Марк Шагал. Искусство- это состояние души

Алина Алексеева-Маркезин
Марк Шагал.Плафон Парижской оперы.1964г

     В 1963 году Андре Мальро — министр культуры Франции — решил, что зрительный зал национальной французской оперы пора обновить.

      Увидев декорации Шагала для балета «Дафнис и Хлоя», Мальро предложил художнику сделать роспись плафона для Парижской оперы. Андре Мальро считал, что Шагал — единственный художник, который может справиться с заданием.
Марк Шагал, которому к тому времени было уже 77 лет, принялся за работу. Над проектом художник работал почти год. В итоге было потрачено около 200 килограммов краски, а холст занимал 220 м;. К потолку плафон прикреплен на высоте более 21 метра.
     В своей работе Шагал вернулся к темам влюбленных, музыкантов, танцоров, животных и ангелов.
    Художник разделил плафон на 5 цветных секторов: синий, желтый, красный, зеленый и белый.
В секторе, окрашенном в синий, — «Борис Годунов» Мусоргского и «Волшебная флейта» Моцарта».

 На желтом фоне — «Лебединое озеро» Чайковского и «Жизель» Адана.

 В красном секторе — «Жар-птица» Стравинского и «Дафнис и Хлоя» Равеля.

 В зеленом — истории любви: «Ромео и Джульетта» Берлиоза и «Тристан и Изольда» Вагнера.

 На белом — опера Дебюсси «Пелелас и Мелизанда».

       В центральном кругу купола, вокруг люстры изображены: «Кармен» Бизе, а также работы Бетховена, Верди, Глюка.

      Кроме того, на плафоне можно увидеть парижские архитектурные достопримечательности: Триумфальная арка, Эйфелева башня, дворец Конкорд и Опера Гарнье.

    Свою работу Шагал назвал «цветное зеркало шелков и блеска драгоценностей». Идея заключалась в том, чтобы выразить уважение оперным и балетным композиторам.

          23 сентября 1964 года проект был открыт для зрителей. На открытии присутствовали более 2000 гостей. Работа Шагала не разочаровала никого.

        Парижский корреспондент New York Times написал: «На этот раз лучшие места в зале находились по центру. Сначала большая хрустальная люстра, висящая в центре потолка, была выключена... весь кордебалет вышел на сцену, после чего в честь Шагала оркестр исполнил “Симфонию Юпитера” Моцарта, любимого композитора Шагала.

             Во время двух последних тактов люстра зажглась, осветив работу художника во всей красе, под восторженные аплодисменты публики. После этого даже ярые противники среди комиссии замолчали...»

     Мальро позже сказал: «Какой еще из живущих ныне художников мог бы расписать потолок Парижской оперы так, как это сделал Шагал?.. Он прежде всего один из величайших колористов нашего времени...»

О ХУДОЖНИКЕ

        Марк Шагал —   российский и французский художник еврейского происхождения. Помимо графики и живописи занимался также сценографией писал стихи на индише, театральный художник, иллюстратор, мастер монументальных и прикладных видов искусства. Один из самых известных представителей художественного авангарда XX века.

  Понять Шагала можно путем «вчувствования», а не «уразумения». «Небо, полет – главное состояние кисти Шагала», – отмечал Андрей Вознесенский.

   «Я ходил по Луне, – говорил художник, – когда еще не существовали космонавты. В моих картинах персонажи были в небе и в воздухе…»

     Марк Захарович Шагал (урождённый Мойше Хацкелевич Шагалов) родился 24 июня 1887 года в Витебске. Отец будущего великого экспрессиониста Захар Шагал работал на рыбном складе. Мать Фейга Ита держала собственную лавку. В семье было девять детей, старшим из которых и был Марк . Сначала мальчик получил традиционное еврейское образование на дому. В 9 лет Марк начал брать частные уроки рисования. Его первыми холстами стали развешанные над кроватью мешки.
 
           Первым учителем Шагала стал яркий витебский художник Иегуда Пэн. Дальнейшую учебу Марк продолжил в Петербурге: он был принят без экзаменов сразу на третий курс школы Общества поощрения художеств, которой руководил Николай Рерих. Не найдя себя в реализме Шагал поступает в знаменитую частную школу Елизаветы Званцевой в Гродно, где преподавал белорус Лев Бакст. Два года занятий привили Марку любовь к яркости и пестроте.

           Вернувшись в Витебск Марк встречает свою музу — дочь богатого торговца ювелирными изделиями Беллу Розенфельд. Именно тогда на его полотнах появляются летающие над милым сердцу местечком влюбленные

      В 1910 году художник уезжает в Париж, который назвал «вторым Витебском». Он поселился в знаменитом «Улье» на Монпарнасе, где сразу оказывается в центре главных событий на кухне живописи. Поэт Блез Сандрар (Blaise Cendrars) назвал Марка Шагала лучшим колористом своего времени. Для первых картин Шагала, его друг поэт Гийом Аполлинер (также имеющий белорусские корни) придумал определение — «surnaturel», что значит сверхъестественное. Позже это слово перефразировалось и стало термином — сюрреализм. Но Шагал отказался подписаться под манифестом сюрреалистов. Он все время был в поиске нового.

   В 1914 году в Берлине прошла его первая персональная художественная выставка, на которой было представлено 40 картин, 160 гуашей, акварелей и рисунков. Этот показ стал началом триумфа Шагала. После этого художник вернулся на родину и спустя несколько месяцев женился на Белле. Через год у молодой семьи родилась дочь Ида.

   После Октябрьской революции Шагал принимает предложение наркома просвещения Анатолия Луначарского и становится комиссаром искусств губернского отдела народного образования в Витебске. По его инициативе в городе открывается Народное художественное училище, где работают лучшие художники, скульпторы и искусствоведы того времени — Иегуда Пэн, Мстислав Добужинский, Казимир Малевич, Эль Лисицкий и другие.

  Но постоянные идейные споры с местным руководством заставили Шагала переехать в Москву. Несмотря на большие финансовые трудности и тяжёлые бытовые условия, художник за 30 дней создает цикл живописных панно для зрительного зала Еврейского камерного театра — композиции «введение в Еврейский театр» и «Любовь на сцене», четыре аллегории искусств «Музыка», «Танец». «Драма (Театр)», «Литература», фриз «Свадебный стол».

     В 1922 году Марк Шагал окончательно покидает Россию. Он едет сначала в Каунас, затем в Берлин. В 1923 уже во Франции в свет выходит книга Марка Шагала «Моя жизнь» с авторскими иллюстрациями. Его выставки проходят по всему миру: в Париже, Берлине, Кельне, Дрездене, Нью-Йорке, Будапеште, Амстердаме, Базеле, Праге, Лондоне. В 1933 году в Манхейме по приказу Геббельса работы Шагала, выставлявшиеся в этом городе, были сожжены. И тогда в творчестве художника появляется образ зловещего красного петуха.

       В 1941 году Шагал с семьей был вынужден спасаться от нацизма и переехать на временное жительство в США. Здесь он создает удивительно красочные декорации и костюмы к балетам П.Чайковского и И.Стравинского. В 1944-м умирает его жена Белла. Художник переживает творческую депрессию

          12 июля 1952 г. Шагал женится второй раз на Валентине Бродской, дочери известного фабриканта Бродского, вся семья которого, спасаясь от революции, покинула Россию. Валентина была моложе художника на 18 лет. Второй брак тоже оказался необычайно счастливым.

           Интерес к работам Шагала, существовавший на протяжении всего периода его творчества, усилился после Второй мировой войны. В конце 1940-х—1950-х по Европе прокатываются волны персональных выставок мастера. В 1960 он расписывает стены парижской Гранд-Опера.

        Он создает несколько витражей и мозаик для католического храма в Меце, затем оформляет, основываясь на библейских текстах двенадцать окон синагоги на западе Иерусалима. В 1964 исполняет витраж и мозаичное панно для здания ООН в Нью-Йорке. Через два года завершил работу над фресками в New York Metropolitan Opera, там же оформляет постановку «Волшебная флейта».


         В 1973году в Ницце открылся музей Марка Шагала, который торжественно именуется «Le Musee National Message Biblique Marc Chagall», что означает библейское послание Марка Шагала. В 1977 в Лувре появилась персональная экспозиция работ художника. Правительство Франции награждает его Большим крестом ордена Почетного легиона.


      Он скончался во французском Сен-Поль-де-Ванс в 1985 году в возрасте 98 лет в лифте, поднимавшемся на второй этаж в мастерскую. Похоронен на местном кладбище.


            Марк Шагал прожил долгую и интересную творческую жизнь. Его работы можно увидеть в Государственном Русском музее, Третьяковской галерее, музее изобразительных искусств имени Пушкина, музее-квартире Бродского, художественных музеях Гренобля, Краснодара, Пскова, в частных собраниях Москвы и Петербурга, а также в собраниях парижского Центра современного Искусства Помпиду, мемориального музея Шагала в Ницце.

        В Беларуси с именем великого художника связаны два города — Лиозно и Витебск. В Лиозно в доме бабушки прошло детство Шагала, а родной Витебск художник любил до такой степени, что изображал практически в каждой своей работе. «Как грустный странник — я только нес все годы твое дыхание на моих картинах», — так мастер обращался к своему городу в трудные дни его оккупации фашистами. Родной город стал тем источником, из которого Марк Захарович всю свою долгую жизнь черпал вдохновение и сюжеты для работ.
   

       «Когда я открываю утром глаза, мне хочется увидеть мир более совершенный, мир любви и дружественности, и уже одно это способно сделать мой день прекрасным и достойным бытия...»
 Марк Шагал


     Судьба одарила М. Шагала долгой жизнью, его почти столетняя биография представляется даже своего рода избранничеством, особой благодатью. А вместе с тем земной путь этого мастера отмечен многими бедами и катастрофами, даже в часы рождения будущего художника в Витебске бушевал пожар.

    Вспыхнув в летний полдень, он свирепствовал с безграничным размахом, все ближе подступая к витебской окраине, и юную роженицу на кровати перетаскивали из дома в дом. Огонь не оставлял никакой надежды на пощаду, и только неимоверной силы ливень спас молодую мать с младенцем.

   С тех пор в биографии Марка Шагала все было огромно, масштабно, грандиозно. Слава и успех, награды и премии, звания и почести, выставки... Перечень посвященных художнику статей и работ поистине необозрим. До сих пор точно никто не знает числа созданных им произведений, которые разбросаны по многим странам и континентам. Лишь самые приблизительные подсчеты говорят о том, что речь идет о нескольких тысячах.
Сейчас его картины очень высоко ценятся.

  Картина Семья.1971г.Аукцион Кристи Лондон,2006.06.20,Оценена от 2.264.150$ до 3.396.226$,Продана за 2.503.703$

Текст с иллюстрациями работ и семейными снимками
http://maxpark.com/community/6782/content/1805285