Цыганка

Юрий Шендяло
         В 70-х годах прошлого века у жителей страны появилась мода собирать 10-копеечные монеты в бутылку из-под шампанского. Вообще, эту традицию можно было смело считать продолжением древней традиции свинок-копилок. Ведь бутылка шампанского появлялась в средней советской семье только в Новый год и, соответственно, “жила” от января до декабря - почти как свинка в старые времена.
        Вот так и я, когда учился в десятом классе, в Пензе, собирал десятикопеечные монеты или дестюльники, как мы их называли. Что интересно: внутрь монетки проходили впритык, а вот вытащить, или вытрусить - были проблемы. Накопил я не много - едва закрывали дно, но это были деньги! На 10 копеек можно было купить два пирожка с повидлом! Не зря я привёл этот пример.
      Подходил праздник 8-е марта. Я вытряс всю свою бутылку-копилку и поехал в город присмотреть маме подарок. Иду по улице Московской - центральной улице Пензы. Погодка весенняя, солнышко греет, настроение хорошее, душа поёт. Вдруг откуда ни возьмись передо мной появляется цыганка с маленьким пацанёнком.
     - Дай ребёнку на пирожок! Ничего больше не надо. Гадать не буду, дай только на пирожок. Видишь, какой он голодный! - скороговоркой затараторила она.
       Я знал, что гадать опасно. А эта не предлагает гадать, а просто и открыто просит на пирожок. Почему бы не дать? Я достаю один из дестюльников и протягиваю цыганке. А она:
     - Какой хороший человек! Спасибо тебе! Вижу по глазам, ты добрый человек. Дай руку, погадаю. Совсем бесплатно погадаю! Не бойся, дай руку.
       Я думаю, ну, раз сказала бесплатно, пусть погадает. Тем более уже на два пирожка дал. Больше у меня не выманишь! Я дал руку. Она начала, типа:
       - Добрый человек, да добрый человек, ждёт тебя дорога, ох, дальняя дорога, перемены вижу, ох, перемены вижу...
      А меня действительно ждали перемены - окончание школы, армия. Совпадает - вот я и “развесил уши”. Она:
    - Есть мелочь? Какая-нибудь. Давай, доставай. Только всю-всю мелочь, что есть в карманах, скажу, что будет. Зажми в руке.
     Я машинально достаю мелочь - все свои дестюльники, думаю, у меня же в руках, никуда не денутся. Цыганка берёт мою руку, что-то бормочет. А потом вдруг:
     - Бумажная денежка есть? Давай быстрее любую бумажную денежку, заверни в неё всю свою мелочь. Держи в кулаке.
     Я достаю рубль, на него высыпаю все деньги и сжимаю кулак. Держу крепко, а сам думаю: “Говори, говори, я всё равно не отдам”. Не понял даже, как это получилось.
      Она говорит, говорит, потом вдруг подставляет руку, как будто, так и надо, и произносит приказным тоном:
     - Давай!
     Сам не знаю почему, но я руку разжимаю, и деньги перекочевывают к ней.
Цыганка продолжает что-то бормотать, держа на вытянутой руке мои деньги. Но я её уже не слушаю. Одна мысль: “Деньги у неё! Как же это я отдал? Вот дурак!”. Говорю:
    - Всё, спасибо, хватит. Давай мои деньги!
     А она:
   - Подожди, родной, ещё не закончила.  Послушай, послушай, что ждёт тебя.
    - Нет. Всё. Мне надо идти. Давай деньги!
    Я всё время следил за ней. Деньги были в руке, она их никуда не перекладывала - я был уверен в этом. И вдруг! Она, со словами “не хочешь, как хочешь”, резко дует на кулак, разжимает его и ... - ладонь пуста!
    - Нету!
     Я только рот раскрыл от удивления. А цыганка подхватывает свою длинную цветастую юбку, кричит мальчишку и бегом от меня!
    - Стой! Отдай деньги! Стооой!!!
    Бесполезно. Тогда я ещё матом не умел ругаться, а так хотелось! Чуть не плакал от обиды - называется, купил подарочек на 8-е марта.
     Домой добирался “зайцем”.


                16.08.14.