Откуда есть-пошла Великая Европа. Часть 4. Китай д

Георгий Томберг
Поскольку ЛЮБОЕ изложение истории есть только ВЕРСИЯ реальных событий с неопределённым приближением к «истине», то в рассмотрении истории Китая, Европы и других стран предпочтительно пользоваться сборником уже устоявшихся, неотрицаемых «фактов». Лучший источник таких фактов – энциклопедии, поскольку фильтров базара там понатыкано более, чем где-либо. В нашем случае основа изложения этих фактов – издание Академии наук СССР «Всемирная история», тт. III и IV, Госполитиздат, 1957 и 1958 годов соответственно. Конечно, академичность и политичность издания есть существеннейший недостаток, но при известной осторожности эти недостатки можно снивелировать. Легче всего учесть чисто политичную составляющую – со знанием базы исторического материализма, этот перекос легко выправляется. Ещё легче  выявить академическую политичность, поскольку в данном случае высокое академическое лицо пишет «на заказ», что приводит к олигофренизации текста. Сложнее всего выявить академическую составляющую изложения – в данном случае мы имеем дело с чистосердечным и добронравным – невольным! – отбором фактов в пользу своей версии истории (у академика, особенно советского, есть не только имя, но и власть). Вот с такими оговорками и займёмся изложением части истории средневекового Китая. Цитаты из упомянутых выше томов даются курсивом.
Как правило, изложение истории начинают с природы описываемой страны. Так и поступим.
Главная политическая река Китая – Хуанхэ. Беря начало с ледников Куньлуня, пробивается через горы Таньшань, большой петлёй огибает степной Ордос и вкатывается на Великую Китайскую равнину. Всё, что её воды смыли с гор, всё, что попало в её течение, Хуанхе начинает оставлять здесь. Великая Китайская равнина – это лёсс на 800 метров вглубь (а часто и глубже), невероятно плодородный грунт, но мягкий и неустойчивый к размыву. По этой равнине реки до осёдлого человека блуждали, как им заблагорассудится, своими осадками и формируя эту самую равнину. Жить на плодородной земле, зная, что в любой момент вся река может прийти в дом в гости – неудобно. Штука-то в чём – речные осадки ложатся в русле реки, поднимая её дно, а вода почему-то не любит возвышенностей, ей надо туда, где ниже. И покидает своё прежнее русло, вытачивая новое – на сезон-два.
Необходимость загнать Хуанхэ в систему дамб и плотин, устроить водоотводы на поля, отрегулировать расход воды и ежегодно чинить, чинить и чинить дамбы, плотины, каналы, чистить русла – в общем, ухаживать за рекой и обуздывать ей вынудила древних китайцев создать жёсткие централизованные государства – на своих отрезках рек и ирригационныхз системах. Дальше политика позаботилась о себе сама – из калейдоскопа царств выявилось одно, сумевшее подчинить себе все остальные. Во всяком случае, древнейшим китайским государством на Хуанхэ считается Шань-Инь (XVIII – XII века до н.э.). Исходя из ряда особенностей китайской культуры, эту дату можно считать достаточно правдивой, а если она и грешит, то только «омоложением» Китая где-то лет на 1000. Тут надо добавить, что большую часть проблемы блуждающей Хуанхэ создали люди, срубив и выжгя леса по её нижнему течению, но этих людей принято называть «протокитайцами»…
Вторая река Китая, его вторая мать – Жёлтая река, Янцзы. Родившись на Тибетском нагорье рядышком со своими знаменитыми близнецами – Меконгом и Салуином, река долго и отчаянно режет горные хребты высотой до 5 км, стремясь на юг, но у последнего препятствия – уже в самой южной китайской провинции Юньнань – сдаётся не самому высокому хребту и поворачивает на восток – к Китайской равнине. Меконг же с Салуином это препятствие пробивают и уходят на дальний юг – в Индокитай и Бирму. На пути выхода из гор Янцзы создаёт своей петлёй настоящую китайскую крепость – Сычуань. Это плодородное нагорье имеет естественные неприступные границы с легко контролируемыми горными проходами. Именно в Сычуани Чан Кайши благополучно отсиделся от японцев в войну 1937 – 1945 годов. Обилие притоков, питаемых ледниками и муссонами делают Янцзы третьей по полноводности рекой в мире (после Амазонки и Конго). Ниже Чунцина, войдя в широкую низкую долину, река разливается, представляя далее – до самого моря – естественную границу между Северным Китаем и Южным. Большинство кочевничьих нашествий останавливалось у Янцзы – пересечь водный поток шириной в 10 и более км под силу не каждому завоевателю. Таких в истории известно всего три – первые – сами китайцы, вторые – монголы, третьи – маньчжуры.
Северный Китай постоянно горел в огне войны – то кочевники, то междоусобицы, то крестьянская война… Массы населения с Севера спасались в Южном Китае. В бедствиях убегают обычно средние люди – слишком слабые не доходят, слишком сильные умудряются остаться у себя дома. Поэтому Северный Китай по менталитету более воинственный и жёсткий, чем Южный. В истории не зафиксировано случая завоевания Южным Китаем Северного – даже китайская Красная Армия, начавшись на Юге (кантонская школа Вампу), вынуждена была уйти на Север, где создала долговременные базы – освобождённые районы, население которых и стало костяком победоносной НОАК. В фильме «Основание республики» Джекки Чана генералиссимус Чан Кайши, получив известие о гибели его войск к северу от Янцзы, бежит на Тайвань, объясняя это тем, что бойцов в его более, чем миллионной армии на Юге не осталось. «Они не в состоянии удержать винтовку в руках»…
Хуанхэ создала Китай, Янцзы разделила Китай на два.
И, благодаря тому, что такая широкая, спокойная – в низовьях – река является лучшей дорогой в Китае, Янцзы же и соединила страну – экономически. В её устье расположен Шанхай – всекитайский порт.  Другой «всекитайский» - Гуаньчжоу – слишком «южный», северянам добираться до него трудно. Англичане сделали большую ошибку, присвоив Гонконг, а не Шанхай. Только Шанхай мог дать власть над Китаем, Гонконг оставался «небоскрёбом местного значения».
Что ещё можно сказать о географии и природе Китая? На картинах старых китайских мастеров лес присутствует только как элемент горного пейзажа, значит, лесные массивы на равнине ещё в древние времена исчезли. Что в Китае сложная гидрологическая ситуация – подъёмы рек следуют за таянием снега далеко в горах и за проливными муссонными дождями над собственной крышей. Что для растительного царства Китайская равнина – рай земной, неравномерность увлажнения пришла только с осёдлым человеком. Зимние морозы в Маньчжурии доходят до -50 Цельсия, но Маньчжурия только в XX веке стала Китаем… В Пекине зимой нередок снег, однако за Янцзы заморозков не бывает.
При этом, как и везде – пироги на деревьях не растут, жареный заяц сам на стол не скачет. Китай – для китайцев, в смысле – для тех, кто умеет и готов работать как китайцы – каком кверху и круглый год. Лентяи и в Китае не проживут.
С севера Китай открыт монгольским степям и дебрям приамурских лесов. С запада страна открывалась  захватчикам, спустившимся с Тибетского нагорья, с северо-запада через Турфан Китаю могли угрожать Тюркоязычные племена и государства. Правда почти везде на севере и западе между степями и нагорьями простирались безжизненные пустыни, однако частые чередования климата периодически передвигали границы степей, пустынь и Китая.
С юга Китай неприступен. Врезка Индостана в азиатский материк подняла на границе субконтинента непроходимые, причудливо изрезанные горы, перемежающиеся с обширными равнинными районами, поднятыми на 2 – 4 км, по сути дела – укрепрайонами с автономным снабжением. В истории известна интересная страна – Эфиопия, уместившаяся в одном таком «укрепрайоне» Африки. Эфиопия выдержала тотальную войну окружающего мусульманского мира, потеряла прибрежную Эритрею, но сохранила себя. В Китае несколько таких «укрепрайонов» по южной границе страны.
Единственное уязвимое место на юге Китая – вьетнамская граница – ведёт не вглубь страны, а по узкой ленте побережья 2 – 3 тысячи км до Шанхая. При том, что с материковой стороны над этой лентой нависают горы. Впрочем, при обороне ландшафтный фактор играет последнюю роль, главное – люди, вставшие на пути захватчика. Или лёгшие под него…

Теперь – история.
«По переписи 2 г.до н.э., в стране насчитывалось более 59 млн человек облагаемого налогом населения». Численность же общего населения, нужно, как минимум, удвоить – до 120 млн. Людная страна.
Кратко – самые значимые события со времени гибели Ханьской династии до воцарения династии Мин.
Восстание жёлтых повязок 184 – 192 гг. н.э. (Первая цветная революция? Янки, платите за использование чужого изобретения!) Крушение Ханьской империи и разделение страны на 3 царства (начало эпохи «Троецарствия»).
Три царства: северное – Вэй , юго-восточное – У, юго-западное – Шу Хань. «Концом империи принято считать 220 г. – когда был низложен последний император ханьского дома, но фактически единство империи исчезло с 192 г., когда три военачальника – Цао Цао, Лю Бэй и Сунь Цюань (Цзянь), будущие правители трёх царств – поделили между собой территорию страны». Воистину – глубоки корни Беловежской пущи!
«Восстановить государственное единство Китая удалось самому сильному из трёх царств – Вэйскому. В 263 г. под ударами вэйских полководцев пало царство Шу Хань, после чего в 265 г. Сыма Янь, полководец на службе у вэйского правителя, низложил своего государя и провозгласил себя императором». Так началась династия Цзинь, кончившаяся в 316 г. В 280-м Сыма Янем было подчинено и царство У. Дальше – всё как всегда. На фоне локальных крестьянских восстаний, усиливающихся набегов кочевников развернулась междоусобная борьба членов императорского дома, с 290 г.(смерть Сыма Цяня) превратившаяся в полноценную гражданскую войну – до краха династии.
Впрочем, в Южном Китае династия Цзинь устояла до 420 г., когда началась очередная южнокитайская замятня – с 420 до 589 годы сменились 4 бесцветных династии, приходивших к власти, так скажем, майданным путём. То есть, используя народное недовольство, убирали очередной правящий дом и сажали на страну новый.
Что ж, от междоусобиц в Китае есть древнее патентованное средство.
«В середине I в.н.э. гунны перешли Великую китайскую стену и поселились в пределах империи. Местом их поселения стал Ордосский край» (который, кстати сказать, «защищён» Великой стеной…  почему-то по своей южной границе). «В 304 г. гунны образовали в Северном Китае своё государство и захватили в дальнейшем значительную часть территории Китая. В 316 г. в руки гуннов перешла столица империи – Чанъань». Древний Чанъань – современный город Сиань, центр провинции Шэньси, немного к западу от восточного угла ордосской петли Хуанхэ.
«В 351 г. под ударами сяньбийцев гуннское царство, называемое в китайской историографии Хоу-Чжао, пало». В том же 351 г. на западе Северного Китая на части территории, ранее подвластной гуннам, тибето-тангутскими племенами было образовано государство, известное под китайским названием Цянь-Цинь.
«Сяньбийцы основали «государство Цянь-Янь», как называет их средневековая китайская историография. Однако власть сяньбийцев оказалась очень непрочной – в 370 г. она пала под ударами тибето-тангутов».
В 383 г. в битве при Фэйшуй соединённая армия кочевников (тибето-тангуты, сяньбийцы и гунны) была разбита армией империи, сохранившейся в Южном Китае. К концу IV века Цянь-Цинь исчезло и Северный Китай стал ареной непрерывных войн между кочевыми племенами.
В 386 г. сяньбийские племена возглавил вождь Тоба Гуй (по китайским источникам), основав государство Хоу-Вэй. Преемники Тоба Гуя в 439 г. закончили подчинение Северного и Северо-западного Китая. Хоу-Вэй просуществовало почти 200 лет – до 584 г. и при наибольшем своём расширении простиралось от современной Ферганы до Корейского полуострова.
За эти 200 лет Северный Китай культурно поглотил массу завоевателей, с 495 г. столицей государства стал Лоян, старая столица Ханьской империи. Южный Китай продолжал существоватьнезависимо от Северного, именуя себя империей.
В 581 году Янь Цзянь, один из полководцев восточной части Хоу-Вэй, называвшейся Северо-Чжоуским государством занял престол (куда делся предыдущий правитель, не говорится, но, кажется, дело ясное) и основал династию Суй, как китайскую. Попутно – каким образом, не говорится – династия «восстановила государственное единство Китая».
В 617 г. сын основателя Суй был свергнут очередным ушлым полководцем Ли Юанем, основавшим знаменитую династию Тан. Китай вступил в полосу творческого расцвета. В танское время в обиход вошли два китайских изобретения – компас и порох.
Кочевники на своих конях принесли в Китай буддизм, который нашёл себе зеркального противника – даосизм. После «восстановления единства» буддизм стал завоёвывать Южный Китай.
Все империи, обороняясь, расширяются. Борьба Танов с Тюркским каганатом привела китайцев в нынешний Южный Казахстан, где в 751 г. на реке Талас они разгромили арабский «дранг нах остен». Защищаясь от вьетнамских и корейских агрессоров, танская империя учредила на части их территорий новые провинции. Как говорится, мелочь, но приятно.

Политический смысл эволюции танской династии заключался в постепенном перетекании власти сверху вниз – вначале абсолютная императорская власть танов сменилась коллективной властью феодального класса.  В жизни это выглядело как превращение пожалованного императором надела за службу в наследственное владение. Точно также, как оно происходило в варварской Европе.
Когда сила власти императорского двора увяла настолько, что сравнялась с суммарной силой крупнейших феодалов, произошло выяснение отношений. В 755 г. Ань Лушань, наместник «Северо-восточного пограничного округа» поднял мятеж против императора. Обе столицы были взяты мятежниками, император бежал в Сычуань.
Пограничные наместничества создавались с целью защиты глубинных территорий Китая от кочевничьих набегов. Такой особый наместник (китайский титул – цзедуши) обладал в своём регионе всей полнотой военной и гражданской власти. Как в древнем Риме, подчинённые ему войска были преданы своему полководцу, ни в грош не ставя живущего где-то там императора. В 742 г. по всем границам Китая насчитывалось 10 таких наместничеств. Как и в древнем Риме солдаты наместничеств рекрутировались из пришлых молодцов. Почему-то считалось, что лучшими бойцами против тюрок были тюрки, против монголов – монголы и так далее. Императорский двор платил наёмникам за кровь, сбережённую своими подданными-китайцами.
Ань Лушань был сильнейшим цзедуши, но только «первым среди равных». Остальные цзедуши выступили против узурпатора и с помощью наёмных уйгурских войск в 763 г. мятеж подавили. Сам Ань Лушань погиб ещё за 6 лет до конца путча. Такое упорное сопротивление восставших войск говорит об этнической консолидации мятежа – Ань Лушань был тюрок и набирал в свои войска срплеменников. Кроме фанатичной личной преданности его армии, бойцы Лушаня отличались лучшей боевой подготовкой и лисциплиной – в профессиональном плане это были лучшие войска империи.
На VIII век пришлось время жизни трёх величайших поэтов китайского средневековья –
Ван Вэй (699 – 759);
Ли Бо (701 – 762);
Ду Фу 712 – 770).
Они были свидетелями страшной гражданской войны, но особенно проникновенно – для русского читателя – высказался Ду Фу.

Ду Фу. ДЕРЕВНЯ ЦЯНЦУНЬ, перевод А.Гитовича
Первое стихотворение
Закат
В своем сиянье золотом

Поток лучей
Бросает на равнину.

Когда я гостем
Возвращаюсь в дом,

Меня встречает
Гомон воробьиный.

И домочадцы
Так изумлены,

Что я для них
Как бы окутан дымом:

Из бурь
Гражданской смуты и войны

Случайно я
Вернулся невредимым.

Соседи за стеной,
Сойдясь в кружок,

Не устают
Судачить и толпиться.


Густеет мрак.
Но я свечу зажег,

Чтобы всю ночь
Родные видеть лица.

Второе стихотворение
Когда - старик -
Домой вернулся я,

То не забыл
Вчерашнюю тревогу.

Сынишка
Не отходит от меня,

Боится:
Снова я уйду в дорогу.

Я помню -
Год всего тому назад,

Бродя в жару,
Мы с ним искали тени.

А ныне -
Ветры зимние свистят,

0 чем ни думаешь -
Душа в смятенье.

Но если урожай
Хороший снят -


Под прессом
Влага побежит живая,

И, значит, в доме
Хватит урожая,

Чтобы вином
Украсить мой закат.

Третье стихотворение
Куры
Подняли бесстыдный гам,

Петухам
Повоевать охота.

Только
Разогнав их по местам.

Я услышал
Стук в мои ворота.

Пять почтенных стариков
Пришли,

Пожелали
Странника проведать.

Чайники с собою
Принесли -

Просят
Их изделие отведать.


Извиняются
За вкус вина -

Некому теперь
Работать в поле.

Все еще
Не кончилась война -

И подарок
Скромен поневоле.

"Разрешите мне
Из слабых сил

Спеть в ответ
На то, что вы сказали".

Спел я песню,
Спел и загрустил.

Поглядел -
И все полны печали.

Итогом войны стало подчинение императора клике крупнейших феодалов. Если до мятежа танский Китай был самой огосударствленной страной мира, то после его подавления началась безудержная приватизация госсобственности, прежде всего земли. В процессе участвовали все, кто имел хоть какую-то власть – феодалы всех калибров и госчиновники. А вы думали, что Чубайс один такой умный? Чубайсы есть везде и всегда, просто в здоровом обществе они сидят – просто или тихо, – а в ослабленном очень бурно размножаются и губят его. Процесс, как сказал один бывший, «пошёл».
Для России процесс ещё не кончился, а вот для Танской империи…

После мятежа «почти в 5 раз сократилось число надельных дворов, находившихся под контролем правительства». По закону 780 г. земельные наделы феодалов стали облагаться налогом как частная собственность, т.е. правительство признало факт приватизации земли. До мятежа ВСЯ земля в Китае считалась собственностью государства. Цзедуши, как правители крупных практически самостоятельных областей (фаньчжень) появились и во внутренних районах страны.
Невероятно разбогатела буддийская церковь. К 846 г. земельная собственнось её монастырей составила 60 млн га (600 тыс.кв.км – целая Украина без Крыма по площади).
Регионы страны стали обособляться друг от друга, их экономики замыкались «на себя», имперский центр получал от страны всё меньше, центральная власть таяла, феодальная ещё не окрепла по-настоящему… В стране, как сейчас принято говорить, создалась криминогенная обстановка. Феодал выжимал деньги из крестьянина, крестьяне формировали отряды самообороны – регулярные воинские силы деревни, совместные силы нескольких сёл были способны вести войну и с правительственными войсками и с феодальными дружинами. Это кто сказал, что китайский крестьянин терпелив и безответен?
875 – 884 годы – очередная крестьянская война, восстание Хуан Чао. Засуха, голод, бесчинства военщины на постое в крестьянских дворах, склонность китайцев к самоорганизации – полыхнули две провинции – Шаньдун и Хэнань.
Вообще, в этих двух провинциях два самых главных стихийных бедствия – засуха и наводнение.
Всё шло как полагается, повстанцы захватили обе столицы, император бежал в Сычуань, Хуан Чао провозгласил себя императором. Это 880 год. У крестьянского императора одним из полководцев-командиров был Чжу Вэнь, в нужное время и в нужном месте перешедший на сторону правительственных войск, получивший от императора почётное звание «Цюань-чжун» - «Полностью верный».
Следует заметить, что китайские императоры предпочитали давить крупные восстания народа наёмными войсками некитайского происхождения. В этой войне за них лихо воевали уйгуры пограничного цзедуши Ли Кэюна.
В 883 г. Хуан Чао бежал из столицы и покончил с собой, однако восстание удалось полностью подавить только лет через 20.
Авторитет «действующего императора» упал ниже плинтуса и «Полностью верный» Чжу Вэнь в 907 г. низложил своего сюзерена. Как говорится – ничего личного – он просто опередил конкурента Ли Кэюна. Вот только танская династия приказала долго жить. В стране снова началась гражданская война.
Тогда же – в 907 г. – в неё вмешались кидане («китаи» в монгольской интерпретации, откуда и русское название страны – Китай – и её жителей – китайцев). Кидане оторвали от Китая северные части провинций Шаньси и Хэбэй и в 947 г. киданьское государство приняло китайское название Ляо.
В остальном же Китае один сильный северный феодал Чжао Куанъинь погромил других соперников и в 960 г. зачал новую династию – Сун. Дело несложное, но он совершил большее – объединил страну.
Ранее столицами империи были Лоян и Чанъань (Сиань), Суны же выбрали Бян (современный Кайфын, в нижнем течении Хуанхэ). Видимо, выбор столь уязвимого от нашествий реки города обусловлен разорением и упадком прежних имперских столиц.
Сунская династия оказалась продолжательницей Танской – то же усиление магнатов, тот же переход государственной земли в частные владения, тот же произвол в отношении крестьян – практически единственногго сословия, с которого возможно было содрать налоги.
Вся история Сунов есть повествование о беспрерывных набегах северных и западных соседей и постоянном отражении нашествий кочевых орд. Среди такого беспросвета нашёлся один деятель, попытавшийся и экономику поднять и оборону улучшить. Имя этого – безо всякой иронии – почтенного человека – Ван Аньши. В 1069 г. он стал первым министром императора, имени которого энциклопедия не называет.
Он задумал страшную для любых поборников свободы вещь – регулировать рыночные цены. С помощью государственных зерновых фондоа Ван Аньши рассчитывал сбить цены на зерновом рынке, с помощью государственных ссуд населению под 20%  надеялся обуздать аппетиты ростовщиков, дравших с клиентов по 200 – 300 %. Военную мощь повысить предполагалось заменой наёмных войск всенародным ополчением – каждые 10 дворов «в случае чего» должны были выставить одного воина с полной экипировкой и содержанием.
У нас в России снижение Центробанком ставки на 1,5 % вызывает паническую судорогу у частных банкиров, а тут какой-то Аньши предлагает понизить хабар в разы, в десятки раз. И вы думаете, это пройдёт?
Отказ от наёмных войск означает отказ магнатов от частных армий. Всенародное ополчение подчиняется имперскому правительству, наёмники – своим командирам. Магнатам такая реформа надо?
Угроза голодом – сильнейшее оружие феодала. Продажа населению зерна на рынке по доступным ценам делает невозможным организацию голода и, следовательно, резко ослабляет зависимость крестьянина от землевладельца.
Самое удивительное, Ван Аньши умер своей смертью в 1086 году. Ещё удивительнее то, что его реформы при его жизни имперским правительством проводились жёстко и неуклонно.
Ну а после его смерти удивительного не стало. Сиятельно-финансовое зверьё взяло реванш.
А стране сталь угрожать чжурчжени.

Чжурчжени – предки маньчжуров, родня киданям и всем аборигенам Приамурья и Приморья. В 1115 г., отобрав у киданей часть территории, основали своё государство Цзинь.
Умные Суны решили, что у них появился союзник на севере и совместным с чжурчженями ударом в 1125 г. уничтожило киданьское государство Ляо. Так они своими руками убрали буфер между чжурчженями и Китаем. Началась очередная проигрышная война с «варварами».
К 1127 году у сунских императоров осталась только территория к югу от Янцзы.
В 1142 г. война в Северном Китае закончилась изменой первого министра Цинь Гуя, оказавшегося «агентом влияния» чжурчженей. Полководцы, сопротивлявшиеся чжурчженям на севере были убиты, имперское правительство признало потерю территории, Китай стал платить захватчикам дань. Ничто не ново под луной…