Встреча

Юрий Файнштейн
    Однажды, студенты Московского Университета прямо с порога были ошарашены замечательной новостью:
 
   "Сегодня в 15.00 в большом актовом зале состоится встреча с Егором  Порфирьевичем  Лушпайкиным,который,во время ссылки В И Ленина,в с.Шушенское , встречался с ним, и имел две личные беседы! "
 
    Это  обещало быть  интересным, и зал был полон. Устроители озабоченно  метались по сцене. Стол, стулья, красная скатерть, цветы, графин, микрофон," раз - раз - раз". Вроде всё в порядке! В первом ряду Ректорат. Деканаты.За Егором  Порфирьевичем поехали? Да.Поехали!Всё готово! Ждём!

 ...  Полчаса ждём. Нету. Зал вполголоса, недовольно загудел. Во избежание потери аудитории, приказано из зала не  выпускать. Час  ждём! Нету. В зале ..
     Шумно - не то слово.. Партер перекрикивается с балконом. Амфитеатр с  партером. Душно. Открыли окна. Стало душно и жарко. Полтора ждём! Нету!  Парламентарии  студентов ругаются с ректоратом по поводу выхода в туалет. Вода из графина на столе, давно выпита. За  Порфирьевичем,послали ещё. Студенты  бродят по залу, недобро поглядывая в сторону первых рядов.

  Зреет бунт. На исходе второго часа ожидания,когда в задних рядах уже  закурили,из –за кулис донеслись восторженные возгласы устроителей 
    - Приехали! Приехали! -  На сцене  вспыхнул яркий свет и чей – то голос  призвал присутствующих к порядку.

     И  вот, в наступившей  с  трудом, тишине, из – за кулис, появился, ведомый  под руку, студентом – отличником, невзрачный, сухонький  старичок. Он двигался  очень  медленно, немного прихрамывал, опираясь на клюку. Был, седенько – лысоват  и,выйдя на сцену, остановился, испуганный аплодисментами . Затем, препровождённый на трибуну, посмотрел на  притихший  зал, слезящимися  глазами,  достал  из  кармана  мятого  пиджачка, скомканный  носовой  платок и громко  высморкался. Зал  радостно  приветствовал  это  действо,  новым  взрывом  аплодисментов.

    - Егор  Порфирьевич! - обратился к нему  председательствующий, после  обязательных  приветствий. 
    - Нам  стало  известно , что  во  время  ссылки  Владимира  Ильича , Вы  встречались с  ним,в селе  Шушенское,и  даже  имели  две  личные  беседы. Будьте  добры! Расскажите нам  об  этих  встречах . Мы  считаем,  что  нашим  студентам – будущим  строителям  Коммунизма , будет  очень  полезно  послушать Вас, и узнать Ваше  мнение, об этом  Великом  человеке! 
        Старичок  с интересом посмотрел на председательствующего:
      -Как – как  вы  сказали?  Ильича?, – медленно и негромко  переспросил он.
     - Да- да, Ильича! Владимира Ильича - повышая голос, повторил  председатель  собрания. 

    - Л Е Н И Н !  Владимир  Ильич!  - Вы встречались с ним в  Шушенском .  Старичок  продолжал  смотреть  на  него. Затем  медленно перевёл  взгляд куда – то  внутрь  трибуны и, что – то  тихонько  забормотал. В зале  стало  очень  тихо. Голова  его  стала  медленно  опускаться  на  грудь  и  через  несколько  секунд,  он  довольно  слышно  всхрапнул.

    - Егор  Порфирьевич! -  громко  окликнул  его  ведущий .
    - В  Шушенском! Вы! Втречались! С  Лениным  Владимиром  Ильичом! Расскажите ! Нам!  Пожалуйста! Об этих Ваших встречах.  Старичок вздрогнул  и  окончательно  проснувшись с  интересом осмотрел  притихший  зал .

   -  Товарищ  Лушпайкин! - в голосе  ведущего явно звучало раздражение.
   -  Ш  У  Ш  Е  Н  С  К  О  Е !   Л  Е Н  И  Н !  Личные  встречи! Вы  помните         - А  как – же, – вдруг  вполне  сознательно  откликнулся  старичок,и  снова  достал  носовой  платок.
    - Как  Вы  говорите? – Левин?
     -Да не Левин, а  Л Е Н И Н – окончательно  теряя  терпение  поправил  ведущий .
     - Ну  я  и  говорю - Л Е В И Н – согласился  Егор П. несколько  обиженным  тоном .
      - Помню! Как  же. Это  рыженький  такой. Как  не  помнить?  Правда  давненько  энто  было, -  раздумчиво проговорил он, глядя  куда - то  внутрь  себя... 
      - Очень уж я баньку люблю – продолжал  старичок  после  минутной  паузы. - У нас знатная банька  была, в  деревне. А  париться я любил как..? Чтобы под кажной  рукой – шаечка. И,чтобы ноги,само собой, в  шаечке. И сижу я , сам понимаш, в  шаечке.
     Он  надолго  замолчал , блаженно улыбаясь.
      –Порфирич! – уже фамильярно  вернул его в зал, председатель.
      - Вы  нам о встречах, о  встречах расскажите. 
      -Ну.Я и говорю, баньку я очень любил.. .Сижу стало – быть, как – то раз.  Моюсь. Вдруг, подходит  энтот Ваш.  Как вы  сказали? Левин? Да,чёрт его  знает.  Ну, рыженький  такой. Может и  Левин. И говорит:

     " ТовАищ" - это он мне говорит. Я моюсь,а он  понимаш , мне  говорит -   "ТовАищ"!- Вежливый такой! Верно из жидов.Ага!
    -  ТовАищ  -  говорит. " Не  уступите  ли  мне,  одну  шаечку? А то, вот  понимаете, какая  штука. У вас их  четЫЕ! И свободных шаечек нет. Будьте  добъЫ ! Уступите  мне  одну  шаечку.

      - Нет ты  понимаш – чо  удумал , - обращаясь  уже  непосредственно  к  ведущему, как бы ища  понимания,  продолжал  возмущённый  Егор
      - Я,  МОЮСЬ , а  он  тут, «уступите»!
      - Ага! Щас! Нет ты понимаш ? – сердито спрашивал Порфирьевич у  зала. И,  выдержав  многозначительную  паузу,  продолжал:
      - Энтот  ваш ! Рыженький . Ну,а я  што? Я и говорю ему .Энтому  вашему . Как вы  давеча  сказали? Левин! Ну  да. Я и говорю : Знаш  чо,"ТОВаИЩ",а не  пошёл - ка бы ты на...!? 

        Старичок уверенным взглядом оглядел зал и оцепеневший президиум...
        Председатель  собрания  попытался  налить  себе  воды  из  пустого  графина.
       - Ну – необдуманно  произнёс  он:
       - А  дальше-то  что?
       - А  што  дальше? Дальше  ничего. Отошёл он. От меня, стало ить, отошёл.  Энтот  ваш , ЛЕВИН. В сторонку. Ну да..  Вежливый такой... Ага..
        И  старичок  умолк , задумчиво  разглядывая что – то перед  собой.
 
        - Послушайте! Товарищь Лушпайкин  -  переходя  на  официальный  тон, безнадёжно  пытался  спасти  положение,ведущий:
      -  Нам  сообщили,  что  Вы, Д В А Ж Д Ы! встречались  и  беседовали  с  Владимиром  Ильичом.
        - Двафды ? – переспросил  Порфирьевич,  недоверчиво , и достал носовой  платок .-  Дык , конешно , двафды. А как – же! Как щас помню,- пробормотал Лушпайкин ,и ненадолго задремал.
         - Токмо,энто уж посля-я..- раздумчиво,но уверенно заверил притихшую аудиторию  Егор  Порфирьевич и громко высморкался.
          - Я, посля  баньки, страсть как  люблю, пивком побаловаться, – сообщил он сладострстно.
          - Ну  и  энтот  раз. Как  водится. Вышел,это,я из баньки. Ну и,пивко– то, у нас - туточки,рядом. Беру я, стало быть,четыре кружечки сразу. Ну,чтобы  не  бегать,за кажным за разом – пояснил он президиуму.
         -  Ага! Ну,и что ты думаш? Только я это, расположился значитса.   Достал,лещика;это уж как водится! Ну,и,сам понимаш -  обращаясь  к  ректору -  продолжал Порфирьевич - только, значится, пёрышко–то оторвал! Вдруг!Откуда ни  возьмись! Явился! Энтот ваш! Как вы давеча назвали?  Левин,што ль! Ну рыженький  такой! Да. И прямиком ко мне:

        - Звиняйте -  говорит – товАищ! Не будете ли Вы так добъЫ! Пожалуйста!   Не уступите ли мне, одну къУжечку?  А то,понимаете ли,очень пивка  хочется, после  баньки,а къУжечек свободных нет. Я быстъЕнько выпью,только одну къУжечку ,и немедля Вам веЪну,поЙную! С благодАйностью! А? 
         - Смотрю я на него и думаю: - вроде из энтих.. .Ну бл...! Из  грамотных .. . Да.. . И вежливый такой.Как пить дать, яврей! Энтот – то ваш, – Левин!?Ага!  Очень ему хочется .. Как  же,думаю,тебе объяснить – то, попонятнее..
        -  Знаш чо,- говорю,– товАищ! А не пошёл–ка,бы ты на ... !?

        Председатель  вновь  попытался  налить  себе  воды  из  пустого  графина

     - Ну?! Дальше – то что? – всё ещё не  теряя  надежды,спросил Ректор.
     – Ну, и пошёл он,куды  послали.. А чо дальше? Дальше ничо. Боле мы,с энтим,  с вашим,с рыженьким. Как  вы  сказали давеча..,Левин штоль? Ну да.. .  Он задумался,ненадолго.
      - Да, чёрт их разберёт,голодранцев – то энтих ... .Можа и он..- Вроде - как Левин.! А боле не.., не встречались.. . Не  довелось, стало  быть, вздохнул  старичок  и  достал  носовой  платок..  .
 
Ю.Ф.2010.