Донна Тартт Тайная история

Лана Балашина
Тайная история
Донна Тартт

То, что это не детектив, становится ясно со второй страницы: в романе речь пойдет об убийстве, которое совершила группа студентов. Интриги никакой нет: подробно рассказано, кто убил, а дальше - уже только рассказ от первого лица одного из участников преступления. И фактически это роман о том, что даже если удалось уйти от  уголовного суда, то внутренний судья - он всегда в твоей голове, и платить придется.

Роман написан прекрасным языком, неспешно, очень подробно, с обсуждением всех психологических оттенков, всех малейших нюансов во взаимоотношениях героев. Вместе с главным героем мы поступаем на первый курс Хэмпден-колледжа, испытываем острый интерес к непонятной группе студентов, изучающих греческий язык. Это сродни подростковой влюбленности в актеров или кого-то, кто кажется недосягаемо-прекрасным. Они поражают воображение Роберта своими аристократическими манерами, отчужденностью, выбором элитарного греческого языка. Вместе с Робертом мы  получаем шанс войти в группу и стать для них своим. И только когда нас с ними свяжет преступление- мы поймем, что это навсегда...

"После смерти Банни я часто думал, что акт убийства по крайней мере связал нас на веки вечные: мы не просто друзья, а друзья-до-гробовой-доски. Тогда эта мысль была единственным утешением, но теперь от нее хотелось выть. Навсегда, навсегда я повязан с ними одной веревочкой, и иного уже не дано…"

Автор медленно снимает покровы с героев и Роберт видит за аристократизмом эгоизм и безразличие, за щедростью - желание откупиться, за целомудрием - холодность, идеальные герои оказываются неврастениками, алкоголиками, эгоистами. Даже если преступление не будет раскрыто,  оно разъест души и заплатить за него придется.

Финал у истории неожиданный. И будущее, которым автор наделила многочисленных обитателей колледжа, не во всем согласуется с моими представлениями о них, но уж так вышло.

Развитие образов героев логично прописано автором, за исключением ключевого момента.

    Совершенно непонятно введение мистического момента - вакханалия- зачем это? Первое убийство могло быть просто аварией на дороге, например. Или несчастным случаем - Генри реально был очень силен, и мог непреднамеренно убить фермера в драке


И непонятно, что там с государством Израмом? Если это намеки на Иран, то почему так и не написать?

В общем, книга мне очень понравилась, и два следующих романа я уже скачала.