Таежная баба Яга

Лариса Веселкова
                СКАЗКА

   Было это в тайге. А вот давно или недавно не знаю. Шел уже несколько дней по тайге лесник. Он собирал некоторые травы, которые помогали людям выздороветь.
 
   Все почему-то считают, что собирать лечебные травы должны женщины, но это не так. Тайга это лес серьезный и он не любит слабых. А вот такой корень, как женьшень растет только в тайге и в таких местах, что добираться туда необходимо ни один день. Обычно женщины собирают травы, которые растут недалеко на опушках леса или на полянах. Это ромашка, пастушья сумка, чабрец или еще что-то похожее на эти травы.

   А за редкими травами ходят мужчины. Вот и Николай шел по тайге уже несколько дней и не встретил еще такую траву, как женьшень. А ему она была просто необходима. Друг у него серьезно заболел и если он не найдет этот корень, то он может погибнуть.

   Запасы соли у него уже заканчивались и спички были на исходе. Он рассчитал, что если не найдет траву в течение двух суток, ему надо будет вернуться, иначе он тоже может погибнуть.

   На его пути больше было болот. Он так далеко никогда не заходил, поэтому оставлял метки, чтобы потом найти дорогу назад. С каждым днем таяла надежда на удачный поиск.

   Вот он подошел к очередному болоту и на краю болота увидел маленькую избушку. Он так удивился -"откуда здесь за тысячи верст от жизни людей появилась избушка". Она была старая, ветхая, но было видно, что в ней кто-то жил.

   - Неудачно поставлена избушка, прямо возле болота, – подумал Николай.

    Не успел он подойти к ней, как дверь открылась и на пороге появилась женщина. Трудно было определить, сколько ей лет. На ней была серая юбка, серая кофта, да и волосы, казалось, были серые.

   - Чего надобно, добрый молодец? – спрашивает женщина.

   - Что так неприветливо встречаешь? Чай не каждый день к тебе сюда гости захаживают, – отвечает Николай.

   - Да лучше б вообще не захаживали. Я от этого невнимания и не страдала бы. Да ладно, заходи в дом, коль пришел.

   Николай вошел в избушку, там стояла русская печь и лежак. Стол   и стулья старинные. Таких он уже давно ни у кого не видел.

   Женщина вышла и сразу же вернулась назад, неся перед собой самовар. И таких самоваров не видел он уже лет пятьдесят. Да, что там пятьдесят, больше. Таких, даже в музее сейчас не найдешь. Он был начищен до блеска, и от него шло тепло.
Появились на столе чашки, сахар, бублики. Чай был душистый.

   - Рассказывай, чего забрел в такую даль? Что ищешь или от кого убегаешь?

   - Ищу. Мне необходим корень женьшеня. Друг мой заболел, и я хотел ему помочь. Но соль у меня и спички на исходе. Не нашел я корень, значит и другу не могу помочь.

   - А ты что делаешь здесь? Не совсем удачное место для жительства выбрала.

   - Это мне решать. Далеко или близко. От вас окаянных нигде не спрячешься. Вон устроилась глубоко в тайге и тут покоя не дают. Вот и тебя нечистая сила принесла.

   - Что ж ты такая сердитая? В тайге встретить человека – это радость. А ты никак сердишься?

   - Кому радость, а мне какая выгода. Мало того, что это место оберегаю от птиц, животных, так еще и человек.

   - А чего его оберегать? Болото, здесь мало кто пожелает поселиться. Я вот думаю, что и тебе не надо здесь жить. Болотный дух он вреден для здоровья.

   - Много ты понимаешь. Болотный дух. Я на этих болотах живу уже две тысячи лет и на здоровье не жалуюсь. Баба Яга я.

   - Ну, на бабу вы совсем не похожи. Вас приодеть, расчесать так вы еще о-го-го.

   - Спасибо на добром слове. Но я действительно баба Яга. Раньше я среди людей жила, пакости делала и хорошие дела тоже. Вот только человек запомнил только пакости.

   Сказки попридумывали обо мне. Костяную ногу, Кощея Бессмертного. А я с ним дружила всего три сотни лет не более.

   Так, что не сумневайся, что я баба Яга. Так я от вас окаянных и прячусь.

   - Что-то не похоже, что вам две тысячи лет? Загнули вы здесь.

   - Ничего не загнула. А если я тебе помогу, то ты уйдешь отсюда?

   - Да я могу уйти и сейчас, если я вам мешаю, – обиделся Николай.

   - Мешаешь, милок. Мешаешь. Ну, да ладно. Пошли.

   - Куда?

   - Пошли, говорю, – прикрикнула женщина.

   Николай поднялся, и они пошли вглубь болота. Самое странное, что на вид болото было непроходимое, но женщина шла спокойно, и Николай понял, что она этой дорогой ходила, ни один раз. Она наступала именно на те кочки, которые не проваливались, а держали ее на поверхности. Николай старался ступать след в след. Ему совсем не хотелось тут погибнуть.

   Через некоторое время оказались они на островке, где росло дерево. На дереве спели ягоды, которые очень были похожи на вишни. Но он знал, что здесь вишни не растут. Ягод было немного.

   - Это, что за дерево?

   - Это волшебное дерево. Ягоды этого дерева могут лечить неизлечимые болезни, могут возвращать молодость. Но цветет и плодоносит это дерево всего один раз в жизни.

   - Что за сказки?

   - Не перебивай, когда старшие говорят, – рассердилась женщина. - А ты думаешь, почему я живу две тысячи лет. Да если бы не это дерево, разве я могла бы столько жить. Но после того как оно отплодоносит я сажу его в другом месте. Ухаживаю, чтобы его не сломало ветром или зверь нечаянно не повредил. А вот, когда ягоды поспевают, тут все и норовят его склевать. А его беречь надо. Только несколько косточек могут прорости, и вырастет новое дерево. Если я не услежу, то может оно погибнуть. Ягоды все целебные, а вот косточки не все могут прорасти. Я собираю косточки и сажу их.

   Я дам тебе этих ягод, только без косточек. Косточки я вытащу. Эти ягоды помогут твоему другу. Ну, а ты милок, никому не рассказывай, что меня здесь встретил. Не надо человеку знать, что такое дерево есть. Набежите, как саранча. А жить надо столько, сколько каждому отмерено.

   - Но ведь сама ты живешь уже две тысячи лет и, как я посмотрю, умирать не хочешь.

   - Разговорился. Коли будешь так говорить, то могу и извести. Я еще не забыла, как это делается. Ты уж судьбу не гневи. А то и передумать могу. А ягоды волшебные. Можешь съесть одну, только косточку мне отдай.

   Николай сорвал одну ягоду и положил в рот. По языку разбежалась терпкая жидкость сладковатая на вкус. Приятно защемило на языке, и он почувствовал, как усталость исчезла, перестали болеть ноги, и вообще самочувствие было такое, как будто он только проснулся. Он сорвал вторую и отправил ее в рот.

   - Бабе Яге это не понравилось. Ты милок, не наглей. Я же сказала только одну ягоду. Ты ведь не только облегчение почувствовал, но и на два года стал моложе. Каждая ягода омолаживает тебя на один год. Ты правильно подумал, милок, оттого я еще и жива.

   Баба Яга сорвала четыре ягодки, и мы отправились назад в избушку. Дома она вытащила косточки, а ягоды отдала мне.

   - Чтобы ты не заблудился, я тебя отправлю домой своим методом. Да и торопиться тебе надо. Силы друга уже на исходе.

   Не успел Николай ничего ответить, как оказался возле своего дома. Другу было совсем плохо. Он разжал его губы и вложил в него одну вишенку, потом вторую. Когда сок ягод оказался во рту друга, то он увидел, что он вздохнул, потом открыл глаза. Через несколько минут он уже сидел и удивленно хлопал ресницами. Он мог дышать, не болело в груди. Он выздоровел.

   - Спасибо. Ты нашел женьшень?

   - Нет! Это что-то другое. Я и названье не успел спросить. И Николай все рассказал другу. Друг долго смотрел на ягоды, и признался, что впервые видит их. Они решили, что две ягоды они сейчас поделят поровну и съедят.

   Так друзья помогли друг другу. А на следующий день они решили найти то болото, где росло то дерево.

   Николай оставил метки, когда шел по тайге. Вот по этим меткам они и хотели найти то дерево. Может быть, эти плоды могут спасти еще ни одну жизнь.

   Нашли они метки, и пошли вместе. Двигались они уже несколько дней, но избушки не было видно. Но через некоторое время они вышли к избушке. Старушки там не было. Посреди избы на столе стояла корзинка и несколько корешков женьшеня, а  в ней и записка.

   «Ты не сдержал своего слова и вернулся к избушке, в чем я не сомневалась. Вы люди не умеете держать своего слова.

   Это подарок от меня. Ягоды все поспели и собраны. Лучше тебе меня не искать. Если узнаю, что ищешь меня, то изведу. Не забывай, что я баба Яга не простая".

   Николай и друг вернулись к себе. Они больше никому не рассказывали этой истории, разве только мне, а я тебе. Наверное, баба Яга была права - не умеет человек держать язык за зубами.