Паровоз

Борух-Нахман
…Ездит паровозик по кругу
ради самого лучшего друга…

И нет паровозику дела
До того, какой круг он сделал,
И не догнать ему точно
Последний вагончик,
Потому как большая точка
И маленький круг очень,
А кочегару нет мочи
Доехать до Сочи.


      Всякому рационально мыслящему человеку должно быть очевидным, что пребывание человека в этом мире без определенной цели – нелогично. Но, уж если он опущен в этот мир, то почему окружен страданиями и испытаниями? В конце концов, из чего состоит жизнь человека? Где тот человек, который безраздельно счастлив, и обрел полную меру покоя в этом мире? «Дни лет наших – семьдесят лет, если сильны – восемьдесят, и надменность их – суета и ложь, ибо быстро мелькают они, и умираем мы» (Тегилим, 90: 10). Боли и страдания поражают человека, а в конце приходит смерть. Не найдешь и одного, для кого этот мир был бы чистой радостью и умиротворением. Более того, даже тот редкостный, кто достиг этого, сделает все, чтобы поскорее покинуть этот мир.
      Тот, кто честно посмотрит  вокруг, увидит, что сам он и другие люди большую часть жизни испытывают трудности, боль и болезни.
В семьях с большим количеством детей часто один - хронически болен, другие проходят через череду детских болезней. У одного болит живот, другой простыл, у остальных – насморк и кашель и так далее. Болезни часто бывают заразными, и от одного заболевают все. Вот очевидные факты, и медицинские эксперты могут их только подтвердить.
      Классический труд тысячелетней давности, Хавот Галевавот («Обязанности сердец»), разбирает пример детских болезней в отношении доброты и мудрости мира, созданного Творцом. Какой смысл наказывать невинных младенцев и налагать бремя боли и страданий на нежных детей страданиями болезней, которые поражают именно их? Хавот галевот сам же объясняет, что задача этих болезней – научить ребенка с самых малых лет понимать, что жизнь – это не бал, не парк развлечений. У человека нет уверенности или гарантии в том, что его не коснутся трудности и боль этой жизни. Это наставление дитя получает так рано, как только может усвоить его и запомнить на всю жизнь единственным образом – через свое тело. Это – бесценный урок, и ради того, чтобы его усвоить, стоит перетерпеть все страдания.
      Большинство людей страдают от недостаточного дохода, который не может удовлетворить их нужды, и часто мучаются под бременем долгов. А у богатых – свои проблемы. Как сказано в «Пиркей авот»: «Множащий богатство – множит заботы».
Зависть и самоедство можно добавить к подлинному перечню жизненных бед, от которых страдает большинство из нас. Зависть гложет человека, и сражают его угрызения. Как часто люди обвиняют себя и причиняют себе страдания, размахивая кулаками после драки, когда поезд давно ушел. (Почему я ему так не ответил, почему я не сделал этого вовремя?) Иногда нас снедает скука или охватывает тоска, иногда мы боремся со жгучим желанием, которое все равно не в силах исполнить. Мы боимся и беспокоимся о будущем и с трепетом думаем о том, что будет с нами и нашей семьей. Мы в тревоге за положение в стране, в которой живем: за ее экономику, статистику преступлений, обороноспособность и так далее. Сверх всего мы стремимся к почету и признанию – это то, без чего не обходится взрослый человек, и то, что он испытывает почти ежедневно. Он желает получить это от своей семьи и от своих знакомых.
     А за всеми испытаниями следуют трудности взращивания и воспитания детей. Пока они маленькие – это пеленки, бессонные ночи, шум, зубная боль, синяки и падения, детские болезни, проблемы дисциплины и образования дома и в школе. А когда дети вырастают, напряженности нашей любви к ним соответствуют беспокойство и раздражение; тогда мы видим, что неспособны ими управлять и помогать так, как мы бы того хотели.
    И хотя это может вызвать депрессию, но, ради правды, посмотрим на оборотную сторону медали. Когда приближается старость, мы чувствуем, что выбиты со всех прочных жизненных позиций и стали лишними. Мы еще продолжаем делать попытки удержаться в прежнем положении. Но мало-помалу нас загоняют в угол, и собственными глазами мы видим других на своем месте.
    Потом приходит период, когда мы становимся обузой для собственной семьи и для всех, кем мы прежде управляли. А затем на длительный период появляется серьезная потребность в медицинском обслуживании. И так – пока мы не добираемся до последнего места обитания в этом мире, до «бейт олам», до кладбища. Когда мы приближаемся к этому моменту, нас охватывает страх и трепет: трудно прямо взглянуть на необходимость последнего расставания с миром. Нас переполняет чувство безнадежности, а часто это еще сопровождается старческим склерозом и слабостью, и мы остаемся физически и душевно сломленными. И когда все уже позади, жизнь подходит к концу, нас начинают терзать смертные муки. Так говорит об этом Рамхаль.
    Уместно спросить: «Почему же человек был создан для такой жизни, где муки перемешаны с радостью, удовольствие – с болью, подъемы чередуются с падениями и бесчисленными переменами, большая часть которых – неприятности, беды и сердечные боли? Какой во всем этом смысл?».
    Но, если посмотрим на жизнь в другой перспективе, станет ясно, почему человеку выпала такая трудная доля в этом мире. Тора раскрывает секрет жизни, делает его знанием, доступным для каждого: жизнь человека на земле служит только коридором к высшей и лучшей жизни, которая длится вечно и не имеет параллели в земном восприятии. Вся жизнь человека на земле была спланирована Творцом как самое подходящее приготовление к миру вечности. А условием входа в этот мир служат только заслуги человека и его деяния.
Человеку очень важно найти способы, которые помогут ему более ясно ощутить общепризнанную идею о вечности души, суть которой – в том, что разлагается и распадается на элементы только тело, а душа после смерти сохраняет целостность и единство. Из того, что происходит с человеком после смерти, мы можем лучше понять всю неизмеримую ценность человеческой жизни и ее назначение.
     Этот фундаментальный принцип выявлен в Торе, Пророках, Писаниях и Каббале. Каббала представляет собой всю совокупность Б-жественного знания, которое передавалось по непрерывной цепи из поколения в поколение от Моше рабейну, который получил его прямо от Б-га. У человека есть врожденное чувство, что его душу ожидает такая судьба, и разум человека также приводит доводы в поддержку этой главной основополагающей еврейской веры.
    Этой теме посвящены многие книги; они развивают идею о вечной жизни – логически, философски, используя множество документированных свидетельств о сверхъестественных происшествиях, которых накоплено уже тысячи.
Но почему же разум человеческий веками отказывается принять в себя осознание вечности души? Видимо есть в рассуждениях и умозаключениях недостающее звено, не позволяющее общей картине сложиться воедино и ожить своей, уже полностью сложившейся, гармонией полного понимания всего процесса.
Мудрецы древности утверждают, что Творец опустил на землю не так много человеческих душ.
   Есть мнение, что это – 1 или – 613, или 613 000. (Что, в сущности, одно и то же). В любом случае, так это или не так, но все количество людей на земном шаре, хочет оно того или не хочет, делит такое числовое значение на общее свое количество, как в пространстве, так и во времени. Значит – одна единственная душа может состоять, например, из 613. А, может быть, сложена из десятков тысяч или из миллионов частей, размещенных в огромном количестве световых лет существования земной человеческой истории. Скорее всего, и неземной тоже. Значит каждый из нас, являясь материальным вместилищем для небольшой частицы огромной космической души, выполняет в ней определенную, только одному Творцу известную функцию. Из этого просто выводится важность выполненной земной работы, как качественной составляющей общей деятельности космической системной Единицы.
    В одной космической душе могут быть уложены и Нерон, и Ванька-дурак, и Авраам, и рядовой чистильщик сапог с Манхеттена, и викинг Скандинавии, и индеец плато Мато-Гросса. Мы – не наследники какого-то конкретного предка, мы просто одновременно с ним переживаем в разных концах пространства и времени свою функциональную частичку временного и пространственного континуума. Мы, честно или не совсем, добросовестно или не очень, выполняем какую-то, Ашемом предназначенную для нас работу. Как это ни обидно, но шестеренка не понимает функции коробки передач, предел ее сознания – понять, что она – часть чего-то более сложного, чем шестеренка, и что от выполнения ее функций зависит общий результат.
Кем бы ни был человек: красавцем или уродом, гением или бездарностью, главная его задача – научиться слышать свой внутренний голос (а он напрямую связан с Творцом) и понять, для какой функции он опущен в этот материальный мир, с какой задачей ему предстоит справиться. Позитивность результата зависит от того, насколько правильно оценены возможности, насколько правильно приложены усилия. Но, как переоценка возможностей ведет к невыполнению задачи, так и недооценка чревата болью и страданиями. О своем соответствии, правильности своей работы каждая шестеренка может судить по тому звуку, который производит – нельзя ни гудеть, ни звенеть.
     Если человек правильно и с максимальным КПД реализовал себя в этом мире, то с наименьшими экологическими нарушениями он двинул маленькую частицу своей большой Космической души к сложению с другими такими же. Относительно абсолютной истины мы все равны. Важно не количество выполненной работы, а ее качество. И министр, единожды чуть-чуть нарушивший закон, хуже безупречного сапожника.
     Несказанно трудно научиться радоваться тому, что ты есть, согласиться с этим всем своим существом и выполнить свою работу до конца. Земной душе бесконечно трудно прийти к пониманию своей частичности в душе космической и одновременно радоваться. Как невозможно сперматозоиду понять свою значимость в цепочке продолжаемости рода, как клеточке кожи не понять, что по ее цепочке ДНК можно воссоздать весь род человеческий, всю Вселенную – так трудно и нам, человекам, добраться до понимания работы коробки передач. Почка не понимает, что она – почка, селезенка – что она селезенка, но все это – системы защиты, созданные Творцом для нашей безопасности и бессмертия. Прекратить эту бесконечную связь можем только мы сами, только вряд ли Он это допустит. 
     Ибо жизнь – это только мост к вечности.


Борух-Нахман