Раиса и Раис

Владимир Васильевский
     С Анатолием Войкусом мы родились год-в-год,  день-в-день. На втором курсе, в семидесятом, он женился. На нашей одногрупнице Тане Тимченко. Все стали говорить, мол, и ты женись. Тем более есть девушка. Красавица. Ненароком уведут.
     Красавицу звали Раиса. Раиса Штайн. Нравилась. Стройная. Сероглазая. Очень смышленая, - математик. Но только нравилась. Хотя, все было... "По дружески", как тогда было принято говорить.
     Похоже, что и я ей только нравился...
     Мы познакомились еще абитуриентами. В промежутках между вступительными экзаменами бродили, взявшись за руки, по Владивостоку. Купались в Амурском заливе, ходили в кино. Подолгу сидели в кафе "Мороженое". Но потом началась учеба. Она - на математическом, я - на астрономическом. Встречаться стали реже. У обоих сверхзадача - не вылететь после первой сессии, поэтому первый семестр выкладывались по полной.   
     Зато свидания были горячими. До сумасшествия...
     Но и после первой сессии все пошло так же. Встречались не часто. То ли уже по накатанному, то ли нас все устраивало. Так и дожили до второго курса.   
     И вот Войкус женился. Как-то говорю.
   - Рай, ты - мой земной рай. Что, если мне остаться в раю навсегда? Рай станет всем моим миром.
   - Красиво! Но! Владимир, я - уже твой мир. И ты им владеешь.
   - Ой ли?! Женщина, как кошка.  Впечатление умеет создать, будто ты ей владеешь.
   - Тогда что изменят штампы в паспортах, если ты об этом?
   - Убедила!
   - Нам хорошо?
   - Мне - да! Тебе - не знаю.
   - Знаешь!!! Пусть все будет так, как есть. Я еще не до конца в себе разобралась. И потом... Если мы поженимся и ты вдруг изменишь, я ведь убью.
     Она глянула мне в глаза.  Два серых стальных ножа вошли в меня.
   - Шутка. Доживем до пятого курса, а там посмотрим.
     Ее отказ меня не обескуражил. Даже почувствовал некоторое облегчение. Не знаю что именно, но что-то в наших отношениях меня напрягало...
     Как-то  встретил ее после первой пары на Суханова, у главного здания университета.
   - Пойдем в общежитие. Наша комната свободна, девчонки уже разъехались на каникулы.
     В этот раз она была ненасытна. И ... полная раскрепощенность!
     Впрочем, такой она бывала  всегда. Страсти отдавалась полностью и безоглядно. Ее не волновало как она выглядит. Слетала вся поведенческая шелуха от цивилизации. Ужимки. Кокетство.
     Идеальная самка, во всей ее первобытной сущности. Она была великолепна! Будто творила что-то великое. Такого вдохновенного лица я больше никогда у женщины не видел.
     Голубые глаза сияли на пол-лица. Большие влажные губы пылали. Лишь одно маленькое "но". Над ее верхней губой - небольшая поперечная морщинка. Она не портила  лица. Нет. Обычно я ее и не замечал. Но в такие минуты  почему-то привлекала внимание. Казалась совершенно неуместной на прекрасном лице, излучающем восторг и блаженство... 
     И вот однажды все встало на свои места.
     Как-то в конце весны Войкус предложил устроить всей группой шашлыки из мидий, на природе. И с ним же мы поехали на пароме на мыс Чуркин взять мангалы у знакомого моряка. Только переправились, стали подниматься в сопку, Анатолий тихонько толкает.
   - Глянь.
     Смотрю в сторону куда он кивнул. На скамье автобусной остановки сидят двое. Раиса и Раис. Вокруг никого. Они целуются. Мы свернули в боковую улочку, чтобы не спугнуть чужое счастье.
   - Вообще-то я и раньше видел их вдвоем. Не хотел тебя расстраивать.
   - Я и не расстроился.
   - Не ври! Бледный, как потолок.
     Честно сказать, я действительно впал в некий ступор. Продолжал шагать, смотреть вперед, но все это происходило уже будто не со мной. Мозги клинило.
     Ни с одной девушкой мне не бывало так хорошо наедине, так свободно. Хотелось верить, что и ей со мной было "как ни с кем".
     Хотелось... Но ведь что-то все-таки напрягало. Какая-то недосказанность.  Вот, оказывается, в чем дело. Анатолий слегка тряхнул меня за плечо.
   - Переживешь! Поверь, она не достойна серьезных чувств. Я тоже встречал таких особей. Пойми, ты здесь ни при чем. Они просто любят сам процесс. В сущности, используют мужика как живой муляж.
   - Чё ты несешь!
   - Поживем - увидим. Она так же перешагнет и через Раиса. Помяни мое слово.
     Он немного помолчал и продолжил.
   - Бывает и другая крайность. Мой двоюродный брат пришел из армии, и с голодухи в две недели женился. А еще через две недели развелся. Говорит:"Я на седьмом небе, а она лежит подо мной и транзистор крутит".

     Раис Шарафутдинов учился на нашем отделении, курсом старше. Личность неординарная. В нем необъяснимым образом сочетались интеллигентность и степная дикость. Внешность - Абдулы из фильма "Белое солнце пустыни".
     Под метр девяносто. Крупная голова с широкой адмиральской челюстью. Большие эффектные глаза и тонкий аристократический нос с горбинкой.
     Великолепная память. Знал наизусть Гомера. "Илиаду" и "Одиссею". И вполне приемлемо декламировал. Умел умножать в уме трехзначные числа. Для астрономо-геодезиста неоценимое качество.
     Раис был неразлучен с однокурсником Саней Балабановым. Они вместе учились в школе, в каком-то маленьком городке. Вместе и в университет поступили.
     Саня был говорун. Все время хохмил. Но не как артист - откровенно на публику , - а как бы манера разговаривать у него была такая. Сочинял всякие песенки того же плана. В пол-голоса напевал их что-нибудь делая, или бродя по общежитию. Запомнилась одна,  - "Анархическая".
                На поверку построють,
                Вызывають по списку,
                Это Клим Ворошилов,
                И братишка Буденый,
                Даровали свободу,
                И теперь на свободе,
                Мы пойдем ...
                Воровать.
     Однажды на Новый год Раис, Саня и я оказались в одной компании. Часа в два ночи, когда уже все общежитие гудело, как разоренный улей, в коридоре раздался женский визг. Потом - какой-то грохот, крики.
     Оказалось пьяный Раис идет по коридору и крушит кулаками все на своем пути. Вдруг из другого конца коридора приближающийся громкий крик Сани.
   - Раис! Анархическая! Анархическая! Анархическая!
     Раис остановился. Набычась, повел головой. В бессмысленных налитых кровью глазах появился проблеск сознания. И тут же заревел:"На поверку построють". Саня уже подбежал, подхватил под руку и присоединился:"Вызывають по списку..."
     Продолжая петь, они дошли до комнаты Раиса, ввалились. И тут же подошли еще трое его сокурсников. Саня и эти трое повалили поющего Раиса, взяли за руки-за ноги, слегка подбросили и расступились. Раис грохнулся на дощатый пол, издал ни то клич, ни то стон, перевернулся на бок и ... затих.
    "Все! "- сказал Саня - "Пошли! Пусть спит". Друзья вышли, Саня погасил свет и тоже вышел.
     Оказалось, это - единственный способ унять перепившего Раиса. Ему обучил сокурсников Саня, знавший Раиса с детства.
     Все тот же умный Войкус объяснил. Мол, наши предки пили веками. И у нас, их потомков, в крови всегда присутствуют алкалоиды. Организм уже их сам вырабатывает. То есть, мы все время слегка подшофе. И если выпиваем, даже много, то вполне сохраняем рассудок, контролируем свои действия.
     А были народы, которые тоже столетиями, жили в изоляции и не знали алкоголя. У их потомков нет в крови алкалоидов. И для таких водка - стопроцентный яд. Проще, у них нет внутренней защиты. И, приняв даже слегка, они полностью теряют способность соображать. Очевидно, Раис как раз из таких.
     После весенней сессии я, волей случая, оказался на Чукотке, на геодезической практике. Во Владивосток вернулся только к началу занятий, в сентябре.
     И узнал новость. Раис и Раиса поженились. Перебрались из общежития на съемную квартиру, где-то на Второй речке. Но Войкус не унимался:"Вот увидишь, долго вместе не проживут".
     И действительно. Вместе прожили несколько месяцев.
     Перед самым Новым годом пронесся слух - Раиса убили. Это оказалось правдой. Убийцу быстро нашли. Рецидивист. Дважды судим. Вину отрицал, но против него была неопровержимая улика - на ноже обнаружились именно его отпечатки пальцев.
     Отец Раисы был военный. Его перевели служить куда-то под Москву. И они с женой уехали из Владивостока. Раиса вскоре вслед за ними перевелась в один из московских вузов.

     С тех пор прошло тридцать с лишним лет.
     А тогда, по окончании университета, мне предложили стажировку в Ленинградском госуниверситете, с возможным поступлением в аспирантуру. Глупо было не воспользовался. Так оказался в Питере. Со временем защитился. Нашел работу по душе. Ну, и прочее...
     Однажды в начале двухтысячных по делам случилось быть в Москве. Все сложилось удачно и уже к двум часам дня был свободен. Поезд только ночью. Лето. Погода хорошая. Решил побродить по Москве.
     И в конце-концов пришел на Арбат. Куда еще может податься приезжий в столице? Самое спокойное место в центре города.
     Неспешно гуляю, вдруг слышу кто-то позади издали называет мое имя. Что-то легонько торкнуло в сердце. Но продолжаю идти. Мало ли кого еще зовут как меня. Но через минуту совсем близко:"Володя!"
     Этот голос я бы узнал и через сто лет.
     Да. Это была она. Раиса Штайн. И ... не она. Неестественно молода, словно из тех лет. Догадался - пластика. Дорогая импортная. Вот только эта поперечная морщинка над верхней губой. Она никуда не девалась. Ее не убрали. Она стала чуть глубже, заметнее.
     Зашли в кафе. Принес по бокалу шампанского, кофе.
   - Какими судьбами в Москве?
   - Из Питера. По делам.
   - Ты живешь в Питере?
   - Да. Так получилось.
   - А мне сегодня снился сон. Долго рассказывать... Но утром я точно знала, что встречу тебя.
   - Ты стала ведуньей?
   - Ведьмой ты хочешь сказать?
   - Да.
   - Всегда и была.
     И тут же.
   - Ты знаешь, это я убила Раиса.
   - ...?
   - Тем самым ножом, на котором нашли отпечатки пальцев вора.
     Фантазеркой Раиса никогда не была. Конечно, прошло более тридцати лет. Может быть уже какие-то подвижки в психике...
   - Не вычисляй. И я не сумасшедшая. Расскажу как было. За неделю до того как все случилось, я поздно вечером возвращалась на нашу съемную квартиру. Уже свернула во двор, а там драка. Я выскочила назад, на улицу.
     Вскоре крики утихли, я осторожно вошла во двор. Никого. Тихо. Пошла к нашему подъезду. Тут под ногой что-то слегка лязгнуло и я почувствовала какой-то предмет. Нагнулась, пригляделась - нож. Достала платочек, взяла его осторожно за лезвие, обмотала и положила в сумочку.
     Я уже тридцать лет думаю: зачем я это сделала? И не могу понять. У меня не было ни секунды сомнения в правильности моих действий. Будто все шло по заранее обдуманному плану.
   - Так всю неделю и носила его в сумочке?
   - Не перебивай!
   - Я вошла в подъезд и тоже, как по плану, вынула его и положила, не вынимая из платка, под лестницу. Подальше. Туда, где лестница упирается в пол. Так, чтобы снаружи не было видно. Потом поднялась в нашу квартиру.
   - Раис тебе изменял?
   - В тот момент я ничего не знала. Но именно на той неделе мне стало известно, что он не расстался со своей прежней любовью. Мы ссорились и даже дрались всю эту неделю. Он обещал уйти от нее.
     Но в тот день, когда все случилось, я увидела их вместе.
     Вечером я ждала его под лестницей с этим ножом. Нож  держала через тот же платок. Когда он вошел, я пропустила его. А потом выскочила и ударила сзади справа, чуть выше пояса. Толкнула его вперед. Он упал лицом на ступени. А я пробежала вверх  по лестнице в нашу квартиру.
   - Раис увидел тебя?
   - Думаю, увидел. Через некоторое время он медленно вошел в квартиру, держась за правый бок. Я не испугалась. Мне было все равно что дальше произойдет. Он молча подошел ко мне и вдруг... рванул платье.
     Ты не представляешь какое это было безумие! В крови! Какой восторг! Он так стонал!.. И я! Мне казалось, я лишилась сознания!
   - Послушай, хватит! Не надо!
   - Да брось ты! Ты ведь знаешь меня, и знаешь. Как облупленную!
   - Вот тут я очень сомневаюсь.
   - Да ну?!
   - Зато впечатление, будто трахаемся втроем. Мне это как-то ... не надо.
   - А мне, представь себе, надо!..
   - Расскажи как ты жила эти тридцать лет.
   - Сыном жила. Мужики - так... От случая к случаю, если ты их имеешь в виду.
   - Сыном?! От Раиса?               
   - Да!.. От Раиса. Ему тридцать два. У него хороший бизнес. Крепко стоит.
   - Как зовут?
   - Владимир.
   - Почему?
   - Хочешь потешить свое "я"? Потешь! Чтобы всегда, много раз на день, слышать и произносить это имя!
   - Не обольщаюсь. У тебя отец Владимир.
   - Тебе не кажется, что мы примитивно ругаемся?
   - Будто и не было этих тридцати с гаком. Послушай, а ты рассказывала Владимиру про отца?
   - А ты как думаешь?
   - Что ты рассказывала?
   - Ты следователь? Или просто зануда?
   - Что рассказывала?
   - Летчик. Испытатель. Погиб.
   - Ладно. Хрен с тобой! Прекратим скандалить.

     В гости я не пошел. Впрочем, меня и не звали...  Конечно же, мы обменялись и телефонами, и адресами. Но прошло еще десять лет и никто из нас друг другу не позвонил. Тем более - не приехал в гости.
     А на одиннадцатый год пришла СМС-ка:"Прощай!"
     Бросился в Москву. Нашел сына. Он сказал, что шагнула на красный свет. При вскрытии врачи, мол, констатировали прединсультное состояние. В таких случаях люди часто поступают неадекватно.

     Сообщение показывать не стал. Что-то меня удержало...

   - присутствую и на стихи.ру