Пятница 5

Виталий Голышев
Предыдущая:http://www.proza.ru/2015/03/16/1735



       В рукописных списках существовало «Сказание о 12 пятницах». Апокрифическое «Сказание о 12 пятницах», вероятно, заимствовано — так называемые «Болгарские басни». Согласно этим «сказаниям», Адам был изгнан из рая в пятницу, в марте месяце, в 6 часу дня; Каин убил Авеля в пятницу, в марте, в 9-ом часу; Содом и Гоморра погибли в пятницу в сентябре и т. д. В «Сказании о 12 пятницах» сообщались правила как проводить пятницы, какая награда за это полагалась, какое наказание за неправильно проведённый день.

       Пятницы делились на заветные (обетные) и временные. В случае засухи, неурожая и по другим причинам люди давали обет поститься и не работать по пятницам. Такие пятницы назывались заветные (обетные). Временных пятниц в году было 12: Рождественская, Крещенская, Сретенская, Благовещенская, Троицкая, Ильинская и т. д. Такие пятницы также назывались именными.

       После Пасхи в течение десяти недель ярмарочные торги проводились в пятницу. Это называлось десять «торговых пятниц».

       В России в деревнях пятница считалась не благоприятным днём для прядения и шитья. По народным поверьям среда и пятница — два Ангела, которые проведут человека в рай, если он соблюдал пост в эти дни.


                *     *     *



       Пятница, 31 декабря 1999 года. Помните?


       «Дорогие россияне! Я – ухожу в отставку!.. Ухожу раньше положенного срока… Я не отступаю от Конституции ни на шаг… Я сделал всё, что мог…
Я хочу попросить у вас прощения… За то, что не оправдал некоторых ваших надежд… В чём-то я оказался слишком наивным…

       Россия должна войти в новое тысячелетие с новыми политиками…
Я подписал Указ о возложении обязанностей Президента на Председателя Правительства Владимира Владимировича Путина…

       Я – ухожу!..».


       В 2015 году, в издательстве «Алгоритм», вышла в новом, исправленном и дополненном издании книга Михаила Полторанина «Власть в тротиловом эквиваленте», ставшая бестселлером ещё в первых своих изданиях. Автор – демократ-идеалист, в своё время правая рука Б.Ельцина, будучи министром печати и информации и зампредом правительства, был непосредственным свидетелем того, как умирала наша держава, и деградировал как личность первый президент России.

       Оценивая состояние страны за время правления Ельцина, он пишет:

       «Россия окончательно деградировала в Воруй-страну с чудовищными масштабами коррупции, с незатухающими вооружёнными стычками, с пылающим Северным Кавказом, с захватом бандитами в заложники целых городов. Она выродилась в опасную зону для проживания, не защищённую цивилизованными законами, где государственный аппарат превратился во врага нации, а трудовой люд – в бесправных рабов олигархов.

       Итоги правления Ельцина в цифрах известны. Напомню некоторые из них:

- бюджет страны сократился в 13 раз;
- население уменьшилось на 10 миллионов человек;
- по уровню жизни Россия переместилась с 25-го на 68-е место;
- в 20 раз увеличилось количество бедных;
- в 48 раз выросла детская смертность от наркотиков;
- в 2,5 раза выросла смертность младенцев;
- примерно в два раза сократилось производство сельхозпродукции;
- в 2,3 раза упал выпуск машиностроительной продукции;
- в 5 раз сократился объём капиталовложений;
и проч. и проч.».
(стр.341-342).
 


       К моменту вступления В.В.Путина в должность Президента РФ обстановка в стране была тупиковая. Вертикаль власти была подорвана окончательно; международный вес России в мире был на нуле; в области экономики, с подачи «великих реформаторов» Гайдара, Чубайса, Явлинского и «иже с ними» бал правил «его величество рынок», где роль государства была заменена откровенным расхищением национального достояния страны «воровской» приватизацией («залоговые аукционы», ваучеры, векселя); началось прямое разграбление природных ресурсов страны посредством узаконенного доморощенными «демократами» захвата национальных источников сырья международными корпорациями (пресловутые «Соглашения о разделе продукции» - «Сахалин-1» и «Сахалин-2»).

       В политическом устройстве страны нарастали центробежные силы. Многие регионы и республики подумывали о выходе из состава Федерации, для чего «местечковое» законодательство начало усиленно плодить собственные законы, идущие в разрез с Конституцией страны (это касалось как некоторых,  уже существовавших, национальных республик, так и отдельных регионов, возмечтавших создать «самостийные» республики со своими законами). Заполыхала Вторая Чеченская война, политкорректно названная «контртеррористической операцией», но от этого менее кровавой не являвшаяся, взрывы жилых домов, захваты заложников…


       Одним из первых шагов нового Президента стало разделение Российской Федерации на федеральные округа. Цель - укрепить вертикаль власти и создать на его территории политические центры, напрямую подконтрольные Президенту, осуществляющие от его имени надзор за соблюдением федерального законодательства местными властями, давно чувствовавшими себя «удельными князьками». Разбивка территории страны была привязана по аналогии к существовавшим военным округам – на семь федеральных округов: Центральный, Северо-Западный, Южный, Приволжский, Уральский, Сибирский и Дальневосточный.

       Эти округа возглавили полномочные представители президента, со своими небольшими аппаратами, подчинявшиеся непосредственно Президенту РФ.
 
       Столицей Дальневосточного федерального округа был определён Хабаровск. Здесь в 2000 году по указанию В.Путина стал создаваться аппарат Полномочного представителя Президента РФ. 18 мая 2000 года, в соответствии с указом Президента, его возглавил отставной генерал-лейтенант Константин Борисович Пуликовский.
 
       Он – мой ровесник, родом из наших дальневосточных краёв (Уссурийск), из династии военных. Боевой генерал, для которого Чечня стала поистине чёрной звездой: это в новогодних боях 1994-1995 года в Грозном понесли тяжёлые потери, находившиеся под его началом, майкопская бригада и самарский полк; это год спустя в декабре 1995 года в Шатое погиб его старший сын Алексей, будучи заместителем командира танкового батальона; это у него в августе 1996 года фактически отобрали грядущую победу над чеченскими боевиками в Грозном, заменив её позорным Хасавюртовским сговором; это о нём в своей книге «Моя война. Чеченский дневник окопного генерала» (М., «Вагриус», 2001) его коллега, генерал-полковник Геннадий Трошев, написал такие пронзительные слова:

       «Генерал Пуликовский был другого склада: сам служил родине честно, никогда не искал «тёплых мест», того же требовал и от других, включая родного сына…

       …Его отцовские чувства грязно извратили, использовав в корыстных целях, его генеральскую честь запятнали, принудив нарушить слово, не выполнить своего обещания. Какой нормальный офицер это выдержит? Конечно, Константин Борисович надломился внутренне, замкнулся в себе, ушёл из армии, которой отдал лучших три десятка лет жизни…».


       Перед полпредом и его командой стал самый болезненный вопрос: как, какими силами и средствами решать возложенные на них функции и полномочия, да ещё на такой огромной территории, которая составляет 36 % территории страны и куда входят десять регионов, уникальных и по географическому положению, и по численности, и по площади? Кому, как не своему брату-офицеру, он мог доверить новое для себя дело, кто будет надёжно прикрывать тылы? И, естественно, что на ключевые должности заместителей он привёз своих бывших однокашников-генштабистов: генералов Виктора Андреевича Трегубова и Юрия Тимофеевича Аверьянова.
 
       Но этого было явно недостаточно – нужен был специалист, сочетающий в себе качества грамотного экономиста и хорошо разбирающийся в сложных местных условиях. Таким человеком оказался Геннадий Васильевич Апанасенко. Коренной дальневосточник, специалист-судоремонтник, грамотный хозяйственник с большим опытом руководства крупными коллективами, он с 1995 года был первым заместителем главы администрации Хабаровского края, возглавляя в краевом правительстве экономический блок.

       Казавшаяся поначалу фигурой компромиссной, которой якобы пожертвовал губернатор Хабаровского края, политический «тяжеловес» В.И.Ишаев (руководил краем в течение 18 лет) для сглаживания отношений с новым полпредом, на самом деле оказалась самодостаточной, независимой и очень нужной для самого полпреда. Я же, поработав шесть лет бок о бок со специалистами контрольного департамента аппарата полпреда, участвуя в большинстве проверок, проводимых специалистами аппарата полпреда в регионах Дальнего Востока под его непосредственным руководством, могу с уверенностью сказать, что Г.В.Апанасенко оказался во всех отношениях ключевой фигурой в аппарате полпреда.


       Забегая вперёд, скажу, что поначалу наши с ним отношения складывались весьма непросто. Я, привыкший в армейских условиях к чёткому графику работы и безусловному выполнению поставленных задач, не считаясь со временем и условиями, поначалу был поставлен в тупик теми, казалось, запредельно сжатыми сроками, в которых приходилось работать в качестве эксперта.

       В итоге не только выдать «на гора» необходимые материалы, но если требовалось, то и выступить с их результатами на итоговом совещании. А его принципиальность, решительность, граничащая с грубостью, вызывала поначалу естественный протест. Были моменты, когда мои итоговые служебные «опусы», доставшиеся мне большой кровью, бросались им в корзину. И это было обидно!..

       Я был свидетелем и участником итоговых «разборов полётов» в том или ином проверяемом регионе (крае, области, республике), которые он проводил – жёстко, бескомпромиссно, хлёстко избивая выявленными фактами нарушений, разгильдяйства  местных чиновников самого высокого ранга, не взирая на лица и звания, не боясь присутствия прессы, телевидения.

       Его не любили и боялись его проверок, но он был нужен, да и просто незаменим для «военной команды» К.Пуликовского, которому губернаторы частенько жаловались на грубость его непримиримого первого зама.

       После нескольких таких поездок, видимо, оценив положительно качество работы нашего отдела и моей, в частности, он внезапно сделал мне предложение – перейти в аппарат полпреда, непосредственно под его начало. Я же, наученный горьким опытом, наблюдая стиль его работы, где он, порой, что называется, «через колено» ломал своих подчинённых, доходя иногда до их унижения, а также исповедуя известный принцип: находиться подальше от большой власти, очень убедительно и аргументировано вербально убедил его в целесообразности моего дальнейшего пребывания в моей настоящей должности. Он понял меня правильно и более не настаивал.



       В начале своей деятельности К.Пуликовский обозначил её целью чисто контрольные функции, однако народная молва расширительно толковала её как борьбу с «самостийностью» региональных начальников, частенько граничащей с вседозволенностью, и дальнейшая деятельность аппарата это только подтверждала. На начальном этапе чувствовалось глухое сопротивление губернаторов и глав региональных администраций, привыкших быть далеко от «всевидящего» ока Центра.
 
       Среди них на первом месте «лидировал» непокорный губернатор Приморского края Евгений Наздратенко (с треском покинул пост в начале 2001 года из-за энергетического кризиса 2000-2001 годов в крае и спешно перебрался в Москву, возглавив Роскомрыболовство); губернатор Амурской области, коммунист и политический «долгожитель» Анатолий Белоногов; его товарищ по партии "красный" губернатор Камчатской области Михаил Машковцев (в 2003 году на него заводилось уголовное «рыбное» дело); губернатор Магаданской области Валентин Цветков (был застрелен в конце 2002 года в Москве; по непроверенным данным, это было связано также с «рыбным» делом); глава администрации Сахалинской области Игорь Фархутдинов (трагически погиб, разбившись на вертолёте на Камчатке в августе 2003 года).


       Основной лозунг, озвученный полпредом К.Пуликовским на одной из первых пресс-конференций: «Кто не согласен со мной, тот не согласен с Президентом!», прозвучал как чёткая военная команда, оказался весьма доходчивым и вразумил некоторые горячие головы. Потом, в процессе совместной работы аппарата полпреда с руководством регионов Дальнего Востока пришло трезвое понимание целей и задач, стоящих перед полпредом, а его, по-военному прямолинейная, не искушённая в аппаратных играх, деятельность оказалась в целом плодотворной для дальнейшей координации работы всех органов власти на дальневосточной территории.
 

       Было решено, что для выполнения своих функций, кроме своих штатных сотрудников, аппарат должен опираться на специалистов из многочисленных федеральных органов власти, территориально расположенных в Хабаровском крае. А для этого в них стали специально создаваться отделы для координации работы с аппаратом Полпреда.

 

       Вот в такой новый отдел в одном из территориальных федеральных надзорных органов Хабаровского края в августе 2001 года и пригласили меня на должность заместителя начальника отдела.

Продолжение следует...