Демон Мангыс и Эрлик

Роман Лебедев 2
Урочище Нижнее Соору
Демон Мангыс и Эрлик

В месте предполагаемого нахождения Сибирской Башни Сатаны
http://vk.com/club89459061?w=wall-89459061_6

Урочище Нижнее Соору одно из загадочных мест Каракольской долины. В связи с исследуемой нами темой о Падших Ангелах и поисками Башни Сатаны, долина Нижнее Соору - наиболее значимое для нас место, чем другие сакральные сооружения в бассейне рек Урсул и Каракол.

Нижнее Соору расположено в долине реки Каракол, в устье высохшего русла р. Нижняя Соору в 2,5-3 км на Северо-Запад от с. Кулада. На площади в 32 гектара разбросанно более 420 археологических памятников. Комплекс представлен каменными курганами, поминальными оградками, оградами со стелой в центре и с внешней стороны, каменно-земляными курганами, курганами с провалами в центре и одиночными стелами. История большинства объектов датируется периодом от 2 тысячелетия до нашей эры до 15 века нашей эры.

Историками-археологами была изучена лишь незначительная часть многочисленных каменно-земляных курганов расположенных в западной части огромного скопления различных по форме, размерам, культурно-хронологическим характеристикам и назначению археологических объектов.

Исследованные курганы относятся к древнетюркской эпохе 6 – 7 вв. н.э. В одном из них был погребен конь. В овальной грунтовой могильной яме он был уложен на живот и ориентирован головой на запад. Данный вид кургана представляет собой специфический самостоятельный тип памятников духовной и материальной культуры древнетюркского населения Горного Алтая. Из эпоса тюркомонгольских народов известно, что убиваемый «смертный» конь не является жертвой богам, предкам или покойному хозяину, а имеет «утилитарную» основу. Это, прежде всего, транспортное животное, назначение которого - доставить хозяина в Иной мир и служить ему там в таких же походах, перекочёвках, как и в земной жизни.

Именно в урочище Нижнее Соору, по словам ученых, находится сосредоточение гигантских усыпальниц, принадлежавших скифским пазырыкским «царям». Здесь имеют место конструкции, которые по своим параметрам превосходят раскопанные курганы Пазырыкского, Башадарского и других могильников. Но попытка провести исследование одного из таких курганов в урочище Соору неподалеку от хорошо известного Башадара с последующей музеефикацией всего комплекса в Горно-Алтайске вызвала активный протест определённых кругов алтайской интеллигенции и настроенных соответствующим образом жителей села Кулада. Этот протест не случаен, т.к. Нижнее Соору имеет особый мистический, ритуальный, психофизический статус…

Ученые из Алтайского государственного технического университета обратили внимание на интересную форму всего комплекса сооружений урочища Нижнее Соору - длинные ряды балбалов, ориентированные по линии север-юг, как некие вешки, маркирующие движение в сторону курганов, будто указующие путь из этого мира в Иной.

Геофизики обнаружили здесь уникальную геомагнитную аномалию - выложенную магнитонасыщенными минералами геометрическую конфигурацию. А.Н. Дмитриев и А.В. Шитов говорят что, данные курганные сооружения находятся под контролем скрытых целей со стороны строителей и считались закрытыми для свободного посещения. Веками выработанные для местного населения правила поведения и традиции закрепили этот контроль. Как показывают новые исследования, традиционные предписания к посещению этих сооружений нацелены на сохранение их (этих мест) психофизической информационной полноты. Выявленные аномальные вариаций напряженности физических полей этих мест подтверждают предположение о сознательно нацеленной психофизической специфики сооружений. Кроме того, эти сознательно построенные культовые сооружения имеют и современное экодинамическое значение, поскольку «магнитные метки» (и другие физические поля), заложенные в системах курганов, сопряжены с аномальными вариациями геомагнитного поля в целом и с региональным геомагнитным режимом. Коренное население относилось с почтением и уважением к подобным местам, передавая из поколения в поколение устные правила поведения, которые строго должны были соблюдаться. При этом утверждалось, что можно навлечь на себя «гнев духов», который мог, в предельном случае, привести к гибели человека.

В результате геофизических исследований урочища Нижнее Соору были получены результаты магнитометрии (с помощью квантового магнитометра ММП-303) свидетельствующие о сложной конфигурации и напряженности магнитного поля и общей электромагнитной обстановке. Зафиксировано постепенное увеличение напряжённости магнитного поля поперек террасовых сооружений долины. Наиболее значительные и необычные вариации напряжённости магнитного поля были выявлены при прохождении операторов возле курганов. Отмечено также и увеличение (на 20-30 мкр/ч), радиационного фона непосредственно вблизи курганов. Повсеместно обнаруживаются и чёткие различия в видовом составе растительности на самом кургане и вокруг него.

В ходе анализа замеров, проведенных на вышеперечисленных объектах методом газоразрядной визуализации, были получены убедительные данные, демонстрирующие тенденции угнетающего воздействия излучений урочища Нижнее Соору на человеческий организм. В зоне Нижнее Соору происходит уменьшение интенсивности свечения с 122,437 фонового показателя до 120,522, то есть замедлении реакций метаболизма и общем уменьшении интенсивности энергетики испытуемых. Можно говорить о некой привнесенной энергии, которая усилила меру хаоса и дестабилизировала процесс регуляции организма испытуемых. Отмечалось достоверное снижение общей и интегральной площади свечения, что, в свою очередь, свидетельствует об уменьшении адаптационного потенциала испытуемых и увеличении коэффициента энтропии. Явно видны неоднородности контура свечения (коэффициент формы увеличен) и даже некий «отъём» энергии (резкие разрывы поля). Действительно напрашивается аналогия и со значением имени места «Соору», что в переводе с алтайского языка означает «всасывание», «втягивание», «шрам»...

Древняя легенда этих мест говорит о том, что именно в курганах урочища Нижнее Соору обитают злые духи – алмысы. Алмыс или Алмус – дьявол. Если курганы раскопать, то освобожденные алмысы вселяться в людей, как духи войны и будут разжигать распри. Начнутся ужасные кровопролития, и Земля не выдержит их злобной силы. Перед началом природных катаклизмов или войн, алмысы показываются из курганов в виде черных козлят. Также считается, что именно в этих местах погребен желтый демон Сары Монгус. Чтобы обезопасить жизнь людей шаманы устроили большое камлание и загнали Сары Монгус под землю. А чтобы он не выбрался - насыпали огромную кучу камней - «пазырынты», что в переводе с тюркского языка означает «придавленный».

В барабинских мифах* птица Зузул; говорит, что в молодости она боролась с драконом и забросила его на гору С;р;. У Г.Н. Потанина одно из имен горы Белуха на алт. – «Уч-С;р;». Нет ли связи между барабинской мифической горой С;р;, куда заброшен дракон и горой, рекой, урочищем «Соору» в Каракольской долине?

На киргизск. «соору» - «круп лошади»; «седалище»; «кожа с крупа лошади»; «благородная, лучшая земля». Киргизскому понятию «соору» соответствует сев.-вост. якут. слово «сарыы», что означает «оленья замша». Но именно форму слова «Мангыс» (демон Мангус) Г.Н. Потанин сравнивает со словами «мангяк», «муйгак», «мыйгак», которые на алт. означают «олень», «самка оленя».
То есть получается: «соору» = «олень» = «мангыс»**. Вывод: урочище Нижнее Соору действительно связано с демоном Сары Монгус.

Сары Монгус в алтайской мифологии – прожорливое чудовище в образе змея или птицы (пернатый змей!) пожирающее людей и скот. Монгус, Мангыс, Моос, Могус, Мангу. Манги у эвенкийских шаманов рожден от великанов и имеет три глаза, как бог Эрлик. Мангу, Мангус, Мангыс в монгольской мифологии – змееподобное чудовище с множеством голов. Имеет черную или желтую окраску. Огромные размеры. Его пасть от земли до неба. По устной буряткой версии мифа о Гэсэр-хане демон Мангус возник из останков поверженного злого восточного тенгри Ата Улана.

Согласно монгольским эпическим сказаниям был заперт в подземной пещере. В сказе «Бандын Цзан» описан спуск в жилище Мангыса. Вход в него находится под камнем, «сначала лестница тесная и темная, потом просторная, и сверху откуда-то свет падал». В этом сказании у него один глаз во лбу.
В сказаниях о богатыре Мекеле говориться, что душа Мангыса находится на ледяной горе, которая стоит посреди моря. В комментариях же к монгольским легендам «Вода вечной жизни» Г.Н. Потанин сравнивает Мангыса с Полярной звездой. Вспомним, что в мифах о боге Эрлике имеется также упоминание о его стеклянном (ледяном?) престоле и стеклянной верхушке его дворца, а в ритуале нисхождения шамана в Подземное Царство Эрлика даны указания на Полярную звезду.

Согласно монгольским представлениям пожиратель людей Ихи-Мангыс – причина затмений и черных пятен на Луне и Солнце. Сравни с чувашским злым духом Вубар (вубур, вобур) (который уже сравнивался в др. заметках с бобырганом и Эрликом – Черным Человеком), который в чувашской мифологии также пожирает небесные светила, тем самым, вызывая затмения.

В сказе «Бай Боролдай» животные Мангыса: медведь, тигр, лев и волк проникнув к небесному богу Терь-хану, были скованы железными цепями. В сказе «Батырь Чонунь-Бель» у Мангыса имеется сын с именем «Темир-цохур-батыр». У бога Эрлика также один из сыновей носит похожее имя «Темир-хан». В монгольских легендах шаман кузнец Темир-боко заменяется скованным верблюдом (животное Эрлика), в северо-сибирских мифах прикованным железными цепями является медведь – отец шаманов (животное Эрлика). В повествовании «Бай Боролдай» сказано, что, несмотря на то, что Мангыс со своими людьми укрывается под землю от молний Терь-хана, он все равно убивает Мангыса молнией. В сказе «Хубогай ***нык» имеется схожий сюжет, но имя бога убившего Мангыса «небесной стрелой» - Хурмустен-хан (Хормуста, Ормузд, Ахура-Мазда), который в алтайских мифах известен как Уч-Курбустан, противник подземного бога Эрлика. Данные места из легенд о Мангысе: сковывание железными цепями его животных и убийство молнией, также можно сравнить с легендами об убийстве бобыргана (Эрлика) молниями Тенгри и о сковывании белки-летяги при её проникновении вместе с шаманом в небесные обители Тенгри, как и сковывание, и распятие Эрлика.

Исходя из общности мифологических образов демона Мангыса и бога Эрлика можно утверждать, что курганы урочища Нижнее Соору в Каракольской долине в бассейне реки Урсул могут скрывать в себе тайны погребения сброшенного с небес бога Эрлика, падшего Люцифера или одного из его ангелов, «мангысов», «алмысов».

Примечания
* Барабинцы - тюркоязычное население междуречья Оби и Иртыша.
** Об общности образов «оленя», «мангыса» и «Эрлика» см. в следующем посте выше.

Источники
- А.Н. Дмитриев, А.В. Шитов «О геофизических характеристиках курганных комплексов Горного Алтая».
- И.А. Жерносенко, М.М. Батурина «Исследование методом газоразрядной визуализации воздействия священных объектов Каракольской долины на человека» // «Мир науки, культуры, образования», Выпуск № 5, 2012 г.
- И.А. Жерносенко, М.М. Батурина «Комплексные исследования священных объектов Каракольской долины».
- Илюшин А.М. «Об ритуале захоронения коней как этнографо-архиологическом источнике».
- В.И. Молодин «Замёрзшие погребальные комплексы Сибири и глобальное потепление климата. Вероятные последствия» // «Древние культуры Центральной Азии и Санкт-Петербург. Материалы всероссийской научной конференции, посвящённой 70-летию со дня рождения Александра Даниловича Грача». СПб: Культ-информ-пресс. 1998.
- С.Ю. Неклюдов «Мифы народов мира»
- Г.Н. Потанин «Очерки Северо-Западной Монголии».
- Сайт природного парка Уч-Энмек http://uchenmek.ru