Голубец. Идеальная фланговая позиция Муравского шл

Андрей Словохотов 2
Про Голубец на Красной поляне в Курской области в интернете написано достаточно.
Для примера, статья скептика курянина http://old-kursk.ru/events/krest2.html

Я же хочу рассказать, о своих наблюдениях сделанных во время поездки по Муравскому шляху. К голубцу нас привела цепь случайностей.

Во первых, я о голубце забыл и в маршрут, который составлялся в спешке в последний день, я его не включал. Хотя успел в разговоре с Сергеем Спартаковичем вскользь упомянуть этот термин. Он его запомнил, что сыграло свою роль.
Во вторых, в междуречье Тима и Кшени карта уже не загружалась с белгородской симки, но еще показывалось наше положение.  И я уже полагался лишь на то, что маршрут предстоял до Ливен не сложный. Лога на западе должны были уходить в Тим, лога на востоке в Кшень. Согласно данным Книги Большого Чертежу, я мог забыть о Кшени, и просто двигаться по верховьям притоков Тима.

В-третьих, остановились на полдник мы менее чем в десяти километрах от Голубца в  верховьях урочища Лески.

Мое внимание оно привлекло тем, что это была первоклассный байрак, по сохранности явно превосходивший родной  Угрим.  Его отличную сохранность я определил по двум простым критериям:

1. Как угримец, я разбираюсь в дубовых запахах байраков, также как житель города Коньяк в аромате дубовых бочек.  Аромат урочища был на 5 звезд.

2. Впервые в живую я увидел то, о чем рассказывалось в одном фильме про заповедные дубравы по Ворскле.  Многолетний не тронутый ковер из дубовых листьев, под которым все кишит от мелких насекомых и червей.  Своеобразный пирог с мясной начинкой и воздушным верхом из павших листьев. Подчеркну. Это не противное а естественное зрелище. Я патриот Угрима и окрестностей, но у нас такого к сожалению нет.

Интересно и то, что байраки в Книге Большого Чертежу севернее Юшкова буерака не упоминаются. Зато есть дубравы.

В конце нашего привала Сергей Спартакович подошел ко мне с телефоном и показал статью про геокшерскую точку, на месте какой-то битвы, с предложением "заглянуть по дороге".

Он очень удивился когда я после минутного замешательства выпалил:

Это Голубец! Я про него забыл. Конечно едем.

У нас даже состоялся диалог в стиле:

- Разве это Голубец?
- Да это он!

К Голубцу мы ехали по навигатору Сергея Спартаковича. Однако вряд ли бы мы его пропустили. С Муравского шляха слева виднелось большое черное пятно на фоне горизонта - чугунный крест.

Как человек занимающейся военной историей, я еще не доехав до подножья холма на котором стоит крест, уже влюбился в эту идеальную фланговую позицию.

Мы двигались с юга, и в самом начале договорились что будем играть за "татар".

Так вот, мне как татарскому вожу открывающиеся перспективы не сулили ничего хорошего.

Я должен был провести длинную конную колонну последовательно в двое узких "ворот". Первые образовывались сближающимися логами Тима и Кшени, а вторые справа ограничивались не логом, а небольшим "верхом" с лесом.

Как известно что бы соединить две точки, надо провести прямую; прямая проведенная через двое "ворот" заставляла "колонну моих войск" сначала несколько поворачивать влево, то есть на северо-запад, но выходил я из теснин на северо-восток, опасно изгибая своей левый фланг, для возможного удара с северо-запада.

Как раз на северо-западе на возвышенности и чернело пятно креста.

Усилий воображения не требовалось что бы понять. Если бы я и в правду был вожем колонны татарской конницы, а вместо темного пятна на холме бы на солнце поблескивали отблески русского оружия, то события развивались бы следующим образом.

Моя конная колонна, после преодоления двух теснин, вышла бы своим левым флангом (а он как известно в боевом порядке слабейший) под удар противника занявшего идеальную позицию на фланге.

Дальше мне следовало начать перестраиваться для атаки  под его огнем. Дальнейшее бы зависело от его расторопности и соотношении сил.
В любом случае "мои войска" понесли бы потери и пошли бы в атаку не там где это сулило бы выгоду.