Молитва молчание

Борух-Нахман
…Человечество очень долго училось говорить –;еще дольше оно будет учиться молчать…

      Первый раз я быстренько придумал эту историю, когда однажды мне предложили произнести субботнюю речь, но ни одной хасидской притчи я вспомнить не смог, и пришлось изобретать на ходу.
      Во второй раз, уже немного изменив, я рассказал ее между минхой и мааривом моему современно-ортодоксальному другу Исроэлю. Хотелось показать, что еврейские выдумщики не перевелись и не переведутся, как бы долго их в потемках ни держали. Но окончательно она родилась в первый день Хануки, когда наш молодой певучий раввин зажег свечи, и при довольно большом скоплении народа в синагоге состоялась праздничная трапеза.
     Мероприятия в Бейс-Мидраше закончились, и мы с сыном пошли проведать девяностолетнего реба Нафтали. Он, наш любимый и бесценный Дедушка Нафтали, после многолетнего ведения практически всех будничных и праздничных служб не смог этого сделать сегодня, и зажег свои свечи на подоконнике больничной палаты.
Ему я посвящаю эту фантазию, из которой, наконец, получилась сказка.
Обратились ангелы и херувимы к Всевышнему с вопросом:
– Говорят люди, будто нет такого в мире, что может перевесить слова восхваления Тебя, Мудрого и Всесильного. Ничто не весит больше, чем песни о Твоем величии. Громогласные гимны и тихие молитвы во славу Твою, радостные благодарения и шелестящие просьбы – вот что ставится всеми и всегда как самое весомое и ценное, существующее в этом мире. Правда ли это?
– Проверьте, коль хотите. Ответ на этот вопрос найти просто. Но он так близко к вам находится, что вряд ли вы его увидеть сможете, – сказал им Всесильный.
Взяли ангелы и херувимы Весы Небесные и стали на одну их чашу складывать псалмы и молитвы, песни и провозглашения. Но что ни клали на другую – то ли доброту, то ли любовь, то ли честность, то ли справедливость, то ли нежность, то ли ласку – ничто не перевесило псалмов. Видно, правду люди говорят, что выше хвалы Первечному ничего быть не может.
Улыбался Творец, видимо, секрет тут какой-то кроется и есть решение этому вопросу нерешаемому.
 Удивились ангелы. Мудрый смеется. Оглянулись и видят: стоит поодаль Небесный Прокурор Сатан, который про все и про всех самую что ни на есть правду знает, и когда последний ответ перед Единым и Всемогущим держать приходится, всю эту правду на самом последнем суде при всех обнародует. Так вот, этот всеми нелюбимый Прокурор стоит в сторонке и тоже усмехается.
– Спросите у Сатана, – говорит Всевышний, – он-то знает, что все слова и песнопения во славу Меня перевесить может.
Но сколько ни просили ангелы, херувимы Прокурора секрет раскрыть, тот наотрез отказался сразу разгадку дать. Поставил условие: попробовать все, что можно, ни о чем не забыть, все испытать, все, что найдут, на весы положить.
Но сколько ни клали на чашу весов, – все равно ее с места не сдвинули.
И тогда Небесный Прокурор Сатан тихонько открыл двери старенькой местечковой синагоги, взял молитву немого, бесконечно усталого еврейского портного, и аккуратно положил ее на чашу весов. Положил вместо всего, что до того на нее положено было, и молитва немого дедушки мгновенно перевесила все псалмы и песни.
Видимо, слова ученых, поэтов, музыкантов, раввинов и простолюдинов капелькой растворились в мыслях и чувствах ко Всевышнему одного единственного немого еврейского дедушки, свято живущего по Вечной Торе.
    
     Из высказываний реба Нафтали:
     Злость. Человек может злиться только на себя. Эмоциональное проявление злости – это свидетельство слабости и неумения управлять собственным сознанием.
     Власть. Организации, которые стремятся к политической и широкомасштабной власти, в первую очередь, приводят в действие механизм «сытого желудка». Уйти от такого рода зависимости пожилому и социально незащищенному человеку практически невозможно. Энергия неудовлетворенности, голода и нищеты, лишенных внимания стариков, мгновенно передается в среду их жизни и перетекает через них в их детей и внуков. Происходит это совершенно незаметно, но срабатывает как внедрение в организм клетки раковой опухоли. Стоит заставить голодать стариков и детей, и тогда разрушить любую политическую систему не составит труда. Результат – дело времени.
     Молчание. Ни слова обвинения нельзя сказать тому, кто всю жизнь молчал. Сатан ничего не мог предъявить на последнем суде Бонзе. Будучи редким мерзавцем, он всю жизнь молчал.
     Личность. Нормальных путей развития личности не существует. Если это личность.
     Матрица. Никогда не следует спорить с имею-щимися неудобными фактами. Следует постараться уложить их в уже существующую матрицу в наиболее удобном для них порядке. Если что-либо не согласуется, значит, не хватает умений. У Всевышнего все рационально и ненужного нет.
     Неандерталец. Человек действительно когда-то был неандертальцем, но только не до возникновения цивилизации, а после краха уже существовавшей. Разрушение вызвал сам человек. Халатностью, безответственностью, самоуверенностью.
Декабрь 2001; г.