Однофамильцы Лопатины

Любовь Павлова 3
Прочитала я заметку Аллы Зиливинской о подвиге советских пограничников и их служебных собак в начале  Отечественной войны. http://www.proza.ru/2015/05/13/1647
Написала отклик:

"У меня просто нет слов. Представила эту картину. Вечная память героям и верным собакам.
Алла, в начале 60-х я знала сына Лопатина. Я была совсем маленькой дошкольницей. Мамина сестра жила с семьей в Алма-Ате. Муж ее был к тому времени демобилизованный нач. погранзаставы. Жили они недалеко от погранучилища. Сдавали комнатку за копейки курсантским женам. Один из курсантов был сын того самого погибшего Лопатина. Пошел по стопам погибшего отца. Помню разговоры в семье на эту тему. Погибшему Лопатину вроде дали звание Героя. А сын знал отца только по рассказам. Про собак ничего не рассказывал. Наверное, не знали тогда подробностей. Я бы запомнила.
Спасибо, Алла, за публикацию. Как будто вернулась на 50 лет назад".

Потом задумалась: почему же я ни разу не слышала в рассказах курсанта Лопатина о героических собаках? Неужели эта тема была закрыта в то время? Начала искать информацию в интернете, интересуясь Лопатиным, учившимся в пограничном училише в Алма-Ате. Оказывается, у героического Лопатина два сына - Вячеслав и Анатолий. Оба были офицерами-пограничниками. Старший служил начальником заставы, на которой погиб его отец, Лопатин Алексей Васильевич.  Это 13-я погранзастава 4-й комендатуры Владимир-Волынского погранотряда, дислоцировавшаяся у села Скоморохи под городом Сокаль Львовской области.

Только теперь начала понимать, что Лопатиных было два. Один - майор Лопатин командовал батальоном Коломыйского погранотряда, который отступил до Зеленой Брамы, что недалеко от Черкасс. Лопатин, сына которого я помню, был лейтенантом и принял последний бой во Львовской области. По рассказам двух выживших бойцов приказа отступать не было получено. Лейтенант Лопатин, его заместитель лейтенант Погорелов, младший политрук Гласов и 59 бойцов-пограничников вооружены были лишь двумя "Максимами", полдюжиной "Дегтярей", несколькими ППД и старыми трехлинейками. Хорошо что хоть хватало патронов и гранат.

На исходе первой недели войны удалось вывести раненых и семьи командиров. Глухой ночью пограничники в главе со своим начальником вышли с заставы. Прошли около километра, убедились в безопасности дальнейшего пути, и попрощались. Дальше путь продолжили только дети и жёны погибших Гласова и Погорелова, бабушка и жена Лопатина Анфиса с двумя сыновьями, младшему из которых было всего три месяца, и несколько раненых бойцов. Летенант Лопатин с бойцами вернулись на заставу, хотя могли бы уйти вместе с семьями,  продолжили вести неравный бой. Их оставалось только десять человек. 2 июля немцы взорвали остатки здания заставы. Советские пограничники погибли под обломками.

Благодаря публикации Аллы Зиливинской я случайно вспомнила курсанта-пограничника Лопатина, сына Героя Советского Союза. Не помню, правда, Вячеслав или Анатолий жил с молодой женой у моей тети на квартире. Да, это, наверное, и неважно. Ничего красивый дядя-квартирант не рассказывал о собаках. Они, конечно, были и воевали, как и люди. Я уверена в этом. Спасенные сыновья Лопатина выросли настоящими людьми. Их отцу не стыдно бы было за них. И это главное.

Вот такая история об однофамильцах. Сколько еще воевало, сколько еще погибло на той войне Лопатиных? Вряд ли мы узнаем, ведь прошло 70 лет с той поры. И все-таки я надеюсь, что кто-нибудь из "моих" Лопатиных откликнется, вспомнит маленькую девочку Любу, жившую на улице Арычной, дом 1. Вспомнит погранучилище и маленький домик в яблоневом саду. Вспомнит моих тетю Валю и дядю Володю Полуэктовых. И пожилой дядя-пограничник Лопатин расскажет мне, совсем взрослой, как служил он на границе, как сложилась жизнь его и брата. А я расспрошу его про собак. Ведь нельзя представить пограничника без собаки. Не так ли, уважаемый читатель?

Послесловие.
Моя мама вспомнила, что курсанта Лопатина звали Анатолий, жену - Светланой. Она училась в то время в мединституте. Они долгое время переписывались с моей тетей Валей.

После послесловия.
Неравнодушный человек - Алла Зиливинская - продолжает поиски документов о той трагической истории начала войны.
Вот что удалось ей найти:
http://www.proza.ru/2015/06/09/1539
http://www.proza.ru/2015/06/09/1880

Продолжение следует...

На снимке: Начальник 13-й заставы Владимир-Волынского погранотряда лейтенант Алексей Лопатин.