Прожить 27лет за пару часов

Анастасия Фрем
При работе над фильмом "Кобейн: Чертов монтаж" режиссеру опытному документалисту, обладателю Премии Гильдии режиссеров Америки за выдающиеся достижения в кинодокументалистике Бретту Моргену понадобилось более 200 часов, чтобы прослушать и просмотреть все, что находилось за дверями маленького склада, в котором хранились  вещи, оставшиеся от солиста группы "Нирвана" и иконы гранджа Курта Кобейна.

После тщательного прослушивания и просмотра материала режиссеру хватило трех часов, чтобы написать сценарий. Продюссером киноленты выступила дочь музыканта Френссис Бин Кобейн.  По словам Брета Моргена, ей удалось сгладить острые углы и примирить разногласия между близкими музыканту людьми, благодаря чему все они с большей охотой сотрудничали во время съемок.

В графе "жанр фильма" черным по белому  написано: "документальный". В соответствии с этим нам рассказывается обязательное: родился, ходил в школу, начал заниматься музыкой, стал звездой, обзавелся семьей, умер. Как и в любом фильме такого жанра в "Чертовом монтаже" представлены фотографии, записки, заметки, записи с концертов группы, вырезки из газет, где так или иначе упоминается музыкант, интервью с родственниками и друзьями, и самое, пожалуй, интересное для фанатов - видео, которые нередко оголяют интимные моменты его семейной жизни. Но, несомненно, выйти за рамки жанра, разбавляя череду хроникальных материалов, позволяет мультипликация голландского художника Хиско Хулдинга. Благодаря ей оживают дневниковые записи Кобейна, и мы получаем возможность понять, что творилось в голове отвергнутого подростка, будущего кумира молодежи. Множество оживших сюрреалистических рисунков, обнаруженных в блокнотах и тетрадях музыканта,  создают картину его мышления. Изображения движутся так натурально, будто всегда были живыми. Иногда они даже пугают, как, впрочем, и некоторые строки, из многочисленных тетрадей. Вот, например, фаталистическая мысль: "Меня ничто не спасет".

В повествование о жизни белоголового мальчугана с проникновенными голубыми глазами  врываются картины американской мечты: улыбающаяся мужу домохозяйка, пышнощекий радостный младенец с биркой на пальчике. Становится ощутимо, насколько жизнь Курта отличалась, от этого символа благополучия.  Образ счастливой семьи во всем противоречит реальной картине жизни подростка, считающего себя не нужным своим разведенным родителям. Улыбающиеся вокруг идеальной семьи люди выглядят контрастом против озлобленных насмешек, окружающих отвергнутого подростка. Традиционные спортивные эстафеты как образец здорового образа жизни – просто гипербола на фоне марихуанны в компании таких же изгоев как он.

Вероятно,  для того чтобы подчеркнуть полярность двух миров, режиссер сопровождает всю нарезку кадров радужной жизни,  песнями Курта, где тот рвет глотку так, словно пытается перекричать весь мир, в котором для него нет места.
Саундтреками в фильме стали песни преимущественно из альбома "Nevermind" 1991 года. Это второй альбом группы, он вошел в рейтинг самых продаваемых пластинок в истории музыкальной индустрии, потому что разошелся тиражом более 30 миллионов экземпляров. Композиции с пластинки звучат не только в оригинальном исполнении Курта,  но даже в классической кавер-версии, например,  в хоровое исполнение  песни "Smells like teen spirit".

Название фильму дал сам Курт: «Чертовым монтажом» называлась одна из найденных кассет 1988 года с музыкальными экспериментами пока еще мало кому известного парня. На ней был микс рок-хитов того времени с различными обыденными звуками типа скрипа двери, что вызывало ассоциации с чем-то фантастическим, внеземным.

О монтаже самого фильма можно сказать в принципе то же самое – он чертовский! Но это звучит с явной похвалой. Периодическое перемещение внимания зрителя от биографических кадров из жизни Курта - к резкому погружению в его  внутренний мир заставляет вздрагивать. Этот круговорот под музыку "Нирваны", действительно, погружает в транс, словно ты сам находишься под воздействием наркотических веществ. Весь фильм вот так и смотрится на одном дыхании, не отвлекает даже катастрофически неподходящее для широкого экрана качество хроникальных видеозаписей. Напротив: эти кадры легко переносят зрителя из мира фантастических страстей в реальный исторический сюжет. А  снятые на современную технику интервью с людьми, близко знавшими музыканта, возвращают нас в кинотеатр, напоминая, что все же мы смотрим не художественный, а документальный фильм. И от этого осознания эмоциональное влияние экрана еще больше зашкаливает.

Зритель чувственно проживает жизнь кумира, становясь свидетелем его грандиозных успехов и потрясающих неудач. Кажется, что вместо двух часов в кресле кинозала ты провел все 27 лет его жизни рядом с ним. "Чертов монтаж", наверняка, назовут  лучшим фильмом о солисте Нирваны.

P. S.
По даннымThe Guardian Бретт Морген летом 2015 года собирается выпустить сольный альбом Курта Кобейна, куда он отобрал лучшие из  обнаруженных домашних записей. по его словам, альбом будет создавать ощущение,  "как будто вы зависаете с Куртом Кобейном в жаркий летний день в Олимпии, в штате Вашингтон"