За полосой пены

Виталий Шолохов
Случай на море в 1964 году

Вы знаете, что в пене морской волны можно задохнуться? Не знаете? Так вот послушайте историю, которая произошла со мной.
Это было много лет назад. Я был молод и смел. И очень самонадеян. Однажды, когда я жил у самого Черного моря, на море разыгрался шторм. Это был такой сильный шторм, который называется штормом в 9 баллов. На самом деле только одна волна из 10 может быть по праву называться 9-м валом. Она самая высокая и самая сильная. Остальные поменьше. Девятый (9) вал поднимается высоко над уровнем моря, идёт к берегу медленно, и как-то торжественно и грозно. Передний фронт волны становится вертикальным, затем круто обрывается, перегоняя волну. Чувствуется сила и мощь волны, которая устремляется к берегу, оставляя сверху одеяло пены. Поток воды несёт ветки, камни, и водоросли и выбрасывает их на берег. При этом камни на дне моря гремят. Если на пути этого потока воды встречается какое-нибудь препятствие, набегающая волна с силой ударяется об него и создаёт фонтан брызг, искрящихся на солнце и медленно спадающих вниз. Ветер несёт эти брызги, превращенные в морскую пыль, далеко от берега. Море пахнет водорослями и на губах оседает соль. Затем волна отползает в море, шипя как змея, увлекая за собой камни и песок и подмывая и ослабляя последующие волны.
Люди, возбуждённые таким зрелищем, с любопытством следят за грозной стихией, не рискуя подходить близко к воде, чтобы не быть смытыми её потоками. Только отдельные смельчаки, раздевшись, рискуют окунуться в воде, догоняя уходящие волны. Но они попадают под удар крутой набегающей волны и вверх тормашками уносятся к берегу, иногда ударяемые камнями или бросаемые на дно берега. И, наконец, самые смелые и опытные сорви-головы рискуют, прорвавшись через череду волн, уплыть далеко от берега туда, где волны перекатываются как валы, чтобы покататься на этих валах. Это - опытные люди, знающие нравы моря. Уплывая вдаль, чтобы насладиться грозной стихией, они возвращаются гордые и довольные под восхищённые взгляды гуляющей вдоль берега публики.
Я последовал их примеру. Как местный житель, давно живший на берегу моря, я знал нравы моря! И не боялся его. Но я не знал всех его секретов! После первой самой большой волны 9-го вала я последовал за отходящей волной, подгоняемый ею. Затем, когда пришли другие волны, я поднырнул под ними. Наконец я заплыл далеко, туда, где волны имеют вид покатых холмов. Насладившись купанием, я отправился в сторону берега. Но здесь меня ожидал сюрприз. Я хотел возвратиться вместе с меньшими волнами. Но после первой большой волны возникало течение, которое уносило меня от берега. Кроме того, первая (самая большая) волна, разбившись о берег, оставляла после себя широкую полосу пены. Высота этой пены была такой, что голова скрывалась в ней полностью. Выяснилось, что в этой пене дышать невозможно! Я откатывался назад, чтобы подождать, когда пена уменьшится. После этого всё повторялось с начала. Я начал терять силы. Меня охватила паника. Но звать на помощь было стыдно. Да и кто бы решился меня спасать в такой шторм? Тогда в отчаянии я поплыл вместе с волной 9-го вала. К моему удивлению, я оказался на высоком гребне, волна подхватила меня и выкинула на самый берег, где я мог стать на ноги и сопротивляться обратному потоку воды. Выйдя на твёрдый берег, я старался не смотреть на других людей. Мне было стыдно хвастаться таким безрассудством.
В тот раз всё хорошо кончилось. Но с тех пор я не позволяю себе такой вольности (да и другим не советую), чтобы заигрывать с морем, когда оно не на шутку поднимает волны до 9-го бала, способного потопить не только людей, но и корабли. В этот день у Туапсе затонул танкер, а заржавевший корпус, погруженный в песок, можно было видеть с проходящего мимо поезда еще много лет.
Г. Сочи