Марк Шагал и его любимые женщины

Алина Алексеева-Маркезин
Марк Шагал Прогулка.1917г

            Еще недавно местом рождения Шагала ошибочно считали белорусское местечко Лиозно. На самом деле старший из 10 детей разносчика рыбы Хацкеля (по паспорту – Захара) Шагала, Марк 6 июля 1887 года родился на окраине Витебска, которая называлась Песковатики. А в Лиозно жил дед по материнской линии, и маленького Марка туда возили, хоть он этого и не любил – дед был резником, в сарае вечно сохли шкуры убитых животных, и эта было до жути страшно!


      Через несколько лет Шагал покинет  родной город. Он напишет: «В Витебске тогда было много столбов, свиней и заборов, а художественные дарования дремали. Оторвавшись от палитры, я умчался в Питер». Но в Питере, а потом в Париже, в Нью-Йорке, да где угодно, он будет рисовать все те же витебские столбы, заборы, запретных свиней, коз, лужи, скрипача, кучера, шарманщика, раввина… Правда, главную свою живописную натуру, которую он тоже будет рисовать много лет, 22-летний Шагал нашел все же в Питере.

БЕЛЛА.

       Ее звали Белла Розенфельд. Внешне она была очень похожа на самого Шагала. Хотя была красавицей, а он красавцем отнюдь не был. А еще Белла была одухотворенной и воздушной. Занималась в студии Станиславского, пробовала себя в литературе, интересовалась философией... В ее присутствии Марк испытывал невиданное чувство невесомости, парения и покоя. Часто он так ее и рисовал -безмятежно парящей в небе, и себя, летящим рядом с ней – над заборами, над свиньями, над столбами, над обыденным и милым Витебском.
      
         Любовная тема в творчестве Шагала неизменно связана с образом Беллы. С полотен всех периодов, включая позднейший (после смерти Беллы), на нас смотрят ее выпуклые черные глаза, ее черты узнаваемы в лицах почти всех изображенных им женщин. Характерный для живописи Шагала мотив воспарения, отрыва от реальности – это их совместный с Беллой полет.

 
  Задумчивый, постоянно погруженный в живопись, которую он считал делом своей жизни, никем не признанный, у окружающих Марк вызывал недоумение и жалость. Белла увидела в нем талант и твердость духа, она поверила в него еще тогда, поверила на всю жизнь. Позднее он писал: "Долгие годы ее любовь освещала все, что я делал".Как он вспоминал об этой встрече.!

       "Она молчит, я тоже. Она смотрит — о, её глаза! — я тоже. Как будто мы давным-давно знакомы, и она знает обо мне всё: моё детство, мою теперешнюю жизнь, и что со мной будет; как будто всегда наблюдала за мной, была где-то рядом, хотя я видел её в первый раз. И я понял: это моя жена. На бледном лице сияют глаза. Большие, выпуклые, чёрные! Это мои глаза, моя душа. Тея вмиг стала мне чужой и безразличной. Я вошел в новый дом, и он стал моим навсегда»
            25 июля 1915 г. состоялась свадьба Беллы и Марка. На следующий год у них родилась дочь Ида, впоследствии биограф и исследователь творчества Шагала.

  В 1922 г. вместе их семья уезжает сначала в Литву (в Каунасе проходит выставка Марка Шагала), а затем в Германию. Осенью 1923 по приглашению Амбруаза Воллара они уезжают в Париж.
 
    Летом 1941 г. семья Шагала приезжает в Нью-Йорк, где в 1944 г. Белла умирает от вирусной инфекции. Через два года Шагал опубликует ее книгу "Горящие огни", к которой сам нарисует иллюстрации и напишет послесловие. А дочь Ида перевела ее на французский, тем самым обеспечив ее всеобщую известность. Именно с французского, а не с написанного на идиш подлинника, книга была переведена на многие языки мира в том числе и русский.

ВИРДЖИНИЯ

    Дочь бывшего консула Великобритании в США Вирджиния Макнил-Хаггард встретила Шагала, когда ей было около 30 лет, а Марку — 58.

    Однажды Ида застала отца за чтением записей и стихов Беллы. Уже на следующий день он взял в руки карандаш и начал делать эскизы-иллюстрации к этим записям. А еще через неделю, когда рисунки были готовы, решил начать переговоры с американскими издательствами, чтобы издать книгу своей покойной жены. Но Марк плохо говорил по-английски, и тогда Ида помогла ему — нашла англичанку Вирджинию Макнил-Хаггард, дочь бывшего консула Англии в США,    которая прекрасно владела английским языком

     Вирджиния была очень красивой женщиной. Ее черные большие глаза, темные волосы напоминали Шагалу Беллу. «Гражданской» жене великого художника удалось вдохнуть в него новую жизнь. Она стала лучиком света, который рассеял его одиночество. Шагалу нравилось ее присутствие, и он всегда просил ее обедать вместе с ним.
      
    Но между Шагалом и Хаггард вспыхивает сильнейшее чувство, и семейное положение Вирджинии уже не препятствие. Осенью 1945-го она узнаёт, что беременна. У них с Шагалом рождается общий сын Давид, названный так в честь покойного брата живописца. Поскольку Вирджиния на тот момент не была разведена, мальчик получил фамилию своего шотландского отчима.
 
   Бурный роман оживил Шагала, и этот период становится одним из самых успешных в его биографии. Новые шедевры, выставки, издания, торжественные встречи… Постепенно Хаггард начинает уставать от шумихи. В 1951 году она разводится с Макнейлом, чтобы тут же… бросить и самого Шагала - ради бельгийского фотографа Шарля Лейренса. На все оставшиеся годы Вирджиния переселяется в Бельгию. А жизнь ей была отведена не менее долгая, чем её знаменитому прежнему возлюбленному - она умерла в 2006 году.
 
     Долгое время о семилетних отношениях Шагала с Хаггард умалчивалось, во многом стараниями его второй жены Валентины, фактически наложившей табу на одно лишь упоминание "греховного романа". Лишь в 1986 году, уже после смерти художника Хаггард напомнила миру о своей роли в его жизни и творчестве, опубликовав книгу воспоминаний "Моя жизнь с Шагалом. Семь лет изобилия".

     Внебрачный сын Шагала и Вирджинии Давид Макнейл унаследовал часть состояния отца, сейчас он певец и композитор, живёт в Париже.

Из воспоминаний .
  "Шагал много времени проводил с сыном, часто брал его с собой на природу, где тот гулял, пока Марк писал картины. Отец учил Дэвида рисовать и прививал любовь к искусству, они много раз бывали в Лувре. Шагал придумывал разные уловки, чтобы заинтересовать сына рисованием. Марк говорил Дэвиду, что если лист зарисовать целиком, то картина научится летать.

       Они открывали настежь окна и рисовали. Зеленые, красные, желтые краски покрывали всю поверхность листа, но их творения все не улетали. Отец объяснял это тем, что жара мешает картинам взлететь.

       Дэвид любит вспоминать случай, когда вместе с отцом, прогуливаясь по пляжу, они рисовали на камнях разных животных и мифических персонажей. После этого камни бросали в воду. Живописные полотна для медуз — так называл эти камни отец. Марк хотел, чтобы его сын стал архитектором.

  ВАЛЕНТИНА

        Валентина, владелица лондонского салона дамских шляп, познакомилась с Марком Шагалом в 1952 году. Она была на 18 лет моложе Шагала.Это было непростое время для художника: Вирджиния Хаггард только что покинула его, он чувствовал, что теряет не только ее, но и сына Шагал настолько тяжело переживал утрату, что Ида беспокоилась, не решил ли Марк покончить с собой. Она вознамерилась познакомить его с кем-то, кто поможет пережить разрыв с Вирджинией.

       В апреле Ида представила Шагалу Валентину Бродскую, и уже 12 июля они сыграли свадьбу. Валентину Марк прозвал Вавой. По поводу отношений с ней он шутил:
     «Что я? Я скромный еврейский художник. Вот Валентина Георгиевна — она дочь фабриканта Бродского, сахарозаводчика. Знали бы мои родители, на ком я женился. Они бы порадовались».

     Медовый месяц пара провела в Греции, а после, по настоянию Вавы, обосновалась в небольшом городе Сен-Поль-де-Ванс на юге Франции.

   У Валентины был железный характер. Она создала Шагалу идеальные условия для работы, оградив его от всего и от всех, кто мог его отвлекать. В результате Марк все реже видел Иду, также Вава была категорически против любых упоминаний о Вирджинии и Дэвиде и даже проверяла переписку мужа. Шагал писал, что стал узником, но его тюрьма ему нравилась. Каждый день он мог спокойно работать в мастерской — а работа делала его счастливым.
 
      Брак с Валентиной стал неоднозначным событием в биографии Шагала. С одной стороны, он уничтожил отношения Марка со всеми близкими ему людьми. С другой — поздний период его творчества был очень плодотворен. Его картины были насыщены яркими, светлыми и жизнерадостными цветами.
               
         Если Белла. была музой Шагала, то Валентина стала его менеджером. Состояние семьи постоянно росло: благодаря жене работы Марка были коммерчески успешны и приносили огромный доход. Пикассо как-то поддел Шагала в беседе:
«Я знаю, почему ты не выставляешься в России, — там нельзя заработать!»
Насчет России Пикассо был не прав – через несколько лет Шагал, как мы знаем, поехал в Россию, несмотря ни на какое влияние Вавы.

       А, уезжая обратно во Францию, взял да и подарил Пушкинскому музею 75 своих бесценных литографий. Раньше-то Марк Захарович много работ раздаривал, но Вава считала это непростительным мотовством.
 Валентина, как и Шагал, была еврейкой русского происхождения, но она обратилась в христианство и была против еврейских мотивов на полотнах мужа..

     Валентина горячо поддержала идею рисовать эскизы витражей для европейских церквей: так появились витражи Шагала во французском соборе Святого Стефана в Меце, немецкой церкви Святого Мартина и Святого Стефана в Майне, в английском Соборе Всех Святых в Тудли, кафедральном соборе в Чичестере и других соборах и церквях.
   Вава пережила Шагала на 8 лет и умерла в декабре 1993 года.


   В одном из интервью Шагал с благодарностью сказал о том, что Ида была добрым ангелом не только в его творчестве, но и в жизни. Дочь всегда была для Марка Шагала близким человеком и живым напоминанием о том, что было для него святыней: о навеки утраченной родине и его первой возлюбленной и музе Белле. Любовь, забота и поддержка Иды помогли художнику пережить две самых тяжелых утраты в его жизни: смерть первой жены и расставание с женщиной, занявшей ее место - Вирджинией Макнилл-Хаггард. Как утверждают очевидцы, когда Вирджиния ушла от Марка, Ида спасла его от самоубийства.
 
   Кроме того, благодаря деятельности Иды Марк Шагал стал одним из самых почитаемых художников в мире.
    В январе 1952 года Ида вышла замуж второй раз за историка искусств Франца Мейера — бывшего директора музея в Базеле, Швейцария. Ида родила от Франца троих детей: Пита, Мерет и Беллу.

    1990 году она подарила музею в Иерусалиме 103 работы, включая рисунки, которые он подготовил для двух книг, написанных ее матерью.

     Последние годы жизни дочь Шагала посвятила творческому наследию своих родителей: она организовывала выставки и делала все для того, чтобы творчество отца и книги матери не были забыты.
Ида умерла от рака в 1994 году в возрасте 78 лет в городе Брюла де Кастрила, Франция.

      Однажды в детстве цыганка предсказала Шагалу, что он проживет необыкновенную жизнь, будет любить одну необыкновенную женщину и двух обыкновенных, а умрет … в полете.

Текст с иллюстрациями и семейными снимками.http://maxpark.com/community/6782/content/1808763