заслуженный успех и две смерти

Маргарита Школьниксон-Смишко
Радость встречи с Лео была омрачнена неожиданной смертью Вильгельма Либкнехта.  Ещё 27 июля она встретилась с ним из-за Казюкевича в редакции газеты «Вперёд»,  и он ей на ушко признался, что  её любит, и что это он в своё время предложил её кандидатуру как редактора этой газеты, и что если у неё есть что-то фульминантное, она должна ему во «Вперёд» присылать, а не отпавлять в Лейпцигскую народную газету (что было Розе очень кстати).
И вот 7 августа его не стало. Роза отправила семье Каутских, отдыхавших у Балтийского моря, телеграмму о смерти старца, они подумали, что умер её отец, прислали соболезнование. Роза же считала, что хотя бы Карл  должен был приехать на похороны.

С августа до середины сентября Роза усиленно готовилась к партийному съезду, который был намечен на 17 -21 сетября в Майнце. Подготовка принесла успешные плоды, 18 сентября она пишет Лео со съезда:
«Сегодня я опять говорила о мировой политике. Получилось очень хорошо..На конгрессе я купаюсь в общей ко мне симпатии, особенно от берлинцев, получила уже кучу приглашений на рефераты. В настоящий момент готовлюсь к речи о пошлине..»

21 сентября последовал очереной отчёт Лео:

«Мой единственный, любимый, золото!
Наконец я в состоянии написать тебе несколько слов. Партийный съезд сегодня  после обеда закончился...Наше направление может быть им очень довольно:
1.В дебатах о мировой политике мы однозначно победили, Зингер вынужден был сам это признать.
2.В дебатах о пошлине, само собой.
3.Мы провели двух новых из Берлина в правление!»

После двух выступлений  в среду по пошлинной политике у Розы к вечеру началась сильная мигрень, так что весь четверг и до обеда в пятницу она провела в постели. Роза думала, что это было  связано с эмоциональной борьбой с её противниками, но весьма вероятно, что её душа почувствовала смерть отца, о которой Роза узнала, только когда вернулась из Парижа. Пока же ничего не подозревая, Роза вместе с товарищами по партии поехала на интернациональный социалистический конгресс, состоявшийся с 23 по 27 сентября в столице Франции.

Из Парижа Лео получил  25 сентября открытку:

«Я так занята, что с трудом отсылаю эту открытку. Всё прекрасно. Вчера я говорила 3/ 4 часа по-французски и заработала овации. Они такое получили, что Адлер выглядел бледным, как смерть..Я в 4-той и 5-той комиссии от немцев и секретарь. Вся работа лежит на моих плечах. Я подготовила резолюцию и сегодня была выбрана вместе с de Brouckere как докладчик. Целую...»

После конгресса 29 сентября Роза написала несколько слов и жене Каутского:

«Дорогая Лулу!
Мы здесь все блаженствуем: товарищи Свинти, Граднауэр, оба Хаазен и я. Сидим у Дуваля и ждём de potage aux choux.
В первую очередь привет вам  посылает, конечно, Граднауэр ! И наши многие приветы!
                Роза «

Потом был Берлин и страшное известие, что отец уже неделю как похоронен.

на фото Вильгельм Либкнехт