Сан Саныч - повар и танкист

Феликс Цыганенко
   Какой  только груз моряки не перевозили в трюмах за время работы в торговом флоте? Однажды, даже цирк со зверинцем доставили на гастроли  из России в Канаду и США.  Чтобы зверюшки не замерзали в трюмах, судовые электрики  приспособили мощные американские калориферы, по 10 киловатт каждый. Но самым неожиданным грузом явилась военная техника…  в виде двух танков Т-34-76. А главное  -  порт назначения. Как потом выяснилось, это был деревянный причал в небольшом поселении Юго-Западной Африки.

   В 60-х годах обострилась борьба против колониального режима территорий и доминионов на континенте. Вооружённые столкновения происходили у чернокожего населения и внутри страны. Трудно сказать, насколько бронированные машины были серьёзным аргументом в тех конфликтах и в борьбе за независимоть. Африка – самый жаркий континент на Земле, народ там импульсивный и темпераментный. Порой он напоминал львиное семейство и самца во главе, когда в поисках добычи он высматривал в саванне добычу. Но с тех пор минуло полвека и многое изменилось в Африке. На восточном побережье в последнее десятилетие происходил пиратский захват торговых удов с целью выкупа. Что до нашего незначительного эпизода с Т-34-76., то он остался в памяти лишь у тех моряков, которые совершили необычное, но интереснейшее плавание...

   По одной из рек, впадающей в Атлантический океан, судно осторожно пробиралось в небольшую страну, вглубь материка. Теплоход вели два лоцмана-англичанина, рослые и загорелые до цвета шоколада, они эффектно смотрелись в белоснежных шортах и рубашках. Все члены экипажа, свободные от вахты, высыпали на палубу. Фантастика! Растительный мир здесь представлен вечнозелёными тропическими лесами. Они едва не касались бортов судна. Казалось, что краснозадые макаки, летающие по эвкалиптам, вот-вот запрыгнут на мачты теплохода.  Матрос  Шура  Сысоев даже приготовил на полубаке багор...  на всякий случай.

   К причалу швартовались без буксиров, но судоводители имели подобный опыт. Так что теплоход благополучно коснулся деревянного, на бревенчатых сваях, причала. Поглазеть на грозные боевые машины собралось всё чернокожее, туземное население близлежащей деревни. Ещё бы! Бронированную «шкуру» чудища теперь точно не возьмёт ни один вражеский наконечник стрелы или копья. Капитан Пётр Рузанов опасался, что деревянный настил причала не выдержит махину, Т-34-76. Однако темнокожий портовый чиновник в английском пробковом шлеме и яркой цветной ковбойке заверил Рузанова в надёжности сооружения. Вооружив тяжеловесную стрелу, палубная команда приступила к выгрузке двух танков. И всё же, как только первая машина коснулась настила, капитан Рузанов обеспокоено рявкнул с крыла мостика:
   - Боцман, не освобождай пока стропа! Проверим причал...

   Однако всё обошлось, но проблема возникла в другой ипостаси. Портовый агент объяснил, что не прибыл ещё танковый инструктор, потому некому отогнать машины в деревню. Отродясь в этих краях не было бронетехники и танк для африканца, что паровоз для сельского мужика в глухой Вологодской деревне. Местный вождь через портового агента догадался попросить помощи у капитана судна Петра Семёныча Рузанова.
   - У вас есть люди, соображающие в танковых двигателях? - обратился капитан к старшему механику Василию Сулима.
   -  Обижаете, конечно, найдутся, -  отвечал, довольно улыбаясь, стармех, - наш потомок Кулибина не то, что танк, бомбардировщик заведёт.
Кто плавал, тот знает, что в машинном отделении морского судна всегда найдётся хотя бы один специалист широкого профиля, мастер на все руки! И здесь такой отыскался. Это моторист Паша Букреев, знаток всех существующих в мире двигателей: от лодочного мотора до многоэтажного судового дизеля.

   Но что удивило экипаж, так это решительные действия повара-ветерана Сан Саныча, вызвавшегося оказать интернациональную помощь темнокожим товарищам в их борьбе за независимость. Облачившись в старенький комбинезон и в поварском колпаке вместо танкового шлема, кудесник пищеблока лихо отбросил танковый люк и скрылся в Т-34-76. Как впоследствии рассказывал сам повар, ещё в молодые годы он водил подобные грозные боевые машины в сопках Манчжурии, громя Квантунскую армию!

   В общем, благодаря дружной спарке повара Сан Саныча и моториста-универсала Паши Букреева, обе машины были успешно передислоцированы на боевые позиции в африканских джунглях. Осталось дождаться инструктора и боеприпасов, а то нетерпеливые и любознательные африканцы были готовы стрелять кокосовыми орехами.  Вот что рассказал капитану Рузанову после перемещения бронетехники английский лоцман мистер Ладлоу:
   - Грохот ваших танковых двигателей обратил в паническое бегство животный мир окрестностей. Слоны, носороги и бегемоты, сметая всё на своём пути, с рёвом пересекли границу большого соседнего племени. Тамошние воины были приведены в боевую готовность и едва не начались боевые действия. С трудом утихомирили соседей.

   Тем не менее, в деревне, что находилась в трёх милях от порта, по случаю приобретения военной техники был устроен праздник. Событие отмечали ритуальным барабанным боем, боевыми танцами, воинственным кличем разукрашенных перьями, яркими красками и в национальной одежде людей племени. Понятно, это представление - национальная экзотика, символы прошлого. Народ там миролюбивый и гостепримный, особенно к посетившим их морякам. И слава богу, что чернокожее население не спешило расставаться с атрибутикой предков и вековыми традициями! А старым и мудрым, но похожим на ярко-красочный гриб-мухомор, вождём племени в его хижине-приёмной был устроен торжественный «фуршет» в честь экипажа «машины боевой». Разновидность древнего племени банту, обитавшая здесь, не держала домашних животных. Вместо кошек и собак, были приручены бабуины. Вот и у ног нашего вождя мирно дремали две обезьянки, в то время как хозяин хижины чесал им загривок.

   На «приём», кроме экипажа Т-34-76, были приглашены капитан Рузанов, стармех Сулима и старпом Чернобров. Присутствовал и местный толмач, объяснявшийся на английском языке. Атмосфере африканской экзотики совсем не помешала современная выпивка, о ней позаботился хозяин кладовых, старпом Юрий Чернобров. К удивлению бледнолицых гостей, вождь племени, глядя на присутствующих, махнул рюмку водки, как бывалый моряк. На закуску хозяева предложили что-то наподобие шашлыка, кусочки крокодильего мяса, нанизанные на тонкую косточку. Старпом Чернобров чуть заметно поморщился и предложил снять пробу Сан Санычу.
   - А что вполне съедобное блюдо и напоминает курятину, - доложил камбузный специалист.

   Возникшие сомнения пришлось отбросить, нельзя обижать вождя, он же рискнул принять «Столичной»! Да и пренебрегать законом гостеприимства, пусть в джунглях, как то неловко. А потом, когда ещё можно будет так вот, запросто, трапезничать с африканским вождём? Пришлось гостям прожевать экзотический шашлык, на всякий случай, продезинфицировав сверху хорошей дозой водки.

   Но что касается молока, смешанного с кровью буйвола и поданного в скорлупе кокоса - отказались наотрез. Тем более, что молоко было неизвестного происхождения, так как коров здесь не держали, боялись смертельного укуса мухи це-це. Взглянув на молочно-кровавый коктейль, стармех Сулима закрыл рот ладонью и сбегал облегчиться за соседний баобаб. Неловкую ситуацию предложил исправить член экипажа «машины боевой», он же повар Сан Саныч. Товарищам неграм он предложил отведать свой фирменный хлебный квас - «made in San Sanysch». Пока доставлял с судового холодильника напиток, разомлевшие от тропической духоты моряки, совместно с «руководством» племени, перебрались на свежий воздух, под тень огромной пальмы.

   Конечно, рейс в Юго-Западную Африку, страну редчайшего растительного и животного мира, отличался от посещения цивилизованной Европы и Северной Америки. Шикарные лимузины, ухоженные проспекты и комфортное жильё  -   против полуголых людей с копьями и в ярко красочном одеянии.  Это  любопытнейшая африканская экзотика. Огромный материк обогатил прекрасными впечатлениями на все оставшиеся годы.
   - Спасибо торговому флоту и нашей профессии,  подарившими  труженикам моря столько невиданной и необычной красоты! - подытожил плавание в Африку, автор воспоминаний, судовой электромеханик Андрей Майский.