Короткие зарисовки из прошлой жизни Касса

Юрий Файнштейн
       Случилось так, что довелось мне побывать в святая святых «Мосфильма» , то-есть возле студийной кассы. Это было не очень большое, не очень светлое и не очень чистое помещение, c несколькими небольшими скамейками и двумя- тремя колченогими столами , то есть здесь уже ничего  не напоминало об огромных павильонах, красивых декорациях и сотнях людей занятых производством Большого Искусства.
     Почему-то захотелось на стене увидеть плакат, «Оставь надежду, всяк сюда входящий». Но даже и без наличия такого плаката, входящие, чудодейственным образом мгновенно преображались. Вы помните, как были устроены кассы.
       А кассы были устроены так. Узенькое окошечко, заглянуть в которое, вы могли бы только в нижайшем поклоне перед восседающей с другой стороны этой жизни,  КАССИРОМ, или коленопреклоненно, но и то, только для того , чтобы увидеть его ( кассира) царственную грудь , неспешно ползающую по отполированному ею же столу. И , наверное, всякий приближающийся к этому любимому и ужасному окошку, заранее чувствовал себя несколько неловко и униженно, так, как будто приходил просить в долг.  И, одновременно настороженно , несколько даже озлобленно, словно зная наперёд, что его здесь обидят..   
      И, заметьте, в это состояние впадают все, кто общается с кассой. Те же, кому в определённые дни, приносят на подносе конверты и нижайше просят принять, мне думается, не испытывают это забавное cостояние.. 
     У меня не было вопросов  к этому окошку, я оказался здесь случайно и сидя в стороне, было интересно наблюдать за   происходящим. Собственно, ничего интересного и не происходило. В этом помещении было человек десять - двенадцать, которые негромко переговариваясь, неспешно и, как-бы неохотно, продвигались к месту оглашения приговора, делая вид что э т о их интересует, так.. поcтольку – поскольку.       Но вдруг, эдакое монотонное жужжание голосов стихло. В залу вошли двое новых посетителей. Первый попридержал дверь и второго вошедшего, все присутствующие узнали сразу. Это был, всенародный , в ту пору любимец, краса и гордость Советского кино, властелин дум и мечтаний всего женского населения страны – великий Иннокентий Смоктуновский!

      Нисколько не кривя душой признаюсь, что считаю его совершенно гениальным актёром, а глядя на некоторые, да пожалуй на все его работы в кино, плохо представляется, кто бы мог сыграть эту роль лучше..   
      Но, на то он и великий, чтобы не разочаровывать публику нигде и никогда...   И потому, он не вошёл, он как бы возник вдруг в зале из ниоткуда. А по залу уже шепоток: – Смотрите, смотрите это же Кеша, смотрите, Смоктуновский,это же он , смотрите!!
        Тем временем, наш герой снял широкополую шляпу и приложив её к груди , эдакой извинительной полуулыбкой одарил присутствующих и совсем совсем негромко, уже в полной тишине произнёс:
     - Здравствуйте, друзья.. . Извините.. я, тут.. . Мне как-то неловко – именно своим фирменным, Смоктуновским неподражаемым голосом.  Кроме шляпы, Иннокентий был одет в наимоднейший в ту пору серый макинтош и вокруг шеи, небрежно, лежал длинный шарф..
       А в это время, сопровождавший его , шестёрка, с тяжёлыми, несвежими почечными глазами, уже посуетился среди стоящих у самого окошка и жестами приглашал его подойти, приговаривая:
     - Кеша, проходи, проходи.., ну что ты придумал, какая очередь? Товарищи понимают. Тебе некогда. Ты же..,мы же..,Кеша !?. Тебя же ждут. Вы же понимаете, товарищи!
   Товарищи дружно выразили понимание,и Иннокентий Михайлович,   приблизился к окошку кассы.
       Не подошёл, а именно приблизился. Как-то робко, как-то вполоборота и согнувшись до уровня окошка, тихонько и очень-очень медленно, промолвил:
     - Извините, пожалуйста.(пауза). - Но-о, мне сказали... .(пауза).
     - Чтобы я зашёл... . Будто бы мне, извините..(W-пауза).
    Не разгибаясь он немного расслабил шарф  И к окошку 
      - Какие-то дееньги,  причитаются...(пауза). -  Простите великодушно,не могли бы вы взглянуть.. . Извините..
        Те, кто хоть  немного, помнят этого замечательного артиста, должны представить себе, как он это произнёс.
         А в ответ из окошка, как выстрел!, как !«Хенде хох»!
      - Фамилия!?
         Иннокентий Михайлович опешил. Его, уже давно никто не спрашивал фамилии, и он медленно, всё в той же позе удивлённым взглядом обведя присутствующих спросил у окошка:
       - Моя?
       - Нет, моя!- взвизгнуло окошко! 
       - С м о к т у н о в с к а й.. 
        Именно так , врастяжку и с непонятным «аэ» в последнем слоге, на старорусскмй манер произнёс мастер, смущённо и удивлённо оглядывая стоящих в очереди , попрежнему придерживая шарф шляпой. После нескольких секунд из окошка две коротких очереди:
     - Десять семдесят!- и, контрольный выстрел
     – Распишись!
      Простреленный гений, сгрёб шлёпнутые в окошко деньги, не считая , и став сразу, как-то даже меньше ростом, уже скорым шагом, надевая на ходу красивую шляпу, вышел .
      -Что же Вы, товарищ. Нельзя же так! Это же гений! Это же Смоктуновский.-
 решил пристыдить окошко, шестёрка.
       - Ты знаш чо, товАрищ! Некогда мне тут средь вас разбираться –
 СмактанОвский – АйвазОвский – МудазвОнский - гений – еврЕний !
       протявкало окошко.
       –  Для меня, пусть ты хоть Иван - царевич! В ведомости есть- получи!
     Нет!! Хоть ты тресни!  Развелось вас тут, как я погляжу.., дармоедов
     разных.
     - Отойди! Обед у меня!
        С  треском закрываясь, пролаяло окно.    
.