С любовью о родном крае

Татьяна Бузнякова
Андрей Петрович Зимин известный донской архитектор, краевед, историк. В 1990 году он был избран почетным атаманом Союза казаков Области войска Донского. Как архитектор много лет работал в институтах: Ростовгражданпроект, СевкавЗНИИЭПсельстрой. С 1960-х годов был председателем секции архитектурных памятников, областного отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Собрал богатейшие материалы по истории Донского края, казачества, о культовых сооружениях и памятных местах.
В 1980-х годах А. П. Зимин часто бывал в Старочеркасской. Будучи председателем архитектурной секции Ростовского областного отделения ВООПИК, под его руководством осуществлялся контроль над этапами реставрационных работ, проводились консультации, составлялись планы очередности проведения работ на объектах музея-заповедника. В первую очередь Союзом архитекторов, обществом охраны памятников было намечено реставрировать Воскресенский собор, дворец атаманов Ефремовых, Монастырскую гостиницу. Изучая церковные памятники Ростовской области, Андрей Петрович дал высокую оценку Старочеркасскому собору, как самому древнему памятнику архитектуры области войска донского
Сотрудники музея до сих пор помнят Андрея Петровича. Высокий седовласый старик, интеллигент с большой буквы, вежлив и тактичен, умен и благороден, уважителен по отношению к присутствующим, прекрасный собеседник и рассказчик. Хорошее отношение к женщинам, к природе, родному краю просто жило в нем.
  В 1977 году лично А. П. Зиминым в фонды музея были переданы и зачислены в основной фонд в дар предметы: медные монеты XVIII века, фотографии, чертежи казачьих куреней. Его личные работы - живописные этюды и акварели под общим названием «Донской край»: зарисовки нижнего Дона, станиц Старочеркасской, Раздорской, Кочетовской, Пухляковской. Работы выполнены в 1940-60-х годах ХХ века. Всего насчитывается 19 единиц хранения.
Об Андрее Петровиче Зимине, об этой незаурядной личности, кладезе житейской мудрости, хранителе казачьего духа, можно говорить бесконечно. Настолько многогранен был этот человек.
Его имя было известно не только на Дону и в России, но и во многих странах Европы, Америки. Например, в CШA, демонстрировали фильм, снятый операторами одной из местных телевизионных компаний, который так и назывался - "Донской казак Андрей Зимин".
Предком рода Зиминых был Пантелей, который служил есаулом у самого Пугачева. Таким образом, Андрей Петрович – был потомком одного из тех, кто сражался за лучшую народную долю, ещё в XVIII веке. Он же и сын казака станицы Старочеркасской, расстрелянного большевиками летом 1920 г. Обвинение инженера Петра Зимина заключалась в том, что одно время он служил в ростовской городской управе, ведая коммунальным хозяйством города.
А. П. Зимин, как сын репрессированного казака в возрасте 7 лет, был исключен из трудовой школы имени Калинина, позже ему удалось окончить девять классов и поступить в техникум. Но через месяц «как сын расстрелянного казака» был исключен, исключался в связи с этим и из пяти институтов. И все же он получил диплом, стал архитектором. Учиться ему пришлось заочно уже в зрелые годы.
В 1933 и 1937 гг. был арестован по обвинению в антисоветской агитации и пропаганде. В возрасте 20 лет был направлен на Кубань в станицу Уманскую. Его задачей были хлебозаготовки «любой ценой», но забирать у казаков и крестьян последние он не мог. В результате последовал первый арест, продолжавшийся 9 месяцев. В краевом управлении НКВД юридических оснований держать дольше не нашли, и он был освобожден. В 1937 году «за связь с белогвардейцами» Андрей Петрович вновь был арестован. Из воспоминаний А. П. Зимина «Была и вторая судимость в 1937 году «Органы» раскопали, что я крестник атамана Краснова. Делом занимался следователь Власов. Вот имени отчества не помню. И смех, и грех. Спрашивает: - какие установки давал тебе негодяй Краснов? Не запомнил, - отвечаю. – Мне сорок дней исполнилось, когда он меня крестил».   Инкриминировать было нечего, и Андрей Петрович был освобожден.
В годы Великой Отечественной войны на его плечи вновь выпали испытания. Эшелон, в котором двигался на Ленинградский фронт строительный отряд из Ростова, подвергся бомбардировке и А. П. Зимин в числе немногих солдат и командиров, оставшихся в живых, попадает к немцам в плен. Откуда после нескольких попыток удалось бежать. Направлен был в штрафную роту, но и этот экзамен на жизнестойкость он выдержал. Из личных воспоминаний: «Католические костелы Венгрии, кирхи Германии, буддийские храмы Монголии хорошо изучил из кабины армейского грузовика, принимая участие в освобождении этих стран от немецких фашистов и японских милитаристов».  За участие в Великой Отечественной войне награжден боевыми орденами и медалями.
В послевоенные годы архитектор Зимин принимал активное участие в восстановлении разрушенного Ростова. Жизнь шла, Андрея Петровича повышали в должности, он стал авторитетным руководителем в своей отрасли. Его перевели работать в Москву, где он занимался проектированием типовых сельскохозяйственных сооружений для целинных земель.
Но любовь к родной земле решила судьбу «природного» казака, Зимин вернулся на Дон. Дом, где проживал Андрей Петрович (пер. Островского, №5) это один из немногих сохранившихся в Ростове куреней. Ему более ста лет. До 1920 года, принадлежал старинной казачьей семье Шамардиных. Курень перешел его семье от казачьего рода Шамардиных-Тороповых, от последней его владелицы – Марии Савельевны Тороповой, двоюродной сестры Петра Николаевича Краснова, который был крестным отцом Зимина. Построен дом был по типу «казачьего куреня». Принимая друзей, он сам показывал и называл комнаты: «Зал, спаленка, кухонька, галерея». Этот человек всегда охотно открывал двери своего дома, подолгу беседовал с каждым гостем, щедро делился знаниями.
У него - краеведа, историка, библиофила, собирателя – можно было отыскать справку, которую иной исследователь уже и отчаялся найти в архивах, музеях, в библиотеках. Обо всем Андрей Петрович имел свои суждения, мнения, предположения.
Из воспоминаний кинорежиссера и киносценариста Ю. Г. Калугина: «С начала 80-х годов, с тех пор, как я приступил к съемкам фильма о гражданской войне на Дону, о трагедии казачества, неоднократно бывал у Зимина. Еще тогда, когда государственные спецархивы были закрыты, засекречены, я находил у него ответы на интересующие меня вопросы. В его маленьком кабинетике на полках стояло множество папок, в которых было все об истории Дона: сведения о донских храмах, рисунки казачьих станиц и иллюстрации Сергея Королькова к «Тихому Дону» Шолохова, описание ростовских подземных ходов… Он собирал и сохранял все это в самые трудные времена своей биографии».  Сотни и сотни папок, наполненных их хозяином в результате пеших и иных путешествий по родному краю, хранили сведения, относящиеся к самым разнообразным, сферам человеческого бытия. В этом человеке одновременно, удивительным образом уживался историк и лингвист, архитектор и фотограф, художник и археолог, философ и практик, воин и мечтатель.
Кропотливо собирался архив. В нем хранилось три тысячи фотографических карточек, почтовых открыток, рисунков с изображением улиц, домов, старинные семейные иконы, исторические книги, и его личные краеведческие исследования.
Андрей Петрович уделял большое внимание изысканием в области архитектуры. С середины 1960-х он возглавлял архитектурную секцию Ростовского областного отделения ВООПИиК. Благодаря общественной работе в Ростовском отделении ВООПИиК, выступлениям в Союзе архитекторов, в областной и городских библиотеках, он заслужил высокий авторитет среди тесного в те годы круга краеведов, коллекционеров, библиофилов. Многие из тех, кто приходил к нему за советом, утвердились в своих намерениях и стали собирателями и исследователями по своим конкретным историческим темам. В советское время, после волны разрушений и закрытия церквей, предпринимались попытки возбудить в обществе разумное отношение к церквям как памятникам духовной и материальной культуры. Этими проблемами занималось Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК). Архитектор А. П. Зимин, составил список «культовых строений» Ростовской области по состоянию на 1980 год список включал свыше 90 церквей и молитвенных домов, с указанием тех, которые нуждаются в реставрации и охране как памятники культуры.  После революции 1917 года печальная участь - быть разрушенными - постигла в целом многие святыни и Ростовской области в частности. Так из 427 церквей сохранилось только 78, т.е. из каждых шести соборов уцелел только один.
Также необходимым и своевременным стал список, составленный А. П. Зиминым в 1983 году под названием: «Краткое описание памятников архитектуры г. Ростова-на-Дону». Этот список стал основой для сотрудников института «Спецпроектреставрация», начавших работу по постановке на госохрану исторических зданий города. 
Интересно проявилось дарование архитектора Зимина по восстановлению Старообрядческой церкви на ул. Ульяновской, прихожанином которой он был. До 1970-х годов Покрово-Ильинский храм стоял без трех луковичных главок, разобранных в начале 1930-х. На основе старинных фотографий Андрей Петрович предложил эскизы по воссозданию, которые были приняты и впоследствии воплощены на средства прихода. В Ростове это был первый пример воссоздания подлинных элементов завершений храма «Покрова Пресвятой Богородицы»
Г. Ростов-на-Дону 1913 г.
Говоря о разносторонности этого человека, нужно отметить, что Андрей Петрович Зимин был, прежде всего, общественным деятелем. Поэтому, когда казачье движение на Дону только формировалось, набирало силу, он был одним из первых, кто поддержал эту идею.
А. П. Зимин входил в состав оргкомитета по проведению первого Большого Круга Дона в ноябре 1990 года, на котором был избран председателем Совета стариков и почетным Атаманом Союза казаков Области Войска Донского. В 1993 году по его инициативе в городе Ростове-на-Дону был создан Союз казачьей интеллигенции.
В одном из разговоров на вопрос корреспондента Вячеслава Алипатова: - А что, Вы можете сказать о движении казачества за возрождение? Был получен полный ответ: «Очень хочется, чтобы казачье движение на Дону скорее встало на ноги, обрело осмысленное выражение. Возродить казачество - это, прежде всего, возродить территорию предков, возродить казака. Человека смелого, работящего, бесконечно преданного своему корню, справедливого и высоконравственного».
 - Андрей Петрович, как-то Вы проговорились: "Самый лучший эколог - это донской казак". Не могли бы расширить свою мысль?
 «Я безгранично люблю Батюшку Дон, родной край. Но во что его превратили? Мой дядя - донской казак из Старочеркасской станицы - то ли нечаянно, то ли еще как, плюнул в Дон. Так казаки всыпали ему за это плетей, потом повели в церковь, и батюшка наложил епитимью: сорок раз утром и сорок раз на ночь - "Господи помилуй!” в течении трех лет. И это – только плюнул в Дон. А сейчас - чего только в него не сливают, и сбрасывают. A ведь это источник, из которого пьем и едим. Это наша жизнь. Жизнь наших потомков. Казаки должны вспомнить, что они защитники Тихого Дона, донских степей, донской природы от каких бы то ни было посягательств. И на их совести - сохранить эту жемчужину для продолжения здорового рода...».
А. П. Зиминым был собран уникальный книжный, документальный и картографический архив, на базе которого в 1991 году создан «Фонд казака Зимина». Завещания на свой архив он не оставил. После его смерти была создана администрацией Ростова комиссия. Из сотрудников Государственного архива Ростовской области, ростовских музеев, членов ВООПИиК. Представители комиссии застали архив сильно оскудевшим, разбросанным, не систематизированным, что сильно охладило к нему интерес специалистов. Несмотря на все это, материалы из кабинета Зимина были подробно описаны, запакованы в коробки, перевезены в Донскую публичную библиотеку, откуда впоследствии, были переданы в центральную городскую библиотеку им. М. Горького. Сегодня архив частично передан в ГАРО (гос. архив Ростовской области), часть хранится в редком фонде Ростовской публичной библиотеки.
 Мы чтим и помним этого человека, которому в 2013 году 100 летний юбилей, ведь корни Андрея Петровича Зимина исходят из станицы Старочеркасской.
Мир музейных экспонатов удивителен и неповторим. У каждого из них своя история, тесно переплетенная с жизнями многих людей. Сколько имен наших выдающихся соотечественников связано со Старочеркасским музеем-заповедником. И ведь далеко не все знают, что творчество, жизнь и деятельность А. П. Зимина связаны с донским краем и нашим музеем. Работы А. П. Зимина не один раз экспонировались на выставках нашего музея. Их сегодня можно использовать как наглядный пример при изучении истории донского края, архитектуры, быта, культуры и жизни донских казаков.
Использованная литература:
1. Общеказачий журнал статья «На ступеньках куреня» В. Алипатов. Ростов н/Д 2009г.
2. Донской временник статья «А. П. Зимин» автор Ю. А. Немиров Ростов н/Д 1993г.- с.77.
3.Донской временник статья «Андрей Петрович Зимин» автор Л. Ф. Волошинова Ростов н/Д 2003г.- с.136. 
4. Газета «Вечерний Ростов» статья Н. Мирзабековой «Когда патриарха не стало…»  1 февраля 1996 г.
5.ж/л Дела церковные № 17 от 01.11.2005 г. статья В. Литвиненко.