Миг жизни. Глава 10. 36-я школа, часть 5

Леонид Лещинский
1983-1986

68

Ходил в райисполком по жилищному вопросу к заместителю председателя Войнову И.И., принимает с 8, пришел к 10, предлагает написать заявление, чтоб обследовали. Опять все с начала. Опять заседаем, рабочее собрание по обсуждению закона о трудовых коллективах, школу касается только одна строчка - трудовым коллективам осуществлять меры по улучшению воспитания детей. Интересно знать, какие меры? Вчера был на зональном семинаре учителей физики в Коммунарске, выступал с докладом: "Формирование понятия "закон" в курсе физики. Был у зам. председателя райисполкома Пономаренко Н.Г., он внимательно прочитал акт обследования жилья, составленный в районо и посоветовал обратиться в инвентарьбюро, чтобы обследовали, а там сказали, что нужно заявление от имени райисполкома! Опять иду к Пономаренко. А там говорят нужно к инспектору, а это только в среду, выстоял очередь к инспектору, а он сказал, что нужно в районо, два дня ходил пока попал к заведующему районо, он расписался и послал в бухгалтерию за печатью. Хотел взять в Управлении пожарной охраны справку о пожаре, / когда пожарники тушили пожар в соседнем дворе, вылили много воды на нашу стенку и повредили ее, с тех пор появилась сильная сырость, и начались обвалы/, а у них записано, что сгорело два сарая в Жовтневом районе, даже улица не указана. Была итоговая конференция, за открытый урок мне объявили благодарность, на последнем звонке пели

песню про трех китов, на которых школа держится, третий кит это я.
Третий кит летает по планетам, В жизни разбираться он мастак, Знает он про все, про все на свете и оценки ставит не за так. 16-го последний экзамен и 17-го выезжаем с Аликом в дом отдыха имени18 Партсъезда в г. Запорожье. Отдохнули прекрасно, были на экскурсиях к 700 летнему дубу, на Днепрогэс им. В.И.Ленина, по городу. Бросил курить! Курил 17 лет. Справка с инвентарьбюро меня не удовлетворила, я пошел к начальнику, он назначил новую комиссию и сам приехал, а на крыльце чуть на жабу не наступил, это его убедило, что у нас действительно сыро, и, наконец, выдали справку, что у нас подвал. Был на приеме у ректора пединститута Жданова Д.Л., депутата Верховного Совета СССР, по поводу жилья. 6 сентября была комиссия райисполкома, в связи со справкой от инвентарьбюро. Нагрузка на новый учебный год 22 часа в неделю. На день учителя на торжественном собрании в драмтеатре мне вручили удостоверение "Учитель методист".

69

Дал открытый урок на областном семинаре директоров школ, все прошло отлично, впервые применил на уроке видикон "Волна"/видеокамера/. Отдал в институт усовершенствования на рецензию методические рекомендации, месяц ни слуху, ни духу. 5 сентября послал заявление с просьбой записать на прием к Ю.В.Андропову по жилищному вопросу. И завертелось, 18 ноября позвонил Воротилин из горкома, по поводу извещения из ЦК КПСС, на беседе он разъяснил мне, что все это бесполезно, нужно на месте добиваться. Инспектор райисполкома Василькова написала в акте обследования полуподвал, на мой вопрос почему, ответила, что визуально установила. Был на приеме у председателя райисполкома, сколько все это продлится, не знаю, но буду идти до конца. 11 декабря проводил районную олимпиаду по физике, наша школа с большим отрывом заняла первое место. Мой ученик 8-б класса Деречин Владимир, блестяще выступил и идет на областную олимпиаду. Мне предложили идти завучем в 24 школу, но я отказался. Ире купили пианино, ходит в музыкальный салон. Алик перешел с футбола на бокс, купили ему перчатки. На новый год пошел дождь, тепло. Наступил 1984 год, в газетах опубликован проект реформы. Может действительно поднимут престиж учителя - давно пора. Ведь школа основа и настоящего и будущего. Собираюсь писать статью о мировоззренческом потенциале астрономии. Был у депутата Верховного Совета СССР Безуглова А.И., оставил заявление по квартирному вопросу.

Состоялось собрание, посвященное обсуждению реформы. Я выступил и послал в "Учительскую газету" и "Правду" свои предложения и статью об астрономии. Был 28 и 29 января на областной олимпиаде по физике. Мой ученик Ротенберг А. занял 3 место. Собираюсь писать статью о применении видикона на уроках. 9 февраля умер Ю.В.Андропов, Генеральный секретарь ЦК КПСС, Председатель Президиума Верховного Совета СССР, 13 состоялся Пленум, на котором избрали Черненко К.У.
Отправил в "Радяньску школу" статью о видиконе, за лекцию в ИУУ получил 4руб.92 коп.
 Ответили из "Правды" и "Учительской газеты", поблагодарили за предложения и сообщили, что передадут в комиссию и на том спасибо. С 12 марта иду на курсы руководителей методобъединений, а потом каникулы. Погода как всегда в марте, ветер слякоть, уныло. Курсы пролетели мгновенно, отдохнул, набрался впечатлений. Четверть началась с замены, причем расписание не меняют, и я сразу в двух классах веду урок, вчера даже на двух разных этажах, я, конечно, могу возмутиться, но тогда мне просто не будут давать замены, и буду лишен возможности хоть немного подработать. Идет подготовка к смотру художественной самодеятельности и, конечно, за счет уроков.
70
Вчера смотрел в районо списки на квартиру в льготной очереди, я уже номер 3, но не потому, что первый получил квартиру, а потому, что его передвинули на 8 место! Так и меня могут передвинуть. Эта очередь не дает мне покоя ни днем, ни ночью, я все время думаю об этом, хотя прекрасно понимаю, что этим не поможешь, здоровье можно подорвать, но ничего с собой поделать не могу. Очевидно, в результате этого бессонница и постоянная депрессия. Настроения работать нет. Много читаю, набросал статью в журнал "Квант". В 12 номере была опубликована статья Петровой Т.С. моего соавтора. Оказывается, в редакцию поступило большое количество отзывов на нашу статью, и Петрова поместила анализ решений и ошибок, а про меня забыли, ведь я тоже автор и анализ должны делать оба автора, тем более что все задачи мои, Петрова написала только вступление. Делаю вывод из последних уроков. Их надо после проведения записывать. Сколько возникает интересных находок экспромтом и сразу забываются. Был сильнейший приступ. Возможные причины: вчера не завтракал, /анализы нужно было сдавать из-за того, что заболел ученик менингитом/,

сильные перегрузки да вчера вечером еще и выпили у К И.В. учителя черчения. Да еще неприятная новость, когда я ушел на курсы завхоз В.Д. и бухгалтер А.И. пришли и поменяли инвентарный номер старого киноаппарата физкабинета и теперь он числится на мне как новый. Любая ревизия может обвинить меня, что я украл новый киноаппарат, пришлось понервничать, пока я добился справедливости. 13 апреля давал открытый урок для школы передового опыта, которую я веду для учителей физики района. В газетах были опубликованы основные направления реформы школы, нет разницы с проектом. Зачем нужно было целый год обсуждать, вносить предложения? В ночь с 1 на 2 Мая дежурил в школе, отпечатал методические рекомендации и 3-го отнес в ИУУ. Отправил в "Квант" статью "Домашнее задание". В школе меня назначили председателем комиссии по проверке техники безопасности и санитарных условий. Хотя есть администрация, местком, партбюро, а я- то тут причем? Это в связи с тем, что в 52 школе убило ученика верстаком. Я написал объективный акт, завуч прочитала его по телефону директору, /он на больничном листе с марта месяца/ и он приказал переделать, я отказался. Выступая с докладом "Психологические основы обучения", к которому я долго и серьезно готовился, обратил внимание, что фактически никто не слушает, и все заняты своими делами. И тогда я брякнул, что все приходят, отбывают свои часы и больше ничего их не интересует, чем, конечно, обидел всех учителей.
71

Может, действительно, психология им не нужна для работы, кто знает? Но мне кажется, что реформа ничего не даст, пока каждый учитель душой не будет болеть за свое дело и отдавать ему все свои силы, всю энергию, но при условии, что у него не отбивают желание работать грубым окриком и администрированием. Если кто-то плохо работает, попытайтесь сделать все возможное и если не поможет - увольняйте. А у нас орут на всех подряд, на всякий случай, так легче чем кропотливо работать с каждым. Всякие жулики окопались прочно, уверенно, зная, что всех не раскроют, что до них не доберутся. До каких пор это будет, пока все не развалится? Беседовал с директором 14 Мая насчет акта, он пытался убедить меня, что я не прав. С одной стороны он прав, что если действовать строго по инструкции, то, действительно, нужно все школы закрывать, но с другой стороны, почему я должен за все это отвечать? Время идет, но про акт он больше не напоминает, сам, наверное, подписал. Опять было профсоюзное собрание и опять сплошная болтовня и ругань. И не названо ни одной фамилии, кроме завхоза, да и то директор его выгораживал. Говорил, что школа больше на конюшню похожа. Но кто в этом виноват? Вчера был на приеме у Петрова Г.С. - председателя исполкома горсовета. Прием с 14, я пришел в 7 утра и был 26-им, первая пришла в 2 часа ночи. Попал я к нему в 7 часов вечера. Для чего просидел? Не знаю. А у него огромная жилплощадь, одна ванная 15 кв. метров. А сколько людей уже второй или третий раз меняют

жилплощадь, а сколько лишней, сколько пустует. Когда же кончится этот бардак? В школе мне дали нагрузку на следующий год 18 часов/ уж не за то ли, что я отказался подписать липовый акт? Это после того, как директор сообщил, что нагрузку будут определять по отношению к работе. Это значит самый добросовестный учитель А.К. /33 часа/, который сроду не готовился к урокам, общественной работы не ведет, на вечерах и дискотеках не дежурит, ведет аморальный образ жизни, пьет. Прошел месяц, вернее пролетел, получил письмо от Валерки Панькова, моего школьного друга, о том, что в автомобильной катастрофе в Хабаровске погиб 4 Мая Богданов Саша, наш одноклассник. Учебный год закончился, с группой 9классников отремонтировали кабинет, экзамены прошли нормально. Решился взять 10 часов дополнительных в 25 школе, не знаю или выдержу. Получил отрицательный ответ из "Кванта", правда, успокаивают, что возможно, используют в сносках, и за это спасибо. Готовимся к поездке в Ленинград, были три раза на Луганском "море", купались, загорали.
16 июля выехали в Ленинград. 17-го были уже в Москве. Сдали вещи в камеру хранения и поехали на Красную площадь, где Ира сказала свои знаменитые слова, увидев собор Василия Блаженного: "Как в сказке". Потом пошли на площадь Свердлова, ходили по улице Горького, были на площади Дзержинского, потом поехали на ВДНХ, смотрели памятник Циолковскому, гостиницу "Космос" и ходили по выставке, а 18-го утром были в Ленинграде. Остановились  в Петродворце у двоюродной сестры Вали - Доры. У нее большой дом и участок с  прудом. Наших детей особенно заинтересовали заросли малины.
72
19 июля пошли в город, прошли пешком Невский проспект. В пути несколько раз начинался дождь и сразу прекращался, только успевали открывать и закрывать зонтики. В голове завертелись слова и мелодия популярной песни: "Дождь по асфальту рекою струится,
дождь на Фонтанке и дождь на Неве."На  проспекте мы любовались  знаменитыми дворцами, особняками и памятниками, а также  церквями разных конфессий. Зашли в знаменитый Елисеевский гастроном, где впервые увидели бананы. Взяли билеты на морскую экскурсию в Кронштадт на 23 число и успели на экскурсию по Неве. Стартовали с Сенатской пристани, экскурсовод рассказывал о достопримечательностях Ленинграда. Каждое здание на Неве представляет собой историческую ценность. На противоположном берегу - первый музей в России — Кунсткамера Петра I. Сейчас это Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого. Первый мост под которым мы проплыли это Дворцовый мост, он соединяет Дворцовую площадь со стрелкой Васильевского острова. Дворцовая площадь, Дворцовый мост и сама стрелка Васильевского острова являются частью одного из самых популярных пешеходных маршрутов по Санкт-Петербургу. Дальше перед нами открылся парадный Санкт-Петербург, где в ряд выстроились Медный всадник, Адмиралтейство и Зимний дворец, в котором расположена главная экспозиция государственного Эрмитажа... Экскурсия нам очень понравилась.
 20 июля мы посетили музей Суворова, Смольный. Потом отправились в Петропавловскую крепость, там побывали  в музее истории ракетостроения, которая находилась в Иоанновском равелине.Экспозиция музея посвящена истории российской космонавтики и ракетной техники и роли, которую сыграли петербургские-ленинградские ученые, инженеры, конструкторы в развитии этого направления отечественной науки и техники. В  1932-1933 годах там размещался II отдел Газодинамической лаборатории (ГДЛ) — первой отечественной опытно-конструкторской организации по разработке ракетных двигателей. Здесь же находились испытательные стенды электрических и жидкостных ракетных двигателей. Отделом ГДЛ в Петропавловской крепости руководил В.П Глушко. Были также в соборе, в бастионах смотрели камеры узников, и потом успели еще в зоопарк сходить. 21-го посмотрели половину территории Петродворца. 22-го посетили Русский музей, смотрели картины/Кипренского, Айвазовского, Шишкина, Репина и многих других художников/. были в Луна-парке. 24-го были в Эрмитаже/каждый раз приходится выстаивать огромную очередь за билетами/. 25-го посетили выставочный зал посвященный 185летию А.С.Пушкина, смотрели памятник Петру 1/медный всадник/,26-го были в стереокино, смотрели "Ученик лекаря", ходили в Казанский собор/музей религии и атеизма/.27-го смотрели Ленинский проспект. 28-го смотрели Петродворец, музей Монплезир, вечером ходили во дворец спорта, слушали ансамбль "Пламя" ( Снег кружится, летает и тает...) . 29-го были в г. Пушкин, смотрели парк, Екатерининский дворец, лицей. В лицее  посетили спальню Пушкина, кабинет физики, на столе учителя была электрофорная машина для демонстрации молнии, не отличающаяся от современных,только более красиво инкрустированная.  30-го были в Ломоносове, смотрели парк, Китайский дворец, катались на лодке. 31-го были в Исаакиевском соборе, смотрели маятник Фуко, были в музее Революции (пустые залы, посетителей почти нет, зато у памятника Петру много живых цветов), были возле крейсера "Аврора", зайти не удалось, там велись профилактические работы. Нам посчастливилось побывать в Ленинграде в период знаменитых белых ночей.
 1 августа вечером выехали в Москву.
Утром пошли на Красную площадь, выстояли очередь в мавзолей. Пошли в приемную Президиума Верховного Совета СССР, попали сразу на прием т.к. туда никто не ходит, они еще никому не помогли, а если дать письменное заявление, пересылают тому, на кого жалуешься. Потом пошел дождь, и мы поехали на вокзал. 3 августа благополучно прибыли домой.
Под впечатлением поездки  родились следующие строки:
На Неве от заката краснела вода,
Белой ночи туман серой мглой опускался,
На восставших мостах, на немых проводах,
Его клочья повисли, как будто на галсах.

И фрегатом большим город медленно плыл,
И скелеты на реях его чуть качались
Кандалами бренча, мимо братских могил,
Мимо статуй и стел, и кронверка печали.

Край загубленных душ и нелепых легенд,
Край, где гении пыл свой волшебный черпали.
Где тоска поражений и слезы побед
Отражались чредой на гранитных скрижалях.

Над грядущей страной вижу новый рассвет.
Из немой красоты и задумчивой боли
Возродимся мы вновь, пусть пройдет много лет
И у каждого будет и имя, и воля.
Да, побывав в Ленинграде, одном из самых красивых городов мира, можно сказать, что не зря прожили. Дома продолжаю отдыхать, хожу с Ирой каждый день в Сад 1 Мая, Алик в лагере, Валя работает. Новый учебный год начал сразу в двух школах. 31 августа на педсовете выступала завуч И.П. - пол часа расхваливала мои уроки, а в конце сказала, что мне нужно повысить требовательность, дети должны лучше запоминать законы и формулы.. Вообще, конечно, ее нужно проверить, и, вполне возможно, ее место в сумасшедшем доме. В прошлом году она таким образом составляла расписание, что в кабинете сделанном учениками под моим руководством проводят и историю, и английский, и черчение, а я бегаю по кабинетам, мало того еще ставит кабинеты, где в это время урок ведет другой учитель. В результате пол урока пропадает, приходится нервничать. Она может ворваться на урок в середине без предупреждения и т.д. Очень трудно работать с такой дурой. Классный руководитель 9-б Н.П. в прошлом учебном году все свои вопросы с классом решала на уроках физики. Политинформации проводила так, что задерживала детей на всю перемену и еще 10-15 минут следующего урока физики захватывала.
73
Дали мне микрорайон переписывать, в то время как у меня три серьезных поручения. Руководитель районного методического объединения учителей физики, руководитель школы передового опыта, пропагандист. В прошлом году поставили 3 раза! в неделю дежурство по школе. В школе постоянно склоки, сплетни, грязь, вонь, в туалетах нет воды, завхоз пьет. Мне предложили быть методистом у студентов на практике с пединститута. Получил статью из журнала "Физика в школе" с рецензией Родиной Н.А. статья требует серьезной переработки, в основном я согласен с рецензентом, но кое в чем придется поспорить. Сидим без денег. Есть нечего, хотя в магазинах все есть. Отправил письмо Родиной, получил приглашение на областной слет учителей имеющих звание и предложение выступить по проблеме оптимизации. Вчера в 9 классе давал тему "Необратимость тепловых процессов" Пытался донести до учеников мысль, что необратимость заключается в том, что внутренняя энергия отдается одним телам, а возвращается от других тел. Тела которым передается энергия, не могут вернуть ее назад. Она расходуется безвозвратно. Закончилась 1 четверть, и пролетели каникулы, начал писать проспект, закончил

переработку статьи "Формирование понятия "закон"...". Опять сидим без денег, хотя аванс еще только 16 ноября. Вроде ничего не покупаем, только на питание. Получил в этом месяце 268 рублей, а толку? Сегодня наконец-то выбрался в библиотеку им. Горького и в ДК Ленина, 1,5 месяца не менял книги, сказывается работа в двух школах. Включили меня в комиссию по фронтальной проверке СШ 44. Ходил на уроки к Г.М. Его поставили директором 6 школы, но он не хотел угождать начальству и его освободили, теперь мне намекали, что надо написать плохую справку, я сделал ему ряд принципиальных замечаний, но справку написал хорошую, чем вызвал недовольство начальства. Наконец то получил списанные в машинституте микрокалькуляторы, месяц пришлось побегать по всяким инстанциям, но зато теперь на столах у учеников есть микрокалькуляторы. На районных соревнованиях по конструированию радиосхем команда школы, которую я готовил, заняла первое место Боровик В. И Шкаровский С., оба заняли первое личное место. 14 ноября состоялась первая областная научно-практическая конференция передовых учителей физики области совместно с кафедрой физики ВГПИ в ИУУ. Я успешно выступил по вопросу "Оптимизация процесса обучения физике". Каждому участнику вручили блокнот, авторучку и библиотечку.
Кроме этого, мне вручили благодарственное письмо ИУУ, очень трогательное.
16-го ноября давал 2 открытых урока для областных курсов переподготовки учителей физики. Уроки прошли успешно. Отправил переработанную статью, ходил к врачу- установила нервную перегрузку, приписала пить настойку пиона.
74
14 состоялось отчетно-перевыборное партийное собрание, я выступил о неравномерном распределении общественных нагрузок и просил освободить меня от лишних/это только в нашем передовом социалистическом обществе можно заставить работать человека бесплатно/. В результате в учительской повесили приказ: назначить меня руководителем технического кружка! Но спасибо хоть за то, что не сажают и не расстреливают. Опять инвентаризация и опять понаписали на меня того, чего у меня нет. Сколько переживаний у меня было связано с тем, что я несу материальную ответственность, хотя я потом случайно узнал, что учитель не несет никакой материальной ответственности и не должен подписывать ни какие акты, за те 10 рублей, что он получает за заведование кабинетом. У меня часто стали повторятся сильные приступы, принимаю ношпу, валерианку, пью настойку пиона, пассифлору, но улучшений нет, без конца дергается глаз. Вчера в воскресенье была районная олимпиада, команда СШ 36 по физике заняла 1 место, с большим отрывом. Весь выходной провел там. Говорил с В.П.Вачуговой о школе передового опыта, обещала на будующий год освободить от этой нагрузки. Получил ответ из "Радяньской школы", вернули статью о применении видикона, говорят, есть у них такая статья, зачем тогда

целый год держали? 13 просидел целый день в школе т. К. Вечером педсовет "0 постановлении МП УССР по Ворошиловградской области". Огромное количество недостатков, думал, начнут перечислять, кого наказали, увы, заключение: обратить внимание. Потом объявили кому премии в школе за высокие показатели в труде... И перечислили всех подлиз, подхалимов, людей, которых давно пора со школы выгнать, реформа начинает действовать. При неправильном подходе благие намерения оборачиваются трагедией. Так как со стороны администрации отсутствует должный контроль, то, естественно они не знают, кто работает, а кто халтурит, но зато отлично знают, кто, что может им достать, кто для них нужный человек и кто во время донесет. С 12 по 22 занят на фронтальной проверке средней школы номер 12.
1985 год начался с дождями и оттепелями, потом началась настоящая зима, несколько раз были на катке с Ирой и Аликом, опять замена в своей школе, хотел принципиально отказаться, но уговорили, да еще на месяц дали классное руководство. С пединститута попросили доработать выступление, будут издавать брошюру. Сегодня в школе был день самоуправления. Физику в 10 классе вел Ротенберг А. а в 9 и астрономию Деречин В. Прислали с Киева рукопись на рецензию, написал мелкие замечания, хотя считаю книгу совершенно бесполезной для учителей. Вообще, описывать чей то опыт бессмысленное занятие, тем более там ничего нового нет. Творчески работающие учителя для себя ничего не возьмут, а остальные просто не читают.
75
Новый председатель горисполкома Ю.П.Петров, племянник, дядю потихоньку убрали. С 20 марта началось наводнение, затопило 4 тысячи домов. Мои уроки и занятия в школе передового опыта посещает методист ИУУ Золотухина Н.П. с целью обобщения опыта. 24 апреля был на семинаре руководителей МО в г.Коммунарске, смотрели урок у учителя Аладаренко В.И. и занятие кружка. Талантливый учитель и замечательный человек, настоящий интеллигент. Опять отвечаю за портрет Ленина на демонстрации, как это надоело. Вот и закончился этот тяжелый год, т.к. работал в двух школах. За весь год ни разу не был в читальном зале, не работал над проблемой, единственное, это подготовил материалы ИУУ для обобщения о кружке "Учись

учиться" и о проведении физпрактикума, и подготовил серию программированного опроса в 7 классе. Возили Иру в Киев, в клинику Амосова, сказали в ноябре привезти, положат на обследование. Был в Украинском научно-исследовательском институте педагогики /УНДИП/. Хотел прикрепиться к Паламарчук, но не вышло. Беседовал с Бугаевым А.И., он согласился стать моим научным руководителем. Я выслал ему все необходимые документы. Жду результат, если прикрепят нужно, будет сдавать кандидатский по английскому языку и по физике. Послали меня на курсы по новому предмету - информатике. Математики обиделись, они решали, кого из них пошлют, а послали меня. Были сильные ливни и т.к. сосед забил проход для воды дровами, вся вода пошла к нам домой, мы с Аликом вычерпывали, и я сильно простудился. Звонил Феликс, сказал, что он развелся с женой. Мама приехала с Минска, а до этого была в Вильнюсе, привезла мне к сорокалетию очень хороший подарок: пуловер и рубашку. 7 июля Валя летит на Дальний Восток. Я буду с Ирой и мамой, Алик в лагере. Набросал план работы методического объединения учителей физики района, изучаю английский, читаю художественную литературу, рублю дрова. Завтра с Ирой и мамой идем смотреть оперетту "Веселая вдова", Днепропетровский театр. Алик приехал с трудового лагеря раньше времени с бронхитом. 3 августа прилетела Валя, ночью Ире стало плохо, вырывала, чем-то отравилась, наверное.

20 августа меня вызвали в школу и предложили место завуча, я дал согласия т.к. часов нет, а на две школы работать нет сил. В четыре дня прошел все инстанции и получил приказ. Получил выписку из приказа из УНДИПа о моем прикреплении, нужно готовиться к сдаче кандидатского по английскому языку, работаю завучем, много писанины. За прошлый год неплохие результаты, 25 человек сдавали физику в ВУЗы из них половина на 5, остальные на 4. Бережков поступил в Донецкий университет, Полянский и Ротенберг в Харьковский университет, Боровик в Харьковский радиоэлектроники.
76
Наконец-то получил положительную рецензию Родиной Н.А. и 23 октября отправил отредактированную статью. Попросил отредактировать ученицу, Марину Митракову. В райкоме КПУ вручили грамоту и подарок/4 тома Ленина/, дали премию 30 рублей и подписку на Гайдара. Являюсь методистом у 4 студентов пединститута - физиков. Практика с 17 по 26 октября уже закончилась, написал все отчеты и характеристики. Хожу на семинар по английскому языку при пединституте, для подготовки к сдаче кандидатского минимума. Продолжаю много времени проводить на работе, но все равно не успеваю. 90% работы с не нужными бумажками, справками, отчетами, каждый день комиссии, проверяющие. Выступал на городском семинаре директоров школ по обмену опытом преподавания информатики.

С 3 по 9 ноября были с Ирой в Киеве, ее обследовали, ухудшений нет, явиться через два года. Был в УНДИПе, работал в библиотеке, познакомился с диссертациями, получил задание от научного руководителя написать статью "Использование материалов ХХУП съезда КПСС на уроках физики в выпускном классе на 14 страниц. С 11 хожу на курсы переподготовки завучей, разрешили свободное посещение, готовлю проспект диссертации и статью. Выступил 15 ноября на семинаре завучей, 29 на городской научно-практической конференции, послал в Киев Бугаеву А.И. статью "Использование..." на украинском языке на 15 машинописных страниц. Гаркуша В.В учительница украинского языка перевела, а Зеленская Л.Ф /бывшая родительница/ в ВГПИ отпечатала. Составил расписание на второе полугодие для двух смен. Вчера на курсах в течение двух часов выступал о формировании общеучебных умений и навыков. 27 декабря на кафедре педагогики утвердили тему моей диссертации. На заседании утверждалось 10 тем, 9 почти со студенческой скамьи, темы не актуальные, надуманные, но с небольшими замечаниями всех быстро утвердили. На меня же набросилась Э.П.Погребняк: "Что это за научная картина мира? Я такого не знаю, название не годится, утверждать нельзя". Это после того, что я сообщил о том, что ИУУ обобщил мой 19 летний опыт работы, за доклад по этой теме я был награжден Почетным дипломом Академии педнаук, статья опубликована в журнале "Физика в школе" и т.д. После долгих споров, сделали одолжение, утвердили. Неделю после этого болело сердце и в результате сильный приступ стенокардии, приезжали скорая и бригада. Вот результат человеческой тупости. Мне кажется, что все кафедры педагогики нужно разогнать. Это те люди, которые травили Макаренко, Сухомлинского, Шаталова и т.д. Необходимо закрыть целевые аспирантуры при кафедрах педагогики. А брать туда лучших учителей со стажем работы не меньше 10 лет.
77
5 января ночью мне стало плохо, скорая увезла меня в больницу, там сказали мест нет, лежать придется в коридоре, пульс и кардиограмма нормальные, и посоветовали тихонечко топать домой, что я и сделал. Работаю, и больше ни на что не хватает времени, являюсь членом рабочей комиссии районо по аттестации, заседаем каждый понедельник. Являюсь руководителем районного семинара по информатике, раз в месяц, даю консультации учителям физики в райметодкабинете, английским почти не занимаюсь, перефотографировал книгу, полученную по межбиблиотечному абонементу/микрофильм/, но переводить некогда. Родитель ученика из 8 класса обнаружил, что учитель математики Филькина М.М. полтора месяца преподает материал, выброшенный из программы, об этом говорилось в брошюрках минпроса Украины, на украинском языке. Думаю, что она это сделала умышленно. Вместо того чтобы прийти в школу и разобраться он пошел лить грязь на школу по

всем инстанциям. Не знаю, чем это закончится. Мне предложили идти директором 6-й школы, я отказался и думаю, что заврайоно мне это припомнит. Выступил в университете педзнаний в ВГПИ перед физиками с лекцией. При заполнении ведомости на зарплату я обнаружил странную вещь. Учителя болеют, и есть много пропущенных уроков. Когда детей отпускают домой, или на уроках английского языка объединяют по две, три группы, завуч по английскому всегда подает мне табель на англичан со всеми проведенными уроками, а замену пишет на одних и тех же, кого в коллективе зовут сексотами. Я проделал эксперимент, написал замену по математике на сексотку бывшего завуча. И в день зарплаты она принесла мне эти деньги с улыбочкой: "на скрепки". Теперь я понял, почему у завучей водятся дорогие вещи, дачи, машины. Я сказал завучу по английскому языку, чтобы она не подавала мне липовую замену. Сводный табель составляю я, и несу за него ответственность, она тут же пожаловалась заврайоно, он вызвал меня и сказал, что ни одна школа не подает столько пропавших уроков, сколько наша с тех пор, как я стал завучем, я обязан находить замену и выполнять учебную программу. Завучи объявили мне тайную войну, это я сразу почувствовал, но идти с ними на соглашение не собирался. И начались странные вещи. В школу пришли представители народного контроля и сообщили, что к ним со школы поступила анонимка. Филькина сказала в учительской, что ее вызывали и просили дать характеристику некоторых учителей.
 Далее читать:
http://www.proza.ru/2015/05/15/525