Мой Дальний Восток. ч. 2

Георгий Хруслов Составитель
ЯКУДЗА УЧИТ РУССКИЙ

Часть 1

В начале 80-х годов я преподавал русский язык на вечерних курсах в городах Осака и Киото, район западной Японии. Историческое название района -  Кансай так и значит: "на  запад от границы" или "на запад от заставы". Осака - центр деловой активности, промышленно развитый город. Киото - исторический центр японской культуры, славится своими храмами.

Слушатели курсов были самыми разными людьми - от студентов, которые занимались дополнительно к университетской программе, чтобы быстрее выучить язык, до пенсионеров, которые хотели подольше сохранить знание языка, приобретенное в молодости.

Мое внимание привлек один слушатель, который выделялся среди других независимой манерой держаться. Было ему около 40 лет, среднего для японцев роста, развитая мускулатура, жесткие ладони. Часто пропускал занятия, но всегда догонял группу, причем в знании разговорных русских слов и выражений даже обгонял. Звали его, допустим, Кияма-сан (имя изменено).

Японцы вообще очень вежливый народ, но обращение с Киямой в группе отличалось особой учтивостью. Как-то я спросил другого своего слушателя, врача, о причинах такого особого отношения.            

- Всё очень просто, - ответил он. - Кияма-сэнсэй - якудза, причем не обычный член группировки, а занимает там важное место, он - консультант  по портовым делам.

- И это так широко известно?

Врач засмеялся:
- Да, это почти полуофициальная должность.
 
Мои знания о якудза были ограничены. Я знал, что так называют японскую организованную преступность. Источники ее доходов - игорные заведения, массажные салоны (проституция) и "защита" мелких предпринимателей и торговцев от местных хулиганов (парадокс - бандиты защищали простых людей от других бандитов).

На узкой улочке, на которой я жил, время от времени появлялись  роскошные лимузины, которые едва протискивались между домами. "Якудза поехали", - шептались соседи.

- А почему сэнсэй? При чем тут якудза? Ведь якудза - это японская мафия, а сэнсэй - так называют учителей, - продолжал расспрашивать я.

- Сэнсэй - это любой наставник, профессионал. Вы - сэнсэй. Для своих пациентов я - сэнсэй. Кияма-сан - тоже сэнсэй. Он преподает карате. У него своя школа в порту.

- А зачем же ему русский язык?

- Спросите у него сами, - уклонился от ответа врач.

Так я и сделал. В один из ближайших дней на празднике газеты, которую поддерживала дирекция курсов, я обратился к Кияме с просьбой рассказать, правда ли, что он якудза, и чем он занимается в "организации" (если ему можно об этом говорить).

- Как же у вас это так вышло? - спросил я, - и прозвучало это, как: "Как же это вас так угораздило?"

- Соо да на…- сказал Кияма, что в контексте можно было перевести как: "Так уж получилось…".

Отвечал он на редкость дружелюбно и охотно, естественно, опуская многие детали.

Вот его рассказ.

Он - потомственный докер, всю жизнь был занят на погрузочно-разгрузочных работах в порту. Хорошо зарабатывал, мог содержать большую семью, помогать родителям.

С десяти лет занимался в секции карате в порту, делал большие успехи. Когда его учитель состарился, и отошел от дел  то передал свою школу Кияме.

Но настали плохие времена, экономическая ситуация в Японии тоже меняется и подвержена спадам.

Были снижены расценки на выполняемые работы, соответственно, упали заработки. Докеры пытались организовать забастовку, но им было объявлено, что при отказе выйти на работу будут проведены массовые увольнения (локаут), а в порт придут те, кого называют штрейкбрехерами. Вдобавок рабочим пригрозили недовольством местной мафии - якудза, которая также несла убытки от простоя портовых работ.

Это было последней каплей! Кияма собрал своих товарищей, готовых бастовать, и сказал:
- Нам грозят якудза. Давайте же сами станем якудза!

Надо понимать, конечно, что докеры - тоже не гламурные мальчики и не кисейные барышни, а люди тёртые, имеющие жизненный опыт. Сами о себе они в шутку  говорят, используя лозунги со стен портовых сооружений, что докеры - "оплот мировой экономики", "основа современной логистики" (indoril.com).  На "фу-фу" их не возьмёшь.

Кроме того,  Япония - островное государство, пронизанное родственными связями. Кияма договорился о встрече с руководителем местной якудза, с которым состоял в родстве, скажем, через двоюродную тетку жены (точную степень родства установить трудно).

На встрече договорились о главном: якудза соблюдают нейтралитет, не вмешиваются в конфликт, не поддерживают ни администрацию порта, ни забастовщиков. Более того, было решено распространить слух, что якудза, напротив, сочувствуют бастующим.

Таким путем якудза стремились создать положительное  общественное мнение о себе, выставить себя защитниками простых людей - японскими Робин Гудами и Вильгельм Теллями в одном лице.

Полиция тоже дала знать, что вмешиваться не собирается. Пусть этим занимается управление общественной безопасности. Порт как стратегический объект по их части. А у тех свои приоритеты - выявление и нейтрализация  группировок экстремистов, как правых, так и левых.

Таким образом,  к сражению готовились два противника - "тигр" против "дракона", администрация порта против стачечного комитета.

Каждый из бастующих привел в порт своих родственников или друзей - молодых парней, которые занимались боевыми искусствами - карате, айкидо, джиу-джицу, фехтованием на палках (дзёдо) или мечах (кэндо). В полном составе явилась школа Киямы. Вместе набрался внушительный отряд. Многие захватили свое снаряжение, включая нунчаки, - грозное оружие, несмотря на  кажущуюся простоту.

Все владели навыками работы на автопогрузчиках и башенных кранах, у всех были пропуска на территорию порта и допуск к работе.  Кияме пригодилось знание русского языка, которое он шлифовал на курсах. После встречи с ним капитаны советских судов заявили руководству порта  решительный протест против задержек с отправкой грузов.

Кияма продолжил свой рассказ:

- Когда к воротам порта подошли первые штрейкбрехеры, я поднял руку, и они остановились. Я подошел к ним и спокойно объяснил, что они будут неправы, если выступят против общих интересов рабочих. Оказалось, что они того же мнения. Никто не стал спорить. Немного поговорив вполголоса, они стали расходиться.

"Тигр" оказался с дырявой шкурой. Локаут был отменен. Расценки повышены.

После этого случая руководитель местной якудза предложил мне "следить за порядком" в порту, и я согласился. Все были довольны этим решением. Лучше я, чем кто-то другой. Я хорошо знаю жизнь простых рабочих и никогда не буду действовать им во вред.

- Чем же вы занимаетесь в порту как представитель "организации"? И что можете?

Кияма помедлил с ответом:

- Можем … всё. И заниматься приходится всем. Людьми, техникой.   Мы навели порядок в порту. Люди идут к нам за советом и помощью.
 
Докеры знали свои проблемы "изнутри". Без множества  согласований и виз - так называемого "хождения вокруг корней" (нэмаваси) - им удалось внедрить в практику несколько новых идей в области морских грузоперевозок, которые дали существенную прибыль. После этого администрация порта окончательно оставила их в покое.

Разговор подошел к концу. Я поблагодарил Кияму-сэнсэй за рассказ. Он вручил мне свою визитку, добавив, что, если у меня возникнут какие-либо проблемы в порту или в его окрестностях, мне нужно просто показать ее. На карточке стояло: консультант по вопросам развития порта … город … номер телефона. Ситуации предъявлять визитку, к счастью, не возникло.

Часть 2

Я также получил приглашение побывать в школе Киямы. В свободный день я воспользовался этим приглашением.

Школа Киямы размещалась в тренировочном зале, к которому примыкали душевая и раздевалка. В зале необходимое для занятий оборудование и снаряды. Меня поразило, как изменился внешний вид тренера - стал властным, требовательным, жестким. Технику его приемов, на первый взгляд, было невозможно воспроизвести. Позже я узнал, что за владение резким и мощным ударом ученики  называют его "пружиной" (банэ).

После тренировки, на которой я был зрителем, мы разговорились. В то время в культурном центре газеты "Асахи" раз в неделю (по субботам) работала оздоровительная группа японского шаолиня (нихон сё:риндзи кэмпо:),  и я сказал Кияме, что хожу туда на занятия.

Каждое занятие длилось около часа. Начиналось оно с приветствия тренера. Потом группа садилась кругом в позе лотоса, тренер в центре, и  шла беседы тренера с группой  (15 мин.). Он рассказывал об историко-философских основах шаолиня (в его японском варианте), об истории его появления на свет, приводил примеры, как на практике, в повседневной жизни, можно реализовать его постулаты и - при необходимости - защитить себя и других от зла. Потом была разминка (15 мин.) - упражнения на разогрев, растяжку мышц, гибкость суставов. Далее мы разбивались на пары (каждый раз новые) и отрабатывали тот или иной прием (в двух вариантах - нападения и защиты).

Когда тренировка заканчивалась, мы еще какое-то время оставались в зале. Тогда японское ТВ показывало комедийные боевики с Джеки Чаном в главной роли. Наш товарищ по группе, молодой парень, работавший электриком в одной из крупнейших корпораций Японии, пародировал самого Джеки Чана. Он начинал демонстрировать трюки из фильма, показанного накануне. Свободно делал "большое колесо" - мелькнут полы куртки, и он уже в противоположном конце зала, за спиной "условного противника".

Кияма выслушал всё это скептически и только махнул рукой:

- Пустое дело! На самом деле нет никакого японского шаолиня. Это фантазии Со Досин и японских мастеров карате, которые после войны набивали себе цену, хотели выделиться. Подумайте сами, как могли китайские мастера шаолиня передать в 30-е годы японцам свои секреты? Даже под пытками они бы этого не сделали.

Ну, покажите, чем вы там занимаетесь. Встаньте в основную стойку.

Я изобразил то, чему нас учил наш тренер Окумура-сэнсэй.

- Ну, вот, я же говорил, испорченная окинавская стойка, а совсем не китайская, ничего своего нет. Запомните: карате к нам пришло с Окинавы, а не из Китая. Привез его мастер Фунакоси Гитин.  В Китае свои стили в ушу, а у нас свои в будзюцу. Ну-ка, покажите какую-нибудь  ката.

В "Асахи" мы как раз разучивали ката  "земля и небо" -  двойной блок руками, два удара руками, удар ногой, шаг вперед. Я показал, как смог. Кияма  тут же определил, что ката тоже окинавская, и показал, как пробить такой блок.

Я поблагодарил его за совет. Видимо, Кияма-сэнсэй был всё же не совсем прав относительно времени проникновения карате в Японию, но не спорить же с мастером.

К сожалению, я довольно быстро потерял Кияма-сэнсэй из виду. Он закончил 3-месячный курс обучения, потом еще один, а на 2-е полугодие уже не пришел. Видимо, хватало дел по "наведению порядка" в порту. Мы передавали друг другу приветы через общих знакомых, пока и эта ниточка не оборвалась.

Краем уха я слышал, что он помогал в организации и проведении соревнований по карате в Находке и Хабаровске, где после Олимпиады-80 официально открылись секции ранее запрещенного карате. Владивосток в то время еще оставался закрытым городом, и туда доступ японцам не был разрешен.


Примечания

Локаут (англ. lock out, букв. - "запирать дверь перед кем-либо") - остановка работы или  сокращение производства работодателем с прекращением выплаты зарплаты, для оказания давления на бастующих работников.
 
Мафия (итал. mafia) - криминальное сообщество, возникшее на Сицилии во второй половине XIX в. Термин «мафия» часто используется в общем смысле для обозначения любых этнических преступных группировок.

Со Досин - псевдоним Накано Митиоми (1911-1980), создателя система самозащиты, духовного совершенствования и физического воспитания, известной под названием японского шаолиня.

Фунакоси Гитин (1868-1957) - мастер карате из Окинавы, родоначальник японского карате.
 
Штрейкбре;хер (нем. Streikbrecher, букв. - "ломающий стачку") - лицо, занимающее сторону администрации в её споре с забастовщиками и поддерживающее её своим выходом на работу в период забастовки.

Якудза (яп. 8-9-3) - название японской мафии, состоит из трех корней: "я" - "8", "ку" - "9", "дза" - "3") - в сумме 20. В японских картах неблагоприятное количество очков. Игрок с таким раскладом должен проявить выдержку и мастерство, чтобы выиграть.


15.03.2015
Берлин