Молодая Гвардия. Подлинная история?

Сид Даун
Посмотрел сериал о героях своего детства. Привлекло название- Подлинная история(!!!) *Молодой гвардии*.

Противоречивые чувства у меня. С одной стороны- просто здорово, что сейчас вспоминают об этих 16-18-летних героях, парнях и девчонках, которые боролись с фашистами в оккупированном городе. Спасибо за память.

Но. Память должна быть достойной их.

Временами я чувствовал нечто похожее на стыд за создателей сериала. Так переврать эту историю, особенно если учесть, сколько документов нынче имеется в Инете… слов не хватает. В своё время я много изучал эту тему, потому что ребята реально были героями, а судьбы героев вызывают интерес и восхищение. У них хотелось учиться отваге, честности, бесстрашию, патриотизму. А сейчас спроси молодёжь, посмотревшую этот фильм, что они поняли, почему ребята герои. Что они ответят?

Был фильм Герасимова, была книга Фадеева. Потрясающая по своей художественности и проникновенности книга. Прочтите, если не читали, не поленитесь. Нельзя не проникнуться.

А в фильме акценты смещены просто чудовищно. Фильм сделан прям- таки по-голливудски, с песнями, плясками, злыми и жестокими полицаями, любовными историями, показательными казнями. За этой внешней мишурой трудно разглядеть и понять, в чём истинный смысл того, что делали ребята.

Хотя был эпизод, сделанный по-настоящему, *на разрыв*- с мальчиком, который в момент стал сиротой, когда на его глазах повесили отца и расстреляли мать. В паре минут- вся трагедия войны, тысяч судеб. Когда так просто в любой момент потерять самое дорогое. И поэтому- страшно.

Надо отдать должное создателям- они попытались решить один из самых спорных вопросов в истории *Молодой Гвардии*- как вышло, что Виктора Третьякевича записали в предатели; он ведь долгое время считался таковым. Некоторые аспекты деятельности организации переданы точно. Но есть просто жуткие несоответствия.

Вот Любка Шевцова. *Любка- артистка*. Именно она выводится главной героиней. Самая настоящая Мата Хари. Разведчица, профессионально исполняет эстрадные номера (её дуэты с Артистом сделаны прям- таки по кальке с фильма *Кабаре*, нельзя не заметить слишком очевидную параллель), отлично говорит по- немецки, словно сама- немка. Да и выглядит, и соблазняет немцев как взрослая опытная женщина. А ведь такого не было.

Любка (блондинка, кстати), всего лишь участвовала в художественной самодеятельности, была заводной девчонкой, потом поступила в разведшколу. На самом деле она была профессиональной радисткой. Кому интересно, чем она там занималась, рекомендую почитать воспоминания её наставника Дубинина. «Их учили стрелять, взрывать и молчать». Никакого профрепертуара, никаких шашней с немцами. Кого из неё, восемнадцатилетней девчонки, сделали в сериале, для чего? Чтобы показать многогранный талант актрисы Кати Шпица? Любка ведь показана ярче других, но так опереточно, что все её заслуги в качестве радистки и разведчицы сведены на нет.

Про Олега Кошевого, комиссара *Молодой гвардии*, из фильма понятно только то, что он ходил весь в белом. А ведь он был комиссаром и одним из ключевых фигур в организации. В чём его заслуга, по мнению создателей фильма?

Про командира молодогвардейцев Ивана Туркенича и вовсе забыли. А его судьба тоже заслуживает обстоятельного рассказа.

Анатолия Ковалёва и Жору Арутюнянца и вовсе в сериале убили, хотя Ковалёв бежал из- под расстрела, о чём очень ярко написал Фадеев, кстати, и это мог быть не менее яркий эпизод фильма, а Арутюнянц остался в живых и умер в 1973 году. Кошевой и Шевцова не были сброшены в шурф шахты вместе с остальными, а были расстреляны в Гремучем лесу в Ровеньках.

Оставили без внимания и сестёр Иванцовых, и Валю Борц- также оставшихся в живых членов Молодой гвардии; им в романе Фадеева уделено особое внимание, и они оставили много документальных свидетельств о деятельности организации. И… много вопросов, на которые создатели сериала даже не попытались ответить.

На мой взгляд, нельзя так неряшливо работать с документальным материалом, который при желании  нынче легко разыскать. Нельзя, называя фильм *Подлинной историей*, на деле безбожно искажать её, адаптируя фильм под современную молодёжь, пытаясь сделать что- то вроде смеси мюзикла, боевика и мелодрамы. Нельзя. Душа теряется, ускользает, остаётся надуманность и искусственность. Хотя финал сделан хорошо.

Но за то, что возродили интерес к молодым ребятам из Краснодона, юным героям Великой Отечественной- за это- создателям фильма спасибо.