Обучение самостоятельному чтению дома

Елена Плюснина
ЧИТАЕМ ДОМА: РОДИТЕЛЬ, КАК УЧИТЕЛЬ
 
Наблюдениями за учебой своего ребенка мне захотелось поделиться c
родителями и учителями. За несколько месяцев занятий на домашнем обучении я выявила для себя очень много скрытых проблем, которые мешали учебе моего сына.

Это такие проблемы, к которым мы, подчас, относимся несерьезно, а на самом деле именно от них в большой степени может зависеть успех обучения:
— несформированность мотивации  к  учебе;
— взаимоотношения ребенка и родителей;               
— отношение ребенка к учителю;
—неразвитая самостоятельность (самостоятельность в решении житейских проблем приводит к самостоятельности мышления);
— индивидуальные особенности характера ребенка и так далее.
Если говорить о чтении как об одном из главнейших предметов начальной школы, то меня, прежде всего, волнует вопрос, как развить сознательное чтение, но не механическое.

Под сознательным чтением можно понимать следующее:
Во-первых, сознательное чтение — это чтение, во время которого одновременно происходит осмысление прочитанного материала. Читатель понимает, про что он читает.

Во-вторых, читатель понимает, зачем он читает, то есть осознает цели
чтения («Читаю не потому, что учительница задала на  дом»).

В-третьих, под сознательным чтением можно подразумевать и сознательную технику чтения, когда чтец умеет сознательно ее улучшать.

Как учат в школе?

При работе над техникой чтения, появляется ли у детей желание читать? Как задания по чтению соотносятся с развитием познавательного интереса? Предоставляется ли ребенку возможность выбора произведения для чтения? В каком возрасте этот выбор происходит?

Обучение по одним учебникам облегчает труд учителя. Детям на дом задается один и тот же текст, а затем коллективно разбирается и проверяется. Но всем ли детям хочется этот текст читать? Этот вопрос не обсуждается — есть программа.

А если немного помечтать... Может быть, пришла пора совсем отказаться от учебника по чтению? Может быть, нужно просто определить тематику детского чтения, жанры, авторов, а дети пусть сами выбирают любые произ¬ведения и рассказывают друг другу о прочитанном. Какой скачок в развитии устной речи произошел бы тогда! Вот тут бы и пригодилась работа в парах постоянного и сменного состава, а также работа в малых группах.

В начальной школе учитель, как правило, обладает огромным авторитетом для детей и, подчас не замечает, что у них формируется любовь к учителю, а не к  учебе. Такие дети, переходя в пятый класс, если не находят себе кумира в классном руководителе, который обладал бы таким же авторитетом, теряют интерес к учебе, так как его фактически и не было сформировано.

Однажды я спросила у одной опытной учительницы: «Как к  Вам относятся дети?» Она ответила: «А я не знаю». Меня этот ответ удивил, так как обычно учителя гордятся тем, что их дети очень любят. Эту учительницу, прежде всего, волновали результаты учебы. Если посмотреть, как дети на ее уроке работают, то станет ясно: учительница для детей — самая справедливая.

Иногда учителю бывает достаточно видеть хорошее расположение детей к себе, и это мешает ему быть достаточно требовательным. Во взаимоотношениях с детьми очень важно найти меру. Учитель, конечно же, должен детям нравиться, но при этом ему всегда необходимо помнить одну из главных своих целей — научить детей учиться.

Иногда учителя упрекают родителей в том, что они не занимаются с детьми, мало уделяют им внимания. Одна учительница однажды так и заявила: «Сумели родить, должны найти время для занятий с ребенком». Такое обвинение не всегда оправдано, так как не все родители, к сожалению, могут найти контакт со своими детьми. Есть дети, которые просто изводят родителей. Какие уж тут занятия! Это просто трепка нервов друг другу!

Одна мама жаловалась: «Я так устаю от своего ребенка! Он меня просто достает! И, чтобы хоть чуть-чуть от него отдохнуть, я покупаю ему жвачку, чтобы он на не¬сколько минут замолчал». Сейчас, чтобы отдохнуть от ребенка – включают мультики. Заниматься со своим ребенком эта мама совсем не может. Когда она читает ему книжку, он постоянно ее перебивает, у мамы кончается терпение, и она бросает чтение. Мама так и говорит: «Мой ребенок — мое мучение». В такой ситуации вся надежда на внимательного учителя. Каким же опытным и тонким психологом должен быть учитель, чтобы помогать не только ребенку, но и родителям. Педагогам необходимо помнить, что родители не имеют специального образования и очень часто нуждаются, прежде всего, в помощи, а не в обвинении и упреках.

Очень часто бывает и так: учитель всю ответственность за обучение детей берет на себя. Что это значит? Учитель использует в своей речи такие обороты: «Вы мне должны выучить вот это правило». Дети учат для учителя или для того, чтобы написать контрольную работу, в хороших результатах порой заинтересован, прежде всего, учитель. В таких случаях он переживает за результаты обучения гораздо больше, чем сами дети.

Порой учитель вкладывает огромное количество труда для того, чтобы научить детей, но отдача бывает не всегда высокой. Почему так происходит? Потому что сами дети заинтересованы, бывают значительно меньше. Вот и получается, что в младших классах дети учатся для учителя и родителей, а в средней школе учителя с ними начинают обращаться как с учениками, которые понимают, зачем нужно учиться. Влияние родителей ослабевает, и  у многих учеников снижается успеваемость.

Одна учительница спросила детей: «Ребята, для кого вы так красиво пишете?» — «Для Вас, Мария Ивановна» — ответили дети. Многим учителям это очень нравится, это вызывает чувство гордости собой, учитель получает удовлетворение. Но лучше было бы, если учитель мог бы заглянуть немного вперед и увидеть своих учеников в средней школе, учеников, которые могли бы писать красиво для самих себя.

Опытные учителя уже с первого класса пытаются детям объяснять, что они учатся для себя. Чем раньше это ученики поймут, тем лучше для них.
Я убеждена в том, что, если мы хотим, чтобы ребенок развивался, то ему необходимо давать как можно больше самостоятельных заданий. Но самостоятельные задания могут быть разного вида. Задания, когда ученик закрепляет пройденное — это один вид занятий, а задание, когда ученик что-то делает впервые и пытается понять, как делать — это совсем другой вид занятий. Как сделать так, чтобы ученик не просто усваивал знания, а приобщался к открытию знаний? Это, наверное, главный вопрос, который беспокоит учителей, интересующихся развитием ребенка.

Очень часто бывает так, что любящие родители вместе с ребенком делают уроки в первом классе, и это продолжается вплоть до 7-го, 8-го и т. д. классов. С какого времени ребенок должен начинать делать домашние уроки сам? Видимо, мера самостоятельности у каждого ребенка своя и зависит от разных причин.
Насколько сегодняшний ребенок может быть самостоятелен? Насколько он способен к самоорганизации? Как это влияет на формирование его характера?

Вот на эти вопросы мне захотелось ответить, оставив своего сына на домашнее обучение. Дело в том, что со старшими детьми у меня не было проблем с подготовкой домашних заданий. Они делали уроки самостоятельно, только иногда обращались за помощью. А младший всегда просил, чтобы уроки делали вместе с ним. Получается так: если уроки сделаны вместе с мамой, то все хорошо, если без мамы, то все очень плохо или совсем не сделано. Очень хотелось, чтобы младший сын понял, что он учится сам для себя, а не для мамы, не для учительницы, чтобы он осознал свою собственную роль при обучении. Я убеждена, что, если удастся эти вопросы решить в младших классах, то не будет проблем и в старших. Как мы дома учились и, что из этого получилось, я и предлагаю вашему вниманию.

Первый день

Учились мы целый день. Почему? Да потому, что очень трудно заставить себя самого мобилизовать на учебу. А ведь именно такая задача ставилась. Целый день — это не значит, что весь день была только учеба. Мы успели посмотреть комедию по телевизору, побегать, поиграть, порисовать и т. д. Старший брат в четыре часа вечера спрашивает: «Что, Миша еще до сих пор учится?» Последнее задание по математике мы заканчивали уже в восьмом часу.

Какие я сделала выводы? Предстоит трудный путь по развитию навыкав самоорганизации. Но возможно ли это? Не слишком ли трудную задачу я поставила для ученика 2-го класса?

Какие самостоятельные выводы после первого дня учебы сделал Миша? «Завтра надо встать пораньше и уроки закончить к трем часам, чтобы потом целый вечер быть свободным». (По-моему, это самый важный результат всего нашего дня).

Вопрос: как ставить отметки? Дело в том, что выставление отметок — это очень ответственный момент в жизни ребенка. При помощи отметок, на мой взгляд, можно влиять на формирование самооценки ученика. При подготовке детей к школе я иногда просила их самостоятельно поставить себе отметки.  Оказалось, что объективной оценкой практически никто не обладает. Один ребенок себе все время завышал отметку (в жизни он обладал заниженной самооценкой я, таким образом, видимо, хотел ее себе повысить). Другой ребенок, наоборот, ставил себе слишком строго. Но чаще всего дети ставили себе то хорошие, то плохие отметки, не соотнося их с реальностью. От выставления самостоятельных отметок я отказалась, хотя, периодически, видимо, это делать нужно, чтобы постепенно формировать адекватную самооценку. На следующий день Мише было дано задание по всем предметам.

Второй день

Только я вошла на порог, как Миша мне сообщает: «Мама, а я уроки давным-давно сделал». Я порадовалась этому  сообщению, но затем выяснилось, что математика не доделана, русский — не доделан, чтение только начато. Вот тебе и самоорганизация. Вечером мы все это постарались наверстать. При выставлении отметки за почерк я спросила его, что бы он сам себе поставил. — Ответ: «Тройку». Похвалила его за то, что правильно уже умеет ставить отметки. Каков будет резонанс?

Выяснилось: сильно отстаем в счете в пределах 20, невнимательно читаем задачу, не умеем записывать краткую запись, делаем 5 ошибок при чтении (за 1 минуту). Желание читать отсутствует.

Выполняли карточки по чтению. Миша предложил: если допустим ошибку, то начинать читать сначала, но потом сам от этого отказался, так как из-за невнимания при повторном чтении стал допускать ошибки там, где их раньше не было. Единственное, чему можно порадоваться — это с удовольствием написанные рассказы, но количество ошибок просто ужасает.

Сейчас уже Мишины пожелания превращаются в сказку про белого бычка. Каждый день он сам себе говорит, что я уроки сделаю до трех часов, но воз и ныне там. Вечером мы доделываем то, что он не сделал утром. Мотивация к занятиям напрочь отсутствует. Есть только желание поскорее отделаться от этих заданий и поиграть. Что в этой ситуации делать — еще не знаю.

В творческом поиске

Пока я думала, как мне поступить, пришло время заниматься решением
примеров — самым нелюбимым занятием. Мне очень хотелось, чтоб Миша
это задание выполнил, а ему очень не хотелось. Тогда я начала с такой фразы: «Если ты сделаешь все без одной ошибки, то...» и сразу осеклась, так как
Миша продолжил «...то ты мне что-нибудь купишь». Только этого мне не хватало! Мне совсем не хочется, чтобы мой ребенок рос вымогателем.

События развивались с молниеносной скоростью. Не успела я возразить, как тут же Миша предложил другой вариант: тогда ты со мной поиграешь три раза в карточки. Я решила, что это лучше, чем что-то покупать, тем более что игра, которую предложил Миша,развивает память.

Таким образом, благодаря такой мотивации, мы решили (мне даже самой трудно в это поверить) — 140 примеров за полчаса (правда, без полной записи примеров), и сделали всего лишь две ошибки. Я радовалась, наверное, больше, чем мой сын, потому что «открыла» для себя новый способ отработки счета в пределах 20 .

08.09.
Написала примеры на вычитание. Оказывается, это для Миши весьма сложно. Как ребенку объяснить закономерность, которая встречается при решении примеров, точнее не объяснить, а сделать так, чтобы он сам ее увидел. Поскольку примеры на вычитание Мише были трудны, я ему предложила дописать, сколько не хватает до 10. И в этой цепочке цифр он быстро увидел, как он выразился «повторки», то есть, если стоит цифра 3, то до 10 не хватает 7, а если стоит цифра 7, то до 10 не хватает 3.
3 8 2 4 6 5 1 7 6 4 1 3 5 8 2
7 2 8 6 4 5 9 3 4 6 9 7 5 2 8

Задание выполнялось на честность. Сделал одно задание — закрой его листочком и приступай к другому. Если будешь подглядывать, то ничему не научишься. Это очень важный момент в воспитании. Ребенок должен научиться быть честным перед самим собой, когда на него никто не смотрит, не проверяет.

В последующих упражнениях он сознательно стал искать «повторки», тем самым облегчая себе задание и в то же время тренируясь в счете в пределах 10 (а мне это как раз и нужно было).

При помощи таких упражнений ученик осознанно подходит к пониманию состава числа, а также пониманию того, что от перемены мест слагаемых сумма не меняется. Учащийся многократно убеждается в том, что, например, 8 и 2 будет 10, и 2 и 8 будет 10 и так далее.

Вечером забыла записать Мише домашнее задание. Интересно, как он поступит в этой ситуации? Звоню с работы, спрашиваю: «Миша, ты делал уроки?» — «Я решил 3 задачи, сделал природоведение, русский буду делать вечером». Мне, конечно, приятно было это услышать. Значит, ответственность за выполнение заданий появилась, значит, не зря были потрачены эти три недели.

Подводим некоторые итоги (22 сентября)

Считаем еще с ошибками. Краткую запись еще делаем плохо. Задачи, если чуть-чуть посложнее — не понимаем. Условие читаем невнимательно. Может быть, я взяла на себя непосильную ношу? А, с другой стороны, мы пишем рассказы, и, хотя делаем много ошибок, речь все-таки постепенно развивается. Рассказы Миша пишет с желанием. Читает мало. В общем, проблем очень много. И, главное, я все время помню о том, что мы не должны отходить от программы, так как в конце четверти нас ждет контрольная работа. Это сдерживает мою свободу.
Но слишком быстро сдаваться мне не хочется. Отступить мы всегда успеем.

Размышления

Интересно, почему Миша повторяет ошибки в слове, над которым он уже работал? Здесь может быть несколько причин:
1) Плохая память  (?):
      2) Невнимание (?);
3) Нежелание иметь хороший результат (безразличие). Это, мне кажется, главная причина, а, следовательно, причиной многих ошибок (ошибки в счете, плохое письмо и т. д.) является несформированность мотивации к учению (срочно перечитать литературу по этому вопросу!). Формирование мотивации к учению — это долгий процесс. Но, с другой стороны, если решать вопросы самоорганизации, самообразования, самонаблюдения, самоанализа и  других само-, то значит, надо, прежде всего, решать вопрос развития мотивации.

Сын спрашивает: «Мама, можно мне вместо урока чтения читать вот эту книгу?» У ребенка появилось желание читать. Это хорошо. А как быть с программными произведениями? Придется их пока отодвинуть, так как воспитание интереса к чтению важнее, чем чтение по принуждению.

О педагогической оценке

Как сформировать адекватную самооценку? Без сформированной мотивации и самооценку будет трудно развить, или формирование самооценки поможет развитию мотивации? Пока что я хвалила Мишу мало, почти не давала никакой оценки: ни положительной, ни отрицательной. Способствует ли это формированию самооценки? Думаю, что нет, так как нет стимула. Сегодня мимоходом похвалила за то, что он все сделал, не оставил ничего недоделанного. Чувствую, что это его окрылило. Но надолго ли? Видимо, маленькими порциями похвала нужна. Как найти ту золотую середину, чтобы ребенок не зависел от этой похвалы? Вернее, учился не ради похвалы и не ради отметки? Совсем отказаться от нее нельзя, и в то же время необходимо параллельно формировать самооценку.

Примечание. Сегодня опять спокойно не доделал уроки (по-моему, по-хвала сыграла плохую службу (?!?). (Перечитать статью Ананьева о педагогической оценке).

Ананьев пришел к выводу, что похвала лучше влияет на девочек, а на мальчиков лучше влияет порицание, а хуже всех получаются результаты у  того, кого совсем не оценивают. Значит,  я себя вела неверно! Делаю выводы.

О безотметочном обучении

Несколько лет назад я была просто убеждена, что отметок ставить детям не нужно, так как важнее развивать интерес к знанию, а не к получению отметки. Но теперь я изменила свое мнение. Предположим, ребенок учится ради отметок — это плохо, но еще хуже, когда ребенок совсем не учится, не хочет учиться ни под каким видом. В таком случае лучше пусть учится ради отметок. Есть надежда, что позже он поймет, для чего ему нужны знания. Такой ребенок не безнадежен.

Если отменили отметки, то учитель начинает вместо отметок использовать разные картинки, кружочки разного цвета и т. д., да и просто похвала «молодец», «хорошо» превращается в отметку. То есть ученику в любом случае нужен какой-то стимул или поощрение.

Почему это необходимо?
1) Не всегда в достаточной мере сформирована мотивация к учению;
2) Может быть не развита любознательность;
3) Недостаточно развита сила воли;
4) Содержание учебного материала не всегда отвечает интересам ребенка.
Могут быть и другие причины.

Самое главное, чтобы отметка не превращалась в постоянно подстегивающий хлыст. Кроме того, нельзя соединять личность ребенка с отметкой. Получил пятерку — хороший, получил двойку — плохой. Такое соединение мешает развитию самооценки, ученик становится зависим от оценки окружающих.

Вечерние чтения

Первый день Миша читал 22 минуты, на второй день мы читали по одной странице no-очереди, на третий день очень трудно было уговорить его почитать, находил всяческие предлоги, чтобы этого не делать (хотя книжку я постаралась подобрать интересную и вроде бы она ему понравилась — К. Льюис «Племянник чародея»). Удалось уговорить читать в том случае, если я начну и прочитаю 2 страницы, потом он — 2 страницы. Таким образом, Мишей прочитано всего лишь две страницы. При этом он делал во время чтения очень много ошибок, читал по догадке.

На следующий вечер произошло то же самое. Огромное нежелание и сопротивление. Почему это происходит? Ведь я вижу, что книга ему нравится. Неумение преодолевать трудности? Не развита сила воли? Или все-таки недостаточная мотивация именно на этот вид деятельности? Пока не знаю, а, следовательно, и не вижу выхода.

А с другой стороны, ведь это формирование характера. Настойчивость, умение добиваться своей цели — это очень важные качества. Но ведь настойчивость ярче всего проявляется тогда, когда очень хочется заниматься этим делом или очень хорошо осознается важность того, чем занимаешься. Может быть, есть еще какие-нибудь причины такого стойкого нежелания? Может, он осознает, что еще очень плохо читает и, следовательно, ему не нравится заниматься этим, так как он постоянно ощущает, что он плохой. Тогда он переносит оценку умения читать на собственную личность, именно оценка «я плохой» воспринимается им отрицательно. Значит, чтение книги задевает его самолюбие. Вот это вывод!

У него вообще-то есть болезненная реакция на критические замечания. Может быть, в этом причина? Надо каким-то образом это исправлять.

Первая единица

У психологов есть такое утверждение, что для жизни важно правильно уметь реагировать как на удачи, так и на неудачи, причем количество неудач и удач должно быть примерно равным. Это важно для формирования адекватной самооценки.

01.10.
Сегодня поставила единицу за решение примеров и решила, что это правильно, так как допущенные ошибки были именно от небрежности.  Его это задело. Во время подведения итогов показала, что пока идет ухудшение результатов.

Особенно — никаких изменений в почерке. Но, с другой стороны, перед вечерним чтением сказала, что книжку, которую мы читаем, должны уже читать третьеклассники. Сегодня читали чуть-чуть подольше, но ошибки при чтении сохраняются. Это и не удивительно, ведь при отработке пословного чтения у Миши количество ошибок пока еще не уменьшилось. (Пословное чтение отрабатываем по карточкам-горкам).

Эти карточки-горки построены по принципу постепенного усложнения материала. Сначала подобраны односложные слова, которые детям прочитать легко, главное — быть внимательным. Ученик с первых слов настраивается на внимательное чтение. Затем постепенно увеличивается количество слогов в словах, что усложняет воспроизведение слов. Он должен определять и правильную постановку ударения, а, следовательно, старается понять смысл слова. Встречая незнакомое слово, школьник должен без ошибок воспроизвести то, что написано, и понять, знает ли он значение этого слова. В процессе чтения подборки слов учащийся будет определять, какие слова ему знакомы, а какие нет. Это важно учитывать при отработке навыков чтения.

При выполнении таких упражнений мы можем решить еще одну очень важную задачу — воспитать вопросительное отношение к значению слова. Ведь одной из причин нечеткого и неполного восприятия текста является привычка не обращать внимания на непонятные слова. Если при выполнении этих упражнений мы предложим детям выписывать непонятные слова, то можем развить у них умение распознавать незнакомые слова. Очень часто детям только кажется, что они знают слова, а на самом деле возникает иллюзия понимания: слово можно слышать много раз, а значения не усвоить.

Мой сын при чтении этих карточек, встречая незнакомое ему слово, говорил: «Нет такого слова». В его понимании, раз он не знает значения, значит, и слова такого не существует.

Когда  Миша  приближался  к чтению длинных  слов, состоящих из 14-20 букв, то чтение его замедлялось, но читал он все-таки слитно. Некоторые дети в этом случае переходят на слоговое чтение. При чтении этих карточек я видела, что Миша был предельно внимателен, так как знал, что каждая ошибка учитывается. (Забегая вперед, скажу, что благодаря этим карточкам уже через два месяца мы стали читать со скоростью 70 слов в минуту и без единой ошибки).

2. Психологические  аспекты  обучения

Наши взаимоотношения

Еще пришла в голову одна мысль по поводу того, почему Миша сопротивлялся чтению (может быть у других родителей тоже есть такая проблема?). Мне кажется, что Миша таким образом выясняет отношения со мной. Другими словами, он проверяет меня на прочность так, как ученики проверяют молодого учителя. И, кроме того, он, видимо, знает мою слабость: с ним я себя веду значительно мягче, чем вела бы себя с другими учениками. Поняв это, я стала вести себя строже. Нет, не строже, а спокойно-уверенно, причем, не обращая внимания на все его выходки, то есть, не раздражаясь (приобрела внутреннее спокойствие), так как поняла, что причина его плохого поведения кроется в моей реакции.

 Теперь я очень хорошо поняла, что такое «тяжелая адаптация» к детскому саду. Дело в том, что я никак не могла отдать Мишу нормально в детский сад или в прогулочную группу, так как он плакал, сопротивлялся и всячески не хотел ходить ни в какой детский сад. Видимо, частично причина была во мне самой, так как я не могла отпустить его от себя. А сейчас я не могу  спокойно переложить его проблемы на его плечи, то есть я хочу, чтобы он хорошо учился, и поэтому получается, что учусь я, а не он. Значит, теперь моя задача — научиться совершенно беспристрастно реагировать на его удачи и неудачи, то есть переложить бремя учебы на его плечи.

О мотивации

Размышляя над формированием мотивации, я решила выявить все возможные приемы, которые будут способствовать ее развитию. Вот они:
1) Четкое формулирование целей обучения и осознание их учеником;
2) Наглядность, показывающая продвижение к этой цели (оформление
результатов);
3) Четкий показ способов  реализации  поставленных целей и осознание их; 4) Материальное поощрение (приз) ???
    5) Азарт соревнования (кто громче, дальше, быстрее, красивее и т д.).
    6) Создание полезного продукта (например, составление книжки для бо-лее младшего возраста, цель — формирование письменной речи);
   7) Тайна — загадка, фокус, секрет;
8) Помощь кому-то (например, сказочному герою или другим детям):
9) Познание себя, своих способностей (или азарт соревнования с самим
собой);
10) Собственно познавательный интерес.

Почему я поставила материальное поощрение (приз) со знаком вопроса? Мне кажется, что в этом приеме таится опасность. И вот почему. Этот прием является наиболее действенным и, если им злоупотреблять, то дети очень быстро привыкнут за каждое выполненное задание что-то получать. Отучить от этого будет гораздо сложнее. В этом случае может очень быстро произойти подмена целей: я выполняю задание не потому, что я хочу научиться читать, писать, считать, стать умным, знающим и т. д., а потому, что мне за это дадут приз. Ведь, если присмотреться к детям на уроке в тот момент, когда они получают заработанные призы (в виде веселых рожиц, зайчиков, бабочек и т. д.), то можно увидеть, что они радуются именно призу, а не тому, что правильно выполнили задание. Это, конечно, не значит, что от призов надо отказаться совсем. Важно помнить о том, что одной из главных задач является формирование познавательного интереса.

Вот что пишет по этому поводу Н. Г. Морозова: «Не раз пытались изгнать познавательный интерес из класса, как несерьезное, развлекательное начало в учебном труде. В  борьбу с ним вступали Долг, Обязанность, Прилежание и Старание. Однако на его защиту пришли Внимание, Радость познания, Творчество, Искание новых путей. Они победили, потому что подлинный Познавательный Интерес не враждует ни с долгом и Обязанностью, ни с Прилежанием и старанием, а, напротив, помогает им».
 
Еще хотелось бы сделать пояснение к 9 пункту. Азарт соревнования с самим собой. В Японии одним из основных принципов обучения и воспитания является внушение ребенку идеи, что он всегда должен сравнивать себя с самим собой, а не с другими и стремиться стать лучше, чем был вчера, а не лучше, чем его сосед. Там не говорят: «Посмотри на Петю, как он хорошо себя ведет» или «Как он хорошо решает задачи». Там говорят: «Вчера ты был лучше, чем сегодня». «Сегодня ты справился с этим лучше, чем вчера, а завтра сумеешь сделать еще успешнее». Этот принцип воспитания ориентирует ребенка на вполне достижимую цель собственного совершенствования, уменьшает число внутренних и внешних конфликтов и способствует укреплению здоровья. Я думаю, что многие учителя взяли этот принцип себе на вооружение.

Но здесь возникает одно противоречие, которое тоже надо умело разрешить. Ведь азарт соревнования (кто внимательнее, кто быстрее, кто лучше и т. д.) конечно же, можно и нужно использовать, потому  что это тоже очень эффективное средство. В этом случае, сравнение идет с другими. В применении этих приемов важным будет правильная расстановка акцентов. Главным является умение и желание ученика постоянно улучшать свой собственный результат, а в соревновании с другими есть возможность определить свой уровень и свои перспективы. Соревнование с другими нужно проводить нечасто, а сравнение с самим собой может происходить каждый день.

Вообще, в психолого-педагогической литературе довольно часто встречаются противоречивые высказывания.
 Например:
I. 1) Для развития познавательного интереса важна частая оценка знаний (Н. Г. Морозова);
   2) Проверка знаний — это психологический стресс, он вызывает отрицательные эмоции и плохо сказывается на развитии интереса к учебе (С. М. Бондаренко).
Кому из этих высказываний верить? Пока это информация для размышления.

  II. 1) Во всех неудачах нужно винить не обстоятельства, а только себя;
       2) Если человек считает себя самого повинным в своих неудачах, то он как бы в самом деле несет предпосылки своих дальнейших неудач.
 Эти высказывания интересны тем, что они, на первый взгляд, кажутся противоречивыми, а на самом деле они оба верны.
 
III. I) Шаталов В. Ф. Дети не должны работать в чрезмерно сложных условиях, они должны как можно реже испытывать свою беспомощность.
 2) Занков Л. В. Должен быть высокий уровень трудности преподнесе-ния материала.

Шаталов В. Ф. предлагает создавать ситуацию успеха, а Занков Л. В. предлагает развивать умение преодолевать трудности. Вывод: опытный учитель должен уметь делать и то, и другое и на каждом уроке!

Гора с плеч

12.10. За предыдущую неделю произошли следующие изменения. Во-первых, как только я осознала, в чем причина наших сложных взаимоотношений с Мишей, так мне сразу стало легче. Как будто какой-то груз свалился с моих плеч и, в очередной раз, когда Миша сказал, что он сначала поиграет, а уроки будет делать потом, я ему сказала, что он может играть, сколько хочет, а потом напишет все контрольные на двойки, и останется на второй год. Он мне ответил: «Ну и останусь». На что я совершенно спокойно сказала: «Хорошо, будешь учиться второй год». И это была не игра, не желание заставить его учиться, а я действительно предоставила ему возможность самому сделать выбор, и он это почувствовал. Он понял, что я не шучу, не запугиваю его, что я действительно так сделаю. И, как ни странно, именно в этот вечер мы с ним прочитали по его собственной инициативе 8 карточек по чтению (хотя задано было только две).

На следующий день опять очередная проверка для меня. Миша говорит: «Я не хочу читать эту карточку». Я ему спокойно отвечаю: «Не читай» — дескать, это твое дело. То же самое и с вечерним чтением. Я про него и не вспоминала, пока Миша мне сам не сказал: «А мы будем сегодня читать?» — «Конечно, будем».
Но тут появилась еще одна проблема. Миша стал просить купить ему игрушку, если он будет учиться на «4» и «5». По его просьбе я поняла, что ему очень этого хочется, и решила согласиться. Мне показалось, что он себя таким образом стимулирует. Но, поскольку он обладает неадекватной самооценкой, то ему было очень трудно выполнять свое обещание. И тогда он с грустью в голосе стал говорить: «Ты мне все равно не купишь игрушку», а я ему отвечала, что если я буду видеть, что он старается, то я игрушку ему куплю. А теперь мне кажется, что Миша пытался таким образом убедиться, что я все-таки его люблю (несмотря на то, что вроде бы результаты учебы меня перестали интересовать).

 В последующие дни Миша старался тщательно выполнять все уроки, которые заданы. И за эту неделю у Миши улучшились результаты по чтению, но в решении примеров все-таки допускает ошибки. Миша сам подметил, что ошибки он допускает в основном в примерах на вычитание. После этого мы еще раз с ним разобрали способ решения, и он слушал очень внимательно. Таким образом, я еще раз убеждаюсь, что ребенок должен учиться сам и осознавать, что он учится для себя.

Кроме того, я заинтересовалась детской астрологией и выяснила, что именно Овны не терпят никакого давления и оказывают очень сильное сопротивление (что я и наблюдала у Миши). Именно для Овнов нужен азарт соревнования и возможность выбора. Там так и написано: «Предоставьте Овну возможность выбора, и он будет просто счастлив».

Миша мне заявляет, что мы больше не будем читать «Племянник чародея», а он будет читать «Подвиг солдата». Я в растерянности.

Как же можно бросать книжку, не дочитав ее? А Миша мне отвечает, что мы будем читать две книжки. Позже я вспомнила, что ведь «Племянника чародея» выбирала я, а «Подвиг солдата» Миша выбрал сам.

Подводные камни

Я ломаю голову над проблемой мотивации, а моя дочь высказала мне совершенно неожиданную мысль: «Миша не хочет читать, потому что он боится». Я спрашиваю: «Чего боится?» — «Он себя боится».

Из разговора с ней я поняла, что у Миши нет веры в свои силы. Я его уже достаточно замотивировала, а проблема, оказывается, не в этом. Я ведь подсознательно чувствовала, что он хочет получать хорошие отметки. Он хочет, чтобы его хвалили, но что-то его останавливало. И теперь стоит за¬дача сделать так, чтобы он поверил в свои силы. Анализ его успехов и неуспехов надо проводить так, чтобы Миша понял, что у него все получится, что он может хорошо учиться, но для этого нужно проявить терпение и настойчивость.

Сказки-помощницы

Однажды меня Миша спросил: «Мама, помнишь, ты мне рассказывала сказочку?» — «Какую?» — «О трусливом мальчике» — «Нет, не помню».


Я, действительно, с трудом припоминала  эту сказку о том, как мальчик победил в себе собственный страх. Дело в том,  что, когда я хочу Мише объяснить какие-либо,  нравственные правила поведения, то я понимаю, что прямое назидание в этом случае будет действовать плохо. Тогда я начинаю придумывать собственную сказку, и начинается она обычно словами: «Жил-был мальчик...». В данном случае меня удивило то, что Миша очень долго помнил эту сказку.
А сейчас передо мной стоит задача научить Мишу преодолевать трудности. Попробую припомнить сказку, которую я ему рассказала.

«Жил-был мальчик. Захотел этот мальчик стать очень сильным. И вот он думает: «Как бы мне это сделать?» Никак не мог придумать и решил он отправиться к старейшему мудрецу. Пришел к нему и спрашивает: «Великий мудрец, ты все на свете знаешь, скажи, как мне стать очень, очень сильным?» Задумался мудрец, а потом произнес: «Открою тебе одну тайну. Слушай внимательно. Сильным может стать только тот человек, который сможет побелить самого себя. «А как это можно — победить самого себя?» — «Представь себе, например, спортсмена. Он долго тренируется, учится прыгать в высоту. Преодолел высоту 1 м 40 см.. Снова тренируется, опять прыгает и берет высоту 1 м 50 см.. Затем снова тренируется и преодолевает свой собственный рекорд и берет высоту 1 м 60 см, и т. д.. А затем на со¬ревнованиях оказывается победителем, потому что он смог победить само¬го себя, а значит, и других».

После этой сказки стала я замечать, что Миша стал больше тренироваться на турнике. Причем каждый раз говорил: «А я уже три раза могу подтянуться». При этом проявляет огромную настойчивость. А к занятиям по русскому языку и математике никакого интереса не проявляет. В рисунках у него сплошные силачи с огромными мышцами на руках и на ногах.

Пришлось рассказать ему другую сказку.
«Жил-был принц. Он был очень сильный. Любого мог победить. И решил принц написать на своем доме: «Сила есть, ума не надо». Все, кто проходит мимо, читают и удивляются. Однажды ехал мимо король. Увидел он эту над¬пись и решил проучить принца. Король велел принцу в течение трех дней увидеть лицо принцессы, а принцессу посадили под замок и строго-настрого запретили кому-нибудь входить в ее комнату. Если принц не выполнит этого приказания, то король отрубит ему голову. Загрустил принц, понял он, что только силой эту задачу не одолеть. Пошел он советоваться к родной матуш¬ке. Говорит ему матушка: «Закажи кузнецу сделать к завтрашнему дню боль¬шого железного гуся, чтобы он мог передвигать лапами». Послушался принц матушку и на следующий день гусь был готов. Велела мать спрятаться прин¬цу в брюхо гуся и повела его по городу напоказ. Толпятся вокруг гуся зеваки, удивляются диву непонятному. Прослышала про это чудо принцесса и стала просить короля взглянуть на него хоть одним глазком. Не устоял перед просьбами любимой дочери король, и согласился. Только ввела гуся в комнату матушка, как из него выскочил принц и ну обнимать матушку и благода-рить ее, что спасла его от погибели.
С тех пор понял принц, что нужно ума набираться, и стал ходить в школу для взрослых».

Может быть, эта сказка станет той крошечной каплей, которая поможет осознать, что без учебы не обойтись.
Спустя некоторое время мне Миша рассказал вот такую сказку: «Как доб¬рая мама стала злой».

«Жила-была одна семья — Барсик, Щенок, Петя, мама и папа. У мальчика в этой семье была очень добрая мама. Мама говорит ему: «Помой, пожалуйста, посуду». А Петя: «Не хочу». — «Петя, сходи, погуляй, солнышко светит». — «Не хочу, потом». Мама говорит: «Вымой руки перед едой». А Петя: «Не буду». На следующее утро мама опять просит: «Петя, помой, пожалуй¬ста, посуду». А Петя: «Не буду». Тогда мама как закричит: «Мой посуду сейчас же!!!». Петя к стенке прижался и говорит: «Ой, сейчас помою». И с тех пор мальчик стал слушаться маму.

Я решила, что это своеобразный иносказательный ответ мне. Миша «вдруг» понял, что маму надо слушаться. Неужели это так? Я бы сказала, что в этой сказке Миша очень точно и образно (потому что в реальной жизни такой ситуации не было) передал наши взаимоотношения. На все мои просьбы — чаще всего отрицательная реакция. А поскольку кричать на него я не хотела, то я каждый раз не знала, с какой стороны к нему подойти, чтобы он все-таки выполнил мою просьбу.

По-моему, с помощью придумывания сказок, родители могут очень много узнать о своих детях, и о своих взаимоотношениях с ними.
Однажды для того, чтобы выявить, как развита речь у шестилетних детей, я попросила родителей записать сказку, которую сочинят дети. Эти детские сказки о многом заставили меня задуматься. Во многих из них прятались детские страхи, агрессия. В одной сказке очень наглядно проявлялась мысль о том, что мальчик стремится быть очень хорошим, но никто этого не видит.

Неужели это возможно?

Если предположить, что у Миши отсутствует любознательность, (а скорее это так и есть), то тогда понятно, почему так трудно сформировать мотивацию к учению. Видимо, начинать надо именно с развития любознательности (это надо было делать значительно раньше). Как заниматься этим теперь?

Что является самым главным для развития любознательности?
- Умение вызвать удивление и вопрос во время обучения.

Для этого необходимо применять частично-поисковый метод и проблемные задания. Важно преподносить материал так, чтобы у ребенка сразу же возникал вопрос, а значит, и интерес. И вот это является самым трудным, так как этот поисковый метод каждому учителю приходится разрабатывать са¬мому, потому  что в учебниках в основном даются готовые задания.

К вопросу о проблемном общении. «Мама, давай поиграем в числа» — «Давай» — «Я задумал число» — «Прибавь к нему 28» — «Прибавил» — «Отними 9» — «Отнял» — «Отними задуманное,  у тебя получилось «19»?» -  «Мама, я понял, как ты отгадываешь!»
Вот оно, решение проблемной задачи!

Я вспоминаю, когда мой старший сын учился считать, я ему не рассказывала, как образуются числа второго десятка, он эту закономерность обнаружил сам, но только не смог это описать словами (ему тогда было около 5 лет). Он сказал это примерно так: «Я теперь знаю, 5 это 15, 6 это 16 и т. д.» Если эту фразу перевести на понятный язык, то это должно было прозвучать так: «15 состоит из 5 и 10, 16 — из 6 и 10». Фактически ребенок сделал открытие. А сделанное открытие во много раз полезнее для развития ребенка, чем запоминание уже разжеванного материала.

Для того чтобы такое открытие произошло, важно соблюдать следующие условия:
1) Не давать готовых разъяснений;
2) Ждать столько, сколько требуется ученику, чтобы он это открытие
       сделал;
  3) Если это долго не происходит, то наводящими вопросами осторожно  подводить к открытию.
  4) И, конечно же, чаще использовать метод проб и ошибок, который совсем незаслуженно не признается в дидактике.

Третье условие, по-моему, самое трудновыполнимое, так как в самом вопросе может уже находиться подсказка.

Теоретически любое правило, которое должны изучать дети, может стать для ребенка открытием, если соблюдать описанные выше условия.

Но, к сожалению, чаще мы встречаемся с обратным. Детям даются готовые знания, а они не хотят их брать, они им не нужны. И вот в такой ситуации
возникает
насилие знаниями:

не  то даем,что интересно

не так даем,как надо ребенку

ребенок  не подготовлен               
    к восприятию знаний

Это самое страшное, что только может быть, так как в этом случае школьник может учиться по инерции все 10 лет, а по окончании школы вот какой итог может подвести: «Мы хотели наслаждаться синим небом, а нас заставляли глядеть на черную доску. Мы задумывались над смыслом жизни, а нас неволили — думай над равнобедренным треугольником. Нам нравилось слушать песни Владимира Высоцкого, а нас заставляли заучивать ветхозаветное: «Мой дядя самых честных правил...» (Не помню, откуда эта цитата).

Последние дни

24.10. Совсем пропадает интерес к учебе. Ребенок сам себе дает передышку, хотя до каникул еще больше недели. Ученые утверждают, что умственное развитие идет скачкообразно, т. е. есть свои спады и подъемы, но мы, конечно, этого никак не можем учитывать, обучая по жестко разработанной программе. Но, если бы ученик находился на индивидуальном обучении или обучался в классе по индивидуальной программе, то, видимо, эти «спады» и «подъемы» можно было бы учесть. Как и каким образом — это пришло бы в процессе практики.
Радует, что в Санкт-Петербурге уже есть школы индивидуального обучения.

Итоги

Вот и закончилась первая четверть. В основном удовлетворительно. Я считаю, что это вполне нормально, если учитывать имевшиеся пробелы. Чтение можно было бы оценить даже на «5» (70 слов в минуту без единой ошибки, а было 54 слова в минуту и 5 ошибок в минуту). Но поскольку особого интереса к чтению не появилось, и читаем все-таки нерегулярно, то «5» еще ставить рано.

По русскому языку мы тоже достигли определенных успехов. За эту четверть мы научились списывать без ошибок, причем диктуя себе целыми словами. Миша очень хорошо понял, что ему легче списать без ошибок, чем написать диктант, даже подготовленный. Появилось сомнение при написании трудных слов. Это тоже важный момент при обучении грамотному письму.

По математике особых продвижений не наблюдалось.

На этом наше экспериментальное домашнее обучение закончилось. Теперь посмотрим, как будут проявляться навыки самоорганизации при выполнении домашних заданий, которые будут задавать в школе.

Вторая четверть

Сейчас домашние задания делаем почти самостоятельно. Что это значит? Мы изобрели полусамостоятельный способ. Я сижу рядом, но при этом занимаюсь своими  делами. Когда что-то непонятно, Миша спрашивает. К выполнению уроков Миша приступает самостоятельно, без напоминаний. Меня это, конечно, радует, так  как раньше с этим были проблемы.

1996 г.

***
Сборник статей  с аналогичным названием можно скачать в любом формате на ваши электронные устройства, а также приобрести бумажный вариант в издательстве ridero.ru