Принципиальный спор

Елена Богданова 5
               
         
         СТАЛИН,   как  историческая  личность,   кто он:
                - кровавый тиран,  одержимый  жаждой  власти
                ради  власти,      или
                - фанатичный  строитель  нового  государства  любыми,
                часто  преступными  средствами,   или
                -    что-то  еще ?   
       Такая  постановка вопроса, конечно, провокационна, но она вполне отвечает современному настроению умов, и предполагает аргументированное участие противоборствующих точек зрения. Все определяют  аргументы. Моя  точка  зрения, (возможно, ошибочная), вторая,  и  основана  она  на следующих  известных  мне  фактах.

1. ИДЕОЛОГИЯ.   
 
        На мой взгляд, Сталин вполне искренне исповедовал  идеи  социализма, которые стали популярными в Европе в середине 19-го века,  и его жизненной  задачей стало амбициозное желание  войти  в  историю  в качестве  грандиозной  фигуры  ТВОРЦА первого в мире социалистического  государства. Такое государство, по мнению его идеологов, должно было основываться на более прогрессивной, чем капиталистическая, системе плановой экономики, а также  на более  справедливой  системе   распределения   социальных  благ.
          Начало 20-го века стало для России эпохой судьбоносных потрясений. Эта эпоха была отмечена революционными волнениями 1905-1906 годов, неудачами русско-японской и 1-ой империалистической войн, падением монархии, февральской революцией 1917-го года, и, наконец, октябрьской революцией. Идея создания нового государства на развалинах самодержавия была вполне  обоснованной. При этом, ставка делалась на вовлечение в революционный процесс преимущественно низших слоев общества, а руководящая роль была возложена на рабочий  класс. Мыслящая же, образованная часть общества – интеллигенция, изначально была отвергнута, как некое внеклассовое образование, презрительно именуемое «прослойкой», и поэтому революционно непригодное по соображениям ее интеллектуальной связи с буржуазной культурой. Предполагалось вырастить  в  новом обществе  «новую интеллигенцию»  из  среды  рабочего  класса.   
      
2. ВЛАСТЬ

После  смерти  Ленина в 1924 году  Сталину представился уникальный шанс удовлетворить  свои  амбиции и возглавить  страну, чем он не преминул воспользоваться.  Он начал с того, что еще в 22-м году занял второстепенный на тот момент пост генерального секретаря партии, значимость которого впоследствии им  же  была преобразована  в главную. Для  реализации своих грандиозных замыслов Сталину потребовались железная воля, немыслимые ухищрения и исключительное  чутье, что позволило  ему, физически  устранив своих  соперников-соратников, практически переделать под  себя  конституцию  страны,   получив   неограниченную  власть  на  неограниченный  срок. 
        Однако, для  того, чтобы действенно  управлять гигантской   страной с отсталым, полуграмотным населением (85% которого составляло крестьянство), да к тому же в условиях практически полного отсутствия необходимых экономических рычагов управления, (что было  связано с развалом экономики страны в результате 1-ой мировой и гражданской войн), Сталину  пришлось заменить экономические рычаги политическими.  Для этого им был  использован  далеко  не  новый,  но  чрезвычайно эффективный  способ  управления людьми с помощью системы репрессий, кстати, введенной еще Лениным, под названием «красный террор». Кроме того, Сталиным был создан культ собственной личности, обожествленной в глазах народа, еще сохранявшего  психологию  недавней крепостной зависимости. Таким  образом, главные механизмы  управления   были  определены.
        Следует отметить, что в первое послереволюционное время реальные условия жизни делали репрессии объяснимыми. Действительно, в результате всех революционных событий страна была расколота на два противоположных лагеря, и, несмотря на массовую эмиграцию сторонников белого движения, в определенной части населения сохранялись враждебные к советской  власти умонастроения. Поэтому большевикам понадобились всяческие «чистки», как в среде политической и интеллектуальной элит, так и в среде обычного населения. Создание же гигантской репрессивной машины в масштабах государства превратило впоследствии работу этой структуры в некий самогенерирующий чудовищный  процесс  уничтожения  людей,  уже не  зависящий  от  реальных  условий. 

 3.      СТРОИТЕЛЬСТВО   СОЦИАЛИЗМА,
 
        Сразу после революции, первым ленинским правительством  был разработан перспективный план развития социалистической экономики, и определены главные его направления, а именно - электрификация  и  индустриализация страны. Начиная с  29-го года, то есть сразу после  отмены  НЭПа, Сталин принимается за осуществление намеченных преобразований государства, опять-таки практически  не  имея реальных экономических рычагов для их осуществления. Однако, грандиозная задача создания  в аграрной стране новой, передовой индустрии была поставлена, и решить эту задачу стало необходимо  в  кратчайшие  сроки и любыми средствами, поскольку эволюционный процесс развития страны оказался исторически невозможным. Индустриализация  была  объективно необходима, поскольку без создания тяжелой промышленности, особенно  оборонной,  слабое  аграрное  государство в новой исторической  ситуации, могло оказаться  нежизнеспособным.   
        На  все преобразования Сталину  исторически  было отпущено  чрезвычайно  мало  времени:  он  пришел  к  власти   в  возрасте  45  лет,  и   понимал,  что многого  может  не успеть.  Поэтому ему надо было спешить. А  поскольку  он  вознамерился  все  сделать  лично, чтобы  оставить  на  всем  свое  имя, то его первейшей задачей стало обеспечение конституционно легитимной непрерывности своего  пребывания  во  власти, (где  ему,  в  общей  сложности,  удалось пробыть около 30 лет). Главной его задачей стало проведение в стране необратимых  преобразований  в исторически кратчайшие сроки: отсюда гонка пятилеток, жесткие сроки строительства,  соцсоревнования,   партийный  контроль  и т. п.
       Средства, необходимые для проведения индустриализации,  Сталин  первоначально изыскивает за счет экспроприации  ценностей, оставшихся от царской России (имущество церкви и буржуазии). Золотой запас царской России, к сожалению, тогда же бесследно исчез. Позднее, большевиками было присвоено также колумбово золото, по праву принадлежавшее сражавшейся Испании. Однако, полученных средств на индустриальный подъем страны  все равно не хватало.
      Тогда, сделав ставку на рабочий класс, решено  было принести в жертву индустриализации крестьянство, которое стало чем-то вроде строительного материала. Жесточайшими методами были проведены раскулачивание и коллективизация, введены сначала продразверстка, затем продотряды, осуществлявшие экспроприацию зерна и т.п.  На селе  возникают  голодные  бунты, сопровождаемые  массовой  гибелью  людей. Недовольству народа Сталин противопоставляет жесточайшие  массовые  репрессии  (примером тому – подавление в 20-м году отрядами М.Тухачевского Тамбовского восстания). Однако, вводимая тогда государством система коллективизации сельского хозяйства была объективно необходима, ввиду предполагаемого перехода на укрупненную механизацию аграрного процесса и новые технологии. Повсеместные репрессии постепенно  становятся  не  только  методом управления,  но  также и  способом получения  дешевой  рабочей  силы, необходимой  для  строительства новых водно-энергетических  систем, а также объектов тяжелой  промышленности.
      Для руководства строительством  предприятий тяжелой индустрии   в страну приглашаются зарубежные специалисты (преимущественно  американские), а также приезжают из-за рубежа добровольцы, стремившиеся помочь молодой стране создавать фермерские хозяйства. В этот период  в стране были построены: ДнепроГЭС, Беломорканал, Магнитка, а  также  в целом создана первоначальная отечественная  тяжелая  промышленность. За предвоенное десятилетие в стране было введено (по данным проф. В.Ю. Катасонова), в общей сложности, 9 тыс. промышленных объектов. В Москве с 35-го года ударными темпами строится лучший в мире метрополитен, который должен был стать, во-первых, наглядным примером успехов социализма, а заодно создать в столице гигантскую систему подземной противовоздушной обороны.  Умело  взращивался  энтузиазм  народных  масс,  раздувался  азарт  социалистического  строительства  на  благо  светлого  будущего. 
 
4.   НОВОЕ  ГОСУДАРСТВО.

       Сталин был убежденным государственником, подлинным державником,  поставившим во главу угла  интересы создаваемого  им  государства, а отнюдь не насущные нужды народа. (Он никогда не жалел людей, считая, во-первых, что люди все равно смертны и на смену поколению, попавшему под каток истории, придут новые поколения, и, как он выражался: «бабы новых нарожают»).  Реализация поставленной им задачи построения нового государства требовала взнуздания народа, исторически больше склонного к пьянству, чем к созиданию. Что  и  было  сделано  железной  рукой. 
        В  качестве  исторических аналогов  Сталиным были  избраны   способы  правления таких русских царей  как Петр  Первый  и  Иван  Грозный, которым,  несмотря  на  пролитые реки крови,  удалось  войти  в отечественную историю со знаком плюс.  Петр Первый, который  за волосы тащил свою страну к цивилизации и ломал ее через колено,    вошел в историю как крупнейший реформатор под именем Петра Великого, а Иван Грозный, истязавший свой народ, как первый русский царь, создатель первого в отечественной истории российского государства.  Интересы Государства и Народа в нашей истории никогда напрямую  не совпадали. Сталин же вообще считал, что он строит государство для будущих поколений.
       Для осуществления поставленных задач Сталину понадобилось осуществить следующие главные  социальные  преобразования:
        . прежде всего, в рамках Сталинской конституции, было провозглашено право людей на бесплатное образование, бесплатную медицинскую помощь и практически бесплатное жилье.  Была  также провозглашена борьба с неграмотностью: принята государственная программа «Ликбез» (ликвидация безграмотности), создана система  народного просвещения (обязательного школьного начального, а затем среднего образования), открывались рабфаки, вечерние школы рабочей молодежи, развивалось профтехническое и  специальное образование, в больших городах создавались новые образовательные учреждения типа школ «дейчшуле», открывались центры  эстетического  воспитания  детей,  разворачивалась  кружковая  работа  в  пионерских  организациях и т.п.) Кроме того, была принята государственная программа всеобщего оздоровления населения  путем  повсеместного развития  физкультуры  и  спорта, а также  подготовки молодежи к труду и обороне (система ГТО);
   .  затем было провозглашено  создание  новой,  социалистической  культуры.  Двадцатые годы в  стране были отмечены выдающими успехами русского авангардного искусства, создавались новые общедоступные  театральные студии, открывались театры, выставки современной  живописи,  развивалась новая  архитектура, литература, кино. Однако, с конца 20-х годов, одновременно  с ликвидацией НЭПа,   был взят курс на жесткое регулирование культурных  процессов, путем  введения политической  цензуры.  В искусстве было введено  понятие «соцреализма», ориентированного на  принципы его идеологического  соответствия провозглашенной задаче строительства нового государства,  и подчиненного партийному контролю. Обеспечение контроля   умонастроений в среде творческой интеллигенции привело   к созданию  подконтрольных  партии  творческих  союзов  новой формации  (союзы  писателей, композиторов, художников и пр.). 
      При этом, Сталин  лично занимался  вопросами  развития нового искусства в своем государстве: был устранен  ряд, якобы  идеологически чуждых театров (Мейерхольда,  Таирова), он внимательно курирует  деятельность таких ведущих московских  театров как  МХАТ  и  Большой,   просматривает  и лично рецензирует большинство вновь создаваемых кинофильмов (по его личному заказу снимались такие фильмы как «Петр Первый» и «Иван Грозный», призванные  разъяснить массам исторические  аналогии).  Он  вводит  для деятелей искусства, науки и архитектуры систему  государственных  поощрений,  учредив  так  называемые  Ленинские, а затем и Сталинские  премии.
      Сталин  инициирует  возвращение в страну  творческой элиты,  ему  удается (так или иначе) вернуть А.Толстого, М.Горького и А.Куприна, не удается – И.Бунина, С.Рахманинова, Ф.Шаляпина и И.Репина. Он инициирует посещение страны  такими  знаменитыми зарубежными  писателями как Б. Шоу, Г.Уэллс, Р.Роллан, Л.Фейхтвангер, пытаясь таким  образом создать благоприятный, европейски  приемлемый   образ  нашего  государства  в  глазах  Европы.  (В среде интеллигенции бытовал такой сюжет: Ромен Роллан, в ответ на  упреки в конформизме,  отвечает: «А как еще можно управлять всеми  этими   персонажами  Достоевского?»)
      Сталин лично вмешивается  практически во  все  сферы человеческой  деятельности в своей стране, занимаясь не только вопросами ее  культуры,  но  и  проблемами  науки,   вопросами  языкознания, задачами развития сельского  хозяйства,  генетикой,  кибернетикой  («продажной девкой империализма»)  и  пр. И хотя все это, естественно, принесло науке больше вреда, чем пользы,  но, тем не менее, свидетельствовало  об очевидном стремлении  Сталина  к действенным  преобразованиям  во  всех  сферах  жизни своего  государства. К сожалению, он  занимался  всем  единолично,  поскольку  никогда   никому  ни в чем  не  доверял.

5.       ВЕЛИКАЯ  ОТЕЧЕСТВЕННАЯ  ВОЙНА.

       Особую  роль  Сталин  сыграл  в  Великой  Отечественной  войне.  После того, как в 39-м году ему не удалось создать антигитлеровскую коалицию вместе с Англией и Францией, он  вынужден был, на фоне уже развязанной в Европе войны, затеять с Гитлером игру, подписав договор о ненападении.  Вероятно, Сталин надеялся если не  избежать, то хотя бы отсрочить начало войны, чтобы в какой-то степени осуществить  необходимую перестройку  армии. В 37-м году Сталин проводит «чистку» высшего эшелона военачальников. Подлинные причины этой, возможно, катастрофической ошибки Сталина неизвестны. По разным сведениям, в этом могли быть заинтересованы либо английские (или германские) спецслужбы, либо  этого требовала необходимость реформ в армии. По довольно абсурдному утверждению писателя В. Суворова-Резуна, со ссылкой на дневники Й.Геббельса, Сталин смог выиграть войну только благодаря тому, что  вовремя  успел  убрать у себя всю  недееспособную военную элиту, в то время как Гитлер  этого не сделал и поэтому… войну проиграл. Похоже на  чушь.
        В начале войны созданная Сталиным оборонная промышленность не обеспечивала страну не только современным ракетным вооружением, подобным немецким «фау», но и обычным оружием и современными танками. Лишь накануне войны, на Урале было осуществлено строительство челябинского тракторного завода ЧТЗ (занимавшегося производством  танков), что позволило начать выпуск танков «Т-34».  Внезапное  нападение  Германии  стало  для  Сталина  шоком, поскольку делало очевидным, что  затеянную с Гитлером  игру он проиграл.  Начало войны страна встретила  почти полной  потерей (точнее на две трети) своей авиации, которая была  уничтожена непосредственно  на собственных приграничных аэродромах (поскольку советская военная доктрина была основана на принципах ведения войны на территории врага, и, соответственно, авиация была сосредоточена преимущественно вблизи собственных границ). На вооружении армии  все  еще оставалась архаичная кавалерия времен гражданской войны. В прежнем руководстве армии  царили  отсталые представления о стратегии  ведения современной  войны (наглядным ее примером  стала неудачная финская военная кампания 39-го года, затеянная, якобы, для укрепления западных границ страны). Кроме того, немецкая армия использовала новую, еще неизвестную нам, военную стратегию ведения  молниеносной  войны,  именуемую  «блицкриг».
        В условиях уже начавшейся войны, Сталин вынужден был  ускоренным порядком проводить модернизацию своей армии, осуществлять кадровые перестановки, выдвигая молодых военачальников (подобных К. Рокоссовскому), и разворачивать в тылу строительство  военных  заводов,  ориентированных  на  производство  новых  самолетов-истребителей  и  ракетной   техники.   
      Проведенные  Сталиным организационные  маневры, в  сочетании с методами жесточайшего распоряжения человеческими жизнями (создание  заградотрядов,  СМЕРШа, полевых судов с расстрелами на месте,  страх  репрессий), а  также создание трудового  фронта в тылу,  все  это  позволило ему переломить  ход  войны.  Человеческие потери  при этом были  чудовищными. Но  была ли в  реально  сложившейся ситуации  этому альтернатива? И  кто  ответит  на  вопрос,  что  стало  бы  со  страной  в  случае  ее  поражения  в  этой  войне? 
      К сожалению, в наше время находятся люди,  даже в среде политических деятелей, подобных бывшему члену Государственной Думы Алексею Митрофанову, которые во всеуслышание цинично заявляют, что чрезмерные жертвы войны были ничем не оправданы,   и лучше было бы их избежать, попросту отдавшись на волю победителя.  Митрофанов в открытом эфире  приводит в пример Чехию, которая под  чьим  только игом в своей истории ни побывала, «но ничего, живет себе получше нашего, а мы, глядишь, тоже сейчас ездили бы на «мерседесах» и пили  «баварское» пиво». Стыдно.

          И наконец, как это не покажется парадоксальным, но огромную   положительную роль в войне сыграл как раз пресловутый культ  личности Сталина, позволивший умело сделать из него  политическое знамя и вознести на недосягаемую высоту фигуру вождя  народа, «вдохновителя  и организатора  всех наших побед».  В стране, где всегда преобладал азиатский менталитет, и где исторически присутствовала  фигура монарха,  царя-самодержца, культ личности  являлся хоть и  архаичной, но  весьма эффективной  на тот момент формой  правления;       
             .  и   последнее:  Сталин не только выиграл войну, но еще и вооружил  свое государство,  дав  ему  атомное оружие. Благодаря этому, ему удалось не только обезопасить свою страну, но и  вывести  ее  в  ранг  сверхдержав.

6.      ЛИЧНОСТЬ   СТАЛИНА.
         
      Что  касается личности самого Сталина, то, на мой  взгляд,  это  был человек крайне амбициозный, феноменально волевой,  по-звериному проницательный,  чрезвычайно  грубый,  по-азиатски жестокий, и подверженный  маниакальным фобиям. И, судя по всему, он был  человеком    ВЕЛИКОЙ   ИСТОРИЧЕСКОЙ   МИССИИ.