Фадеев и высший дискурс

Андрей Козлов Кослоп
ФАДЕЕВ и высший дискурс

Недавно опубликовали предсмертную записку Фадеева.
В ней он выступает, как антихрущевист. Он констатировал , что на 20-м съезде победили "бюрократы" (сейчас это обычно называют "партноменклатура"). Важно  также как Фадеев оценивает литературу в рамках системы социализма. Он пишет: " Литература - это высший плод нового строя - унижена, затравлена, загублена". Надо сказать к такому пониманию современное общество не подошло даже теоретически. Сужу и по своим статьям на ж эту тему. Кто-то не реагирует. А когда реагируют , абсолютно не понимают.
Иногда не знаю, что и сказать, предчувствуя как "не поймут". Литература определяется отталкиваясь от науки: "Литература в отличие от науки образное, нелогическое мышление". А зачем, для чего? Чаще всего, такой вопрос вообще не задаётся. Иногда видят в литературе что-то вроде популяризации, иллюстрации, чего-то "для детей и юношества". То есть, говоря "научно", функция не определена. Хотя феномен виден, зафиксирован, есть такая. Мы (как и Фадеев в своем предсмертном письме) говорим о том, что ЛИТЕРАТУРА - высший тип мышления, высший интеллектуальный институт.
Низшим, простейшим является ЯЗЫК, а между ЯЗЫКОМ и ПОЭЗиЕЙ-ЛИТЕРАТУРОЙ расположены мифология, эстетические ритуалы, религиозная религия-этика, наука-знание, технологии.  Фадеев в глубокой депрессии, потому что он не надеется кого-то убедить и видит, что бюрократы (технократы фактически) сами убеждают и побеждают многих. Технократы действительно "сильнее" научного рационализма и той д литературы, которая строится на рационализме. Литература многих даже классиков (Толстой, Достоевский, Чехов, тот же Фадеев-Шолохов) конечно,  лишь местами воистину художественна. Во многих местах она тяжела, архаична, скучна и не интересно (чтобы там мне внушали Прилепин и Садулаев). Почему скучна? Потому что суть (концепт) феномена худлит (поэзия в аристотелевско-выготсковском понимании)   им всё ещё не видна. Лишь чувствуется. На 10-20 процентов поэтического "радия" 80-90 процентов достоевщины, толстовства и прочего занудства. Фадеев гибнет, потому  понял и не понял этого факта. Он понял, что литература - высшее и святое (он абсолютно прав, и даже то, что называется ВЕРА, генерируется вовсе не религиозным дискурсом, а вот этими оксюморонами, метафорами, рифмами и сюжетами, то есть, дискурсом построенном на троппах и т.д.) , но одновременно он и "усомнился", так на съезде произошло  то, что там только и могло произойти.  Съезды - техническая форма-инструмент, которая не создаёт поэтического.  Но не согласиться он не мог, не мог сказать "нет", потому что бюрократия уже его круто затянуло и он множество раз вынужден был сдаться, будучи  не только ПОЭТОМ, но литбюрократом. В этом трагедия.  Конечно, он оказался в состоянии дипресси. Общаясь с бюрократами, такая депрессия почти неизбежна, потому бюрократы  очень часто ещё и психопаты. (хотя для депрессии достаточно  вполне и первого)
Отрывок из письма, котрое было опубликовано в РГ (недавно):

"Литература - это святая святых - отдана на растерзание бюрократам и самым отсталым элементам народа, и с самых "высоких" трибун - таких как Московская конференция или XX партсъезд - раздался новый лозунг "Ату ее!" Тот путь, которым собираются исправить положение, вызывает возмущение: собрана группа невежд, за исключением немногих честных людей, находящихся в состоянии такой же затравленности и потому не могущих сказать правду, - выводы, глубоко антиленинские, ибо исходят из бюрократических привычек, сопровождаются угрозой, все той же "дубинкой".
С каким чувством свободы и открытости мира входило мое поколение в литературу при Ленине, какие силы необъятные были в душе и какие прекрасные произведения мы создавали и еще могли бы создать!
Нас после смерти Ленина низвели до положения мальчишек, уничтожили, идеологически пугали и называли это - "партийностью". И теперь, когда все это можно было бы исправить, сказалась примитивность, невежественность - при возмутительной доле самоуверенности - тех, кто должен был бы все это исправить. Литература отдана во власть людей неталантливых, мелких, злопамятных. Единицы тех, кто сохранил в душе священный огонь, находятся в роли париев и - по возрасту своему - скоро умрут. И нет никакого стимула в душе, чтобы творить...
Созданный для большого творчества во имя коммунизма, с шестнадцати лет связанный с партией, с рабочими и крестьянами, одаренный богом талантом незаурядным, я был полон самых высоких мыслей и чувств, какие только может породить жизнь народа, соединенная с прекрасными идеалами коммунизма.
Но меня превратили в лошадь ломового извоза, всю жизнь я плелся под кладью бездарных, неоправданных, могущих быть выполненными любым человеком, неисчислимых бюрократических дел. И даже сейчас, когда подводишь итог жизни своей, невыносимо вспоминать все то количество окриков, внушений, поучений и просто идеологических порок, которые обрушились на меня, - кем наш чудесный народ вправе был бы гордиться в силу подлинности и скромности внутренней глубоко коммунистического таланта моего. Литература - это высший плод нового строя - унижена, затравлена, загублена. Самодовольство нуворишей от великого ленинского учения даже тогда, когда они клянутся им, этим учением, привело к полному недоверию к ним с моей стороны, ибо от них можно ждать еще худшего, чем от сатрапа Сталина. Тот был хоть образован, а эти - невежды.
Жизнь моя, как писателя, теряет всякий смысл, и я с превеликой радостью, как избавление от этого гнусного существования, где на тебя обрушивается подлость, ложь и клевета, ухожу из этой жизни.
Последняя надежда была хоть сказать это людям, которые правят государством, но в течение трех лет, несмотря на мои просьбы, меня даже не могут принять.
Прошу похоронить меня рядом с матерью моей. А. Фадеев".
13 мая 1956 года

Источник: http://www.rg.ru/2015/05/13/pismo.html .
Это тема ( в сущности мы определили "коридор" в котором находятся и найдутся  принципиальные открытия, архиважные для страны и мира. Это понимание "сложно", потому что тема хоть и филологическая, но решается и психологами, и социологами, и философами-культуролагми, которые в реалити  занимаются толчением воды в ступе.


--
здесь папка о высшем дискурсе: http://www.proza.ru/avtor/akozl&book=30#30