Тракторист поневоле

Владимир Кириленко2
Сманил меня работать в Заполярье Иван, - товарищ мой, когда работали в одной автобазе. Он, и предложил мне поработать на новой гусеничной технике, которая никому не внушала доверия? - И все, из-за невиданного размера, - на базе трактора - "Кировец". Соответственно, ему тогда и предложили сесть на этот новый тягач - "болото-ход". А тут подвернулся я.
И, при удобном случае вместо себя, быстро нашел себе замену. Конечно, «садили» его не просто так, а как передовика производства. Но, ему не сильно – то хотелось испытывать судьбу, чтобы на таком монстре шлепать по тундре гусеницами в одиночку, при этом разгоняя по дороге своим громким ревом двигателя перепуганное зверье? Поэтому он, и представить себе не мог, как придется испытывать эту технику и свои нервы? Чтобы всегда быть одному под ночным куполом неба, и воочию любоваться северным сиянием?
 - Кому это надо?
Конечно, никому не хочется пересаживаться с бензовоза «Урал», который везет 5 - тонн топлива, а незнакомый, - "болото ход" «Тюмень», - 40 тонн! Разумеется, это лишние хлопоты в обслуживании такой махины, которая впервые будет обкатана им, в этом суровом климате. И не неизвестно, каким боком все это, должно выкатится? 
Что он, летчик – испытатель или смертник? Пусть другие садятся! - так думал он.

Делали такие "болото ходы" в Краснодаре, - как я, понял с его слов. И, перевозили их с завода на платформах поезда до станции Осетрова, что на Лене - реке, в разобранном виде. Потом их, перегружали на баржу и, по реке  в  две тысячи километров, тащили до места будущей работы в тундровую зону, к пос. Булун. Собирали эти два «болото-хода» на месте, все болтающие без дела механизаторы. Поэтому мне, не выпала такая честь участвовать в сборке невиданной техники. А, прилетел я туда, уже на собранные к тому времени машины.
- «Заводи и езжай»! - Знай, зарабатывай денежки на готовых монстрах?
А на самом деле, охотников на такую махину работать, так и не нашлось?
Было боязливо думать и сомнительно надеяться, что такая техника сможет работать без поломок в суровую зиму, при 60-и градусном морозе? 
Общий вес гружёного танкера, был около семидесяти тонн с экипажем, который должен по инструкции быть, - два человека?
Поэтому Ванька, и сманил меня поработать на этой технике, до майских праздников. А там, - как получится?
Когда я прилетел на место и увидел это произведение техники, мне стало очень грустно и беспокойно, - увидев, что-то невероятное и ненадежное, которое не «влезало» - ни в один гаражный бокс?
Такое чудовище, было «ростом» в 4 метра, а длина его - семнадцать.
Такую технику в глаза наш брат - шофер, никогда не видел, не то, чтобы работать?

Говорили, что их заказывают нефтяники Уренгоя, которые бурят скважины на болотах, поэтому такая техника, им нужна была для доставки новых буровых вышек и прочего оборудования, по всем тюменским болотам. Говорили, что смонтировав буровую, привезенную этими «болото ходами», - которые, там же и бросали, потому что доходят до места разгрузки, все  переломанные по швам сварки?
А ремонтировать их, никто не собирался, так как нефть стоила дороже?  Не ведая, что это за техника и как она себя поведёт в экстремальных погодных условиях, никто из местных водителей не знал? Потому и работать не хотели! Подумать страшно было, что на одной гусеничной ленте, стояли около одной тысячи болтов и гаек! А трансмиссия, состояла из семи карданов, передающие ход на задний мост.   Двигатель стоял на нем, от К-701, - в триста лошадиных сил, который как оказалось впоследствии, был слаб для него в глубоком ом снегу. 
Но, мне выбирать было нечего? Поэтому, я с энтузиазмом принялся за работу, изучая машину на ходу, - гоняя на ней по площадке вертолетного поля, оценивая эту штуковину и вникая в ее повадки, управляя таким железным конем?

Агитировать людей на эти «монстры», прилетел сам начальник экспедиции из п. Айхал, проделав на вертолёте около восьмисот километров, чтобы рассказать всем, как достались они, и чего стоило экспедиции такие приобретения? Которые, должны работать и окупиться уже в эту зиму?
Но, желающих не находилось работать на них? Тогда он, стал предлагать легковые автомобили на чеки, - не за три года, как полагалось, а за зимник! Если, перевезут одним «болото ходом», - двести восемьдесят тонн солярки на буровые в п. Лунный. Напряженная тишина, неожиданно наступила в помещении, где начальник восторженно агитировал добровольцев на "героический" труд!?
Но, никто, так и не клюнул на его заманчивую наживку, сулившую несметные богатства, которые навряд ли, будут достижимы простыми смертными? А после собрания, недовольный начальник, пригласил меня одного в кабинет, где подавленным голосом, говорил о необходимости завоза дизельного топлива, - чего бы, мне не стоило?  А экспедиция, - за ценой не постоит!
Поэтому, к запланированному тоннажу, он с акцентом попросил, чтобы я, отнесся к своим обязательствам ответственно!
А нашего местного механика, в приказном порядке обязал сесть на второй «болото-ход», чтобы мы работали без напарников, за которых нам, соответственно, будет идти доплата. Так, в конечном итоге, насчитал он нам, - более одной тысячи рублей в месяц?! Такое вознаграждение, меня не удивило? Потому, что никто из нас, еще не сделал ни одного рейса, а денег насчитано тьма!? 
Возможно, эта техника вообще не пойдет по зимней тундре и утонет в глубоком снегу груженая топливом, - оставив нас один на один с его бешеной зарплатой, которую, не суждено будет нам, вообще получить на этом белом свете?
 Улетая, - начальник экспедиции, при всех заверил нас, что чек на приобретение легковой машины, мы получим уже этой весной, если выполним свои обязательства?

Делать нечего, надо было как-то начинать пробовать потихоньку, коль такое «счастье» выпало на наши головы, невзирая на непредвиденные последствия всей этой работы?
Конечно, кто - то с чёрной завистью завидовал нам, а кто и жалел нам, будто мы были, настоящие смертники? Которым в первом же рейсе, суждено будет замёрзнуть в этой холодной и безлюдной дикой тундре, - по которой стаями рыщут голодные волки! Поэтому, нам пришлось заранее подготовиться к выживанию в чрезвычайных ситуациях, на полном серьезе: заготовить дрова, взять палатку с железной печуркой и, тёплые пилотские комбинезоны с полушубками, на случай поломок, чтобы не замёрзнуть, - ремонтируя на снегу эту технику?
По такому случаю, дали нам с коллегой - одну рацию, а для успокоения психики, вручили охотничий карабин. И мы, обласканные товарищескими напутствиями, однажды утром, тронулись в дальнюю и неведомую дорогу,  везя в емкостях, - море арктической солярки!? Которое плескалось в емкостях, вселяя в нас успокоительную надежду двум одиноким отчаянным мужикам, которых возможно кто-нибудь и найдет по весне, на необъятном пространстве безымянного маршрута, если замерзнем вместе с этой, незнакомой нам техникой?
Конечно, поначалу были нехорошие мысли у каждого? Но пока, они не принимались всерьез, - постоянно наступали нам на пятки психики, от которых я, отмахивался как рт комаров?  Да и повода, пока еще не было? Чтобы думать преждевременно о печальном конце в первом рейсе?

Сумерки наступают за полярным кругом, в три часа дня. Поэтому, нам ехать приходилось с включёнными фарами по вырубкам, ориентируясь по звездам и частыми распадками, которые я на ходу, наносил на самодельную маршрутную карту в свою тетрадь, - прокладывая индивидуальную личную «дорогу жизни» по которой, предстоит нам ездить всю долгую зиму? - Зарисовывал свои ориентиры и пометки,  специально для того, чтобы по такой «карте», ловчее знать, приблизительное направление при заметенной дороге и искать, свои расставленные капканы: на песца и соболя.
Выехали мы, с напарником из поселка резво, - направив свои "болото ходы" на голый профиль с редколесьем, по которому шли долго, преодолевая речки с заметенными оврагами. В темное время, хотели повернуть - направо, и идти всю ночь без остановок, - ориентируясь по яркой Полярной звезде, на поселок – Лунный. Шли долго. Но, через пару часов, головная машина остановилась? И мой механик, выскочив из кабины, стал осматривать прицепное устройство тягача, бегая вокруг него, - громко матерился от досады!
- Развалилась седельная часть полуприцепа по сварным швам?  Поэтому дальше, ехать было невозможно! Надо было сливать воду из двигателя и, бросать его машину на трассе. А самим, возвращаться на базу, чтобы «обрадовать» своё начальство с первым неудачным почином!?
Отъехав 40 км от поселка, мы вынуждены были вернулись обратно. И, только к  вечеру мы приехали на свою базу.
Посовещавшись по рации с экспедицией, механик сообщил своему начальству о нашей поломке, которые поспешили сообщить нам, неутешительный вариант ремонта, - на месте производить сварку на дороге брошенного болото хода, живя со сварщиком в кабине ломанного «болото хода», обогреваясь самодельной печкой?!

Мой механик, категорически отказался выполнять этот приказ, при пятидесятиградусном морозе!? Да и какой сварщик, захочет варить "болото ход" при таких условиях - за 40 км, от базы?
Поэтому, механик написал заявление на расчёт и, в первый же день - по-быстрому улетел на попутном вертолёте в Айхал.
Поэтому, работа одного «болото-хода» пришлась: - Коту под хвост!
А миссия этого «болото хода», была завершена окончательно, который был брошен в безлюдной тундре, - одиноко возвышаясь чёрной громадиной на белой заснеженной дороге, - пугая каждый раз меня зимой, когда я, возвращался назад домой по этой дороге. Найти замену механику? - было бесполезным делом.
На базе, только и были разговоры с юмором, про наших монстров, которые, ни как не хотели покидать родную базу!
Теперь, одному мне, предстояло завозить солярку на расстояние в 300 км. в п. Лунный, где приходилось ремонтировать свой тягач, после каждого рейса!

После каждого рейса, я убедительно заставлял сварщика, тщательно проваривать швы седельного устройства, накладывая дополнительные стальные листы метала, для усиления с цепного устройства.
Так и приходилось работать мне в одиночку, чтобы безбоязненно уезжать на дальнее расстояние по тундре в крепкие морозы, имея при себе, лишь энтузиазм и глупую самоуверенность. - "А там, хрен его знает, что еще"?
Что будет ожидать меня в этой белой и безбрежной дикой тундре, с голодным зверьем? Которые, где то наверняка прячутся, поджидая тебя, чтобы однажды сожрать с потрохами?
Каждый раз, - прощаясь с товарищами, я снова отправлялся в дорогу один, искать на свою голову приключений? И все для того, чтобы выполнить взятые на себя безумные обязательства, - завезти за зиму на поселок - 280 тонн солярки.
При этом всегда, с недовольным рёвом, двигатель сдергивал с места застоявшийся «болото ход» с нашей нефтебазы, который постепенно шлёпая широкими гусеницами, незаметно растворялся в белом морозном тумане, подальше от любопытных глаз?
И все для того, чтобы без поломок привезти эти - 40 тонн солярки? 

Трудно было, ехать по пустынной тундре, более двадцати часов, протаптывая гусеницами, как ластами глубокий снег? По пути, проваливаясь в глубокие занесённые овраги, из которых машина, с трудом, выкапывалась из этих своеобразных коварных ловушек.
После двадцати часов напряженной дороги, - надо было срочно отдыхать!? Потому, что настало время для вынужденного сна? Поэтому, мое состояние организма, по привычке требовало обязательного покоя с усталостью, которая моментально делает своё дело!? После чего, я тот - час, кинув на "сидушки" теплый ватный полушубок быстро забываюсь в глубоком сне.
Сплю быстро, всего - 4 часа.  Мертвецкий напряженный сон, проходит от спокойного рокота двигателя. И как всегда, сон протекает по привыкшему распорядку этой работы? Поэтому, мне было привычно видеть и чувствовал всю свою спартанскую жизнь водителя, - закутанного в свое теплое тряпье, которое спасало от холода в тесной кабине.
Ровная работа двигателя, всегда успокаивала мой слух и я, вскипятив свой чай на примусе, - взбадривался им, и по привычке, выходил из кабины, чтобы осмотреть состояние колес своего тягача? Которых, на двух тележках было - 16 штук. Поэтому, всегда к своему удивлению, я был уверен в рабочее состояние моего "болото-хода", который всегда был на высшем уровне!
После осмотра, я снова продолжал не законченный рейс. Быстро влезал обратно в кабину, чтобы вновь включить скорость и ехать дальше, продолжая свой прерванный путь в ночи, чтобы заново отмерять расстояние гусеничными лентами, - ориентируясь по звездам, которые в морозном небе, указывали мне дорогу на север.

В эту ночь, я ехал долго без остановок, чувствуя скорое появление моего конечного пункта назначения? Под утро, разыгралась настоящая пурга! Поэтому, снег с ветром, моментально проникали сквозь щели из дверок и свободно гулял по всей кабине. Пришлось остановиться и своими мазутными тряпками, конопатить все щели, в которые пробивался снег. В такой момент, я ощущал себя, - будто, нахожусь на улице, а не в кабине?
Кое как, заткнув все дыры тряпками, я избавился от сквозняков на какое - то время? Двести километров, я прошёл за сорок часов, выкраивая на сон считанные часы, которых, так не хватало мне для нормального отдыха? Но, расслабиться себе, я не позволял. Хотелось по - быстрее, отмерить гусеницами это длинное расстояние, чтобы приехать до намеченной цели, - целым и невредимым в узком кругу друзей. За полночь, по ночному небу шарахалась красотой радуги - северное сияние, которое охватило своими бликами все огромное небо. Такая привычная картина неба, всегда радовала глаз, но запечатлеть всю эту таинственную прелесть неба, было нечем в то время? Сегодня, эти уникальные снимки в данный момент, были бы, самой дорогой реликвией из моей прошлой молодости?

Рёв двигателя в морозном воздухе, посёлок Лунный слышал, - за шестьдесят километров. Подняв своим приближающим ревом двигателя, весь посёлок на ноги, который готовился встречать мой первый драгоценный груз топлива? И как, первого космонавта, чтобы посмотреть на это чудо – техники, который всем чертям назло, приехал на эту долгожданную базу  На нефтебазе, я открыл кран слива солярки и не спеша, пошел в теплую палатку отдыхать от грохота трактора, чтобы пообщаться за столом с моими товарищами и отдохнуть в спокойном сне? много горючки.
Нашим бензовозам, возить надо - было такой объем, целый месяц и то, когда затихнет пурга? После которой, еще надо выжидать неделю, когда трактор прочистит для машин дорогу, которую через день - другой, возможно вновь заметёт пурга?
Вот такая, невеселая ситуация ожидала нашу колесную технику всю зиму, которой не всегда была на руку такая непогода?
Поэтому водителям, порою надоедало неделями сидеть на базе, закусывая самогонку олениной, ожидая неделями тихую погоду с расчищенной дорогой.
К лету, как всегда, солярка заканчивалась, и буровики вынужденно останавливали свои станки, чтобы сэкономить топливо для котельной и, не заморозить свой посёлок. Так и жил привычной жизнью народ посёлка - Лунный.

В обратный путь, после двух дней отдыха, я ехал налегке, хорошо отдохнувшим.
Мой «болото ход», шустро бежал на базу по проторённой по снегу дороге, на самой повышенной передаче, в пятнадцать километров, уверенно клацая гусеницами.
По дороге, часто отлетали от лент гусениц крепёжные болты и гайки, которые проносясь мимо кабины, - навсегда терялись в глубоком снегу.
Сколько их отлетело по дороге, я не считал? А по приезду на базу, приходилось заново закручивать новые болты с гайками, которые не один день, приходилось протягивать, со зловещим скрипом торцовым ключом при помощи монтировки.
Первый рейс нам показал, все недостатки этой некачественной конструкции. Особенно с цепки седельной опоры прицепного устройства? Которое, в обязательном порядке приходилось проваривать сваркой новые трещины на металле?
А когда, я приезжал в поселок - Лунный, сварщик всегда прятался от такой работы, поэтому, часто приходилось его вылавливать, чтобы заставить его проварить лопнувшие швы седельного устройства.
Долго, приходилось его искать и упрашивать, чтобы он поработал на жутком морозе и устранил бы, все неисправности сваркой? Позже, я стал ставить в кабину, ближе к радиатору отопления, - двадцатилитровую канистру браги, которая, за три дня езды в поселок Лунный, «выгуливалась» до полной готовности!
Поэтому брага, была для него, как знак благодарности моему «сварному», за его самоотверженную работу?

Первый прокол колеса на тягаче, у меня случился в сильный мороз, когда тягач наехал гусеницей на острый мороженый сломанный прут молодой лиственницы, - «тычину», которых я, после этого случая стал бояться - хуже любого гвоздя?  Обнаружив прокол колеса, я в первый раз, - не знал с чего начинать надо делать такую работу? Огромная ослабленная гусеница, чудом не слетела с колес?
- Сумел вовремя заметить этот прокол и срочно остановил машину. Если бы, в снегу «разулся» мой  тягач, и на ходу сбросил ленту с колёс, я бы точно, не смог один ничего сделать с этим не посильным ремонтом?
Колёса, бегающие по гусенице, были все тяжелые и неподъемные! Поэтому, после замены колеса, мне одному не было возможности закинуть проколотое колесо на платформу кузова? Поэтому, я цеплял его тросом и волок до конечного пункта назначения, оставляя его след на дороге.
Работу по замене колеса, я был не в состоянии заменить сегодня? Поэтому, не торопился приступать к этой титанической работе? А, спокойно обдумывать свои действия, - с чего и как, начать нужно было ослабить ленту гусеницы?
Конечно, мне много пришлось покидать снега из-под тягача, ползая под ним на брюхе с лопатой, чтобы поднимать огромным домкратом груженый тягач?
Поэтому, всю эту огромную работу, я решил оставить - на потом! Хорошо поужинав, я лёг спать, чтобы набраться сил для предстоящего каторжного труд? - вспомнив мудрую русскую пословицу, что "работа – не волк"?
Утром, когда чуть просветлело, я тепло одевшись, стал менять проколотое колесо. Вся работа, заняла у меня весь день, а вернее, - восемь часов, которые пролетели незаметно? Только поздним вечером, при свете «переносной лампы», я поменял это злополучное колесо.
Хорошо намучившись, я набрался необходимого опыта! Которые, в дальнейшем, менял  за два часа, - используя лебёдку и другие необходимые инструменты, с которыми пришлось работать мне в эту зимнюю пору?

После невероятного ремонта, все переживания проходят, когда снова садишься за руль и трогаешься вперёд, - забывая о своих бывших трудностях, которые остались, давно позади тебя. По дороге в распадках, я ставил в ту пору капканы на соболя и песца, отмечая на своей самодельной карте их места. А, чтобы легче было найти их под снегом, я на каждом деревце, прикреплял светоотражающую бумагу от дорожных знаков, которые закреплял на ветках деревьев, - видя их отражающие огоньки далеко в ночи? Приманку готовил из протухших рыбьих голов, которая «воняла», сильнее уксуса, притягивала своим запахом местное зверье, за несколько километров от расставленных капканов.
Пурга постоянно заносила снегом мои ловушки, поэтому, на обратном пути, я их нахожу, - благодаря яркому огоньку светоотражающих бумажек. Иногда при их проверке, приходится подъезжать к занесенному капкану на тягаче вплотную, чтобы   брать лопату, и разгребать двухметровый занос снега, до самого капкана, в котором, возможно ничего и нет? Но, проверить необходимо!
Тяжёлой бывает такая охота, когда «налопатишься» так, что своих рук не чувствуешь, будто они отсохли напрочь?
На обратном пути, снимаю первого своего песца из капкана, - замёрзшего и сильно воняющего псиной? Наверное, когда пытался вырваться из ловушки, он изрядно пропотел под снегом? Якуты говорят, что они себе, иногда отгрызают лапу и спасают свою шкуру, уходя от смерти на трёх лапах?

Зима была в самом разгаре, когда на второй «болото-ход», нашёлся новоиспечённый водитель! Я даже обрадовался, что приобрел, наконец - то себе помощника в дорогу?  Но все, оказалось проще! Этот "помощник", оказался племянником нашего главного инженера, которого вызвал он, - наобещав ему «длинный» рубль и все привилегии к нему, которые он, заработает здесь, под прикрытием своего дядьки. Этот молодой человек прилетел из Украины, - не ведая, что такое Север и какая работа его ждёт, на этом не завидном отрезке тундры?
Вызвав, меня к себе в кабинет, инженер попросил научить его «малого»,  ездить на этой «железяке», и рассказать ему, суть нашей работы: - Что, где и как? Возражать не стал. Работа сама покажет, чего он стоит? Но оказалось все проще, чем думал я!?
Оказалось, наш племянник, никогда дизель и, в глаза не видел? Собрался осваивать специальность, - надеясь на меня, который возможно, станет наставником?  А у меня и своих забот хватало!? Поэтому, я сразу предупредил его, что ездить не всегда получится вместе? На то и техника, которая будет ломаться?! Поэтому, он сам должен самостоятельно учиться на морозе, чтобы без посторонних нянек на собственном опыте мог зарабатывать свои кровные?!
Конечно, работая в своем совхозе на ГАЗ – 53, он не ожидал увидеть такую махину, где ему, придется невольно остаться, - один на один в безлюдной тундре? - Который, вообще не знает такую технику?
- О чем, с ним было говорить вообще? Не по плечу, была ему такая работа?
Поняв мой намёк, что ему нянек не будет, он усердно покатался два дня по вертолётной полосе. А на третий день, прилетел вертолет, с которым он, благополучно и улетел! - Не сказав, своему дядьке ничего о своем побеге.
Конечно, он все правильно понял и поступил разумно.
- На кой хрен ему «длинный» рубль, если жизнь окажется слишком короткой?
Так и стоял этот бесхозный "переваренный" сваркой новенький «болото ход», ожидая своего очередного хозяина, который проявит к нему свою любовь и профессиональный интерес?
К тому времени, я уже перевёз 200 тонн топлива, и шёл по намеченному графику, - сделав пять рейсов. Оставалось сделать, всего две ходки, чтобы завести полностью топливо, согласно графику. Машину я освоил и стал с ней разговаривать - на «ты», наверное потому, что поверил в нее!?
Постоянно, к очередному рейсу готовился очень ответственно, чтобы проблем не было по дикой дороге? Проваривал заново на металле: появившиеся трещины, протягивал тысячи болтов на гусеницах, клеил на базе пробитые колеса и заряжал аккумуляторные батареи!
В общем, работы хватало всегда, и расслабляться, как шофера балуясь самогонкой, у меня, просто не хватало времени, хотя желаний было предостаточно? Но, позволить этого, я  себе не мог?
Со временем, наши "Уралы" - бензовозы, стали ездить по моей натоптанной дороге, как стая волков, - след в след. И если что, случится с кем, - всегда будет  помощь? А у меня, такой привилегии не было?
Всю зиму, двигатель на «болото ходе», работал без остановки. Поэтому, масло приходилось доливать на «глазок»? И, не дай бог, если где он заглохнет?
 - То, тебе конец! - Сливай воду и вызывай по рации вертолёт, чтобы тебя сняли с этого "болото-хода", который памятником останется на этой пустынной трассе.

В сильные морозы, гидравлический "масло бак" замерзает моментально при заглохшем моторе, и рулевой механизм быстро замерзает. Поэтому, масло в трубках застывает и, машина становится неуправляемой.
Один такой случай, произошёл со мной ближе к весне, после празднования, - День геолога. Привёз, я как-то топливо на Лунный и сливал его спокойно в ёмкость, а заодно, пошёл выписывать антифриз, (недавно завезенный на склад) который, я ждал всю зиму? - Знал бы, что вся эта затея дорого мне обойдется, - ездил бы спокойно на воде? Так нет, - антифриз ему подавай! Залив полностью охладительную систему в двигателе, я поехал в обратный путь.
Проехав шестьдесят километров, как вдруг на кабину "болото-хода" обрушился сверху проливной «дождь»!? Я сначала не понял! Откуда, что и как?
Потом, только дошло до меня, что это "вылетает" в выхлопную трубу антифриз, который продавив прокладку на головке цилиндров, вырвался наружу!?
Такая аварийная ситуация, не предвещала мне ничего хорошего?
Я понял, что приехал до своего последнего конца!? Нужно было, срочно глушить двигатель, и готовиться медленно замерзать?
Прикрепив, аварийную печь - «капельницу» на руле, я запалил ее и, завернулся в "спальный мешок", в надежде приготовился ожидать наши бензовозы, которые должны пойти назад.
- Только неизвестно, - когда? Может быть, шофера ещё дня два пропьянствуют? - Кто знает? Пробовал, связывался по рации, но все напрасно. Сильно много было помех в эфире! Остаётся ждать и надеяться, что тебе, - рано или поздно помогут?

Простоял мой трактор, более суток на дороге. А чтобы, не издохнуть от скуки?
Я вышел на улицу, чтобы снять правую головку двигателя и поменять прокладку?
При этом, начал топить снег на костре, чтобы заполнить систему охлаждения?
Вся моя ремонтная работа на морозе, заняла - три часа.
- «Думал, что сейчас заведу и поеду, благо часть антифриза, все же осталась, а ушло ведра четыре всего? Стал невольно суетиться:
- Под железный водяной патрубок, поставил паяльную лампу, чтобы гонять воду по системе, разогревая замороженный мотор.
За этим занятием, меня и застали ребята, которые подъехали на своих «Уралах», к к моему "болото ходу", который простоял колом на морозе, более суток с замёрзшими мостами, стоял как памятник на дороге!
Четыре «Урала», пытались сдёрнуть его с места? Но все было напрасно.
Нужны были новые аккумуляторы, чтобы провернуть - на пол-оборота двигатель?
Долго не думая, я погрузил «банки» аккумуляторных батарей в машину и, впервые бросил своего монстра на трассе! К которому я, непременно вернусь на вертолете, с новыми «банками» полных энергией и, с флягами горячей воды.
Все это, я привезу на вертолёте через пару дней, - тогда и заведу своего «кормильца», с которым, я должен был поработать - до поздней весны.

В то время, из пос. Айхал, прислали снова, молодого парня, - лет тридцати, который работал простым механиком, выпускавший на линию машины из гаража, работать на "болото-ходе". У начальства душа болит, что второй «болото-ход» пользу не приносит и в приказном порядке, отправили его осваивать новую технику у черта на куличках? Парень показался, - грамотным и проворным.
- Не мешкая ни минуты, - тут же, взял «быка» за рога!? Стал гонять по взлётной полосе на тракторе, привыкая к машине. Поэтому, пришлось мне срочно загрузиться  топливом, чтобы поехать вместе.  Механик новый человек, и нужно было, показать ему дорогу, чтобы вселить в него уверенность. Его «болото ход» стоял всю зиму груженый, еще с первого рейса, который терпеливо ожидал своего нового хозяина.

Выехали утром, вырулив на мою накатанную «автостраду», по которой, было легко ехать, не проваливаясь в глубокий снег? Я, пустил его первым, чтобы он шёл без остановок, не оглядываясь назад, потому что мне, предстояло протрясти по дороге свои капканы, которые не проверял долго.
Еду не спеша, думая о чем – то своём, как вдруг, за поворотом появляется хвост «болото-хода», который стоял с неработающим двигателем, а вокруг него суетится механик наш. Запрыгнув на ленту гусеницы моего «болото-хода», он сообщает мне неприятную новость, что «застучал» у него в машине движок? Поэтому, он слил воду, и поедет со мной до посёлка Лунный пассажиром.
- Ну, дела!? Не везёт с этой машине никак?
С рацией опять проблемы! Не прохождение сигналов?
Я ехал и сомневался, чтобы новая машина, - не проехавшая и пятидесяти километров, вдруг вышла из строя по вине двигателя?
Ерунда какая-то? Спрашиваю, его про давление масла, - он говорит, что прибор показывал, но по его мнению, - врал якобы датчик? Кому верить?
С механиком спорить не стал? Я, не слушал работу двигателя, да и он, - дипломированный специалист. Но в душе своей, я сильно сомневался на этот счёт?

Приехав на Лунный без второго «болото-хода», сообщили о поломке в Айхал, главному механику экспедиции, который в срочном порядке, вылетает в г. Ленск - за тысячу километров, где получает новый двигатель на складе. Вертолет, цепляет его на подвеску и, на следующий день, движок был доставлен прямо на базу партии, - во главе с главным механиком. Чтобы тот на месте, организовал замену двигателя и выявил причину поломки двигателя на "болото-ходе"?
Вернувшись из рейса обратно на базу, меня как крановщика, попросили помочь в демонтаже сломанного двигателя и. установить новый, При этом, все это время, мы втроём должны жить не один день, на жутком морозе в брезентовой палатке, чтобы сделать необходимую работу в безлюдной тундре!?
Рано утром, автокраном, на базе «Урал», мы зацепили «пену» и, в это железное корыто, погрузили новый двигатель. Затем, все необходимое для жизнеобеспечения наше имущество: палатку, железную печь, дрова, кровати с панцирными сетками, уложили рядом в эти железные сани. В кабину сложили продукты питания и поехали в морозную даль на «гиблое» дело.
На месте, - сидя в теплой кабине, разработали план действий, когда приехали к сиротливому "болото-ходу", который стоял на дороге брошенный. Первым делом, надо - было: поставить палатку, разжечь печь и вскипятить чай.
Вооружившись лопатами, мы стали расчищать снег под место палатки. А, когда все установили, - нарубили дров и вскипятили чай.
После обеда, -  сытые и разморённые от тепла, исходящее от раскрасневшейся бочки - «буржуйки», мы завалились спать на холодные матрасы, закутавшись с головой в верблюжьи спальники.
А под утро, когда печка прогорела, а в палатке свирепствовал мороз? Стуча от холода зубами, мы вынужденно стали растапливать печку соляркой, чтобы создать более приемлемую погоду в своем доме?
Хорошо позавтракав, мы стали готовиться выходить на работу, как в открытый космос, рискуя потерять своё драгоценное здоровье?  После не большой своей "планерки", мы распределили между собой обязанности, - пошли расчищать под мотором снег замерзшего "болото-хода". Свое рабочее место, мы тщательно оборудовали, чтобы, было нам удобно работать в непривычной обстановке под этой машиной?
Положили на землю толстый войлочный лист, закрыли место ремонта брезентом от ветра и, зажгли в этом брезентовом мешке, пару паяльных ламп. Тщательно утеплив свое рабочее место мы, приступили к основной работе.
Где в рукавицах, где голыми руками откручивали гайки и болты, - снимая шланги и патрубки с раскаленного от холода железа.
Работали быстро, отогревая мерзлые ключи и свои окоченевшие руки в пламени паяльных ламп. И, к концу дня, мы полностью подготовили двигатель для его демонтажа,но вытаскивать краном его, решили днем, чтобы в потемках не отломать что-нибудь?
Поэтому, на следующий день, мы разогревали все узлы на а/кране, которые были заморожены основательно? - От крестовины карданов лебёдки и, до стрелы редуктора, нужно - было греть, открытым пламенем паяльной лампы?  Наконец, нам удалось справиться с этой работой и мы, к вечеру «воткнули» новый движок, который, был успешно заведен на мертвом "болото ходе".
Двое суток  хватило нам справиться. Но, это ещё ничего не значило, что мы поедем  на этом непослушном "болото-ходе", который не хотел работать на экспедицию?

Первым делом, нам нужно было, хорошо отогреть гидравлику управления машиной паяльными лампами, чтобы наш «болото-ход» стал снова управляемым и поворачивал бы, - куда надо?  Поэтому, нам долго пришлось побегать с лампами по глубокому снегу, отогревая в трубках масло, тянувшиеся от кабины до заднего моста. Но поворотный механизм, полностью не срабатывал!?
Поэтому, нам пришлось «болото-ходом» валить тайгу, четырёх тонным буфером, чтобы развернуться в сторону базы.
Толстые лиственницы, ломались как спички с громким треском, а с их крон, снег падал вместе с сучьями на «болото-ход», засыпая снегом кабину.
Около трехсот метров в диаметре, получился этот вынужденный разворот, который, позже был назван, - просекой "Свистуна».(фамилия механика) А леса, там было навалено, как после прилетевшего из космоса метеорита?
Вернувшись на базу с очередными проблемами, мы сообщили своему начальнику. Но с этой проблемой, никто так и не справился до самого лета?
Был бы тёплый бокс, там система полностью бы отогрелась. До самой весны, простоял наш прославленный «болото-ход», к которому, так никто и не подходил.
За весь зимник – «болото ход», так и не сделал, ни одного рейса.
Промучился недолго с ним его хозяин, и улетел от него, как от греха подальше?
Но, кличку свою прославленную, оставил, - «Свистун»! И все, из-за того, что слишком много знал о технике?

Так, незаметно пролетела зима. В мае месяце, когда заметно потеплело, мне оставалось сделать, еще один последний рейс. Всех наших водителей, отправят на полгода в отгулы на материк, до следующего зимника. Поэтому, мне нужно - было торопиться, чтобы успеть?
Поэтому за неделю, я доставил последний тоннаж топлива к месту и, с весёлым настроением, погнал домой своего «рысака», - шлёпая гусеницами по талому снегу, форсируя разлившиеся речки, чтобы без остановок, - за двое суток, успеть на вертолёт. По дороге, спешно снимал все свои капканы, чтобы не потерять их за долгое время отгулов? 
На вертолёт я успел. Но, начальник стал упрашивать меня, чтобы я остался на лето поработать. Сказал, что придут баржи с пиломатериалом, трубами и разным оборудованием, которые я, должен грузить краном на «болото-ход», чтобы вывозить с крутого берега в посёлок.
Что тут поделаешь? Я один работал на двух машинах. Поэтому, краном должен был, загружать и вывозить, около трехсот тонн груза?
Конечно, я очень завидовал своим шоферам, улетавшим на «материк», отдыхать до самой осени. Я хорошо понимал, что без меня у них будет запарка, - как без крановщика, так и болото-ходчика, в одном лице?
- И я, остался!

Успокаивало одно, что отдушиной от безделья, мне будет хорошая рыбалка, которая состоится после ледохода?
Лето, я провёл по полной программе, потому, что была здесь в устье Лены - реки настоящая рыбалка! И рыбы - море!
Я нигде так не рыбачил, как здесь на базе экспедиции? По весне, после ледохода, ловили на «закидушки» осётров и варили из него в ведре настоящую уху, которая была несравнима с сорной рыбой. Так, лето пролетело незаметно, кормя здоровых рыжих комаров, дожидаясь эти пропавшие баржи? А посёлок, жил своими буднями и праздниками, которые были похожими, - как один день.
Наконец, пришли баржи. Был сентябрь месяц и, на воде, уже появлялась шуга, которая, днём на солнышке таяла, но дыхание осени чувствовалось с каждым днём все заметнее. Исчезли комары, вода становилась холоднее, а лес, принарядился в цветной наряд лиственницы и березового стланика, поникшего на крутых сопках.
Все менялось на глазах? Только разгрузка, шла полным ходом.
Триста тонн груза, я выгружал и вывозил по крутому подъёму наверх, - подальше от берега.
Песок и камни, сильно затрудняли движение «болото-хода», который, по тридцать с лишним тонн груза, вывозил на своей платформе, ревя своим двигателем на всю округу, выцарапываясь уперто на подъем с берега реки.
Все шло по плану, который мы, наметили на сегодня, чтобы быстро закончить  выгрузку и отпустить обратно баржи назад. Да и мне, также выпадет возможность, на пару месяцев, съездить домой отдохнуть с семьей. Капитан буксира, не нарадовался такой стремительной разгрузке, которому, хотелось быстро закончить эту работу, и катер - буксир, тут же отчалит от берега, чтобы вновь потянуть против течения на всех парах, обратно свои баржи.

Сегодня заканчивали выгрузку. Поэтому к обеду, мне оставалось сделать пару рейсов, - загрузить металл и вывезти все на берег. Вроде бы и груза немного, но металл тяжёлый? И, меня упросили, погрузить остававшиеся три пачки на барже труб. А, это не мало, - двенадцать тонн. Поэтому, более сорока тонн, я потащил на своём тракторе, включив самую пониженную передачу, преодолевая крутизну подъёма. Вдоль берега, перегруза не чувствовалось Но, поворот на девяносто градусов с берега на подъем, по тяжёлому песку, сразу сказался на мощности двигателя, который стал «задыхаться», и вот - вот, должен заглохнуть?
Что делать? Тормозов нет, даже «ручного»!?
 Моментально, нога нажала педаль слива и двигатель взревел на холостых оборотах, - дёрнулся назад. После чего, машина покатилась шлёпая гусеницами - прямо в Лену - реку. Ничего более, не оставалось мне, как ожидать его остановку в сопротивлении воды, которая должна остановить его, чтобы быстро оценить ситуацию. Конечно, я успевал только рулить, объезжая на скорости большие валуны, и через мгновение "болото-ход" врезался со всего ходу в воду. Но тягач, не остановился из за глубоких у берега ям, которые, и утащили меня, - накрыв кабину студеной водой реки! Видя, что машина уходит под воду, я через люк выскочил на крышу, успев быстро сбросить сапоги с ног и меня подхватила волна, идущая после «болото-хода», которая, потащила дальше от берега, который скрылся быстро в пучине? Поэтому, моя «железяка», быстро нашла себе там, настоящий отдых в глубокой, пятиметровой яме, которая надолго спрятала его от любопытных глаз.
А когда, утонул мой кормилец, - волна буруна воды, постепенно ослабла, я быстро перевернувшись на спину, стал выгребаться к берегу, до которого было метров пятьдесят?
Все произошло, так неожиданно, что с трудом осознаю, всю эту катастрофу с исключительным спокойствием. Без всякого страха, плыл я к берегу. При этом, знал, что доплыву!? Вода была ледяная, но тело терпело. Хорошо, что ноги судорогой не свело. Поэтому, я доплыл до самого берега, пока задницей не почувствовал дно?
Народ, который оставался на барже, бежал на место этого небывалого
происшествия,- не веря, что такое могло произойти у них на глазах?

Выбравшись на берег, я встретился с инженером, который, прибежал на место происшествия. Это он, упросил меня погрузить эти роковые двенадцать тонн труб, которые, чуть не утопили меня? Я, ничего не сказав никому. Лишь бегом, побежал домой переодеваться и согреться.
Дома, я налил себе в кружку крепкого самогона и залпом выпил его для согрева.
- Псе равно теперь, работы не будет? А навигация, для меня - навсегда закончилась? «Болото-ход» на дне реки отдыхает, а я, стуча зубами, пью водку! Вот такая не хорошая судьба, закончила мою карьеру, - горе тракториста!? Компания, по спасению моего монстра, который надёжно приготовился зимовать под толстым слоем воды, - разрабатывалась оперативно на берегу.
Подогнали катер-буксир на место утопления. - Шкипер баржи, длинным шестом искал кабину «болото-хода», обсуждая возможность, как – то зацепить трос за его клыки, которые, были под рамой. Но, там было сильное течение и храбреца, который поднырнет под него, могло мгновенно затащить мощным течением холодной воды под него? Стали думать, как ловчее спасать машину?
Первым добровольцем, нашелся наш дизелист тракторных станций, который частенько выбегал из бани и «моржевал», купаясь в снежных сугробах.
Опустили шест - глубомер, по которому он, зажав трос меж ног обмотав их тряпками, чтобы не пораниться, опустился под воду.
Зевак собралось много, со всего посёлка. Пришли больные и пьяные, чтобы поглазеть на небывалый случай, который, не часто можно посмотреть у себя дома?

Наконец "морж", вынырнул и дал понять, что попытка удалась. Бегом из толпы, зевак, два тракториста без команды, помчались за рычаги тракторов, которые и вытащили тяжёлую махину из реки.
Всю ночь стекала вода из всех щелей утопленника, оставляя на песке следы стекающих потоков. А под утро, пошёл снег, который шёл весь день! Наверное, хотел скрыть все следы преступления? - которые мы оставили на голом песке.
Домой мне дорога была «заказана» до тех пор, пока я не приведу машину до полной технической готовности? Наутро, снег начал таять, а я, собирая всю прибрежную грязь, лазая под «болото-ходом», откручивал пробки из мостов и двигателя, чтобы спускать из них воду. Два дня, пришлось сушить на радиаторах отопления: генератор и стартер. После, в завершении этих мероприятий, разжёг под мотором костёр, который полностью высушил двигатель.
 




Двигатель завёлся с первой попытки. Мне повезло, - блок остался целым, и меня отпустили в отпуск домой, успокоенного от такого недоразумения, свалившегося на меня в один момент? что за всю длинную, зиму, такого ЧП никогда не было? По пути, в Айхале, я пришёл к шефу экспедиции на приём, чтобы напомнить ему наш с ним уговор? Он, конечно, узнал меня. Поздоровался приветливо и поблагодарил меня за упертый характер и смелость, спросил, - как я не утонул?
Кто – то, уже успел «капнуть» в главк про ЧП, но он, мужик был простой и справедливый, все понимал и лишних вопросов не задавал. По селекторной связи вызвал главного бухгалтера и попросил связаться с банком, чтобы на моё имя был выписан чек. Я сижу и помалкиваю, думая о своей судьбе, которая с затаенным вниманием ожидала каких-то плохих результатов. - Обманет или нет? - думал я в тот момент. Но, все благополучно обошлось и я, получив в банке чек, днем вылетел домой вертолетом. Через некоторое время, грянул дефолт! - Экспедицию разогнали и мне предложили уволиться по почте, что я и сделал. На этом и закончилась моя экстремальная работа у черта на куличках.  Теперь я, как никогда был свободен самим себе. При этой смуте всей, не пришлось мне расслабляться, потому, что в поселке прилавки были пустые в магазинах, а кушать хочется всем. Прокормиться, как раньше, уже не было возможности. Приходилось крутиться: ездил заготавливать бруснику на продажу, сушить грибы и ловить рыбу, а все это, требовало большого труда, с которым мне удавалось справляться. Все это было. В дальнейшем, после двадцати лет жизни, решили покинуть Якутию – Саха, которая дала нам возможность, вовремя отправить контейнера за счет экспедиции на материк. Дядя Коля, - радист, с которым, мы работали в одной партии, - пообещал нам, - находясь в отпуске на материке, что подаст объявление, - обменять машину на квартиру в Тульской обл. В те годы, когда можно было, реально обменять машину на квартиру, и мы стали ждать положительные отзывы? Поехав в отпуск, мой дедок, как и обещал, - дал объявление в «Тульскую панораму». Тогда, в кризисный 91 год, когда дефицит на машины был в полном разгаре, можно было спокойно поменять, железо на камень. Мы думали, что нам повезло, поменяв машину в Узловой. Затем, когда оформляли документы у нотариуса, который, как бы, между прочим поинтересовался у нас: - зачем мы, приехали в местность, которую накрыло чернобыльское облако? Мы, конечно, не могли об этом знать? Все тогда умалчивалось нашим государством:
- Ни по радио, ни по телевидению про этот случай, ничего народу не сообщали. Сидим с женой, не зная, как отреагировать на эту новость? Но документы уже оформлены, обмен состоялся, и сделать уже, мы ничего не могли, а отказаться, было неудобно. Так и остались.