Очарование смерти

Замир Осоров
Все-таки смерть - это лучшее изобретение
Стив Джобс

Английская писательница Вирджиния Вульф, которая была материалисткой и не верила в существование Бога, тем не менее, считала несправедливым, что эта жизнь может прерваться. Эта мысль пугала ее, что однажды она уже больше не почувствует очарования вечного Лондона и уйдет в никуда.
Аргентинский писатель Луис Хорхе Борхес не боялся смерти, трудно найти более безжалостного критика библейских учений, но он верил, что жизнь будет продолжаться и продолжаться в бесконечных перевоплощениях и страданиях. Эдгар По и Михаил Гоголь боялись пуще всего быть заживо погребенными, хотя оба были христианами и верили в существование ангелов и демонов.
Не совсем ясно, кем был в большей степени Хемингуей - атеистом или верующим, он боялся умереть во сне, поэтому не любил спать по ночам, предаваясь сну только в первой половине дня. При этом американский писатель не уточняет - почему его так пугала смерть во сне.
Истинные мусульмане и католики искренне верят в существование загробного мира, поэтому смерть их бесконечно пугает и одновременно вселяет бесконечные надежды.
Легче и проще всего к смерти относятся атеисты, агностики и люди науки, но и здесь тоже не все просто. Никто не знает точно, как будет проходить процесс перехода от жизни к смерти и что это вообще такое. Люди боятся умирать, даже когда знают точно, что не будет никаких загробных страданий и радостей.
Я тоже боюсь с детства в один день умереть и исчезнуть навсегда. Долгое время мне казалось, что это будет выглядеть как процесс удушения - свержения всего мира. Мне снились кошмары, когда я оставался один в замкнутом пространстве, которое сжимается со всех сторон вокруг, стискивает и давит, подобно удаву и я задыхаюсь, и этот ужас никогда не кончается.
Но, разумеется, все это просто кошмары. Теперь я знаю, что смерть приходит как внезапный и глубокий сон и нет в ней никакого ужаса и страданий. Спасибо науке, генетике, Дарвину,Эйнштейну, Доокинзу. Жизнь прекрасна и смерть прекрасна тоже, и я надеюсь, что она не слишком будет торопиться ко всем нам. Ну разве лишь тогда, когда кошмары и страдания жизни и старости совсем замучают нас, и мы однажды погрузимся раз и навсегда в глубокие и прохладные воды забвения.

Отрывок из книги "Eleanor Rigby II"