртых джинсах и "слегка" под "шафе".  И всё это накануне прилёта двух Главкомов: ВВС и ВМФ. А там представителей КГБ было напичкано, как "у бобика блох", поскольку на тот момент это был самый секретный корабль Советского Союза. Почему Тимур пошёл на такой шаг? Он свято верил в силу дружбы...и он полностью был уверен во мне, что если меня повяжут, я его не сдам. Вот поэтому свой рассказ о нём я заканчиваю этой песней.

    Ну, и последнее, прежде чем представить слово действующему лётчику Виктору Боровкову, который сразу уловил суть мыслей,  которые я хотел донести до лётчиков, летаюющих  сейчас, процитирую письмо, которое только что пришло моей жене от Виктора Колобова, проживающего в моём родном гарнизоне город Остров, где погиб Тимур, а я был командиром полка: "Полковник Чечель - легендарная личность в авиации Военно-Морского флота". Так к чему это я всё озвучил, и трясу своими регалиями? Блин, мысль куда-то, пока писал о себе "красивом", затерялась. Ах да! вспомнил. Чтобы действующие пилоты сразу поняли, что перед ними делиться своим опытом ПРОФЕССИОНАЛ, а не Владимир Ильич Ленин, который взобрался на броневичёк и спорол такую "хреновину", которую потом назвали "Апрельские тезисы". И все последующие поколения народа в СССР были вынуждены эту галиматью конспектировать.

    Короче, вот это моё такое вступление перед рассказом мне пришлось написать, чтобы те, кто меня не знает, сразу на полном не предвзятом внимании начали читать мою "фантастическую версию" Гибели Тимура и сделали из неё правильные выводы. Повторяю: "Это мнение моё, и не обязательно правильное", как говорит Андрей Кочергин - основатель ножевого боя в России, с которым я имею честь быть знакомым.

С уважением. Полковник запаса Морской авиации СССР Чечельницкий Василий Васильевич.

    P.S.Ваши рассказы, Вадим, я обязательно прочту, но чуть позже, сейчас готовлю к выпуску четвёртую книгу под названием "В небесах мы летали одних". Удачи !!!

Рецензия на «Фантастическая версия гибели Тимура Апакидзе-доп» (Полковник Чечель)

Размышления интересные. Психологический настрой перед полетом, это отдельная тема, очень животрепещущая. Думаю есть смысл описать личный психологический тренинг перед вылетом, интересно сравнить со своим. Что касается яркой палатки в пилотажной зоне, то думаю, что любой прицепился бы взглядом к заметному ориентиру и пилотировал бы с визуальной опорой на него. Сам не раз выбирал яркий ориентир в зоне, ну не палатку, так яркое пятно на поверхности. Попалась бы палатка, благодарил бы бога за заметный ориентир.....
Что касается психологического воздействия на электронику, это точно. Комплекс Кайра, был весьма чувствителен к тряске и после стрельбы пушкой зачастую начинал глючить. Спасение было одно, вытащить блок, и вставить обратно. Что-то встряхивалось, дожимались контакты и система начинала работать. Раз сделали, не работает, другой и спец по РЭО взбесился, с криком Мать-перемать пинал ногами и применял жесткие психологические приемы. Запихнул в отсек и заработало: ЧУДО....
Что касается нервотрепки перед вылетом, недаром говорят, где показуха, жди беды...Не стоило лететь, ну не задался день, одно к другому....

Виктор Баравков   17.05.2015 17:48   

    Виктор, БлагоДарю за отзыв. Если коротко, то я старался соблюдать ритуал: обязательно обойти вокруг самолёта, со словами, типа: "Давай, родной, не подведи". Сам предполётный осмотр по науке удавалось делать далеко не всегда. Должность командира полка хлопотная, часто бывало на это просто нет времени. Тогда прыгаешь в самолёт как в "телегу". Но что у меня было "святое", и я практически не помню случая, когда бы я это нарушал - это продумывание и мысленное проговаривание про себя всех основных этапов полёта после того, как пристегнулся и одел лямки парашюта. Поэтому на ТУ-22м3,2 и КА-27 я садился в кабину, как правило, на 10 минут раньше экипажа, кстати, делал это даже на ТУ-16, на котором отлетал 14 лет, осваивая параллельно и другие типы. Дело в том, что на руководящих должностях нормальной предварительной подготовки на себя не получается, и вот такая тщательная предполётная подготовка сам с собой мне очень помогала летать так, чтобы "не краснеть" за свои полёты.

    А насчёт палатки - я сам так не раз делал, совершенно не думая, что в этой палатке люди делают, Блин, а может они "любовью в этот момент занимались", и у мужчины член после твоего прохода упал на "пол шестого" и не встаёт. Поневоле выскочишь и этого "засранца", кто тебе всю "обедню" испортил, постараешься с неба снять. Так что братья-пилоты, призываю, не "будем дразнить гусей"...

Полковник Чечель   17.05.2015 21:46   Заявить о нарушении / Удалить

     Да, забавно, за собой тоже замечал, что на полет настраиваешься при застегивании привязных ремней. Конец настройки обычно совпадал со снятием чек с кресла.... Техник чеки снял и ты уже земле не принадлежишь... Восприятие меняется.

Виктор Баравков   17.05.2015 г.

    Ссылка на ролик открывается нормально. Нужно скопировать её из текста и вставить в адресную строку Яндекса(не в поисковую) и нажать Enter(ввод)

Сергей Живой   25.05.2015 19:08

     Ну, а теперь друзья-пилоты и все, кто просто влюблён в авиацию, можете приступать к изучению "фантазии" автора, не забывая постулат Виталия Сундакова, приведённый в самом начале сего "опуса". Удачи !!!

    Начну с того, что на днях мне попались в Интернете фрагменты фильма о работе нештатной вневедомственной комиссии во главе с полковником Кузнецовым по расследованию катастрофы «спарки» ути МИГ-15бис №18 с Юрием Гагариным и полковником Серёгиным на борту. Спустя 26 лет после лётного происшествия комиссия неопровержимо доказала, что самолёт вошёл в землю с большим углом пикирования, почти отвесно, а не на выводе в горизонтальный полёт, как это было первоначально записано в официальном акте о причинах катастрофы. Более того, комиссия обратила внимание на тот факт, что кран герметизации в кабине Гагарина был завёрнут лишь наполовину. А это значит, кабина не была полностью загерметезирована. В то же время вертикальная скорость на заключительном этапе снижения из пилотажной зоны составила 146 м/сек, что могло элементарно привести к кратковременной потере сознания одним или двумя лётчиками. Доработать до конца этой комиссии не дали. Полковник Кузнецов «вдруг» погиб в автокатастрофе, а против выводов этой неофициальной комиссии стало выступать очень много оппонентов, в основном из тех, кому «честь мундира» дороже истины. Так тайна гибели первого космонавта планеты так и осталась до конца не раскрытой до сих пор… Но в чём-то истина стала приоткрываться, поэтому я решил вернуться к катастрофе палубного истребителя СУ-33 спустя 14 лет как она произошла, тем более, что всё было у меня на глазах, и я был уже минут через 20-30 у горящих обломков самолёта. На тот момент пожар, в основном, был потушен, но вода кончилась, пожарные машины уехали, а очаги мелкого пламени ещё по переферии оставались.

      8 лет назад в Киеве мне удалось приобрести книгу Андрея Сидерского «Третье открытие Силы», за которой я давно гонялся, т.к. на тот момент интенсивно занимался йогой как раз по его системе. Прочитав её, я «ахнул», настолько фантастические вещи там были написаны. Впрочем, судите сами, но сначала предисловие к шестому изданию:

     Все описанные в этой книге события и «психоделические факты» имеют под собой совершенно реальную основу и действительно происходили в том виде, в каком они здесь представлены.

      А вот конкретные персонажи, их имена, место и время действия – это уже в значительной мере придумано автором… Впрочем, как и он сам… Поэтому будем считать, что любое сюжетное совпадение, каким бы поразительно точным оно не оказалось, - не более чем самая обыкновенная случайность, подобная тем, которые во множестве присутствуют в жизни каждого из нас.

       Которые, собственно, и есть наша жизнь…

    А вот выдержка из Предисловия к четвёртому изданию:

        «Обломки самолёта до сих пор разбросаны по степи… Осенние дожди всё так же идут, и снег в размокших полях по-прежнему тает каждую весну…

     Впрочем, всё это не важно. На самом главном конкретика событий никак не отражается. Мы приходим сюда, чтобы учиться осознавать. И если мы не забываем об этом ни на мгновенье, какая разница, на каком конкретном материале мы оттачиваем своё искусство?
                А. Сидерский, Киев, март 2001 г.

     А вот отрывки из самой книги:

        До этого Андрей описывает как он встретил своего Мастера – Учителя Зы Фэн ЧУ, с которым колесо Сансары его сводит из жизни в жизнь, и они оказались в Крыму на Тарханкуте.

       Наутро меня разбудил  самолёт. Такое случалось и раньше – здешние пустынные места идеально подходят для тренировочных полётов сверхзвуковых перехватчиков и штурмовиков. Однако для «диких» отдыхающих вроде меня это их свойство порою превращалось в сущее наказание. И дело было даже не в звуковом барьере, Его самолёты переходили на больших высотах, и производимый при этом грохот достигал барабанных перепонок тех, кто находился на земле, будучи уже значительно ослабленным.

     Ужаснее всего были высший пилотаж и отработка захода на наземную цель. В особенности тогда, когда у лётчика хватало чувства юмора для того, чтобы выбрать в качестве наземной цели отдельно стоящую палатку. Например, мою, так как она всегда стояла отдельно. Но человек ко всему привыкает. И за 10 лет я привык к тому, что время от времени приходится мириться с раскалывающим небо грохотом, который повсюду сопровождает тебя в течение нескольких часов 2-3 раза в неделю.

     Я выбрался из палатки.

     Он сидел внутри каменного круга, до пояса высунувшись из своего спального мешка, и следил за тем, как самолёт делает над морем крутой вираж и устремляется к нам. Я стоял позади него и тоже наблюдал за самолётом. Когда лётчик, видимо, решил, что прицелился уже достаточно хорошо, самолёт взвился вверх. Двигатель дико взревел. Кажется это называется «включить форсаж».

    - Вот зараза, не дал доспать, - пробормотал он и повернулся ко мне.

    Я остолбенел. Ему опять было 22. От вчерашней жуткой изношенности тела не осталось и следа. И глаза его снова мерцали холодной сталью осеннего неба.

  - Ну ты даёшь… - вот и всё, что я сумел из себя выдавить.

  - Я же говорил – просто расход энергии оказался слишком большим. А теперь – всё опять в норме. За ночь подкачался… Вот зараза… - последние его слова относились к самолёту, который завершив петлю Нестерова, снова заходил на наземную цель, то есть на мою палатку.

   - Можно палатку свернуть, - сказал я. – Он тогда полетит в кого-нибудь другого прицеливаться.

    - Да нет, зачем? Хамство, по идее, следовало бы пресекать на корню.

  - Интересно, каким образом? У него вон махина какая… Мимо пролетает – и то жутко становится. Даже представить страшно, каково оно бывает, когда этакая дурра на тебя прёт, из пушек и пулемётов палит, да к тому же ещё ракетами плюётся… А ты говоришь, пресекать… Смешно слушать.

    Ничего не сказав, он выбрался из спального мешка и, отойдя метров на 30 в степь, справил малую нужду. Потом вернулся в круг, задумчиво посмотрел на самолёт, совершающий очередной заход, и перекрикивая рёв двигателя, сказал.

    - У него очень много слабых мест. Вся машина напичкана электроникой, без которой не обойтись. И управляет этой, как ты говоришь, махиной обыкновенный человек. И электроника, и человек – объекты в высшей степени уязвимые, если знаешь, с какой стороны к ним подступиться.

    - Уязвимые-то оно, конечно, уязвимые, однако как ты сможешь их сейчас уязвить? Так чтобы он убрался на базу…

   - На базу? А зачем - на базу? Если уж пресекать… Хотя, с другой стороны, люди и техника – это довольно сложно… Тренироваться лучше всего на погоде… Способность целенаправленно воздействовать на погоду – это, так сказать, базовый уровень искусства дистанционных волевых манипуляций. Люди и их творения защищены интеллектом. Конечно, если постараться защиту можно пробить.

    Он встал и сделал несколько движений, подобных тем, которые делал, когда я чуть не свалился с обрыва. Потом сел рядом со мной и молча, уставился в землю. Посидев с полминуты, он снова встал, погрозив самолёту пальцем, как будто это на кого-то могло произвести впечатление, и не говоря ни слова, подошёл к краю обрыва и спустился вниз.

     В некотором недоумении я стоял возле спального мешка, когда что-то вдруг изменилось в пространстве. Сначала я не сообразил, что именно, а потом понял – рёв двигателей прекратился. Самолёт в это время находился в самой верхней точке петли Нестерова. (На этот момент я обращаю особое внимание, уважаемые читатели. Именно так было у Тимура. Он катапультировался из перевёрнутого положения, т.к. все его попытки вывести самолёт в горизонт не увенчались успехом. Высота в этот момент была около 2000 метров, а выстрелило его вниз с перегрузкой порядка 20-22g).

   Но вернёмся к книге:

«В состоянии мгновенно охватившего меня оцепенения я смотрел, как над морем раскрылся парашют и самолёт, ещё немного пролетев в тишине, рухнул в степь на вершину холма примерно в километре от нас. Я увидел взрыв и через несколько секунд услышал его грохот.

     Минут через пять свисавшая с обрыва верёвка натянулась, и спустя некоторое время он поднялся наверх. Капли воды, которыми было покрыто его тело, сверкали мягким золотом в косых лучах утреннего солнца.

     - Самолёт упал, - сказал я.

     - Да, - ничуть не удивившись, произнёс он. – Но никто ведь не пострадал, правда?

     - А ты откуда знаешь?

     - Ну… мне так кажется… Где лётчик-то?

     - Я кивнул в сторону моря.

     - Катапультировался…

     - Я же говорю. Все живы, никто не в обиде, потому как не знает… - сказал он, и заметив, что я собираюсь направиться к упавшему самолёту, - добавил. – Не нужно туда ходить. Перед тем как катапультироваться он наверняка сообщил на базу. И минут через десять здесь будет вертолёт – за чёрным ящиком прилетят. Так что лучше тебе там не околачиваться. Российские военные - народ непредсказуемый. А «СУ», который упал – объект секретный. Просидишь остаток отпуска в каталажке… Выяснение личности и всё прочее, неприятностей не оберёшься. И потом, чего ты там не видел – груды искорёженного обгорелого металла? Зачем оно тебе?

    Почему-то я счёл его не очень-то веские доводы убедительными и к самолёту не пошёл.

      Мне даже не пришло в голову спросить его о моральной стороне события, свидетельством которого я только что стал. Это может показаться странным – как-никак такую матценность завалил ни за что ни про что, только ради того, чтобы показать, кто в доме хозяин… Но мне очень хотелось считать всё происшедшее простым совпадением. Тем более что явно никто ничего не формулировал. А намёки – это такое дело… Каждый понимает как хочет… А если так, то о какой моральной стороне вообще может идти речь? Возможно, он тешил себя иллюзией обладания способностью влиять на неподвластные человеческой воле события, но это были его проблемы. И я не считал себя достаточно компетентным в психиатрии чтобы вмешиваться.

     С другой стороны, я не мог хотя бы самым краем моего рассудка не признать необычной точности соответствия случайного совпадения предварительно сформулированному намерению…

      Пусть косвенно, но всё же сформулированному… И потому мне не удалось полностью отбросить возможность наличия некоторой связи между его намерением пресечь хамство и внезапной поломкой, которая оказалась настолько серьёзной, что заставила лётчика, не выходя из «мёртвой петли», заглушить двигатель и катапультироваться…

      Завтракали мы в полном молчании. Я упорно старался не верить в то, что между этим человеком и упавшим самолётом была какая – то связь.

     Прилетел вертолёт. Сначала он опустился к морю и подобрал лётчика, потом приземлился на вершине холма рядом с обломками. Из вертолёта вышли люди. Часа три они что-то делали там, потом сели в вертолёт и улетели. Пока всё это происходило, я загорал и купался, время от времени поднимаясь к палатке, чтобы чего-нибудь не упустить. Он сначала тоже сидел внизу, а потом поднялся наверх и там остался. Когда я в очередной раз вскарабкался на обрыв, то увидел, что вертолёта на вершине холма уже нет, а он стоит с полностью собранным рюкзаком и смотрит на меня отсутствующим взглядом…»

      Дальше в книге идёт речь о всяких йоговских практиках, эзотерических штучках и прочей «галиматье» по выражению Василия Васильевича Ершова. Но в конце книги я наткнулся на такой абзац:

    «Слышьте, мужики, а что это за бутылка там плавает? – неожиданно прозвучало за нашими спинами.

      За разговором с Мастером Чу я не заметил, как на плиту спустились лётчики и начали деловито готовиться к погружению…

     Мастер Чу объяснил о том откуда взялась бутылка

    - Ну что там? – спросил, подходя к нам, Пётр.

    - Да тут, оказывается, на днях мужик погиб. Из Астраханских… - растерянно ответил Жора.

    - Да-а, дела, - протянул коренастый. – А из-за чего погиб – известно?

    - Нет, - ответил Мастер Чу, - но вероятнее всего – из-за техники безопасности. Не было ни одного пункта, по которому бы он её не нарушил. Знаете как бывает – вообразит человек себя мастером, и море ему по колено…

     - Да, - согласился Пётр. – У нас - то же самое. Новички и настоящие мастера гибнут редко., чаще всего те, которые воображают, будто всё постигли, а на самом деле освоили первичные профессиональные навыки… Хотя и с мастерами всякое случается… Но те хоть знают как выкрутиться.

     - Точно, - сказал Игорёк. – Помните, как комполка наш… Когда это было? Два года… Нет – три… Точно три года назад, как раз в этом месте – вон на холме до сих пор обломки СУ валяются… Летел себе летел – тренировочную программу отрабатывал, и вдруг – бац – вся электроника словно взбесилась. Гировертикаль перевернулась, машина вниз фонарём идёт и вывести её в нормальное положение нет никакой возможности… Ну, он движок заглушил, дал сообщение на базу и катапультировался – вниз, представляете себе!!! И высоты-то было - всего ничего. Был бы кто чуть менее подготовленный – ни за что не успел бы парашют раскрыть…

     - Ну и что? – вставил я. – под ним же море было…

    - А ты откуда знаешь? – поинтересовался Жора.

    - Видел – мы в тот день в этой бухте стояли, - ответил я и покосился на Мастера Чу, который с совершенно непроницаемым выражением лица молча созерцал прибой.

      - Море!.. Скажешь тоже… Он километров с полутора падал, да ещё после катапульты – там такой удар об воду был бы, только мешок с костями остался бы… Все внутренности разорвало… Да-а, бывает… Ну что – по последней и – вперёд?

         - Пожалуй, - согласился коренастый…

   …Через несколько минут они скрылись за северным мысом».

    Вот так, уважаемые читатели, Андрей Сидерский описал катапультирование из СУ-27 Тимура Апакидзе; Вы видите, с какой поразительной точностью он это сделал. Верю ли я, что один человек, Мастер Чу, устроил силою своего ума или своей силы воли отказ системы управления СУ-27 – я скажу: «Не знаю, но думаю, что это вполне могло быть». Помните, по всему нашему постсоветскому пространству прокатился бум экстросенсорики. Началось всё  с феномена Кашпировского, который показал совершенно новые возможности человеческого организма. Я уже рассказывал в «опусе» «Сны, предчувствия и прочая хрень» как полковник Конышев Владимир Васильевич предсказал катастрофу вертолёта КА-27 капитана Горяева. Более того, поскольку мы были в доверительных товарищеских отношениях, он немного  поведал о создании психотронного оружия. Их, сильнейших экстрасенсев Советского Союза, собрали около 500 человек. Каждый прорабатывал один узкий участок работы, совершенно не представляя общую картину, для чего он это делает.

     Я не буду касаться аспектов объяснения сути психотронного оружия, скажу лишь, что оно очень многогранно. И один из его элементов – это воздействие на психику противника. Причём, оно может быть как прямое, так и опосредованное. Ну например, может ли Президент страны хладнокровно принимать взвешенные решения, если у него вдруг смертельно заболеет дочь. В таком состоянии очень велика вероятность ошибочных управленческих решений. В одном из своих рассказов я упоминал случай, как у меня в эскадрилье старый механик, прапорщик, эксплуатировавший бомбардировщик ТУ-16 более 20 лет, вместо крыльевой группы баков с одной сторон заправил керосин в фюзеляжную. Как это можно перепутать – крыло и фюзеляж? Оказывается можно. А просто у него все мысли были о 12-илетней дочери, которой в это время делали сложнейшую операцию на сердце.

     Коснусь ещё двух моментов, которые важны с эзотерической точки зрения:

    1) Андрей Сидерский заканчивает воспоминания о самолёте рассказом, что к ним с Мастером Чу спустились лётчики и начали готовиться к погружению с аквалангами для поисков тела мужика (Из Астраханских),который утонул накануне из-за нарушения мер безопасности. Так вот, Тимур готовил себе смену на должности командира полка. Одним из главных кандидатов был его друг Лёша Власов, которого я хорошо знал, и который погиб при погружении с аквалангом при весьма "тёмных" обстоятельствах. Они не раскрыты до сих пор. Тимур мне подробно рассказывал об этом,когда мы сидели у него дома в Саках за "рюмкой чая". (Тимур пил чай, а я остальное - поминали Лёшу. Не буду пересказывать, что мне тогда с горечью поведал Тимур, но когда Власова подняли из воды, в его лёгких не было воды. Прощаясь, Тимур мне подарил фотографию Алексея в ЗШ.
Я уже не помню, откуда Лёша Власов родом, но между тем, что Сидерский закончил свой рассказ аквалангистами, и гибелью Алексея - мне кажется, есть какая-то связь, которая на уровне интуиции, и её не объяснить словами.Одно скажу, Тимур очень тяжело переживал смерть друга.

    2)Начальник тыла авиации ВМФ СССР генерал Храмцов, зная, что я дружу с Тимуром, передал мне видео кассету с Москвы, где Апакидзе "Фонд Авиационной Безопасности СССР" вручает приз как "победителю" по итогам года - лётчику, сумевшему спасти свою жизнь из наиболее сложной ситуации. Церемония награждения проходила в Москве. Тимуру дали 750 рублей денег, если память не изменяет, и швейную машинку марки "Подольск". Я помню, когда мы вместе смотрели эту видео кассету в квартире у Тимура в Саках, я ещё пошутил: "Леся, ты посмотри, как дорого страна жизнь твоего мужа оценивает: 750 рублей денег, да ещё швейную машинку в придачу. Это же не "хухры-мухры". И лишь по вымученной улыбке Леси я понял, какую "солдатскую" шутку я сморозил. Т.е. Тимур тогда смог спасти свою жизнь из сложнейшей ситуации. Так и в этом последнем своём полёте он не собирался бороться за машину ценой своей гибели. Когда он понял, что движки не вытягивают, он взялся за держки катапульты, но увы, не хватило буквально нескольких сотых долей секунды... 

    Хочу также обратить внимание читателей на несколько фактов, которые прозвучали в фильмах о Тимуре: «Форсаж», «След Сокола», «Последний полёт» - это во-первых, были знаки, предупреждающие, что полёт может закончиться неблагополучно:

       1) Накануне рокового дня попадание молнии в крест Собора в Ленинграде напротив дома мамы Тимура Марии Марковны.

       2) Священник, который выступал на празднике, за день до этого просил отменить полёт, и чтобы лётчик пришёл к нему причаститься. Но ему сказали, что отменить полёт невозможно, а лётчик к нему придёт после полёта. Само выступление священника, кстати, по сравнению с «дифирамбами», которые допускали выступающие до и после священнослужителя, резко отличалось по своей направленности и даже трагизмом. Я слышал это лично, т.к. был составе делегации от 33 Центра, приглашённой на праздник.

         3)В фильме «Последний полёт» Тимур говорит лётчику: «Если я когда-нибудь сверну себе шею, то минимум человек 15 скажут, что он к этому шёл всю свою жизнь». На что лётчик ему ответил: «Насчёт 15 не знаю, но одного «козла» я знаю точно». Так вот насчёт «козла» могу добавить следующее. Когда шёл пилотаж, я стоял недалеко от трибуны с Командующим авиацией ВМФ Иваном Дмитриевичем Фединым и слышал весь радиообмен. Кстати, первые слова Ивана Дмитриевича, когда мы обнялись при встрече, были: «Только не вздумай меня учить», намекая на мою привычку в бытность, когда мы оба были командирами эскадрилий в Быхове в составе 57 мрад. Так вот, в первую секунду падения Су-33 Тимура Апакидзе я держал у глаз объектив фотоаппарата Смена-8м, готовясь снять Тимура, когда его самолёт выскочит из-за деревьев. Вместо этого вдруг начал разрастаться чёрный взрыв. Я машинально нажал на спуск затвора, а потом бросился вперёд, но начала падать  стоящая передо мной женщина, и я успел её подхватить.

      Минут десять она билась у меня на руках в истерике, пока мне удалось её сдать знакомому майору из РТБК. Ко мне сразу подскочила ещё одна женщина вся в слезах: «Василий Васильевич, представляете, в ту самую секунду, когда самолёт упал, полковник N… , стоявший рядом со мной, злорадно закричал: «Это с моей подачи Апакидзе сняли с должности командира полка, и я предупреждал Командующего, что не надо его восстанавливать". Это каким же надо быть циничным человеком, чтобы в момент взрыва думать и сказать такое», - захлёбываясь слезами, причитала женщина.

     Я не привожу фамилию этого человека только потому, что сам лично не слышал этих слов, но верю этой женщине на 100%, в такие секунды врать не будешь.

       Так вот, все знают выражение: «Дома и стены помогают». Т.е. поддержка болельщиков, в том числе и мысленная, помогает спортсменам в игре. Точно также верно и наоборот, негативные мысли каким-то образом проникают в мозг и мешают спортсменам проявлять свои лучшие качества. А такие люди на празднике были и явно с завистью следили за пилотажем генерала, отнюдь при этом, не желая ему успешного завершения полёта. Иначе бы Тимур не говорил об этих «пятнадцати, кто будет радоваться его концу» на камеру. На всех должностях Тимура отличало полное отсутствие «лизоблюдства» и «чинопочитания». Далеко не всем нравилось это его качество.

       Более того, меня как-то без отрыва от службы угораздило закончить ускоренные, а поэтому очень дорогие, курсы экстрасенсев, куда меня затащил подполковник Юра Тэзиков для кворума. («Сенсей» - молодая, обалденно сексуальная дама, поставила условие - будет проводить занятия при наличии оплаты не менее чем от восьми человек). Пять дней я исправно пытался освоить даваемые знания и навыки, но мозги пухли от необычности услышанной информации. Лечение на расстоянии, внушение и передача своих мыслей другому и прочие эзотерические «штучки», в которые, если ты до этого с ними  не сталкивался, верится с трудом.

      Единственное, чему я научился сразу – это заказывать себе цветные сны по любой теме, которая приспичит, и смотреть в течение ночи как в большом телевизоре. Я три месяца просто балдел от увиденного. Хочешь сон про полёты-самолёты – пожалуйста. Хочешь про секс и женщин – запросто. Море, горы, горные лыжи и т.д. вообще не представляли никаких трудностей, если ты захотел их увидеть. А потом как отрезало. Стало неинтересно от предсказуемости сна, захотелось спонтанности и неожиданности. Я перестал использовать эти техники, и сны по заказу прекратились. Но применительно к гибели Тимура скажу, что есть практики, овладев которыми, можно влазить в мозг другого человека, считывать его поле и мысли, внушать в свою очередь какое-то действие, которое человек должен исполнить или можно просто его отвлечь от какой-то сложной операторской деятельности, какой является пилотирование самолёта. То же самое можно сказать о работе электроники, которой так напичканы современные истребители.

     То есть, я вполне допускаю, что те «случайные» случаи и совпадения можно отнести по воле "злого рока", можно списать на головотяпство ряда должностных лиц, можно ещё как-то пытаться объяснить, но судите сами:
      
     Почему-то так получилось, что именно Тимур взялся за организацию этого праздника, и он же являлся его главным действующим лицом. Леся  говорила, как у Тимура не раз опускались руки от тех бюрократических преград, которые надо было преодолеть, и он говорил: «Если бы я знал, что так будет, никогда бы не взялся за это дело, организовывать праздник.

     Далее, в день вылета сначала сломалась машина, которая должна отвести генерала Апакидзе на аэродром. Долго искали замену. Когда нашли, водитель-матрос чуть не сбил женщину, переходившую дорогу. Тимур был просто взбешён. Мечислав Савицкий говорит: «Я никогда не видел Командира в таком состоянии». Что произошло после?

    На основном самолёте, который Тимур уже осмотрел и принял, произошёл отказ. Он вынужден быстро перебегать на резервный борт №70, на котором произошло что-то непонятное с управлением во время перегонки его с Севера, но на земле отказ не подтвердился. Т.е. машина, матрос, самолёт – всё это отнюдь не способствовало уравновешиванию психики лётчика перед таким ответственным полётом. Теперь берём такой факт.

     Самолёт, который готовился как резервный, а это значит должен быть полностью идентичен основному самолёту, почему-то оказался заправленным на 2 тонны керосина больше. Даже опытные, маститые лётчики могут сказать: «Какая хер… (ерунда), для такого высококлассного лётчика, каким был Тимур, это такая «мелочь». Тут позволю не согласиться с вами, уважаемые коллеги. И вот почему. Этот факт как-то прошёл мимо «ушей» комиссии, расследовавшей это лётное происшествие, но я, который после должности командира полка 9 лет был на должности начальника Службы Безопасности Полётов 33 Центра Морской авиации СССР, а потом и ВВС Украины, и не раз принимал участие в расследовании лётных происшествий, сразу обратил на него внимание.

      Мечислав Савицкий, который крутил пилотаж на Л-39 перед Тимуром, на этой же фигуре, на которой просел СУ-33, провалился ниже деревьев, и какие-то доли секунды его просто не было видно с аэродрома. А ведь это значительно более лёгкий самолёт, и вряд ли Мечиславу разрешили бы «верхние» начальники, включая Тимура, снижаться на высоту менее 20-30 метров вне пределов аэродрома. Над полосой – пожалуйста, но не вдали от зрителей. А именно это всё-таки произошло, и я думаю, помимо воли Мечислава Савицкого. Когда он скрылся за деревьями, я чётко помню ощущение опасности, и как нехорошо сжалось сердце. Т.е. температура +28 градусов и повышенная влажность воздуха сыграли свою роль. А самолёт СУ-33 был заправлен к тому же на две тонны больше, чем тот, на котором до этого тренировался Тимур.

     Более того, я открою ещё один факт, который не значится в выводах комиссии. Генерал Апакидзе просил у Командующего дать ему ещё два тренировочных полёта, Но Иван Дмитриевич Федин их ему не дал, посчитав, что у лётчика и так нормальная натренированность, ведь летал каждый день. Этим фактом со мной поделился тогда полковник, а ныне генерал Алексей Игоревич Сердюк - начальник Центра Морской авиации России в Ейске, буквально через час после катастрофы, когда мы, стоя возле штаба Центра, пытались смоделировать причины, почему это произошло. Т.е. Тимур на интуиции «старого воздушного волка» ощущал напряжение. Он нюхом чувствовал опасность этой высокой температуры, хотя может и не совсем отдавал себе отчёт, зачем ему нужны ещё эти два тренировочных полёта, о которых он просил.

     И обратите внимание, самолёт СУ-27, потерпевший катастрофу через год в Склынове подо Львовом тоже был заправлен на две тонны больше, чем до этого тренировались на нём лётчики Топонарь и Егоров. Поэтому полковник Хвеженко прав, когда, показывая записи объективного контроля, говорит, что шесть полётов до этого Тимур сделал один в один, что свидетельствует об очень высоком классе лётчика и его высокой натренированности. Но мы не учитываем факт, что  тогда у него не ломалась машина, был нормальный шофёр, не приходилось перебегать на резервный самолёт, который, чтобы облегчить себе дальнейшую работу, сразу заправили топливом для перелёта на Север… И плюс, у генерала Апакидзе были недоброжелатели, которые совсем не хотели, чтобы полёт закончился благополучно, пусть это было не явно, а на подсознании, но это было.

       Всё, что я перечислил – это, возможно,  «мелочи», каждая из которых в отдельности не могла привести к катастрофе, но сложившись в «кучу» в одной точке привела к такому трагическому финалу. Неслучайно авиационная наука даёт такое определение: «Катастрофа происходит в результате случайного наложения нескольких не случайных причин или закономерностей…» Я полностью согласен с Героем Советского Союза, Заслуженным лётчиком-испытателем СССР Виктором Георгиевичем Пугачёвым, который сказал, что в катастрофе Тимура проявилось роковое стечение всех негативных энергий, которые могли накопиться в космосе в результате работы каких-то космических явлений. «Другого объяснения я как профессионал предложить не могу», - продолжил Владимир Георгиевич, - «Трудно сказать, что бы было со мной, если бы я оказался в подобной ситуации».

      Официальная версия гласит, к лётному происшествию привели потеря контроля лётчиком за параметрами скорости и высоты полёта и чрезмерная психофизическая мотивация демонстрационного полёта, но Анатолий Квочур, Герой Российской Федерации и Заслуженный лётчик-испытатель России, который прекрасно знал Тимура, сказал на камеру: «Я с этим выводом категорически не согласен, и мне стыдно, что это написали мои коллеги. Я считаю, что-то ему помешало… что-то отвлекло его внимание и потребовало каких-то действий, по всей вероятности левой рукой. Он мог зацепиться той же перчаткой за что-то. Та же ручка фонаря кабины, например… Это моё субъективное мнение…»

    Полностью согласен с этим его  высказыванием, что-то Тимура отвлекло. И это что-то может целенаправленным воздействием на психику пилота или на какие-то другие, влияющие на полёт, факторы. В том, что это возможно, книга Андрея Сидерского меня лично убедила. Какой вывод можно сделал изо всей этой «отсебятины», что я тут написал и ради чего?

     Первое, повторю ещё раз общеизвестную истину, любой начальник, организующий полёты, особенно такие ответственные как на авиашоу, должен максимально стараться разгрузить психику пилота, который на этом авиашоу выступает, от несвойственных ему задач.

      Второе, и это главное, сами лётчики, выполняющие такие полёты, особенно там, где идёт показ и соревнование авиационной техники, должны знать, что конкуренты могут попытаться организовать воздействие на вашу психику или на электронику вашего самолёта, а посему есть такая наука как психологическое айкидо, и надо хотя бы азами её владеть, т.е. знать и уметь защищать свои мозги, если таковые имеются, от психологического нападения. Для этого существуют специальные техники. От этого зависит ваша безопасность и престиж страны или фирмы, которую вы представляете.

      Третье, если авиационной науке допустить, что нападение (вольное или невольное) на психику пилота возможно, то тогда более понятными станут факты, когда нормально тренированный лётчик экстра-класса втыкается в землю на исправном самолёте, т.е. допускает «ошибку» в технике пилотирования, которую вроде допускать не должен, возьмите примеры Римантаса Станкявичуса на СУ-27 в Италии или Александра Щукина на СУ-26 под Москвой. Оба из «волчьей стаи» лётчики-испытатели высочайшего класса.

     Четвёртое, братья-пилоты, сделайте вывод из книги Андрея Сидерского, если вам "приспичило" крутить пилотаж, а под вами какая-нибудь одинокая палатка оказалась, по возможности, делайте свои фигуры чуть в сторонке. А то ещё один Мастер Чу выскочит и устроит вам "бяку". А оно вам надо?

     Ну, и пару слов в защиту своей "фантастической" версии гибели Героя России генерала Тимура Апакидзе. Когда летел с Домбая, в Москве мои читатели подарили мне книгу Алексея Ракитина "Перевал Дятлова", где автор спустя десятки лет с неопровержимой достоверностью разгадал и доказал причину гибели группы Свердловских туристов в феврале 1959 года на Северном Урале от рук американской разведгруппы, состоявшей из трёх человек, и заброшенной туда на парашютах.А ведь все эти годы какие только версии не выдвигались от самых сумасбродных до самых фантастических: все 9 человек группы Дятлова убиты местными охотниками манси, пожраны медведем или россомахой, или, что была авария ракеты, взлетевшей с космодрома Плисецк, прилетели НЛО и т.д. Автор показал документально какой атомный шпионаж шёл на Советском Урале, и чтобы вызнать наши секреты, все средства были хороши. Так и здесь. Развалом Советского Союза борьба между Западом и Востоком не закончилась. Конкуренция и борьба за многомиллионные заказы между фирмами продолжается,военное противостояние между Россией и США существует, а раз так, могут использоваться все методы борьбы, в том числе и самые "фантастические", о возможности одного из них я и поделился в этом рассказе.

       В фильме «След сокола» звучат слова: «Люди, особенно те, кто подолгу живёт на высоте, но по долгу службы рискуют жизнью и чьи поступки не укладываются в обывательскую логику, также уязвимы как все, а может быть и больше…» Подумаем над этими словами и помянем ещё раз тех, кто уже никогда не вернётся из полёта.

     И в заключение, давайте друзья возьмёмся за руки и вспомним песню, которую поёт Марк Бернес

 Воспоминание об эскадрилье Нормандия-Неман

Музыка: М.Фрадкин Слова: Е.Долматовский

Я волнуюсь, заслышав Французскую речь,
Вспоминаю далёкие годы.
Я с французом дружил, Не забыть наших встреч
Там, где Неман несёт свои воды.
Там французские лётчики  в дождь и в туман
По врагу наносили удары,
А советские парни в рядах партизан
Воевали в долине Луары.

В небесах мы летали одних,
Мы теряли друзей боевых,
Ну, а тем, кому выпало жить,
Надо помнить о них и дружить.
Ля-ля-ля-ля Ля-ля-ля Ля-ля-ля-ля Ля-ля-ля

Что ты делаешь нынче, Французский собрат,
Где ты ходишь теперь, Где летаешь?
Не тебя ль окликал я - «Бонжур, камарад»
Отвечал ты мне - «Здравствуй, товарищ!»
Мы из фляги одной согревались зимой,
Охраняли друг друга в полёте,
А потом ты в Париж возвратился домой
На подаренном мной самолёте.

В небесах мы летали одних,
Мы теряли друзей боевых,
Ну, а тем, кому выпало жить,
Надо помнить о них и дружить.
Ля-ля-ля-ля Ля-ля-ля Ля-ля-ля-ля Ля-ля-ля

Я приеду в Париж, Все дома обойду,
Под землёю весь город объеду,
Из «Нормандии» лётчика там я найду,
Мы продолжим былую беседу.
Мы за правое дело дрались, камарад,
Нам война ненавистна иная.
Не поддайся обману, Французский собрат,
Верность клятве своей сохраняя.

В небесах мы летали одних,
Мы теряли друзей боевых,
Ну, а тем, кому выпало жить,
Надо помнить о них и дружить.
Ля-ля-ля-ля Ля-ля-ля Ля-ля-ля-ля Ля-ля-ля

Ну, а тем, кому выпало жить,
Надо помнить о них и дружить.

   А теперь, посмотрим на того, кого мы потеряли  и отдадим должное памяти этого великого Лётчика и Гражданина своей страны...

   https://yadi.sk/i/x9aRh3fDgguUr
Тимур прощается с детской секцией каратэ в Крыму.

    К сожалению, эту ссылку прислала мне Леся, вдова Тимура в письме на Яндексе, и она нормально открывается из письма. Но почему-то не открывается из книги. Пробуйте найти эту запись, там удивительные слова...(как открывать ссылку - смотри совет в конце рецензий)

    P.S. Спустя неделю как рассказ был опубликован, пришло письмо от вдовы Тимура Леси, с которой мы поддерживаем тесную связь:

    Северикова Леся...

Кому
Чечельницкий Василий <chechelya@yandex.ru>

     Вася, здравствуй!   Прочитала рассказ и со многим могу согласиться.  Я рассказывала тебе, как в мае 2001 Тимур был  в Крыму у Зуфара, и тот очень испугался, а жена его даже вскрикнула из-за того, что они увидели. Зуфар сказал тогда Тимуру: "Ты запрограмирован на смерть! Больше тебе летать нельзя!" А Тимур ответил: "Я слетаю в последний раз в Острове на празднике - и все". "Тогда позвони мне перед вылетом, я сделаю защиту". Но понятно, что в тот день Тимуру было не до звонков...                Мы с Сокериным говорили о версиях гибели Тимура, если ты с ним переписываешься, перешли ему эту информацию о Зуфаре, пожалуйста.

    А вот мнение бывшего Командующего ВВС БФ генерала Виктора Николаевича Сокерина

       Re: прощание Тимура

22 мая в 23:48
Сокерин Виктор <79097849930@ya.ru>

Кому
Чечельницкий Василий <chechelya@yandex.ru>
 
      Тимур друзьями не забыт:
      Он не погиб, он был УБИТ....

          Небо Тимура

   Александр Рохлин
   29.08.01 0:00
   С чего начинается Родина? С картинки в моем букваре...

...Вчера я нашел букварь за 1981 год. Молоток, шарик, арбуз, гуси, домик и лужа. Потом красные сабли, буденовка. А дальше первые фразы: “У Наты мишка. У Нины машина. А у Антона?” Пацан в красных веснушках держит за хвост самолет, а в небо рвутся железные “МиГи”.

Чтобы заслужить место в первой школьной книге, самосвалы

и шарики живут с нами с рождения. А шпаги и самолеты должен был кто-то прославить. И не один раз.

17 июля 2001 года погиб морской летчик, Герой России Тимур Апакидзе. Он был великим летчиком. Наверное, таким, как Уточкин, Громов, Гастелло, Чкалов, Коккинаки.

Прошло 40 дней...

    Если хочешь понять, что такое человек, не оглядывайся на престолы царей и дома вельмож, а подними глаза к небу.

   Иоанн Златоуст “Нас уже не осталось”20 июля Москва прощалась с генералом Апакидзе.
Все цветы на площади у “Красных ворот” раскупили еще в 10 утра.
У главного штаба ВМФ ходила растерянная женщина и спрашивала:
— А к нему пустят?
К “нему” пускали свободно. В актовом зале шаги и слова казались умышленно приглушенными. Будто все мы двигались под стеклянным колпаком. Такого количества Героев России мне никогда не доводилось видеть. Почти уверен, большинство не знали Тимура. Видимо, что-то толкнуло изнутри, заставило прийти.
Танкист с шевроном 57-й армии СКВО положил цветы, встал, на мгновение замер, склонил голову. Звезда на лацкане дернулась, как язычок маленького колокола. И закачалась.
Хромой майор с двумя гвоздиками с трудом взобрался на ступеньку. А стола для цветов уже не хватало.
Огромного роста каперанг держал за руку мальчишку в нахимовской форме с черными погончиками. Чтобы не плакать, юный нахимовец искусал губы в кровь. Но подбородок дрожал.
Оркестр замолчал.
Во дворе опять было тесно. Мимо прошел вице-адмирал и сказал, будто в небо:
— Тимур собрал всех...
Караул отдал честь. Гроб задвинули в машину. У шофера похоронной “Газели” мятые тренировочные висели на заднице. Наверное, он единственный был ко всему равнодушен...
На Троекуровском кладбище я слышал, как проникновенно умеют говорить генералы.
— Осторожность — лучшая часть мужества, — сказал замглавкома ВВС.
И тишина повисла за словами.
— Я всегда ему говорил... — тихо добавил летчик.
Морские летчики несли гроб на плечах. Они менялись беззвучно по очереди. Один, в новеньком синем комбезе с шевроном палубной авиации, проговорил:
— Третий раз несу. Так... нас скоро не останется.
— Нас уже не осталось, — вполголоса сказал другой...
Автоматные очереди коротко порвали воздух. Не выдержала и заголосила мама. В холм воткнули часть самолетного киля с железной табличкой
генерал-майор Тимур Автандилович Апакидзе.
...Все разошлись.
У могилы остался адмирал. Он думал, что его не слышат. Стоял, опустив фуражку, а другой рукой держал волосы.
— Полторы секунды... Полторы секунды не хватило... Что же останется... — сказал он тихо.“Дядя, вы генерал?”Мы привыкли, что генералы строят дачи. Закупают “Мерседесы”. Фрахтуют самолеты. И летают в Анадырь охотиться на морских котиков...
У генерала Апакидзе не было личной машины. И прав на вождение тоже не было. Домой он ездил на метро.
Генерал покидал штаб морской авиации в двенадцатом часу. Выходил к Белорусскому и как есть, в лампасах и погонах, спускался в метро. (Что в этом удивительного? Сербский патриарх ездит на трамвае...)
Москвичи с недоумением принюхивались (о сербском патриархе они не знали). Может быть, товарищ генерал выпил и перепутал? Но он открывал книгу и читал. Москвичей раздражало несоответствие лампасов и жесткой лавки, вышитых звезд и надписей “не ...слоняться”. Группа мирных придурковатых юношей поинтересовалась:
— Дядя, вы генерал?
— Генерал, — был ответ.
— А чо в метро-то выпендриваетесь?
— На вертолет опоздал, — сказал генерал.
Один хихикнул. И выдал:
— Да он не настоящий!!! Ходульный! Погончиками-то в Измайлове затарился?!!
Генерал мог засветить прямой “татакен” в лоб сорванцу. Он даже мысленно нарисовал траекторию “полета”. И четко представил себе возможные разрушения. Но сдержался. Неразумно разрушать то, что защищаешь. Тогда генерал крепко задумался над собой. Пока вагон уносил его на Юго-Запад... Звезда в газировкеНа овальном столе лежат книги, исписанные бумаги, тарелка с персиком. На краю стоит початая бутылка водки, а в центре серебряная рюмка, укрытая засохшим хлебом. За столом летчики.
Первый летчик: — Я хочу понять, что останется после него? Что детям расскажем?
Второй летчик: — У каждого теперь свой Апакидзе. И единого образа не будет...
Третий летчик: — Помните лето 86-го года, военные сборы под Очаковом. Суббота... все наливают... А у летчиков тишина. Уныние.
— А что вы, товарищи “соколы”, не отдыхаете, как все?
— У нас командир... — говорят.
Утром подъем в 8 часов. Выходят сонные, в тренировочных костюмах. И появляется командир. Апакидзе.
— Товарищи офицеры. Сегодня — выходной! Я вас поздравляю с этим. Поэтому в легком темпе, не напрягаясь, бежим 15 километров. Кто не может, бежит четырнадцать...
Четвертый летчик: — Он был похож на муравья... Когда готовился к полетам. Такой же упорный и въедливый. Рутину, и ту вдохновенно исполнял. Все эти бумажки, схемы, расчеты, пешеполетные игры. Уже по сотне раз в воздухе реально кувыркались. Надоедало писать. А ему — нет.
...Летчики разливают водку. Пьют, не чокаясь. Кто-то режет персик. В тишине слышно, как нож елозит по блюдцу...
Первый: — Почему он не пил?
Второй: — Кто знает... Он и звезды обмывал, помнишь, в газировке.
Третий: — Мы расслабляемся над стаканом, а он в спортзале. Там выколачивал из себя и злость, и тоску...
Четвертый: — Да, взрывался Тимур мгновенно. А если поперек его слов... туши свет! Потом ходит мрачный как туча. Молчит, значит, думает над твоими словами. А потом так же молча принимал чужую сторону...
Пятый: — Пособачишься, надо восстанавливать отношения. Заходишь в кабинет, выкладываешь на стол шоколад: “Опохмелимся, товарищ генерал?” Отходил...
...Персик режут на дольки. Делят поровну между собой...
Второй: — Он говорил: молодой, забудь чему тебя учили! Здесь надо летать. И брал с собой в полет. А “молодой”, то бишь я, вылезал из самолета зеленый. Еле ноги волочил. Только он давал почувствовать реальное небо. А “реальное” небо в умных книжках запрещено. Командирам страшно. Все давят на безопасность полетов...
Третий: — Мы давно не воевали! И Система загнила. Все боятся терять погоны, места и должности... Тимур полковникам не давал летать ради молодых. И не делил керосин по бедности. А выбирал лучших и гонял их до смертного пота!
Четвертый: — Ненормальный он был.
Пятый: — Это мы за десять лет бардака разучились отличать гнилое от здорового. Что в нем ненормального?! В том, что не боялся думать?! В том, что не воровал?! В том, что всегда был готов к войне с американцами?! Или в том, что отвечал за чужие ошибки?!! Где ненормальность?
...Все опять пьют молча, без тостов. Не поднимая глаз.
Пятый: — Он верил в Бога?
Первый: — Тимур был закрытым человеком. Мы не общались на эту тему.
Второй: — Зато после его гибели я задумался. Мы потеряли время, людей, способность воевать... А надежда сейчас — как хлебная крошка голодному. И от этого больно. Может, Бог для того и есть, чтобы избавлять от страданий? Ушел генерал и не мучается больше, как самолеты на авианосцы сажать. Страдания кончились. А Россия и так проживет...
Третий: — Я думаю, он чувствовал... что не от мира сего. Я однажды листочек подобрал у него на столе... Грешным делом взял себе на память. Вот он... (читает): “Почему люди влюбляются в небо? Что-то необъяснимое тянет вверх... Люди ходят по земле, и это естественно. А те, кто взлетает, они юродивые... Я поднимаюсь на 12 тысяч, вокруг уже никого нет. Все там, подо мной, облака, люди... Солнце уходит, катится вниз. А в голове одна мысль — я — дома... дома... дома!!!”
Пятый встает, молча пьет. И плачет, не стесняясь.“Готовы ли вы отдать жизнь?”Что сделал генерал Апакидзе? Он “поднял на крыло” корабельную авиацию России.
Американцы уже в 1911 году посадили самолет на борт корабля. У нас это случилось на шестьдесят лет позже. И сначала это были самолеты вертикального взлета. Дорогостоящие, опасные и невыгодные. На взлете истребители тратили 50 процентов горючего. В 80-х годах вернулись к классическому горизонтальному взлету.
В 1986 году, после окончания Военно-морской академии, Тимур Апакидзе командовал полком Центра корабельной авиации ВМФ. Центр располагался в местечке Саки на юге Украины. В СССР тогда был единственный авианосец — “Тбилиси” (сегодня — “Адмирал Кузнецов”).
Апакидзе умел заставить людей вокруг себя работать. Был застрельщиком нововведений. Не боялся отвечать за последствия.
В 91-м году Советский Союз распался. В декабре единственный авианосец ушел из Черного моря в Баренцево. А к Апакидзе прибыли эмиссары незалежней Украины. Обещали золотые горы. Апакидзе подумал и сказал:
— Я присягал один раз. Больше не могу.
Он уехал на Северный флот. Вместе с ним республику покинули 17 корабельных летчиков и 85 человек инженерно-технического состава. Все они приняли решение добровольно. Все они уезжали на Север с понижением в должностях.
Им сказали, что, если за семь месяцев летчики не научатся садиться и взлетать с корабля, авианосец продадут. Это было очень по-нашему, по-российски. Самоубийственное предложение. Апакидзе собрал “молодых” и задал единственный вопрос:
— Готовы ли вы отдать жизнь?
Умирать никому не хотелось. И они научились. Апакидзе был первым из военных, посадивших “Су-33” на борт “Адмирала Кузнецова”. Он сделал это более 300 раз.
В январе 96-го года командование 6-го флота США пригласило моряков с “Кузнецова” в гости на авианосец “Америка”. Апакидзе поднял в воздух американский истребитель. Легко выполнил задание и опустил самолет на полосу. Американцы отказались повторить то же самое на “Кузнецове”.
За этот поход Апакидзе получил звезду Героя России.
В 2000 году он закончил Академию Генштаба. Стал заместителем главнокомандующего морской авиации.
Погиб на аэродроме Центра подготовки морских летчиков в Псковской области. Оставив жену и двоих детей.
У него не было своей квартиры.
Убранство его рабочего кабинета — тысяча книг по летному делу...
Что нам осталось после него? Память. Но мы не умеем долго ее хранить. Уйдут люди, знавшие его близко. Время заберет с собой боль. Когда-нибудь мы забудем его дела. А начинания так ими и останутся. Что ж тогда?
Ощущения...
Я горжусь тем, что жил в одной стране с генералом Апакидзе. Ездил с ним по одним веткам метро. Ходил одними переулками возле Белорусского вокзала. Смотрел один и тот же фильм о Перл-Харборе. Люблю ту же землю, что и он...
Рано или поздно сотрется из памяти его лицо. И никто не вспомнит, что он любил шоколад и ездил с книжкой в метро. Но он прославил отечественную авиацию. Как Громов, Гастелло и Чкалов. Поэтому и через сорок лет в русских букварях будут летать железные “МиГи”. Чтобы дети знали, с чего начинается Родина...
А нахимовец с искусанными губами — тот, что держался за руку каперанга, там, на похоронах, — через два года уедет в Ейск. В высшее летное училище. Чтобы потом, через шесть лет, вернуться на Северный флот младшим лейтенантом палубной авиации.

В 71-м году так поступил Тимур Апакидзе...

Я специально поеду на Северный флот. Разыщу этого лейтенанта — обветренного, до беспамятства влюбленного в небо. И пойму, что Апакидзе жив. Он просто улетел куда-то далеко-далеко...

Так должно быть. Так будет...



Материал основан на рассказах: Героя России, летчика-испытателя Анатолия КВОЧУРА, Героя России, полковника Ивана БОХОНКО, летчика-снайпера, полковника Мечислава САВИЦКОГО, подполковника Сергея ЗАЯКИНА.
  Опубликованно в газете "Московский Комсомолец" № 22784 за 29.08.2001

    Олег
Спасибо, Вася! Грустная история о беззаветном служении, о памяти, о герое.

    Вячеслав
Я не могу в себя прийти , реву до сих пор , не знал лично , но для меня !!!! Был и Есть Личность !!! На данный момент очень аргументирована одна версия которую слышал от испытателя , на руке не было одной перчатки , есть вероятность проблема клапана на кислородной маске , она похожа на виде видно кратковременное отсутствие контроля ла , Гибель у Таких Людей Подвиг !!! Спасибо Огромное !!!!!!

    Владислав
Я о Тимуре Апакидзе более-менее узнал именно из Ваших произведений, хотя и до этого слышал о нем и смотрел в телепередачах, но все как то мельком. За что Вам очень благодарен!

    Роман                Спасибо,Василий Васильевич! Проняло до глубины души! Жаль,что люди мельчают!Иногда даже не хочется смотреть по сторонам и смотреть телевизор.С ув.Р.

   P.S. Сегодня 4 марта, в день рождения Тимура пришло письмо. Думаю, будет уместно его опубликовать, как дань памяти легендарному лётчику и другу:

   Доброго дня !!!! 

4 мар. в 9:12
 Дмитрий

Кому
Чечельницкий Василий <chechelya@yandex.ru>

кратко   Василий Васильевич, здравствуйте !!!
Сегодня 4 марта День Рождения Т.А. Апакидзе !!!
Да, действительно хочется поставить восклицательные знаки, человек оставил на Земле очень хорошую память !
 И всего 47 лет... Трудно представить, как его натура сейчас перенесла всё происходящее...
А какого душевного смысла была бы его жизнь сегодня ???
 
 В Вашем крайнем опусе о горах, лыжах, авиации, и пунктах жизни (1,2,3,3а и т.д.),  за Вас очень порадовался !!!
 Прозвучали те недосказанные мысли о жизни и смерти. Вы совершенно правы, надо любить жизнь и чувствовать её биение каждую секунду !!!!
 А теперь о лирике))))))))
 Почти уверен, что подстрочник песни из к/ф "Мимино" Вам не знаком. Но если я ошибаюсь, то простите.
  А мы просто наслаждались удивительной гармонией грузинского языка, музыки , и той доброй иронией героев)))
Ваш посыл полностью совпадает и с темой и содержанием. В общем, прочувствуйте !!!!!
 С большим уважением !!! Дмитрий.
Самого крепкого здоровья !!!
 
Текст оригинала ( с ударениями):

мЕра мемгЕребс / Удзило зЕца / замбахИ вЕли
тУ мИльхис вмгЕри / тУ сЕвдиоб / маИца вмгЕри
мЕра мемгЕребс / вАрадабис сУтква / какАчос пЕри
ЧЕми симгЕра / тУ да маАтлес / хОда мЕц вмгЕри

чИто-грИто, чИто-маргалИто дА
чИто-грИто, чИто-маргалИто дА

чЕми симгЕра / Ам зем Ам хАлхма / Ам зЕцам тОба
рОца вмгЕивар / тОрида матбОбс / чЕми бавшвОба
рОца вмгЕривар / мЕшес моОвамс / сИберес хЕдав
дАукит хОвад / гУлши шемОдис / пАрули сЕвда


чЕми симгЕра / мтЕба масцАвла / чИтебис мгЕра
Аге мгОца / Ам симгЕребит / Авидэ чЕма
рОгорц амАбе / сИцодхлис бАсгос / тУ мгЕри гЕди
сИмтирит мОвквде / схвАра ваАтро / Амазе мЕти


Подстрочник:

Что меня заставляет петь - бессонные небеса, долины ириса
Если радуюсь, пою, если печалюсь, все-таки пою.
Что меня заставляет петь - дыхание роз, цвет мака
Моя песня освещает меня, и я пою.

Птичка-невеличка, птичка-жемчужинка, да.
Птичка-невеличка, птичка-жемчужинка, да.

Моя песня для этих земных людей, для этих небес рождена,
Когда пою издалека теплит мне душу мою детство.
Когда пою, я вижу мою старость.
Без вопросов на сердце налегает печаль.

Моей песне меня научили полеты птиц.
С этой песней я начал разговаривать.
Как говорят, в конце жизни если поет лебедь,
С песней умру, чего мне желать еще больше.

   А вот письмо от Леси, жены Тимура, рассказывющее, как отмечали его день рождения в России:

   Re: рассказ Владимира Ардени 

6 мар. в 17:37

Северикова Леся 

Кому
Чечельницкий Василий <chechelya@yandex.ru>

   "Спасибо, Вася! 4 марта на Троекуровском было немного людей, потому что все собрались в Саках у памятника Тимура. Туда приехали командующие, летчики-испытатели, космонавты в связи с празднованием Черноморской морской авиации. Около Тимура было человек 200, с построением, салютом с вертолета, выступлением детей. Мне звонили, рассказывали, что так тепло говорили о Тимуре, что казалось - он рядом.

 Я тоже часто думаю, как бы Тимур пережил войну с Грузией, вражду с Украиной, ведь для него это все было Родиной, где остались жить люди с нашей общей историей. Но он, с его стратегическим мышлением, влиянием на людей и политиков вкупе с немалой должностью, которую бы он занимал, многие вещи просто не допустил бы. Все, что наворотили за последние годы, возможно, и не состоялось бы. Война и вражда- это результат отсутствия мудрости и совести. Тимур мог влиять на историю, его жизнь это подтвердила. Думаю, у нас была бы иная реальность, будь он жив..."

    Re: 5 книга  Распечатать
28 мар. в 15:47
Larisa

Кому
Чечельницкий Василий <chechelyandex@RU
кратко
Вася, здравствуй!
Поздравляю тебя с выходом книги!
Ты - борец, твоя жизнь и твое творчество заряжают оптимизмом.
Еще раз внимательно перечитала главу  о Тимуре. Добавлю немного комментариев, по порядку.
   На те 750 рублей, что вручил Авиационный фонд Тимуру, я купила ... перчатки, на большее не хватило, т. к. деньги обесценились.
  К фильму "История последнего полета" Гугуевой у меня резко отрицательное отношение.....