Какие сигналы подают обществу военные фильмы?

Владимир Шакиев
Кино стало каналом передачи нужной информации от государства населению

К 70-летию Победы над фашизмом российские кинематографисты сняли множество фильмов, посвященных героизму советских солдат. За последние 15 лет военная тематика вновь приобрела необычайную популярность. Наряду с новыми кинолентами, появились и ремейки на легендарные советские картины - «Звезда», «А зори здесь тихие», «Молодая гвардия». В отличие от бытовой тематики в военном кино не было кризиса идей и количество фильмов-переделок мало. Российские кинематографисты охватили почти все рода войск и их вклад в Великую Победу.
Что же отличает нынешние киноленты от фильмов советской эпохи?
Привлечь военной тематикой молодежь без ярких спецэффектов очень сложно, поэтому режиссеры и продюсеры иногда в ущерб душевности активно используют компьютерные технологии, чтобы привлечь зрителя. Как бы смотрелась драма Федора Бондарчука «Сталинград» без спецэффектов?
Грандиозные замыслы отечественных режиссеров порой разбиваются о невозможность молодых актеров в краткие сроки примерить на себя «тяжелые одежды» героев военных лет, как, например, в ремейке «Молодая гвардия».
Быстрота работы «киноделов» приводит к тому, что игра актеров не сближает героев фильма и зрителей, а ранение или гибель солдат в фильме не вызывает душевных переживаний. На войне солдат было много и не каждый командир заботился об их жизни, их здоровье. Складывается впечатление, что и в кинокартинах режиссер показывает, что эти ребята-герои - одни из сотни, тысячи и их гибель не должна вызывать жалость, а нужно обратить внимание на главного героя фильма он выживет в любой ситуации, победит любого врага, перенесет любое ранение, то есть обладает некими свойствами отечественного супермена. Безразличие к солдатам (рядовым персонажам из киноленты) не просто появляется в фильмах, а из нынешнего отношения или пренебрежения к простому человеку, - человеку труда, которого и сейчас не прочь призвать трудиться не за зарплату и деньги, а за патриотизм, любовь к Родине, которые в чиновничьих кабинетах и креслах руководителей корпораций утратили или подзабыли.
Поверхностная игра актеров лишает фильм трагизма, перенесенного русским народом, и который является постоянным спутником войн, так часто опутывающих нашу страну. Современность видит трагизм в ломке судеб в «молохе войны» под сильным нажимом карающей машины - НКВД, вскрывающей шпионские сети, заговоры, диверсии.
Плен и социальное происхождение стали для миллионов советских граждан настоящим испытанием. Рядовые и боевые командиры попали под бдительное око НКВД. В результате действий чекистов участники войны подверглись пыткам, были расстреляны, раскиданы по тюрьмам и лагерям, были разлучены с родными и близкими, потеряли жилье, работу. Кому-то повезло, таким как подполковник Бестужев («Истребители») и полковник Стрельников («До свиданья, мальчики»), другие - освободились и не теряя веру в государство продолжали трудится на благо общества (старший лейтенант Козырев - «Легавый») или встали на преступный путь (учитель Данилов - «Ленинград 46»).
Что хочет показать российский кинематограф или какие идеи пропагандирует стремлением показать грубую работу НКВД в годы Великой Отечественной войны и в послевоенные годы?
В новых фильмах о войне есть оправдательный элемент работы НКВД: личный фактор чекистов (личная ненависть к выходцам из дворянской и буржуазной среды - подполковника Максимова к подполковнику Бестужеву) и служебная необходимость, которая заставляет видеть в каждом человеке врага народа или диверсанта, в том числе и в составе руководящих работников армии.
Служит ли это оправданием НКВД (МГБ, КГБ) для миллионов репрессированных советских граждан?
Большинство фильмов заканчивается заслуженным наказанием слишком зарвавшихся нквдэшников. В жизни такое не часто бывает и может ли оно стать успокоением для невинно осужденных?
Вопросов много. Сможет ли современное государство ответить на них адекватными управленческими решениями внутри силовых структур, отличных от тех, которые мы видим на экране, когда ради «звезд» и карьеры чекисты «рушили» чужие судьбы?
Изломы жизненной линии в годы войны приводят некоторых боевых командиров и солдат в банды («Ленинград 46», «Белая ночь»), с которыми сражаются бескорыстные, доблестные милиционеры. В этом видятся две стороны одной монеты.
Во-первых, пропаганда «святости» послевоенной милиции, попытка спроектировать их чистый образ на нынешние правоохранительные органы.
Во-вторых, возникает вопрос, а есть ли у граждан шанс на нормальную жизнь, если некий подобный излом судьбы произойдет в нынешнее время? Сможет ли его государство (система) простить, как не сделало в послевоенные годы или же найдутся люди, которые будут препятствовать поиску нормальной работы, получению жилья?
В свете последних событий - обострение политических отношений с западными странами, введение санкций против России, оптимизации бюджетных расходов за счет снижения (неповышения) зарплат, пособий, пенсий у большинства и роста дифференциации в доходах между власть имущими и всеми остальными, нарастание безработицы на фоне замедления роста экономики, и как следствие, возникновения социальных конфликтов - что произойдет с обычным человеком? Не выбросит ли его снова государство на «помойку истории»? Не побудит ли преступить черту, а по его следам направит армию доблестных идейных милиционеров, подчиняющихся только командиру (а может быть, командиру-коррупционеру, члену ОПГ или «оборотню в погонах»)?
С экрана поступил сигнал или запрос общества на честную и эффективную работу силовых структур (не PR и не реклама). От того, сможет ли сложившаяся бюрократическая система адекватно на него отреагировать и выстроить прозрачную систему взаимоотношений с обществом и внутри этих структур, зависит благополучие граждан, их вера в свое государство и правительство, гармоничное бесконфликтное развитие общества.
     Окончание читайте на сайте shakiev.com