В ледовом плену

Владимир Кириленко2
В средних числах ноября, приходят сильные морозы на необъятную якутскую землю, которая замерла в ожидании зимней стужи. В такую пору, меняется весь местный ландшафт природы, неожиданно превращаясь в единую снежную картину, которая кристаллизируется хрупкими серебряными узорами из микроскопических снежинок, которые на солнце играют изумрудным сиянием! - Значит, в такую пору, наконец-то пришла настоящая зима, которую давно ждут шофера – рейсовики, чтобы после летнего утомительного перерыва, можно - было наконец загружаться попутным грузом: - Пустыми деревянными ящиками от водки, или мороженными коровьими шкурами, чтобы уйти в морозную даль на далёкий Якутск за первым настоящим грузом. Такими первыми рейсами,- шофера открывали неизведанные пути - дороги, прокладывая своими колесами машин по неглубокому снегу первую колею, которая и станет основой нового зимника!
Каждый сезон на таких «зимниках», в настоящую беду попадают многие беспечные шофера, которые необдуманно рискуя своими жизнями, уезжают рано, - не дождавшись официального открытия ледовых переправ. Им, нипочем были такие рискованные поездки: по не промерзшим льдам глубоких рек, речушек и таежных ручьев.
Такие беспечные и жадные до денег шофера, всегда надеются на свою удачливую судьбу,  рискуя проскочить переправу - на Авось, с тяжелым грузом? Конечно, за "порожняк" контора не платит, поэтому смысла не было, гнать пустую машину за 800 км, рискуя собой - за бесплатно?
Поэтому шофера, еще с лета присматривают облегченный попутный груз по всем организациям поселка: - Это бывают шкуры коров с живодёрни, и ящики из - под водки со складов ОРСа и, металлические пустые контейнера? Кроме металлолома и прочих тяжёлых грузов.
Кому не доставался лёгкий груз, загружались лёгким цветным металлом в аэропорту, при этом,нанимая газосварщика за свои деньги, который отрезал металл газосваркой от разбитых вертолетов и самолетов. Грузились медленно, ожидая, когда сварщик "бензорезом", отрежет очередной кусок фюзеляжа или крыла, - самых объемных деталей? Водитель, сам укладывал дюраль плотно, чтобы "воз" на машине, был похожим на солидную поклажу из цветного металла? Каждый знал наперёд, сколько он тонн привезёт, и что за этот груз, ему будет причитаться?
А морозы, тем временем с каждым днём крепчали, и всем шоферам, кто стоял уже груженный, - не терпелось вырваться на трассу, чтобы уйти в первый рейс, оставляя за собой шлейф снежной пыли.
Но, не все так просто было? Приходилось долго и терпеливо ожидать благие слухи, которые сообщали им, по сарафанному радио, что кто-то где-то, уже проскочил через ту, или иную речку, по - неокрепшему льду? Им тоже, очень хотелось быстро уйти по - неофициальному зимнику. И все потому, что только там, он по-настоящему ощущает настоящую работу.
Как правило, такое стремление по началу, проявляется с неудержимым азартом к своей профессии. Но, с чувством вины перед природой?
Всегда по дороге, бывают непредвиденные исключения, когда неожиданно подловит тебя, господин несчастный случай смертельной хваткой за горло?
Вот тогда, начинаешь проклинать свою бесшабашную голову с неудержимостью, в погоне за длинным рублём, и все, что к нему прилипает?
Тогда поневоле, сильно захочется заскулить от обиды, попав в лапы смертельной ловушки, из которой, безнадежно надеешься выскочить?
Только кто, тебя одинокого услышит в этом безлюдном белом краю?

Водители - одиночки, как правило, замерзали часто на пустынных дорогах, засыпая в холодных кабинах, от угара паяльных ламп, которыми, согревали кабины, ожидая попутные машины. Поэтому, серьезные шофера, ходить в такие неофициальные рейсы, старались двумя машинами. Чтобы тоннаж машин соответствовал. Тогда и помощь, будет всегда рядом!
Конечно, дорожники старались на переправах через реки, намораживать слои льда, поливая из шлангов воду на лёд в определенном направлении. И через, день – другой переправа была готовая до минимального тоннажа в 5 тонн. Делался пробный заезд, с запасом прочности льда в два раза, в котором, бурились лунки,
- определяли толщину и прочность его. Подписывались бумаги, затем, вешались знаки у переправы и трасса открывалась официально.
 


Но, не все дожидались такой поры. Не терпеливые и бесшабашные, грузились металлоломом по полному тоннажу и тонули под водой с машинами вместе, - уходя под лед! Разогнав машины на высокой скорости, в надежде проскочить опасный отрезок переправы? Если машина, проломившая задними мостами лёд, то пойдёт невредимой под воду на дно. Поэтому, есть возможность спастись шоферу.
Но, если машина попадёт в «пустоты» ледяной промоины передним мостом, - то, верная и неминуемая гибель такому смельчаку!
Попав в смертельную ловушку передком на скорости, - клюнув носом в толщу льда!То, сносится все: - Мотор и кабина вместе с водителем. А все, что остаётся от машины, уходит за считанные секунды под лёд.
- Был человек, с которым пару минут разговаривал? А теперь, его не стало. - Спасать некого!? Все концы в воду? 
Такую ужасную трагедию, быстро скрывает парящая большая полынья! Как будто, ничего и не произошло в ее черной промоине? Особенно тогда, когда пропадёт под лед смельчак – одиночка, то уже, никто не узнает, где и искать его с машиной по "зимнику"? Поэтому, за сутки, на проломанную брешь полыньи, намёрзнет лёд, который скроит зловещее место, и вся "ловушка" засыпается снегом, которая будет поджидать, очередную жертву на своем тонком льду?
Даже, опытные шофера становятся жертвой таких "гиблых" мест, - пока не огородят полынью нарубленными ёлками.
Много гибнет людей в такое обманчивое время, пока зимник не накатают до полной готовности! Поэтому, беды много с водой утечёт безвозвратно в таких безымянных могилах?
Один такой случай, произошёл на наших глазах, когда мы, на двух машинах шли по прибрежному льду, опасаясь глубины?!
- Рисковать не стали, а шли в основном по берегу, где было можно проехать? Конечно, приходилось рисковать в устьях малых речек, выезжая на тонкий прибрежный лёд.
Ехали не спеша. Вдалеке от нас, чёрной точкой виднелась машина, ехавшая груженая дровами, которую, мы догнали. Но, обгонять не стали. Решили, не рисковать?
Ехали за этим смельчаком вперед, держа, его впереди на безопасном для себя расстоянии, чтобы не мельтешить у него в зеркалах?
Проехали не долго за ним. Как вдруг, его машина на очередном устье впадающей речки, неожиданно проваливается вместе под лёд! И, через мгновение, эту страшную картину, закрыл белый морозный туман. Растерявшись от неожиданность, мы остановили машины, - не зная, что в такой ситуации нам нужно предпринимать!?

Клубы парящей промоины, белой завесой быстро прикрыло это роковое место. Поэтому нам, при таких обстоятельствах, пришлось серьезно испугаться, когда мы впервые видели перед собой настоящую трагедию с человеческими жертвами?
- Мать честная! Произошла на наших глазах, смертельный случай, а мы стали, ее невольными свидетелями?
Не теряя время, мы выскочили из машин и бросились к полынье, в надежде, что пассажиры и водитель, скоро вынырнут? Но, из образовавшейся полыньи, неожиданно стали всплывать чурки дров, которые выскакивали из воды как поплавки, закрывая всю брешь пролома плотным слоем чурок.
Мы стояли и ждали, в надежде, что появится среди дров, - головы всплывшего водителя, или пассажира? Но, почему-то, ни кто не появился?
Наверное, пассажиров не было? - Время шло, а водителя, мы не видели?
- Обвязав себя тросом, Мишка – якут, бросился в воду спасать своего земляка, а мне пришлось держать трос, как страховку?
- Прошло не много времени, как нырнул Мишка в воду. После чего, утонувшего парня с Мишкой, я с трудом вытащил за шиворот на лёд обоих!
После чего, мы с другом, перевернув бездыханного водителя, животом на своё колено, стали выдавливать из него воду, - оживляли парня!? 
Пришёл в себя парнишка, минуты через две? - После чего, он долго откашливался от попавшей в бронхи воды.
Конечно, утопшему очень повезло, что рядом были мы? - который ехал один, без пассажиров домой, - не думая ни о чем?

В кабине, - оба разогревались теплом и спиртом от холода. Невольно переживали всю эту нелепую трагедию?
Потом смеялись, после удачного спасения и продолжения жизни? 
Простояв, около часа на месте трагедии, мы пьяные и веселые - поехали в поселок, без дров, - но живые!? - Забрав, нашего "утопленника" с собой, чтобы он "обрадовал" своего начальника!   
Потом придется, этому невезучему парню, всю зиму вымораживать машину, - выдалбливая пешней намерзший лед, через сутки, - по 10 см. выгребая лопатой его, пока не доберется до самого дна реки.
Долбить 4-х метровую глубину льда, займет не меньше месяца? А торопиться нельзя, - если ковырнешь глубже до воды, - вся продолбленная майна во льду, под напором воды, быстро зальется? После чего, придется долбить лед сначала?

Не прошло и двух суток после этого случая? Нас вновь, гонят в лес за дровами, которые, требуются в местную кочегарку при морозах.
Подъезжая, к роковому месту утонувшей машины, рядом с бывшей полыньей, уже стоял деревянный балок на санях, в котором, оперативно хозяйничал наш, утонувший было шофер, - Аркаша. Остановились, чтобы узнать, его дела, и какие планы на будущее?  Выходит, что на всю зиму, ему придется вымораживать машину.
Поэтому, придется здесь жить ему очень долго!?  Затем, убедительно просил нас, не забывать его и, по-чаще заезжать к нему на чай, и попутно привозить ему продукты, скидывать полешки дров для его «буржуйки».
Не плохо жил, но было скучно? В свободное от работы время: ловил на крючки налимов и жарил. В лесу, ставил петли на зайцев, и всегда находил, себе занятие, чтобы не скучать от безделья? А по утрам, самоотверженно долбил лед своей пешней, - по малому выгребая из "майны" лопатой, долбленый лед. Поэтому, через неделю, она была ему по пояс.
С такими темпами, он  успешно должен, за месяц добраться до своего грузовика?

Однажды мы, привезли ему хлеб и решили попить у него чай? Но были, приятно удивлены, когда нас встретила в дверях, какая-то женщина  - укутанная платком?
– Ночью пришла. - говорил Аркаша. Попросилась переждать ночь. Шла пешком из деревни по реке. Муж, говорит избил и выгнал. Ревнивый больно оказался? Так и осталась!?
 - Все веселей, вдвоем! Возможно, эта женщина, была какая то, залетная приблудная бл*дь, которую, - рейсовики, выбросили из машины? Так что, нашел Аркаша, себе подругу по несчастью, которую, придется не только любить, но и кормить?! Так и жили..
Незаметно, прошел месяц. Аркаша добрался до машины, которую тщательно очистил ото льда. Затем, дождавшись нас, уехал докладывать начальнику о готовности подрывать динамитом машину. В назначенный день, приехал Аркадий с взрывником, на автокране к своей машине, чтобы подложить в выдолбленные лунки заряды под колеса, которые и оторвали машину из цепкого вмороженного дна реки?
Зацепив стропами машину, авто-крановщик поднял из ледяной ямы обледеневший грузовик, искрящийся на солнце льдинками, который зацепили за фаркоп автокрана и потащили юзом, на обледеневшей резине домой в родной гараж оттаивать!?