Две подруги и одна любовь

Анна Литцен
Всем известно, что Александр Дюма был романистом, а не историком-документалистом. За исходные точки он брал реальные события и реальных людей, но присочинял к ним уйму персонажей и обращался с историческим фактами весьма вольно. Что вполне понятно.

Виконт де Бражелон из книги «10 лет спустя» был чистым созданием его фантазии. А вот его возлюбленная, мадемуазель Луиза де Ла Валльер – нет. Чистая правда, что в детстве она повредила ногу и слегка прихрамывала, из-за чего ее по достижении возраста сначала не особо хотели брать к королевскому двору. Но все же взяли.

Если описывать характер реальной Луизы, то следует отметить, что она была достаточно целомудренна, непосредственна и наивна. Что и отразилось на ее дальнейшей судьбе.

Рано или поздно влюбляется любая девушка. Ну и в кого же могла влюбиться Луиза, как не в того, кто величием своим затмевал солнце, не то что всех прочих кавалеров? Разумеется, в молодого «короля-солнце» Людовика XIV. Тайное при дворах очень быстро становится явью, особенно у такой невинности. Людовик очень быстро узнал о воздыханиях юной красавицы и был крайне польщен. И… ответил ей взаимностью, несмотря на то, что уже был женат на Марии-Терезии, дочери испанского короля. Не стоит забывать, что он сам был молод и, как все молодые люди, хотел, чтобы его любили ради него самого, а не в расчете на положение и титулы. Именно это он и нашел в спокойной, нежной и кроткой Луизе де Ла Валльер. Так она стала его любовницей, официальной фавориткой.

Надо сказать, что он всячески старался отблагодарить ее за любовь. Она жила в роскоши, любое ее желание немедленно удовлетворялось. Луиза ценила преподношения короля, но все-таки главным для нее были не они, а сам Людовик. Поэтому она достаточно долго оставалась главной его фавориткой, хотя Людовик обращал внимание и на других женщин. Но конкуренции с Ла Валльер они не выдерживали. До поры до времени.

В 1659 году у жены Людовика появилась новая фрейлина, 19 лет от роду. Звали ее Франсуаза (позднее она присвоит себе еще и имя Атенаис). В 1663 году она вышла замуж за маркиза де Монтеспана. Пара была превосходной, но…

Помимо красоты, очарования, шарма, острого ума и особой манеры шутить, мадам Монтеспан была свойственна еще и зависть. И дала о себе знать, когда Франсуаза увидела, какой роскошью окружена Луиза. После чего решила, что во всем ее превосходит, а следовательно, должна отвратить короля от Луизы и занять ее место.

Для начала она набилась в подруги наивной Луизе и практически сразу же сделала ее мишенью для якобы «дружеских» острот. Которыми и привлекла внимание Людовика. Луиза же в своей наивности еще и всячески расхваливала перед королем свою новую подругу. Все приемы из арсенала кокеток были пущены в ход Франсуазой, и время спустя – она добилась успеха.

Впервые это проявилось в 1667 году. Король отправился на войну во Фландрию. Королева и весь двор следовали за ним. Только Луизе Людовик приказал остаться в Версале, для смягчения приказа дав ей титул герцогини. Влюбленная Луиза была в отчаяньи и в конце концов, не выдержав, помчалась сама во Фландрию. Но встречена была весьма прохладно. Разумеется, Франсуаза не могла упустить благоприятного случая и использовала его на сто процентов. Поначалу ее притязания утомляли Людовика, он не хотел ее. И все же пришла пора, когда Людовик сдался и… нашел свою капитуляцию прекрасной. Ночами напролет он не вылезал из опочивальни Франсуазы, забросив даже жену. И в то же время и Луизе он не давал окончательной отставки. Он выставлял обеих любовниц напоказ, с обеими гулял по лагерю, увеселялся, обедал, возил в карете королевы. Луиза тихо страдала, Франсуаза торжествовала.

Так продолжалось и по возвращении в Париж. Рассказывают, что в начале вечера король имел обыкновение посещать Луизу, а затем отправлялся к Франсуазе.

Историк Ги Шоссинан-Ногаре пишет:

«Пробыв недолгое время у первой, он брал у нее разрешение на то, чтобы отправиться к ее сопернице, и, оставляя вместо себя маленькую собачонку, говаривал: «Вот вам компания, с вас и этого достаточно». Какова бы ни была правдивость этой истории, мадемуазель де Ла Валльер все острее переживала свое унижение, и ее раненое чувство все непреодолимее влекло ее к Богу».

Луиза больше не возбуждала желания в Людовике, тем не менее, он все еще продолжал сохранять ее подле себя. К окончательному разрыву он подводил ее постепенно. Этому театральному любовнику нужно было, чтобы все происходило на глазах у зрителей. И вот король устраивает празднество «Балет муз», где обе соперницы получают абсолютно одинаковые роли. Шутка была довольно дурного тона, но двор веселился от души.

Людовик в костюме пастушка исполнил изящный сольный номер, а затем вдруг приблизился к Луизе и, глядя ей прямо в глаза, с изумительной бесцеремонностью прочел стихотворение, написанное салонным поэтом специально к этому случаю:



Вас не хочу разгневать я, но лишь предупреждаю,
Что прежних нежных чувств к вам больше не питаю,
И на прощание открыться вам могу я,
Что больше не свободен я, ведь полюбил другую.



После этого он покинул Луизу, раздавленную горем и стыдом. Под ироническими улыбками публики несчастная вынуждена была кое-как дотанцевать до самого конца спектакля, но едва только ей представилась возможность ускользнуть, она бросилась к себе, упала на постель и стала горько рыдать, что вполне объяснимо. Учитывая характер Луизы, понятно, что оплакивала она свою любовь, рыдала от обиды и предательства, а не из-за утраты положения.

А вскоре милая и наивная Луиза де Ла Валльер простилась со своими друзьями, принесла публичные извинения королеве и ушла в монастырь кармелиток, и это означало безоговорочную победу умной и целеустремленной мадам де Монтеспан.

А что же было потом с той?

Муж, сочтя себя опозоренным, после многих дерзких выходок в адрес жены и короля, был выслан из Парижа, а затем и развелся с Франсуазой. До конца жизни он не простил ей измены.

Триумф же новой фаворитки был громок и молниеносен. Не один год она лепила из Людовика покорного раба, родила ему семерых детей, всех он узаконил. Однако характер у нее был не Луизин. Она наживала все новых врагов и завистников, мало того, она дико ревновала короля даже к жене (не говоря уже обо всех прочих) и осмеливалась публично дерзить ему. Понятное дело, что Людовик через какое-то время стал остывать к ней. Мужчина подкаблучником вообще быть не любит, а ведь это был король! Чувствуя, что влияние на короля ускользает у нее из рук, мадам де Монтеспан пустилась во все тяжкие, чтобы вернуть его. Обращалась за помощью к алхимикам, колдуньям, отравительницам, участвовала в черных мессах с жертвоприношениями младенцев, возносила молитвы всей дьявольской силе, давала королю всевозможные приворотные зелья, изготовленные из всякой пакости. Воистину, у Людовика было железное здоровье, раз он выдержал все ее снадобья. В конце концов, Франсуаза банально отравила очередную пассию короля. И вот этого он ей уже не простил. А когда вскрылось и все остальное, вообще проникся к ней неприязнью. Да, с матерью законных королевских детей нельзя было обойтись резко, слишком громким был бы скандал. А для короля не было ничего страшнее. В конце концов, мадам де Монтеспан утеряла все свои былые позиции и жизнь закончила в монастыре полусумасшедшей старухой.

А что на это Людовик? Он сказал лишь одно: «Она уже давно была мертва для меня». К тому времени он обратился к религии и праведной жизни. После смерти жены в 1683 году он тайным браком женился на другой женщине, мадам де Ментенон (в девичестве Франсуаза д’Обинье, у Дюма она тоже фигурирует), воспитывавшей его детей и отличавшейся многими добродетелями. Отказался от шумных увеселений, стал вести праведный образ жизни. Но все это – уже совсем другая история…



Использованы материалы книги Сергея Нечаева «Некоронованные королевы»