Снайпер

Владимир Кириленко2
 Якуты, - охотники от Бога, которые с незапамятных времен, всегда добывали зверя, ловили рыбу в этом северном краю, в котором, им суждено было жить и выживать, не смотря на суровые климатические условия?
В настоящее время, для охотников-любителей, охота была всего лишь забавой, которая дает повод расслабиться на природе, чтобы, пострелять на утренней зорьке уток, да попить водки?
Не все якуты с детства, перенимали от своих отцов, - кадровых охотников, профессиональные навыки этого нелегкого и своеобразного труда? Не всем суждено было, выслеживать и убивать диких животных, которые добывались на мясо и меха, - не одну сотню лет?
Стрелять умели не все конечно, как подобает снайперам, чтобы попадать белке в глаз? Только настоящий снайпер, способен на такое искусство?
- Чем не профессия? Сам зависим, только от себя!
 - Знай, к концу зимы,  сдавай меха и получай приличные деньги. Поэтому им, всегда был большой почет и всеобщее уважение! В газетах, постоянно мелькали их знакомые портреты и награждались каждый год, - орденами и медалями.
Конечно, со стороны можно с завистью подумать об их свободной охотничьей профессии, которой эти таёжные скитальцы, отдавали себя полностью, - постоянно, совершенствуясь в своих навыках.
О чужой жизни и работе, говорить не принято? Тем более постороннему обывателю, все не познать, как дается им, такой промысел в тайге, - за сотню километров от дома? Поэтому, не принято судить, - чей хлеб легче, и как он зарабатывается?

Был у меня, один знакомый охотник - промысловик, который благодаря своему отцу, пошел по его стопам. Полюбил лес и стал кадровым егерем в местных таежных угодьях. Жил по таежным правилам, с которыми считались все якуты, с самого рождения.
Отец его с фронта, пришел без одной ноги, - инвалидом, но, настоящим и единственным героем в своей деревне. Сделал ему деревянную ногу, один ссыльный политический русский, отбывавший свой срок в Нюрбачане.
Это поселение, как и все по республике, - ничем примечательным не отличалось от других? Находилось оно, на высоком берегу у большого озера, славившегося своей отменной рыбалкой на карася, где и проживал одноногий фронтовик.
Свою культю, старик привычно всовывал, в деревянную выдолбленную березовую чурку, - затягивая ее ремнем на поясе, и так ходил опираясь на трость, которую таскал за собой, как необходимую подпорку, чтобы не завалиться где-нибудь? Приспособившись к своеобразному протезу, - деревянной «ноге», которая помогала ему преодолевать небольшие расстояния.
Поэтому, в кадровые охотники, он не пошел, а охотился всегда по месту, - рядом с деревней. Сколько раз, приходилось ему ковылять на озеро, чтобы промышлять ондатру и пострелять уток?
В ноябре месяце, его брали на охоту местные охотники, как снайпера, чтобы стрелять "сохатого", - соорудив для него на верху кузова машины, уютное место для стрельбы на дальние расстояния. Разумеется, бывшему снайперу попасть с первого выстрела в зверя, - ничего не стоило?
- Даже, без оптического прицела! Такая необычная охота, всегда заканчивалась быстро, как и начиналась. Из скопившегося табуна лосей, он успевал пристрелить пару особей, а остальные, разбегались в разные стороны.

Однажды, после тяжелой болезни, он стал совсем плохо видеть. Наверное, сказалось ранение, которое и проявилось осложнением на его зрение? Тогда, бедный старик начал пить: - То - ли от безделья, то-ли, от обиды на себя?
И родственники растерялись! - Не знали, как его надоумить и уговорить бросить эту губительную привычку?! Все – таки Герой! Бывало, с приколотой к лацкану пиджака - золотой звездой, приходил он почетным фронтовиком в школу, - рассказывал детям о своих подвигах на фронтах? Но никакие уговоры, - бросить пить, его не убеждали?
Когда он ездил в больницу с сыном в Якутск на обследование, там крепко погулял и потерял, свою золотую звезду Героя. Пришлось сыну, заказать местному ювелиру другую звездочку, чтобы тот сделал из латуни.
Теперь старик, более не стал ходить по школам, и не одевал пиджак со своими заслуженными наградами, как свадебный генерал?
Каждый месяц, он кондыбал на почту получать свою заслуженную пенсию. Затем по-привычке, заходил в магазин и покупал водку, чтобы тут же, на завалинке устроить со своими сверстниками - стариковский «мальчишник»! При этом, - угощал всех своих знакомых, кто подходил к нему на завалинку магазина, - поговорить и обсудить дела про житье - бытье?
А, через некоторое время, за ним приходили родственники и уводили домой. Пьяный старик, самостоятельно не сможет добраться до дома, поэтому родственники, проявляли особое внимание к нему. Старались по возможности, не дать ему спиться и замерзнуть под каким-нибудь забором!?

Мне однажды, пришлось познакомился с ним случайно, еще до той поры, когда он не пил и вел активный образ жизни. Однажды мы, ехали из дальнего поселения на трех машинах, куда отвозили стройматериалы, тогда - то он, и встретился нам, шедший пешком с охоты на озерную ондатру к себе в деревню, неся на плече одну лыжу, заметно ковыляя?
Подобрал я его на дороге, а мои водители передних машин, не посадили старика, которые посчитали, что от него будет нести невыносимый запах псины, которого они не выносили, и проехали мимо.
У якутов, своеобразный запах пота? Но и от нас, так же исходит вонь, когда потеем? Поэтому, я спокойно был готов перенести любые неудобства, чтобы помочь инвалиду и подвести его ближе к деревне.
Подсадив его в кабину, мы поехали дальше, пытаясь разговорить друг - друга, чисто на якутском языке?
 – Капсе барда? - (Поговорим?) На якутском языке, спросил он меня.
Якутский язык, я осваивал очень плохо, да и не стремился учить его?
Наверное благодаря тому, что я жил и работал с якутами, поэтому их разговор, постоянно улавливался мной, и что-то немного, оставалось от него в моей в памяти? - Худо - бедно, но  общаться с ними, я по-немного мог. Такое общение, якутам откровенно нравилось, когда «нучча» - (русский) говорит на их языке.
Так и я, стал говорить с ним, с трудом подбирая нужные слова. Он откровенно  смеялся и, хлопал одобрительно меня по плечу. И мы, вместе весело смеялись при таком разговоре. И как бы ненароком, спросил его случайно?
- Почему идет с одной лыжей? Он немного спустил голенище торбаса, и показал вместо ноги деревяшку свою.
- Совсем плохо без ноги на лыжах ходить! - говорит мне. Приходиться «мокроступ» привязывать, чтобы культя не проваливалась. Только на ондатру да на белку и выхожу по-охотиться недалеко от деревни, - рассказывал мне он, о своей проблеме. Я его, конечно понимал и сочувствовал. Поэтому, непроизвольно спросил его, - где ногу мол, умудрился потерять? Он, не меняя интонации, веселого нашего разговора, сказал как бы между прочим: - А, на войне!? Друг деревянную ногу мне, выстругал и подарил, – смеялся он. Я, смущенно опустил глаза, и невольно подумал об этом скромном, не унывающим человеке, который воевал и запросто общался со мной,  «молокососом», - на равных?
Проезжая по деревне, он предложил мне заехать к нему в гости, - попить чаю?
Я, согласился на предложение старика и завернул машину к его небольшому старенькому дому, который стоял на отшибе села.
Подъехав к дому, я помог ему вылезти из кабины.
- Ча, барда! (приехали), - сказал он и, улыбнувшись мне, покандыбал неспешно в свой дом, оглядываясь на меня, и жестом руки приглашал следовать за ним.
В холодных сенях, он скинул со звоном железа заплечный мешок, в котором находилась мороженая пойманная ондатра и капканы. 

Я стал, с любопытством осматривать помещение гостиной, - изучая оструганные бревенчатые голые стены, аккуратно срубленные и подогнанные - бревно к бревну, из-под которых просматривался проконопаченный мох. На голой стене у окна красовались почетные грамоты и вырезки из старых газет. Очевидно, это были наградные знаки внимания этому хозяину дома, которого я привез и познакомился с ним по дороге? У стола, суетилась моложавая якутка, собирая на стол угощение:  сметану, а на большом подносе, принесла отварные караси и ворох лепешек к чаю.  Я, с интересом рассматривал грамоты и вырезки из газет, висевшие рядом с медвежьими шкурами. После чего, я понял у кого нахожусь в гостях?
Этот старец, был ранее кадровым охотником? А, его сын, работал охотоведом,
замещая должность, - заведовал лесом и зверьем!?
Поэтому, с таким уважаемым человеком, нужно было познакомиться, как можно поближе, чтобы иметь его интерес к себе? 
После нашего чаепития, я распрощался со своими новыми друзьями, крепко тряся на прощанье руки. На дорожку, дед подарил мне на шапку ондатровые шкурки, которые пришлось мне принять с благодарностью! - как знак уважения.

Вот такое, полезное наше знакомство, состоялось однажды при случайной встрече?
А однажды по весне, проезжая мимо той деревни, где жил старик? Я встретил на дороге лесника, - сына моего знакомого снайпера, который медленно брел по дороге мне навстречу?
Останавливаюсь. Выхожу из машины, здороваюсь с ним за руку и, с трудом его узнаю? Весь вид его, напоминал больного и отрешенного от жизни человека? Осторожно спросил его, что с ним случилось? Он сказал мне, что ходил прощаться с лесом и природой, потому, что скоро умрет от неизлечимой болезни?
Конечно, чувствовать свою болезнь и понимать об этом, мирясь со своей участью, что скоро тебя не станет?
Я не стал утешать его? Лишь,
 понимающе по-прощался с ним, - крепко обнял его по-мужски, в последний раз..