Еще раз о моих путях-дорогах

Анатолий Лившиц
Современный пассажирский вагон.
C кочки*) зрения сантехника

Лет 20 не приходилось мне путешествовать железнодорожным транспортом. И вот в этом, 2014 году,  пришлось проехать по маршруту Сызрань – Кисловодск и обратно.
Туда я ехал в плацкартном вагоне, а обратно – в купейном. О нем и будет речь.
Кисловодск – начальная станция, в вагон село человек 10. По мере движения вагон постепенно заполнялся пассажирами.
Верхние полки вагона были заправлены постелью, а нижние приведены в положение для сидения. Откинул спинку на диван, за ней оказался запаянный целлофановый конверт с белоснежным бельем и с каким-то ярлычком. Вспоминаю, как в старых вагонах постель выдавал проводник, она была серая от многочисленной стирки и, как правило, влажная. Ложе оказалось очень удобным – как в мягком вагоне, хотя я в них никогда в жизни не ездил. Нет никаких матрацев, свернутых в рулоны, как это было в старых вагонах. Столик накрыт красивой скатертью, на нем стояли стаканы, столовые приборы, ваза с печеньем, конвертики чая, сахар и еще что-то.   
Когда поезд тронулся, подошла проводница аккуратно и красиво одетая, да и сама красивая. На голове пилотка, на груди – бейджик с должностью и именем «Екатерина Анатольевна». Провела инструктаж, сказала, что туалетами можно пользоваться даже на стоянках, продукты, лежащие на столике, в стоимость билета не входят, что в начале вагона есть титан с кипятком, работающий круглосуточно. Поскольку в дорогу я и сосед по купе запаслись своей едой и чаем в конвертиках, проводница унесла «казенные»   продукты, оставив стаканы и столовые приборы. Обратил внимание на стаканы. Они, как выяснилось, сделаны из жаростойкого стекла и имеют ручки, как у пивных кружек. А  раньше стаканы в лучшем случае были из тонкого стекла, а иногда  граненые, в невзрачных подстаканниках, не всегда чистых. В изголовье ночник, лампочка для чтения, сопло для свежего воздуха, порт для наушников.
Окна в вагоне не открываются, сделаны из герметичных стеклопакетов. Обратил внимание, что вагон имеет хорошую звукоизоляцию, почти не слышно стука колес на стыках рельс.
В начале и конце общего коридора над дверями световое табло. В одной строке дисплея указывается температура воздуха в вагоне (на всем пути она колебалась от 21 до 23,5 градусов), затем периодически сменяется и показывается время. В другой строке – надпись «Туалет свободен» зелеными буквами или «Туалет занят» красными. Высунул голову из купе, повернул ее налево, затем направо, и получил  информацию.  Направляю стопы в направлении свободного туалета. Захожу в туалет,  закрываю защелку двери, надпись на табло автоматически сменяется на «Туалет занят».
Сразу бросается в глаза исключительная чистота. Ведь как было в старых вагонах: открыв дверь,  стараешься выбрать место – куда поставить ногу, чтобы не наступить в лужу. А здесь пол покрыт дырчатым ковром из толстой резины или пластика. Стена, возле которой расположен  умывальник, вся в зеркалах. На стенах рулон туалетной бумаги, широкий рулон из такой же бумаги, служащий в качестве полотенец. Сам унитаз выполнен из нержавейки, имеет воронкообразную форму, большую глубину, низ расположен ниже уровня пола, отверстие, как я прикинул, не более 35-40 мм, закрытое клапаном, назовем его так. Стенки унитаза очень крутые, почти вертикальные. На дне слой воды толщиной 1-2 см. При падении говёшек брызги от воды не образуются, как это бывает в обычных воронкообразных унитазах в общественных туалетах, в результате чего ягодицы оказываются мокрыми.  Пуск воды производится от кнопки, расположенной, если мне не изменяет память, на полке умывальника.  Нажимаю кнопку пуска воды, вода стекает тонкой пленкой по стенкам унитаза, через пару секунд открывается клапан, и мощная струя воздуха всасывается вакуумной системой, при этом раздается звук, сравнимый со звуком реактивного двигателя. Еще через несколько секунд процесс прекращается, клапан захлопывается. Несмотря на очень экономный расход воды,  качество смыва отличное. В старых вагонах унитаз заканчивался отверстием диаметром 100 мм, закрытым заслонкой.  Нажимаешь ногой педаль внизу, заслонка открывается, вода приличным потоком смывает содержимое унитаза вместе с туалетной бумагой на ж/д полотно, в отверстие видно, как мелькают шпалы. Подача воды прекращалась после освобождения педали, после этого на стенках унитаза зачастую можно было наблюдать загрязнения -  смыв производился некачественно.   
…На унитазе красивое удобное пластиковое сидение. Для желающих предусмотрены прокладки из такой же бумаги, как у туалетной. Размер листа примерно 40х40 см.

Лист кладется на сидение, а средняя часть в виде языка ложится на переднюю стенку унитаза.
В туалете есть предупредительная надпись о том, что бумагу бросать в унитаз не допускается. После пользования прокладку, как и туалетную бумагу, надо удалить в специальный контейнер. Естественно, что «язык» мокрый от попадающей на него мочи.
Вопреки запрету бросил кусок туалетной бумаги в унитаз и нажал кнопку. После открытия клапана бумага мгновенно исчезла, при этом раздался хлопок, сравнимый с выстрелом из мелкокалиберной винтовки.
Благодаря тому, что туалеты работают и на стоянках поезда, а так же наличию светового табло, торопиться с выходом из туалета не приходится. Никто не дергает за ручку двери, поторапливая посетителя с выходом. Сиди себе спокойно, читай газету. Или улыбайся, читая надпись под зеркалом, которая к этому призывает.
В старых вагонах проводник закрывал туалеты за 5-10 минут до подхода к очередной станции, открывал их после отхода через такой же промежуток времени, отчего накапливалась очередь из желающих посетить туалет. Проезжая Волгоград, имеющий протяженность вдоль Волги 70 км, представил себе ситуацию: «хоть на узел завязывай».
Спросил у проводницы, как производится удаление нечистот из накопителя. Она назвала станцию, где будет производиться эта процедура. «Обязательно выйду из вагона, чтобы посмотреть», подумал я. Но не тут-то было. При подходе к этой станции по радио объявили, что поезд подходит к санитарной зоне и что выход на перрон запрещен, а проводница заперла наружные двери. Пришлось наблюдать из окна.  Вдоль поезда вместо перрона проложена асфальтированная дорога, по которой медленно подъехала обыкновенная ассенизационная машина, рядом шел рабочий, неся в руках конец гофрированного всасывающего шланга. Вот машина, поравнявшись с  нашим туалетом, остановилась, рабочий подлез под вагон, быстро подсоединил шланг (за 5-10 секунд). Еще через минуту, когда откачка закончилась, рабочий отсоединил шланг, и процессия направилась к следующему туалету. Как производится откачка – не понял. Цистерна машины явно выше уровня накопителя. Предполагаю, что вагон снабжен насосом для откачки.
* * *
В целом я остался доволен поездкой и уровнем сервиса в современном вагоне. Считаю, что деньги за билет 4100 рублей потрачены не зря.
…Да, вспомнил. Билет я покупал   более, чем за 31 день до поездки, а за это положена скидка 50%. А так бы пришлось заплатить 8200 рублей.

*) не путать с точкой.

Анатолий Л.
Тольятти, 2014 г.