Мой друг Бернард Вербер

Алексей Анатольевич Карпов
«Есть книги и люди, которые играют в нашей жизни роль проводников»
 (Бернард Вербер, французский писатель)

 Жизнь – удивительная штука, чем-то похожая на коробку с пазлами-событиями. Мы пытаемся собрать их в логичную картинку, даже не представляя, что получится в конечном итоге. Порой кажется, что картинка почти уже удалась (или, наоборот, не складывается), но кто-то неведомый, бесцеремонно вмешиваясь в процесс сборки, подсыпает новые пазлы в виде встреч с незнакомыми тебе людьми и, как мы думаем, случайных событий. И нередко оказывается, что именно им отведены знаковые роли в наших житейских сценариях. Но мы до поры об этом не знаем…

 Однажды вечером раздался телефонный звонок, и незнакомый мне человек пояснил, что решил познакомиться со мной после прочтения одного из моих рассказов, который он отыскал в интернете по рекомендации приятеля. Рассказ настолько понравился, что  Константин Корчагин (так зовут моего нового знакомого) решил поделиться со мной своей полумистической историей, которая  могла бы стать сюжетом для нового рассказа.

 Уже после нескольких минут общения стало понятно, что Константин Николаевич – настоящая находка для журналиста. В его богатой на интересные события жизни произошло немало встреч с известными, а то и легендарными людьми. Один из них - культовый французский писатель Бернар Вербер, книги которого помогли многим людям  планеты изменить свое отношение к жизни и смерти.

 - История эта началась с гибели моего лучшего друга Олега Анатольевича Кудряшова – он погиб так неожиданно и нелепо, что я никак  не смог смириться с этой потерей, - начал свой рассказ Константин. - Вокруг меня происходили какие-то события, я участвовал в них,  но как бы на автопилоте, постоянно думая о своем друге, хрупкости жизни и несправедливости смерти.
 В таком эмоциональном состоянии я находился несколько дней, и тогда супруга предложила прочесть книгу Вербера, мол, возможно, она поможет мне пережить ситуацию. Я, едва не вспылил: «Какая еще книжка… в такой момент!».
 Положив передо мной книгу, супруга ушла укладывать ребенка, а я начал рассеянно перелистывал страницы, пытаясь вникнуть в содержание текста. Неожиданно содержание романа «Империя ангелов» увлекло меня настолько, что иногда казалось: писатель Бернар Вербер написал это произведение именно для меня, для понимания ситуации, которую я сейчас переживаю. В этой книге я нашел все — утешение и мудрые подсказки на мучавшие меня вопросы и сомнения. На следующий день отправился в книжный магазин, где приобрел все имеющиеся книги Вербера. Другие романы, написанные им: «Танатонавты»,  трилогия «Мы, Боги», произвели столь же мощное впечатление, которое можно сравнить с прикосновением к великой тайне.

 Как-то во время обсуждения нового романа Вербера я сказал супруге, что хотел бы встретиться с писателем: пообщаться и лично поблагодарить его за удовольствие и поддержку, полученные от прочтения его чудесных книг.   «Так за чем же дело стало? Возьми да и познакомься! Или слабо?» - пошутила она. «Почему слабо, в этом году обязательно встречусь с Вербером!» - неожиданно для себя заявил я. Почему-то в этот момент я нисколько не сомневался в реальности встречи и даже задумался о том, где найти хорошего переводчика.
 Ну, а дальше события стали развиваться, будто по мистическому сценарию: этим же вечером в теленовостях прошла информация, что 6 сентября на московскую книжную ярмарку приедет Бернард Вербер в рамках презентации своей новой книги. Надо ли говорить, что я немедленно купил билет на поезд, отменив уже намеченное на эту дату совещание директоров.

 Презентация книги и встреча Вербера с поклонниками его литературы должна была состояться в Парке Горького, а точнее в кафе «Дом рыбака». Парк огромен, я иду под проливным дождем, от которого не спасал даже зонт. Кафе я отыскал, будучи промокшим до последней нитки. Бернард был уже там – он сидел за столом в окружении переводчика и телевизионщиков. Заказав чайник чая, я сел за соседний столик, пил обжигающий напиток, слушая, как писатель общается с журналистами. На ресторанном чеке запечатлелись дата и время – 12.34 – момент моего знакомства с Бернардом Вербером. Этот чек я сохранил на память об этой удивительной встрече.

 Когда интервью завершилось, я подошел, представился, поздоровавшись с Бернардом за руку. Рассказал, что приехал из города Саратова - российской глубинки, только ради встречи с ним. На что он совершенно серьезно ответил: «Ты совершил настоящий подвиг!».

 Мы проговорили несколько часов. Я рассказывал о себе, о погибшем  друге, и о том, как его книга помогла мне пережить этот трудный момент. Мои монологи Бернард слушал с искренним вниманием и интересом. Казалось, его интересует буквально все о жизни в России и событиях, здесь происходящих. Когда я рассказал, что в 90-е был тренером по каратэ и даже завоевал титул чемпиона страны, Бернард живо поинтересовался, пригодились ли бойцовские навыки в реальной жизни. (Перед приездом в Москву он где-то прочел, что в нашей стране много воинствующих скинхедов). В связи с этим вспомнилась давняя история с пожаром в студенческом общежитии, о которой я рассказал писателю.
 Мы познакомились с Олегом  Кудряшовым на его дне рождения, которое он отмечал в студенческой общаге. В комнатку набилось много студентов, а меня представили имениннику, как обладателя 1-го дана по  каратэ-до  Кекусинкай. В самый разгар вечеринки дверь распахнулась, и напуганный вахтер сообщил, что на первом этаже загорелся склад с матрацами.
 Вся наша компания ринулась на первый этаж. Видим, уже стоит толпа — все с ведрами и тазиками, но попасть внутрь склада никто не может из-за запертой двери, сваренной из арматурных прутов. Ключ от замка у коменданта, а тот уехал на дачу. И тут Олег Кудряшов говорит: «Сейчас мой друг-чемпион откроет эту дверь одним ударом ноги». Все расступились, смотрят на меня, шушукаются что-то про Ван Дама и Брюса Ли. Мол, те бы точно смогли, а этот…

 Моя задача заключалась в том, чтобы нанести точный удар ногой в личинку замка. Некоторое время готовился, концентрировался, потом удар… и дверь распахнулась. Пожар, который возник из-за окурка, попавшего на склад через дырку в стояке, быстро потушили. Мы вернулись к праздничному столу, за которым уже не именинник, а я стал героем дня. Потом по общаге стала ходить  легенда о госте-каратисте, сумевшем с одного удара «вынести» металлическую дверь. Легенда обрастала подробностями, благодаря чему количество желающих заниматься в секции возросло многократно, а мы с Олегом и в самом деле стали лучшими друзьями.

 Выслушав этот рассказ, Бернард поаплодировал, отметив, что навыки по боевому искусству пригодились в сугубо мирных целях. Потом тема разговора зашла о его литературном творчестве, восприятии жизни, которую Бернард назвал «большим путешествием за впечатлениями».
 Мне было интересно узнать, что вдохновило его и стало поводом для создания романа «Танатонавты» (переводится как «Разведчики смерти»). Он объяснил, что на эту тему собралось большое досье, начавшееся во времена его журналисткой карьеры. Тогда он специально ходил в больницы, беседовал с теми, кто побывал за гранью жизни, пережив клиническую смерть. Записывал их видения и впечатления. А еще на день рождения друзья сделали ему необычный подарок: организовали встречу с гипнотизером, который, погрузив Бернарда в состояние транса, позволил ему «увидеть» информацию о том, кем он был в своих прошлых жизнях.

 В финале нашей беседы Бернард пригласил меня к себе в гости во Францию, пообещав прислать вызов. Мы обменялись контактами и расстались, как потом выяснилось ненадолго.

 После пресс-конференция и встречи с читателями, организаторы встречи увезли писателя на съемки в студию. До поезда оставалось несколько часов, и я решил прогуляться по набережной Москва-реки. И вдруг у одного из причалов я увидел одиноко стоящего Вербера, мокнувшего под моросящим дождиком. Вокруг него ни души, лишь пластиковые чемоданы с аппаратурой. На носу Бернарда висела дождевая капля, а сам он дрожал от холода. Я набросил на его плечи свою куртку, и мы в течение получаса простояли рядом под моим зонтиком. Бернард был тронут таким отношением, он улыбался и часто повторял: «Мon ami!» (Мой друг).

 Как оказалось, на этот вечер был запланирован теплоходный круиз с участием победителей литературной викторины по произведениям Вербера. Все его окружение разбежалось решать какие-то вопросы, оставив писателя в одиночестве. Когда появилась телегруппа, Бернард попросил оператора сфотографировать нас. Он взял зонт и во время фотосессии держал его надо мной, как это делал я на протяжении 30 минут. А потом пригласил на теплоход в качестве его личного гостя.

 И вот теплоход отходит от причала… В круглые иллюминаторы стучатся дождевые капли, но в салоне тепло и уютно. Нас рассаживают на белоснежные кожаные диваны и угощают чаем. Появляется Вербер и, кивая на круглые иллюминаторы, говорит: «Представьте себе, что мы сейчас находимся на космическом корабле, совершая полет в Галактику. А дождь – это метеориты, которые проплывают за бортом корабля. И среди собравшихся есть мon ami, который приехал издалека, чтобы встретиться со мной, а потом еще и спасти от простуды! Теперь я знаю, что в России у меня есть настоящий друг, которого я приглашаю к себе в гости в Тулузу...

 Тот дождливый сентябрьский день подарил мне фантастические впечатления — встречу с одним из самых выдающихся писателей современности и даже право быть ему другом. Семейное предание гласит, что мой прадед был лучшим другом Максима Горького со времен, когда тот еще был Алешей Пешковым. Возможно, и мои внуки будут гордиться тем, что их дед был другом замечательного писателя и человека Бернарда Вербера…