Просветление

Александр Богранд
Летним солнечным днем, после лекций, Виталий, студент первокурсник психфака университета возвращался домой. На душе у него было легко и радостно.
"Как же все кругом хорошо! Как же теперь все  стало просто и ясно!",- думал он.
Эта последняя лекция по межличностным отношениям казалось прояснила ему все. И теперь он  возвращался домой с уверенностью и надеждой на то, что вскоре сделает самыми лучшими свои  взаимоотношения и с мамой, и с папой, и с сестрой. Да и со своей девушкой тоже, с которой  недавно поссорился.
"А чего стоят цитаты, которые одну за другой выдавал профессор!", - продолжал размышлять  он.
"Например такая: не делай другим того, чего не хотел бы чтобы делали тебе. Класс! Просто и  понятно!"
В задумчивости он пнул камешек, который попался ему по дороге. Да так, что он отлетел к  забору, отрикошетил от него и пролетел под ногами мужчины, шедшего впереди.
"Ой, блин. Чуть не попал! Вот мужик бы разругался! Надо быть повнимательнее...", - сказал  он сам себе.
Остановившись на секунду, он снова пошел.
"Да, непредвиденные ситуации подстерегают нас на каждом шагу", - пробормотал он.
Вернувшись к своим мыслям, Виталий продолжил размышления.
"А ведь если следовать законам логики, то это высказывание по смыслу эквивалентно и такому - делай другим то, чего хотел бы чтобы делали тебе. Ну точно!".
Обрадовавшись своей мысленной находке, он зашел по дороге в магазин и купил два фисташковых  мороженных, которые любил.
"А второе я подарю сестренке для улучшения взаимопонимания!", - сказал он сам себе.
И чувство гордости от принятия этого решения переполнило его и без того уже наполненное  радостью сердце.
Войдя в квартиру, он крикнул:
- Сеструха выходи! Посмотри, что я тебе принес?!
Лукавое, любопытствующее личико младшей сестренки выглянуло из-за дверного проема.
- А что? - спросила она не подходя к нему.
- Смотри сюда! Видишь, мороженное! ... На, возьми, а то у меня все руки заняты.
Она быстро подошла, не глядя взяла оба мороженных и ушла на кухню.
- А почему не пломбир? - раздался ее недовольный тон голоса из кухни.
- А это чем плохо? - переспросил он.
- Ты же знаешь, я пломбир люблю. А что, его не было?
- Не знаю, не спросил...
У Виталия немного упало настроение.
"Сделал доброе дело, называется", - подумал он.
"Решил сестренку порадовать, а ей, видите ли, такое мороженное не нравится."
Раздевшись, он зашел в кухню, где увидел недоеденное сестрой мороженное.
"В следующий раз вообще ничего не куплю!", - рассердился он сам на себя. И немного  обиделся.
Подогрев и съев все, что мама приготовила и оставила в холодильнике, он ушел в свою комнату  и сел за стол.
"Что я не так сделал? Ну подумашь, купил не то мороженное. Но, купил же! Я вообще это редко  делаю. Думал, чуть ли не праздник будет. А тут ..."
Виталий поднял голову и посмотрел в окно. Воробьи суетливо и озабоченно порхали с ветки на  ветку высокой березы, что росла под окном. Он стал за ними молча наблюдать, иногда переводя  взгляд то на небо, то на соседние дома. Приятное ощущение послеобеденного безмыслия  разливалось по его телу. Так продолжалось несколько минут.
Потом он перевел взгляд на стол. На столе лежала оставленная сестренкой книжка с названием  "Руссские народные сказки". У нее были толстые, потрепанные, цветасто разрисованные  обложки. И чуть менее толстые немногочисленные страницы с текстами и рисунками сказочных  персонажей.
"Сказка "Лиса и Журавль"", - тихо, почти про себя прочитал он.
"В седьмом классе уже, а все еще детские сказки читает", - недовольным тоном пробормотал  он.
"Ей сейчас уже романами про любовь надо зачитываться, а она, сказки."
Виталий уже год, как считал себя взрослым серьезным молодым мужчиной. Как поступил в  университет, так им и начал себя считать ...
"Ну что из сказок полезного для жизни можно взять. Это же выдумка. Ну намеки есть какие-то.  Но, жизнь то штука настоящая, конкретная и не похожая ни на какие сказки."
Ему вспомнились слова Пушкина:"Сказка - ложь, да в ней намек - добрым молодцам урок"
"Ну конечно же ложь. Лиса и Журавль не умеют разговаривать по человечески, не пользуются  никакой посудой. Они вообще думать не умеют! А уж про то, чтобы дружить между собой, это  полный бред!"
Разглядывая картинки, его вдруг что-то смутило. Он стал их сравнивать. На одной был  изображен узкогорлый кувшин, на другом - тарелка. Ну и рядом были нарисованы лиса с  журавлем.
"Она что, дурочка что-ли, предлагать Журавлю клевать кашу? Ему же лягушек или зерна подать  надо было. И он тоже хорош! Поставил ей кувшин с узким горлом, в который она свою лисью  морду никогда не сможет засунуть. И кто такие сказки навыдумывал?", - подумал он.
И вдруг его осенило! Да так, что он не слабо хлопнул ладонью себе по лбу.
"Ну какой же я идиот! Я же сестренке вместа пломбира, фисташковое купил!"
Обида на сестренку быстро сменилась чувством оплошности и небольшим разочарованием в самом  себе. Он стал искать объяснение и оправдание своей оплошности.
"Конечно я устал после занятий. Вот и не подумал о том, а любит ли она это мороженое."
"Но, как же тогда известное выражение - Не делай другим того, чего не хотел бы чтобы делали  тебе, или что то же самое - делай другим то, чего  хотел бы, чтобы делали тебе?"
"Вот я люблю фисташковое. Так? Я бы хотел, чтобы мне его  подарили? Да! И я подарил его так же сестренке? Да! Значит я сделал все так, как сказано! "
"Но почему получился негативный результат? Неужели все эти  цитаты, поговорки, пословицы врут? Что то тут не то..."
Он был в недоумении.
- Сказка - ложь, да в ней намек, - пробубнил он и осекся...
Глаза его в изумлении широко раскрылись. Он больше почувствовал, чем мог выразить словами, нечто такое, что давало ему уверенность в том, что он начал понимать более  глубокий смысл слова "намек", который не был ни правдой, ни ложью. Что-то вокруг и внутри него вдруг изменилось. В его голове, в теле появились какие-то странные, не знакомые ему доселе ощущения. А окружающие его предметы и природа за окном стали какими то иными, загадочными, скрывающими множество каких то тайн.
И оглядываясь вокруг, пораженный новыми ощущениями он зашептал:
"Неужели и наша реальность есть по сути "намек" на что-то? В ней тоже, как и в слове "намек" нет ни правды, ни лжи. Она никакая! Она такая какая есть! Только если мы сумеем разглядеть в ней намеки, признаки каких-то тайн, а затем разгадать их, то только тогда сможем понять какой-то другой, не очевидный смысл того, что происходит с нами и вокруг нас. И только тогда мы начинаем  понимать что-то в этой жизни глубже, чем это лежит на поверхности..."
"И в пословицах, поговорках,  цитатах и высказываниях это тоже надо чувствовать, разгадывать и понимать. Всегда нужно искать намек на второй, тайный уточняющий смысл того, что происходит или должно произойти. А может быть даже и еще более  глубокий смысл, чем второй ..."
Он снова повторил, причем сразу две фразы: "Не делай другим того, чего не хотел бы, чтобы делали  тебе, но делай другим то, чего  хотел бы, чтобы делали тебе."
В изумлении он немного сполз со стула и замер...
Он понял, что речь во фразе идет не просто о полном повторении, копировании одного и того же действия, как для него, так и для других. А о возможно разных и более точных действиях, желательных только ему или только другим. Только такие действия приводят к результатам, так же желательным только ему или другим.
 Первая фраза с частицей "не", говорит лишь о том, что не(!) желательно делать.
Вторая же, казалось бы более конструктивная и жизненная, говорит о том, что на самом деле надо делать.
Но вторая фраза нуждается в уточнении и детализации. Только тогда выражение будет практически применимо, а результат от таких индивидуально подобранных действий будет положительный, конструктивный, создающий удовольствие, радость или удовлетворенность для всех. А какое конкретное действие или какой конкретный результат нужен, в этой фразе есть умолчание и тайна.
Поэтому применение этой фразы в реальности, в жизни не заключено в применении одинаковых для всех действий или в равномерном распределении каких то одинаковых благ. А только в разных, подобранных индивидуально для каждого и для всех.
 Он хотел получить удовольствие именно от фисташкового мороженного? Да! Но в соответствии с правильной формулой он должен был бы доставить удовольствие от мороженного и сестренке. А это уже пломбир! Т.е. фраза вроде бы на первый взгляд симметричная и равная, была таковой только на поверхности. А при ее применение в жизни получается, что каждому нужно свое. Индивидуальное!
 Ему показалось, что и остальные известные выражения, пословицы, поговорки, цитаты и прочее, построенные с частицами "не" - не настолько уж конструктивны, чтобы их было легко применять в реальной жизни. Подумалось, а не составить ли на будущее свое собственное максимально короткое изречение, которое было бы лишено этих недостатков, которое воспринималось бы максимально прямо, но все же содержало бы намек и тайну.
 Сначала у него получилось длинно и неуклюже: давай каждому такое твое отношение и такие действия, которые каждый хочет получить, но всем сразу давай только то, что они все вместе хотят.
 Подумав несколько минут, поиграв словами и вариантами он остановился на совсем коротком, содержащем в себе известное ранее изречение:

"Каждому - свое, но всем - одно и тоже"
 
 Мысль летела дальше, а он словно замер, боясь напугать ее каким-нибудь неловким движением. Он понял, что найден только первый ключ к разгадке всех сложностей отношений между любыми людьми, связанными чем-то между собой. И даже между мужчиной и женщиной. Ну, а если речь идет об отношениях между одним человеком и группой? А если еще о межгрупповых отношениях? А что, если учесть еще одновременность протекания во времени разноплановых отношений (семейных и деловых), иерархичность групп и личностей, да еще и в различных сочетаниях! Подойдет ли этот ключ, он же формула, и тут...?
 Сколько же всего ключей, формул надо подобрать, сколько еще надо знать и уметь, чтобы можно было разобраться, понять и главное - чем-то помочь людям в разных ситуациях их отношений? Боже мой, как же все усложняется тогда!

Так он думал, постепенно отходя от изумления и возвращаясь к реальности.
...
Наверное это и был один из его первых моментов просветления и понимания.
Просидев в  таком состоянии неизвестно сколько времени, он все же "вернулся назад", пришел в себя.  А немного позже, уже совсем успокоившись, Виталий стал таким же "обычным, нормальным" человеком, как и все  мы. И придвинув компьютерную клавиатуру продолжил писать давно им начатый сверхсрочный, но  заброшенный курсовой реферат, то ли на тему - "Брак, как базис для построения гармоничных межличностных  отношений в семье", то ли - "Семья, как базис для построения гармоничных межличностных отношений в  браке".
В общем что-то очень взрослое и умное.