Сплав Григорьева

Владимир Борисович Савинов
Отзыв на статью профессора Андреева А.Н.
"Болен лирикой". Поэтический "сплав" в творчестве Игоря Григорева"
[http://www.stihi.ru/2015/01/13/11353]


«Думается, действительно, «большое видится на расстоянье».  Игорь Григорьев заслуживает серьёзного и фундаментального исследования, как впрочем, и целый ряд поэтов Псковщины и всей России, недавно ушедших. Верю: такое время придёт»

Цитату из книги С.А.Золотцева «Зажги вьюгу» (Псков, 2007) [1],  которую автор назвал очерком о жизни и творчестве И.Н.Григорьева, я вспоминаю, когда возвращаюсь к стихам Игоря Григорьева и  самого Станислава Золотцева. Каждый раз возникает острое желание, чтобы о выдающихся псковских поэтах знали миллионы людей.  Я понимаю, что исследовательское дело в литературе требует высокопрофессионального подхода; выполнять такую работу способны (и, наверное, для сохранения всего лучшего в нашей культуре, обязаны!) безупречно подготовленные учёные-филологи, литературоведы.

Мы, земляки Игоря Николаевича Григорьева, духовно связаны со старшими товарищами по перу, продолжаем высоко ценить их поэтический и человеческий талант.  Свято соблюдая благородную традицию, писательская организация уже много лет в третий четверг января собирается в литературной гостиной почтить память ушедших поэтов и писателей.  Читаются их стихи и отрывки из прозы, звучат воспоминания коллег, которым посчастливилось общаться с ними при жизни. Возле длинного списка фамилий зажигается свеча, читается молитва…  Первыми почти всегда звучат стихи Игоря Григорьева.  По-моему, это справедливо, учитывая, что с его именем связаны создание и расцвет псковской писательской организации.  А дальше  Золотцев, Гусев, Маляков, Тиммерман, Гейченко, Виноградов, Краснопевцев, Молева, Морозкина, Жемлиханов, Маймин, Куранов, Дегелев, Калкин…

Постоянно присутствуя на встречах, я всегда очень сожалел, что кроме отдельных опубликованных воспоминаний, нет полноценных книг или качественных научных статей о творчестве каждого из этих поэтов и писателей, культурное и гражданское значение которых выходит далеко за пределы Псковщины.  И книга Станислава Золотцева [1], которую он написал в год своего 60-летнего юбилея (за год до своей скорбной кончины), была и есть беспрецедентным и радостным для меня исключением.  Теперь я убедился, что об Игоре Григорьеве появляются новые книги и статьи.

Пусть простит уважаемый Анатолий Николаевич Андреев, но только после этого вступления я перехожу к его статье.  Знакомство с ней состоялось первоначально в виде доклада Анатолия Николаевича 13.11.2014 на международной литературной конференции «Слово. Отечество. Вера», посвящённой 90-летию со дня рождения поэта Игоря Николаевича Григорьева в Пушкинском Доме.

Я помню, что выступление Анатолия Николаевича сразу привлекло к себе моё внимание.  В достаточно теоретически-строгом изложении доклада прозвучали магические слова «сплав», «постижение», «заболеть лирикой», «боль-переживание», «духовный подвиг», наконец, «философия литературы».  Эти слова притянули внимание, как маячки, зажигаемые впереди на не столь уж ясном для открывателя поэзии Григорьева пути.  Я внутренне согласился, что смысловая и образная составляющие стихов Игоря Григорьева настолько обширны и глубоки, что читателю мало прочесть его стихи. Читателя, пусть даже искушённого, надо умело направить.  Но сделать это профессионально и в высшей степени правдиво.  Слушая (а потом, читая) А.Н.Андреева,  подумал, что меня, никогда не изучавшего предмет «теория литературы»,  нисколько не смущают научные обороты речи профессора БГУ, потому что внутри  этого обрамления, как в раме, находится абсолютно правдивая картина.  Эта картина соответствует моему восприятию, а высказанные утверждения удачно согласуются с моими собственными мыслями.

После конференции Анатолий Николаевич оказался внутри нашей маленькой «псковской диаспоры» земляков И.Н.Григорева, притянувшей к себе ещё нескольких участников конференции.  В ходе эмоциональной беседы (не лишённой и полемики с подошедшими коллегами) я услышал и убедился, что боль-переживание Игоря Григорьева (в его стихах и перипетиях переменчивой судьбы) в полной мере свойственные самому уважаемому профессору, теоретику литературы из Беларуси.  Он в статье-докладе не просто «разложил по полочкам» стихи и наполнившие их главные образы большого русского поэта, рассказал о его духовном подвиге и несомненных культурных достижениях.  Он реально высветил ярчайший «Сплав Григорьева», и сам (до внутреннего крика!) болеет душой за то, чтобы вечные для нашего единого народа Святой Руси  ценности, воплощённые в Слове, не замалчивались, не сводились только лишь к пафосным речам и покровительственным оценкам.  «Великая литература, великая Победа, как и всё великое, созданное духовным подвигом, требуют непрерывного великого духовного усердия»;  «Наследники великой культуры должны быть достойны этой культуры – иначе они окажутся наследниками горстки обветшавших постулатов...».  Спасибо, Анатолий Николаевич за эти слова. Как хочется, чтобы их повторяло наше подрастающее поколение, чтобы ни за какие снисходительные посулы европейского благоденствия  не отдавали наши дети и внуки ни пяди этого передового бастиона алчным разрушителям вековой славянской культуры.

Сплав Григорьева…   Название моего отзыва – это не только следование образу, использованному в статье.  Ассоциации уводят мысли дальше, сердце начинает стучать, ускоряя ритм.  Представляется ярко светящийся могучий сплав самых твёрдых металлов с вкраплениями благородных и самых востребованных людьми, вроде светящихся алюминия, никеля, вольфрама...  Из таких сплавов делают тончайшие инструменты, такие сплавы спускаются в Марианскую впадину и поднимаются в космос.  Сердце стучит ещё быстрее…  Золотцев [1] о Григорьеве:  «Я многие годы знал этого поэта, он… до последних дней оставался мне верным, добрым и строгим старшим другом, и поэтому мне, как мало кому, очевидно: о нём невозможно говорить «с температурой 36.6».  «Его сердце никогда не унималось, не успокаивалось».  «…с болью за бытие родной земли и за души сограждан писал он тогда. И много ещё тревог пророчески выразил он в строках той поры – и сбылись его горестные предчувствия!».
Сплав Григорьева…  Это его бескомпромиссная, до невозможности правдивая во всём натура, которая «словно бы вырастала из почвы, из нашей природы, суровых и даже неласковых порою на первый взгляд – но столь щедрых на добрые свои плоды…»; «глубинно чистая душа, предельно искренняя… предельно (или даже запредельно) самоотверженная» (С.А.Золотцев [1]).

И другая, очень псковская ассоциация.   Саня Григорьев.  Да, знакомый с раннего детства добрый и отважный мальчик из города Энска (конечно же, Пскова!), кристально честный, мужественный в достижении благородной цели военный лётчик Саня Григорьев, главный герой романа «Два капитана» нашего знаменитого земляка Вениамина Александровича Каверина.  «Бороться и искать, найти и не сдаваться!».  Два Григорьева – как они близки, едины по своей сути (сплав Григорьева!), в преодолении предательства и омерзительной лжи, через, казалось бы, невозможную для человека душевную боль, в доказывании неизбежности правды!  «На свете есть много книг, без которых нельзя жить»  (В.А.Каверин, 1986г.).  По-моему, А.Н.Андреев, рассказывая лишь об одной книге «Боль» Игоря Григорьева, показал в своей статье, что без изучения поэзии Григорьева мы потеряем замечательную возможность утвердиться в том, что есть истинные нравственные и культурные ориентиры.

Позвольте закончить мой отзыв проникающими в сердце словами Станислава Золотцева о друге и поэте Игоре Григорьеве: «Игорь год от года всё более отделял в поэзии и в жизни временное от… если не от вечного, то от сущностно-изначального, от неких исторических неотъемлемых основ бытия.  Жителю Псковщины вообще легче ощутить в себе чувство историзма. Чувство громады времени, нежели жителю иного края: здесь всё веет Русской Вечностью».
Вместе с уважаемым Анатолием Николаевичем Андреевым, вместе с настоящими подвижниками, организаторами международных конференций по изучению, представлению и пропаганде (не побоюсь этого слова) поэзии Игоря Григорьева, вместе с потрясающей семьёй, наследниками дела И.Н.Григорьева я выражаю уверенность, что вечные ценности «Красота – Добро – Истина останутся нашими неизменными ориентирами» в жизни и, конечно, в литературе.

25 января 2015 года



Для справки:

Материалы о жизни и творчестве замечательного поэта И.Н.Григорьева удобнее всего смотреть на посвящённом ему сайте:
Cайт памяти поэта и воина Игоря Григорьева:
http://igor-grigoriev.ru


Профессор Анатолий Николаевич Андреев,доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой теории литературы БГУ, писатель, член Союза писателей Беларуси, член Санкт-Петербургского отделения Союза писателей России, член Союза писателей Союзного государства. Автор 220 научных публикаций, в том числе монографий «Целостный анализ литературного произведения», «Культурология», «Психика и сознание: два языка культуры», «Теория литературы», «Персоноцентризм в классической русской литературе ХIХ в.» и др. Автор двенадцати опубликованных романов («Легкий мужской роман», «Маргинал», «Для кого восходит Солнце?», «Халатов и Лилька», «Игра в игру», «Всего лишь зеркало…», «Авто, био, граф и Я» и др.), книги рассказов «За буйки», книги повестей «Прелести Лиры», пьес. Живет в Минске.

Статья А.Н.Андреева "Болен лирикой". Поэтический "сплав" в творчестве Игоря Григорева" была опубликована в журнале "Белая Вежа" Союза писателей Союзного государства.

Статья В.Б.Савинова "Сплав Григорьева", которая приведена выше, под названием "Глубинно чистая душа" (с небольшими изменениями) опубликована в журнале "Белая Вежа" № 3 за 2015 год.
Файл статьи можно посмотреть и скачать на Яндекс-диске:
https://yadi.sk/d/VuYuCvMYgcnVQ


Спасибо за внимание!
автор