6 Кержацкий дом музей

Тамара Белова
 быта и ремёсел в посёлке Висим
Дальше дорога шла через болото по новому деревянному мостику к кержацкой избе. Нас встречали две женщины в русских старинных нарядах. В течении двух часов вели интереснейший рассказ о жизни, обычаях, нравах и правилах, заведённых ещё в глубокой истории. Как жили,  работали, отдыхали. Всё это было очень интересно и
познавательно. В начале ознакомились с амбарами, где был устроен музей флоры и фауны. Музей довольно богатый орудиями древнего труда. Тут и чесальная машина для шерсти в рабочем состоянии. Ткацкий станок- садись и тки разноцветные нарядные половички.

 
Много разных предметов быта. Тут же и прочие орудия труда, быта. Леса богаты птицей и разными зверями. Много чучел, как живые, сидят и токуют тетерева, глухари. Вот необычная а бородатая сова. Голова лося выглядывает со стены.

 
Рассмотрев, всё мы запечатлели на фотоаппаратах, перешли в саму избу. Изба приличного размера. Много окон. Это говорит о благополучии хозяев: имели возможность приобрести дорогостоящее стекло. На широких подоконниках много цветов. Печь, как водится, посредине этой комнаты.
«Особенности крестьянского стола во многом определяла она, печь каменная. Да, хорошая печь в кержацкой избе была только каменной. Ее складывали из больших булыжников, скрепленных глиной на яйцах. Такая печь замечательно держала тепло и хорошо пекла. А крестьянская печь - автомат. Утром ранехонько хозяйка раскладывает все продукты по чугункам и ставит их в вытопленную печь. Закрыла печь заслонкой - и все. Еда готова к обеду - и щи, и каша, и творог. И все до вечера так в печи и стоит: горячее, готовое к употреблению».

Лавки и стулья, стол, иконы. Кроватей нет , только подвесная люлька для младенца. Кроватей тогда почти не было. Семьи были большие и для кроватей просто места бы не хватило. Спали на лавках и на полу.
-После трудового дня падали и крепко спалось на лавке и на полу.
Кержаки отличались трудолюбием. Жили закрыто от постороннего глаза. Говаривали:
-У кержаков воды не выпросишь напиться. Но это было не верно. Кержаки опасались, чтобы какую заразу к ним не занесли. У ворот они ставили бочок с водой и особую посуду, которую уже никогда в дом не вносили.
Но кто же эти кержаки? Уж очень интересно. Суровые законы и обычаи именно в их семьях строго блюли. Спрошу и не по стесняюсь пополнить пробелы в своих, да и ваших, читатель, знаниях.
«Кержаки; — этнографическая группа русских старообрядцев. Название происходит от названия реки Керженец в Нижегородской области. Носители культуры северо русского типа. После разгрома в 1720-х Керженских скитов десятками тысяч бежали на восток — в Пермскую губернию. С Урала расселились по всей Сибири, до Алтая и Дальнего Востока. Являются одними из первых русскоязычных жителей Сибири, «старожильским населением». Вели достаточно замкнутый общинный образ жизни со строгими религиозными правилами и традиционной культурой. В Сибири кержаки составляли основу алтайских каменщиков. Противопоставляли себя более поздним переселенцам в Сибирь — «расейским» (российским), но впоследствии практически полностью ассимилировались с ними из-за общего происхождения.
Старообрядчество имело крепкие семейные устои, поддерживаемые и укрепляемые всей сутью жизни крестьянина. В семье, где иногда насчитывалось по 18-20 человек, также все строилось по принципу старшинства. Во главе большой семьи стоял старейший мужчина - большак. Ему помогала хозяйка - болышуха. Авторитет матери - большухи - был непререкаемым. Дети и невестки называли ее ласково и почтительно: «маменька». В семье сложились и поговорки: жена для совета, теща для привета, а нет милей родной маменьки; материнская ладонь высоко поднимается, да не больно бьет; материнская молитва со дна моря достанет.

Авторитет главы семейства? Да, был, но не авторитарным было это сообщество. Держалось оно не на страхе, а на совести членов семьи, на уважении к нему, большаку. Такое уважение заслуживалось только личным примером, трудолюбием и добротой. И опять вопрос: отжившее это или это недостижимое?

А отношение к детям? Счастлив был тот ребенок, который родился в кержацкой семье или хотя бы смог ощутить тепло рук деда и бабки. Ведь дом с детьми - базар, без детей - могила, а один и у каши сирота. Воспитанием детей занимались все, вся община. Но так как в любой семье почитание и уважение старших было нормой для всех, то и прислушивались всегда к слову и мнению старшего по возрасту или положению в общине: разумное родится только от разумного.

В семьях иногда жили вместе по три поколения. Старик в нормальной семье не чувствовал себя обузой, не страдал от скуки. Всегда у него имелось дело. Он нужен был каждому по отдельности и всем вместе. Исстари сложилось: старый ворон мимо не каркнет, а прожитое, что пролитое, - не воротишь».
Как жаль, что многое ушло из жизни. но вот в Висиме есть ещё правильные кержацкие семьи, где сохраняются обычаи. Старики всегда в почёте.
К стыду своему, не записала имена женщин, что нас знакомили с обычаями кержаков.
Как раз недавно прошла пасха. С детьми проводили игры: как праздновали пасху, как замуж выходили, женились, кто в доме был хозяин.


 http://www.proza.ru/2015/05/15/1392