Афганская кукушка

Братья Бирт
               

            Субботнее тихое утро,  машин нет, людей мало. Мне нужно было купить сухую смесь для укладки плитки. Строительный магазин рядом, но когда я подошёл к нему он оказался закрыт. Надо было подождать минут десять. Я решил сходить на местный небольшой рынок. Возвращаюсь назад, а мне навстречу идёт, переваливаясь с боку на бок, пожилой мужчина с двумя тростями в руках. Заметно было, что идти ему было нелегко. Я подошёл к нему и спросил: «У вас, что ноги болят? Подложите мягкие стельки, чтобы амортизация была». Он поравнялся со мной и сказал: «Да это уже давно, я ветеран Афгана. Это меня «кукушка» достала. Знаете, что это такое?» Я ответил ему, что знаю, это снайпер.
            "Да, девка лет двенадцати! – возмущённо с досадой сказал он. Сначала подстрелила мне ногу, я упал, а затем и в спину. Так что у меня сейчас везде штыри стоят.  У них ведь там детей против нас обучали стрелять…"При этих словах он как-то странно задумался. В глазах заметна была грусть. "А знаешь, как мы зачищали кишлаки?" - спросил он меня. И не дожидаясь моего ответа сказал: " Открывали дверь и кричали: "Славяне есть? Если никто не отвечал, бросали туда гранату"... "А что стало с той пацанкой?" - спросил я под конец нашей встречи. «А что с неё, отпустили, конечно,- а затем добавил - "спасибо" Лёне. Это он нас туда направил». Я понял, это он про генерального секретаря Коммунистической партии Советского Союза Леонида Ильича Брежнева...
             И уже перед самым уходом афганец вдруг сказал мне: «Да, я даже иногда смеюсь над собой. Прежде, чем сходить по малой нужде приходится ногу поднимать, как собака…». Он усмехнулся над собой и мы расстались. А я подумал: «У него ещё хватает сил с иронией относиться к тяжёлым обстоятельствам своей жизни. Сильный человек!" Редко у нас уже вспоминают эту войну, а она всё ещё живёт в нём, отзываясь болью в теле.
             Может и нас с братом отправили бы в Афганистан, но мы отслужили до всех этих событий. Так что миновала нас чаша сия. Вспомнилось, как один советский офицер говорил, что в начале войны афганских  детей они не трогали, но к концу войны уже никого не щадили…
             В  одной статье того времени из советского журнала «За рубежом» говорилось о старом безногом душмане. Он, собираясь на очередную свою вылазку против советских солдат, пристёгивал свой протез, брал автомат Калашникова и шёл в горы. Когда его спрашивали, сколько ему платят американцы за его «работу» он отвечал, что не знает сколько. Затем показывал на плетёную корзину, стоящую рядом и говорил, что она должна быть доверху наполнена долларами и тогда он снова будет стрелять в «шурави» /советских солдат/.
              Разговорился с Анатолием Ивановичем, полковником в отставке. Он участник боевых действий в Афганистане. Вот его воспоминания: "Один советский полковник уже закончил свою командировку в Афгане. Его жена, как говорится, "сидела на чемоданах". Замена её мужу прибыла. Полковник решил в последний раз проехать на БТРе, показать своему приемнику расположение части. Он высунулся  из люка БТРа по пояс и в это время его настигла пуля снайпера прямо в лоб. Тогда у душманов встречалась на вооружении чехословацкая  снайперская винтовка Бур. Прицельная дальность её две тысячи метров". /Вообще-то винтовка Бур - это стрелковое оружие производства Британии, и называется она Ли-Энфильд/.
              Далее  Анатолий Иванович продолжал:"Кишлаки у них окружены крепкими стенами, выложенными из самана. Вот по такой  стене стреляли из танка сто миллиметровым снарядом. Стена оставалась на месте и только отверстие напоминало о выстреле. Кишлаки обычно охранялись местными вооружёнными моджахедами, которые облагали жителей данью за свою "охрану".
              Прошло более четверти века после окончания Афганской войны. В наше время, после оккупации Афганистана американцами,  отношение к русским изменилось в лучшую сторону. Британский дипломат, писатель Родриг Брейтвейт рассказывает об афганце, который воевал на своей родной земле против всех. «Афганец сказал, что лучше было при шурави... "Но разве русские не были более жестокими, чем американцы?" - спросил  Брейтвейт. "Совсем нет, - ответил моджахед, - они были честными воинами, воевали с нами лицом к лицу. А американцы боятся, они убивают наших детей и жен бомбами с неба».
              Советская  война в Афганистане длилась с 1979 года по 1989 год! Считается, что  за это время погибало 13 человек в день или пять тысяч военнослужащих в год. Итого за десять лет  пятьдесят тысяч убитыми.  А по другим источникам примерно пятнадцать тысяч. Ранено почти пятьдесят тысяч. Около семи тысяч инвалидов. И ещё пропавшие без вести от 330 до 1000 человек. По разным источникам  свои данные. 

Май 2015г.