Миг жизни. Глава 9. 36-я школа, часть 4

Леонид Лещинский
1981-1983

8 апреля - среда /свободный день т.к. в среду у меня раз в месяц семинар пропагандистов/. В 12-30 являюсь на работу для проведения политинформации в своем классе и уже не ухожу т.к. в 17 часов классное комсомольское собрание. В 18 часов вечер встречи с ПТУ-7 до 21. Домой попадаю в 22-30. /Вечером плохо с транспортом/. 9 апреля - четверг, с 8 до 12 уроки, с 15до 17 проводили физический вечер, посвященный дню космонавтики. 10 апреля - пятница, с 8 до 11 уроки, потом проверял дневники, второй день старший дежурный по школе, т.к. класс дежурит. Являюсь в 7-30 и до 14 часов. Во время урока ученики дежурят в раздевалке, в столовой, под видом дежурства на уроках пол класса нет. С 15 до 19 общешкольное отчетно-перевыборное комсомольское собрание. 11 апреля, суббота, с 8 до 15-40 7 уроков, потом подготовка к родительскому собранию, которое длится с 19 до 22 часов. Домой явился в 23-00. Можно ли в такой обстановке нормально работать, а ведь есть еще дом, жена и свои дети. В понедельник развалилась печка, пришлось срочно ремонтировать, а во вторник опять поехало, срочно предоставить в райметодкабинет справку о проделанной за год работе на посту руководителя районного методобъединения учителей физики, совещание при организаторе, родительница срочно попросила написать характеристику сыну для военкомата.

59
Организатор воспитательной работы заявила мне, что 14-40 я должен быть с классом на встрече с ПТУ-45 в ДК Ленина. 16 апреля в 19-00 совещание при директоре, беспрецедентное по своей форме, где администрация облаяла всех подряд, отметили, что я не был на выставке творчества ПТУ-16 в воскресенье. /Это установленный государством выходной день/ обругали за то, что я посмел спросить у ребят, хотят ли они идти на эту выставку и не сумел их убедить. /8 лет гробили класс, довели до крайне тяжелого состояния, спихнули мне в конце учебного года и еще обвиняют в плохой воспитательной работе. Отметили, что я не был на комсомольском ученическом собрании, хотя к моим детям на собрании замечаний не было. Организатор воспитательной работы Н.П., неоднократно проявляла ко мне безобразное, возмутительное отношение, перед новым годом приказным тоном заявила, что я должен привести в порядок гирлянды и подключить для елки, хотя в школе есть завхоз, преподаватель электротехники, электрик, штат лаборантов и т.д. Я все сделал, но подключить не смог т.к. не было кабеля, и тогда обратился к ней, она в присутствии ученика Коломийца Ю. Обругала меня, как это я не предусмотрел и т.к. я учитель физики то должен обеспечить кабель! Даже ученик не выдержал и пытался урезонить ее. Теперь сплавив мне этот класс, вместо того, чтобы помочь, ходит и выясняет у учеников, о чем я с ними говорю и какие меры принимаю.

Как-то на партсобрании, /директор, как обычно, болел и не присутствовал/, я выступил и сказал, что о 26 съезде нужно говорить умело и к месту, чтобы это органически вплеталось в логику урока. Она выскочила и заявила, что материалы съезда нужно вдалбливать постоянно в головы учеников, а потом пошла и сказала директору, что я заявил, будто бы разговоры о съезде надоели. На совещании директор повторил это перед всеми учителями. И вот такими выходками она постоянно выводит из строя пока еще нормального учителя. Я уже не говорю, что без конца посылают меня на всякие совещания, просто чтобы не было пустых мест в зале. Кстати, как я узнал, /случайно увидел на столе директора телефонограмму, когда он меня ругал за неявку, / на встрече с ПТУ-45 должна была быть организатор с группой учащихся от школы. А мне она заявила, что я должен быть с классом. Потом послали меня на пленум районного общества "Знание". Ходил с классом в музей Ворошилова, художественный музей им. Артема, на экскурсию в ПТУ-16.
18 апреля на субботнике все классы уже ушли, а моих, хотя они работали лучше других, заставили копать газоны, где уже выросла трава / непонятно зачем/, когда по дороге уже шел поток машин, хорошо, что проезжал зав гороно, проверял работу, и разрешил нам уйти. В результате всего: вегетативно-сосудистая дистония, принимаю 10 сеансов воротничок, элениум, бром и т.д

60
Я узнал, что есть указ о выселении из подвалов, написал в журнал "Человек и закон", но ответ пришел в горисполком, меня вызвали и сказали, что указ касается только тех, кто живет в государственных квартирах, это на 64 году советской власти есть государственные подвалы! Был последний звонок, но я не присутствовал, заставили срочно оформлять документы на освобождение от экзаменов ученика моего класса. Под впечатлением фильма "Гараж" выступил на педсовете о том, что мещанство проникает и в среду учителей, а это особенно опасно, т.к. мы все время на виду у учеников, а они все видят и все понимают. По эксперименту, который мы с В.О. Пунским затеяли, директор делал доклад на республиканских педчтениях и он прошел на всесоюзные. Написал все характеристики, заполнил все свидетельства, завтра последний экзамен, дни были страшно загруженные. Вчера были в "Веселой горе" в пионерском лагере "Чайка", навещали Алика. Все было хорошо, но назад не могли выбраться. Шли пешком, Ира по дороге уснула, и мы поехали в обратную сторону в Счастье, там чудом втиснулись в автобус из Петровки и еле живые добрались домой. 16 июня принимал экзамен до 17-00 и сразу выехал в колхоз на две недели - дикость! После колхоза самостоятельно прошел курс скорочтения по книге Ф.Лезера /ГДР/ увеличил скорость чтения на 60% и усвоение на 33% - это очень мало.

Занимался еще по Кузнецову и Вермсбехеру. Прочитал много книг. На выпускном вечере 10-а, 10-б и мой 8-д подарили мне планшеты с фотографиями выпуска и моей фотографией, ходили встречать рассвет. Алик 3 смены в лагере. Приехали Валины родственники, отец и сестра Ида с двумя детьми: Элой и Игорем, так что у нас весело. Закончил третий черновик статьи и отдал Пунскому на проверку, вчера он вернул с замечаниями. Нагрузка на новый учебный год 23 часа в неделю: 5 шестых, 3 седьмых, 1 девятый и астрономия по одному часу в 3 десятых, море подготовок, при мизерной зарплате. Да еще завуч "забывает" поставить номер кабинета, где мне проводить урок, и мне во время урока приходится бегать искать свободный кабинет. Мне сообщили "приятную" новость, в районо была комиссия облсовпрофа и предложили выкинуть меня с льготной очереди: "Не имеет оснований, пусть на квартиру идет." Да, профсоюз у нас на высоте, чтоб удобнее было плевать. Бегаю за справками моих бывших восьмиклассников. 24 человека пошли в ПТУ и техникумы - здорово поработал! Но вместо благодарности - наказание, больше всех бегать, если ученик не пошел в 9 класс, нужно в районо предоставить справку. Готовлюсь к сдаче кандидатского по философии. Феликс летом привез кролика и мы сейчас кормим ухаживаем за ним, детям это полезно, астры уже отошли, табак цветет, фасоли в этом году нет.
61
Получил гонорар за первую статью в журнале "Физика в школе" 10 рублей, журнал еще не получил. Веду кружок "Учись учиться", пытаюсь обучать скорочтению. Продолжаю думать над категорией движения. По-моему, это физическая величина. Если материя движется, а движение относительно, то относительно чего движется материя? Конечно, имеется в виду движение не в пространстве, но это уже не движение. Поэтому я считаю, что нет категории движения, а есть две противоположных, как все остальные категории - изменения и сохранения, эта идея уже давно меня беспокоит. Примеры сохранения: закон инерции, закон сохранения количества движения, закон сохранения энергии и т.п. в физике, динамический стереотип в психологии, культ личности в истории. Примеры изменения: радиоактивный распад, ускорение, в физике, смена формаций в обществе, появление самосознания в психологии и т.п. Наконец-то получил журнал "Физика в школе" №5 за 1981 г с моей статьей, слово интуиция из заголовка выбросили. Испугались? 27 октября сдал кандидатский минимум по философии, в этот день даже с работы не отпустили, хотя по закону положено 10 дней отпуска. Да еще доклад на партсобрание готовить нужно, в понедельник политзанятия и пошло поехало. Хотел выступить со своей идеей на кафедре философии в пединституте, не смог добиться, всего боятся. Поручили готовить доклад на родительское собрание: "О роли отца в воспитании", кроме этого нужно готовить доклад на комсомольское собрание

"НОТ школьника", если бы сохранял свои доклады и выступления, было бы собрание сочинений. Опять замена. Заготовили 50 кг картофеля. Алик ходит на танцы, с Ирой прошли букварь. 13 декабря в воскресенье проводил районную олимпиаду по физике. Наша школа заняла первое место, мой ученик Юров Юрий занял второе личное, нужно с ним серьезно заняться. На новогоднем вечере работала мигалка на тиристорах изготовленная под моим руководством учеником 9-б класса Стрижекозиным В. Новый год начался с того, что послал в журнал Квант" интуитивные задачи, читал лекцию для учителей физики "О развитии интуитивного мышления", слушали с интересом, было много вопросов. На каникулах закончил статью о применении принципов познания в 10 классе и послал в журнал "Физика в школе". Мама написала письмо на имя 1 секретаря обкома КПУ Гончаренко, ответ пришел из горисполкома опять от Петрова: "Вы стоите на льготной очереди N6, ждите. После каждой жалобы очередь продвигается, был N9. Получил письмо из Воронежа, заинтересовались моей статьей и просят разрешения прислать анкету. Получил письмо из заполярья, от моего учителя физики Людмилы Самойловны Ойхберг/ в 9 классе учила меня/, прочитала статью и интересуется или я это я. Купили коньки Алику, уже вторые, будем вместе ходить на каток. Ира и Валя переболели гриппом.
62
Написал в Москву письмо А.А.Пинскому о том, что ищу научного руководителя, получил расплывчатый ответ, советует обратиться к А.И. Бугаеву в Киев. В 6-х классах дал задание написать закон Архимеда в стихотворной форме. Начал эксперимент по тренировке зрительной памяти, только в 6-г. В течение 10 секунд показываю рисунок через кодоскоп из 6 элементов. Почти никто не справился, посмотрим, что будет в конце года. В других классах тоже самое, но без ограничения времени, потом сравню. Хожу на хор, холода держатся, дома самая высокая температура 19 градусов, кончаются уголь и дрова. Прочитал несколько хороших книг. 20 февраля в субботу уроков практически не было, проводился конкурс - строя и песни. Дома чистил сажу, ходили с Аликом в переулок, нарубили веток для протопки. В воскресенье навестили маму в больнице, аппендицит. Пошел на угольный склад, а там работает мама ученика Макарченко, привез уголь, очень хороший - антрацит! Наконец-то топим нормально, дома 22 градуса. В воскресенье пел в хоре учителей, наша школа заняла первое место. Послал статью в журнал "Радяньска школа". Была аттестация, меня рекомендовали наградить грамотой министерства просвещения УССР. В характеристике отметили работу с 8-д, работу в лагере труда и отдыха, огромное количество прочитанных докладов, выступлений, участие в соревнованиях по скоростной сборке радиосхем, в выставках, и т.д.

Весна неуклонно вступает в свои права. 23 марта выехал на три дня в Москву, для прикрепления, познакомился с Пинским А.А., Дик Ю.И., Коварским Ю.А.,Эвенчик Э.Е.,Зориной Л.Я.,Каменецким С.Е. и т.д. Но не прикрепился, каждый заявляет, что это не его тема и отсылает к другому, такое впечатление, что проблемой формирования мировоззрения никто не занимается, и вообще не понятно чем они занимаются и для чего они существуют. / Я имею в виду лабораторию обучения физике НИИ СиМО АПН СССР/ на работе трудно кого-либо застать, кого не спросишь, он на дому занимается. Работаем с В.О.Пунским над докладом "Сложное становится простым" /Из опыта формирования понятия "Закон" в курсе физики 6 класса/, на всесоюзный конкурс. Прочитал в журнале "Наш современник" статью Синицина И. "Ученье и труд", полный разгром системы народного образования и его руководства - всколыхнуло всех.   Думаю мало что изменится, слишком сложно. В школе работает комиссия районо /19 человек/, фронтальная проверка. Физику пришла проверять директор вечерней школы Ясинская, возникла внезапно и исчезла, пошла на урок туда, где я заменяю кллегу т.е. не в мой класс, потом в мой 6-а. Покритиковала, посоветовала учиться у Б.Н. Поруса, учителя школы с физико-математическим уклоном, с которым я и без ее советов постоянно
63
общаюсь, и была такова. Ни с системой работы, ни с дидактическим материалом, ни с многочисленными самодельными наглядными пособиями не познакомилась, кабинет даже толком не посмотрела. И таким людям доверяют проверку. В школе совершенно не считаются с тем, что у меня полно общественных нагрузок, постоянная замена, занимаюсь научной работой. Опять на первое Мая отвечаю за портрет Ленина, огромный портрет, который несут 4 ученика, плюс 4 для смены, нужно обеспечить их явку, и главное, чтоб донесли до машины после демонстрации, т.к. после прохождения мимо трибуны колонна моментально разбегается, раньше бы разбежались да там оцепление плотное. И такая каторга повторяется два раза в год, на первое Мая и 7 ноября. И опять ночное дежурство, и опять собираться в колхоз, экзамены в чужих классах, итоговое политзанятие готовить, ни конца, ни просвета. Купили ковер -456 рублей за кусок тряпки, два с половиной месяца работать надо, так еще и по талонам, только для передовиков производства, Вале на работе дали талон за хорошую работу. В облоно пришла анонимка на районо, кто-то из учителей обиделся, что слишком проверяют, устроили собрание, очень бурное, но так и не выяснили кто это. Если бы на анонимки не реагировали, то их бы никто не писал. Но, очевидно, что власть очень довольна тем, что есть сексоты, и поощряет их тем, что реагирует.

Пришел третий номер журнала "Физика в школе" за 1982 с нашей статьей, почти через два года. Работаю за троих, в понедельник 3 Мая дал 15 уроков!!! Наконец закончилась эпопея с дровами, вчера привез машину обрезков с мебельной фабрики, пару лет можно будет не пилить, целый день таскал. Сделали дома ремонт, отослал доклад на конкурс. 14 июня после экзамена, вращая математический маятник, я обнаружил эффект образования стоячей волны, а 17 уже отослал в комитет по открытиям и изобретениям, сообщив возможные применения: демонстрация на уроках, создание радиопередатчиков на вращающих контурах, обнаружение стоячих гравитационных волн образованных быстровращающимися планетами. С 21 июня в отпуске. 24 июня позвонила к соседям завуч И.П.: "Срочно приходите! Нет краски для ремонта кабинета. Закрасим коридор, и вы будете отвечать за то, что кабинет не ремонтирован. Из ее слов я понял, что лаборантка, учитель физики С.М, в благодарность за то, что я весь год ее заменял, выбиваясь из сил, пожаловалась, что пишет за меня акты списания и занимается ремонтом. Я приехал в школу, краску они догадались взять у завхоза без меня. Я объяснил завучу, что она должна сама знать и объяснить лаборанту инструкцию об обязанностях лаборанта N 20,1975г. Сб. Приказов министерства Просвещения УССР, но легче мне не стало. Третий день болит сердце, почему люди такие жестокие! Погода стоит плохая, ливни, грозы, холод. Клубники и огурцов много, мяса в магазинах нет, только в кооперации. Колбасу утром при открытии магазина можно взять Масло, яйца, молоко есть, жить можно.
64
Обстановка в мире очень напряженная. Израильские войска вошли в Ливан, хотят ликвидировать ООП. Начался длительный и скучный отпуск, много читаю. Получил ответ из комитета по изобретениям, заявка оформлена неправильно. Жаль. Написал письмо академику Зельдовичу Я.Б.. получил ответ из Государственного астрономического института имени Штейнберга, от сотрудника Зельдовича, моя гипотеза о существовании стоячих гравитационных волнах маловероятна. Выехали отдыхать на море вместе с тестем, он у нас гостит, благодаря удостоверению участника войны, снабжает нас продуктами. Отдыхали в Алуште дикарем. Были на экскурсиях в романтическом замке "Ласточкино Гнездо" на Аврориной скале мыса Ай-Тодор. Он был построен в 1912 г. по проекту инженера А. В. Шервуда для барона В. Штейнгеля, бакинского нефтепромышленника. В 1927 г. во время землетрясения обрушилась часть скалы, но здание устояло, правда, долгие годы оно считалось аварийным, и было закрыто. Восстановлено в 1971 году. Под основание его была подведена монолитная железобетонная плита, забетонированы трещины, проведены реставрационные работы. Сейчас в нем располагается дорогой ресторан итальянской кухни
Были в Никитском ботаническом саду. Он расположен недалеко от поселка Никита (вдоль главной шоссейной дороги Южнобережья, в 16-ти км от Ялты). Это старейшее научное заведение Крыма было основано в сентябре 1812 года российским ученым-ботаником Христианом Стевеном (он был первым и самым любимым сотрудниками руководителем сада). Сад в ту пору имел красивое название- Казенный Императорский Таврический ботанический сад. Там мы видели знаменитый пруд черепахи Тортилы. Именно с его дна подняли золотой ключик. Видели очень много экзотических растений: вечнозеленый олеандр, бамбук, артишоки, юкка- джинсовое дерево и многие другие. Были в доме-музее Сергеева-Ценского. Музей находится в доме, где с 1906 по 1941 и с 1946 по 1958 годы жил и работал известный писатель, академик Сергей Николаевич Сергеев-Ценский (1875-1958). Здесь, на горе Орлиной, им были написаны самые значительные произведения - эпопея "Преображение России", в которую вошли 12 романов, 3 повести и 2 этюда, и "Севастопольская страда". В двух отделах музея - мемориальном и литературном - собраны почти все материалы, связанные с его жизнью и творчеством. Сохранена библиотека писателя, в которой немало редких книг.
Писатель был похоронен в своей усадьбе, рядом с домом. Над могилой установлен памятник. Детям все очень понравилось. Кроме этого каждый день ходили на море. Правда, трудности были с местом, иногда приходилось стоя загорать, и длиннющие очереди в столовую, утром и вечером питались на квартире, где мы жили, набрали с собой продуктов. 27 июля вернулись домой. 5 августа отметили день рождения Иры, 15 августа были у Алика в лагере "Лесные зори". Начал делать зарядку. Много читаю. На районной конференции меня назвали в числе лучших учителей района. В.О.Пунскому присвоили звание "Учитель-методист". Нагрузка на новый год 24 часа в неделю.

65

7 сентября приехал в гости на месяц Валин племянник Эдик.7 октября - день конституции, вчера целый день возился с печкой, готовил к зиме. Сегодня сосед помог забить кролика, кормили с июня прошлого года, а мяса 2 кг. В школе отдыхаем, уже неделю, почти нет уроков, старшеклассники во время уроков подметают дороги, вениками! Т. к. инвентаря для субботников у школы нет, и ученики несут из дому, у кого, что есть, в основном веники. Часть детей почти месяц репетируют на стадионе, готовятся к празднику 40 летия "Молодой гвардии". Звонил в Киев, статью еще не смотрели! Был на семинаре пропагандистов. В школе проходил семинар "Учись учиться" и потом профсоюзное собрание. Я выступил по теме как составлять план. Выступал доцент пединститута Матвейко о НОПТ /Научная организация педагогического труда/, говорить умеет, но практически для себя ничего не взяли. Как мы много болтаем, выпускаем макулатуры, когда уже прекратится эта ерунда. Перевожу Алика в 25 школу, ближе к дому, меньше нагрузка. Основная причина: эксперимент с английским уклоном с 1 класса пустая затея. Большинство учащихся английский язык не знает и не желает знать. Плохая методика плюс перегрузка. Повод: учитель географии Н.П. в конце четверти решила привести в порядок журнал и понаставила оценок с потолка, таким образом, у Алика оказалось пять двоек, неизвестно откуда взявшихся, когда я показал классному руководителю Диденко, она

только руками развела. Я тут же пошел и забрал документы, на что завуч по английскому языку В.Г. заявила, что это нож в спину школы. Школу продолжает лихорадить, началась другая крайность, выставление двоек. Четверть прошла сумбурно. То месяц группу учеников таскали на репетиции на стадион, то психоз с субботниками, каждый день подметание дорог во время уроков и даже травма ученицы их не остановила. И только после письма в учительскую газету, когда приехала корреспондент, субботники прекратились в таком количестве. После этого в учительской газете появилась статья "Сколько пятниц на неделе". О субботниках, билетах в цирк, театр, об отношении к учителю. Реакция была мгновенной: теперь не улицы, а дворы и свалки будете убирать, а к билетам для учеников добавили билеты для учителей. Как хотелось бы работать так, чтобы все отдавать работе, но не дают. Нервозность, дерганье, склоки, всякая ерунда не нужная и даже вредная, все это мешает работать и выполнять основную задачу: давать глубокие и прочные знания. Урок превратился в место, где ученики отдыхают от всяких мероприятий. 11 ноября в 11-30 на урок зашли завуч и парторг и сообщили, что 10 ноября в 8-30 умер Л.И.Брежнев. Пленум ЦК КПСС состоялся 12 ноября, на котором генеральным секретарем был избран - Андропов Ю.В.

66

Наткнулся в библиотеке на труды Каптерева П.Ф. русского дидакта, читаю и удивляюсь, прошлый век, а как будто сегодня написано. Те же проблемы, которые волнуют школу сейчас, волновали и раньше. Нужно лучше изучать историю педагогики, чтобы не изобретать велосипеды, не ломиться в открытую дверь. Фактически каждый учитель, проходя свой жизненный путь, заново открывает многое, что было уже давно известно. Никто не занимается просеиванием крупиц истинного и полезного, чтобы вооружить каждого учителя. Кружок "учись учиться" убывает, занятия провожу, чтоб вызвать интерес, но не помогает. Чем это объяснить? Общей инертностью, или недоверием, отсутствием доказательств и фактов, что в прошлом кому-то этот кружок что-то дал. Да, и вообще, можно ли развить какие-то способности, знаем ли мы точно, что наследственно, а что приобретается. Вчера пришли ответы из Киева и Москвы. Оба отрицательные. В Киев послал о развитии интуитивного мышления, задачи назвали тривиальными, очень простыми, тренировочными/эти задачи учителя физики затруднялись решить, я уже не говорю об учащихся/, не знаю, работал ли рецензент когда-либо в школе, и имеет ли понятие об уровне развития школьников. Ответ из Москвы М.Г.Я. - мягко говоря, ответ грубияна, который все отрицает, даже не пытаясь обосновать и доказать свои мысли. Но его хоть можно понять, он воспринял статью, как покушение на авторитет своего учебника физики. Но зачем давать статью на рецензию тому, против кого она направлена? Но я не унываю.

За тысячи лет, пора уже к этому привыкнуть. Вопрос о положении в народном образовании назрел очень серьезный. Огромный штат инспекторов, начиная от райметодкабинета, районо, горметодкабинета, гороно, облоно, ИУУ, Минпроса УССР, Минпроса СССР, огромного количества НИИ, а кроме этого школой командуют, дают указания кому не лень. И все это обрушивается на голову бедных учителей и учеников. Бесконечные новации, которые срочно, тут же нужно внедрять, применять, перенимать, изучать. Тысячелетиями создаются науки, и отсеиваются золотые зерна истины и попадают в учебники. Но педагогики это не касается. Как была она сборником устаревших наказов, так и осталось. Педагогикой занимаются кому не лень и как не лень. Методики вообще не сформировались как науки, в основном это комментарии к учебникам. Для нормальной подготовки к уроку учителю нужно перевернуть горы литературы. Сами учебники это неотработанный сырой материал. В которых учебниках наблюдается скорее нисходящая линия, чем восходящая. Попробуйте обучить составлению плана по параграфу учебника, если этот параграф писался без всякого плана. А вопросы к параграфу? Есть ли в их подборе и последовательности какая-то закономерность или логика? Все подчиняется одной цели - усвоение. А чему будет обучаться школьник, кроме усвоения конкретного материала автора не интересует. Каждый автор варится в собственном соку, не заглядывая в учебники по другим предметам, а надо было бы.
67
В учебниках должен быть единый режим, общая цель формирования не только предметных знаний и умений, но и общенаучных. Сижу, составляю олимпиадные задачи для всего города. Дикость! Есть ИУУ, огромное количество всяких райгоробл и т. д. а бедный учитель сидит и трудится. А сроку всего неделю. А тут еще новый год, электрификация елки, заседание методобъединения, открытое занятие кружка для учителей района/я являюсь руководителем школы передового опыта/, подготовка к городским соревнованиям по скоростной сборке радиосхем, подготовить и провести политзанятие и т. д. Ни конца, ни края. А потом оказалось, что задачи составлял зря, директору сообщили, а он сказал мне только через неделю. Включили меня в комиссию по фронтальной проверке 48 школы, посетил 7 уроков, уровень преподавания примерно такой же, какой был, когда я учился в школе. Получил ответ из "Кванта" будут печатать те мои задачи, которые в Киеве посчитали простыми. Познакомился с И.А.Солодухиным - новым доцентом кафедры методики физики пединститута, очень интересный человек. Он собирается уходить, очевидно, выживают, умных людей не любят. Новый год встречаем у Вайнеров. Мама написала письмо в ЦК КПУ по поводу жилья.

Начались компании по наведению порядка. В школе проходило собрание о дисциплине. В докладе Р. сообщила, что у меня у учеников учебники в самом плохом состоянии. Это гнусная клевета! Я ввел в практику новшество, мы собрали библиотечку старых задачников и учебников в кабинете, и дети не носят в основном свои учебники, а пользуются нашими учебниками. Так что непонятно, что она проверяла и проверяла ли вообще. Вчера в учительской газете были опубликованы итоги конкурса учительских докладов. За наш доклад / в соавторстве с Пунским В.О./ мы удостоены почетного диплома АПН СССР. 7 февраля в день рождения Вали давал открытый урок в 7-в классе, прошел блестяще! В 7 классах у меня началась практика студентов-физиков, руководит практикой доцент А.С.Иванов. 2 февраля был вечер встречи с выпускниками, услышал много комплиментов от выпускников, Ю.Коломиец принес институтскую газету, где статья о нем, и где он благодарит учителей: Пунского В.О. Рутковскую Т.Г. и Лещинского Л.А. 13 вдруг поднялась температура - ангина. В среду Алик ушел в группу к 8 и через час вернулся с жалобой на живот, вызвали скорую и увезли - острый аппендицит, мы очень переживали, к нему не пускали и передачи не принимали. Пришел второй номер "Кванта" с моей статьей. Во втором номере журнала "Советская педагогика" в статье Можаева А.И. директора ИУУ написано обо мне. 6 апреля состоялся педсовет о преодолении формализма, яркий образец формализма, три часа бессмысленной словесной трескотни.
Далее читать:
http://www.proza.ru/2015/05/14/864