Обет о творении

Сочинитель
                Человек прозвал обетованием своё служение
                победителю в сражении духа с телом,
                а те двое всего лишь бьются за зрелость               
                своей самости, непрестанно заботясь о том.

В жаркий полудень я писал этюд о морском вечере, и о закате солнца в нём, и
про облака над  водой не забывал, и о солёной горечи помнил, и делал то
вдали от моря, на краю пустыни, среди камней у дороги из города в город.

И вот, какой-то прохожий похвалил мой труд, и зашагал дальше, и я бросил всё
и побежал за ним.
Я кричал: - Остановись!
И тот человек ожидал меня, и слушал, и улыбался.
Я говорил ему:
 - Я здесь три дня, и ты первый щедро осыпал мои творения добрыми словами.
Все прочие пешеходы смеялись над моими картинами, и называли те
бесчестными, а меня ленивым помощником маляра.
« Где ты видел столько воды? Да ты обезумел от жажды!» - ещё говорили они, и
оставляли мне напиться, и смеялись, и жалели, и я сникал главою от таких
речей, и спрашивал того человека: - Почему ты хвалил меня?
И он отвечал, как поэт:
 - Ты творишь картины из мыслей своих снов, а те у всех людей разные, и нет
среди них смешных или грустных, а есть мечта духа, написанная умом на
полотне сердца.
И я сказал совсем не то:
 - Я художник, а философов в нашей деревне и не было никогда. Скажи от себя,
что такое творение?
И он ответил мне так:

 - Отвечая самому себе на вопросы, терзающие твой ум всякий миг, ты творишь
свою жизнь, а из тех ответов ты плетёшь свои дни, ясные тебе во всём
происходящем, и ночи, спокойные для твоего тела. И твой труд, и твой отдых в
том нетленном плетении творятся крепким союзом из всех тех ответов.
Творением миллионов дорожных камней из таких ответов, и сохранением, и
приумножением тех в себе ты мостишь дорогу, по которой гордо шествует твоя
жизнь, и никто не сделает то для неё вместо тебя, и вкушая те чудные ответы
внимательно, ты обретаешь утешение тому, кто вопрошает.

И я, неразумный, спрашивал далее: - И кто же во мне задаёт те вопросы?

И тот муж стоял в дорожной пыли, и глядел на меня по-доброму, и говорил так:
 - Ты трогаешь этот мир всем, что у тебя есть, и всем, чем можешь дотянуться
до него, и твой ум жаждет тех касаний, и держит свою дверь открытой для них,
и ожидает с нетерпением, и предвкушает, и мечтает, и творит в себе негу и
вкус тех призрачных объятий, которые ещё не вошли к нему.
И такая забота о рисовании и приумножении своей уверенности есть
каждодневное творение, и делается то умом для направления тела, а телом для
удержания в себе ума, и господин небесный устроил так своё царство земное,
чтобы во все времена наслаждаться тем через бесчисленных, несхожих и
неожиданных людей.

Я спросил: - Так что же, все люди творцы?

 - И нет исключений среди тех, - продолжил мудрец, - Любой человек в своих
занятиях и творит, и строит, и укрепляет дом своего первооблика в меру
своего научения тому искусству воздвижения, и о должном исполнении того
радеют как погонщики скота, так и цари над всеми.
И даже злодеи в глухой ночи ищут ответы на свои преступные вопросы, и
уборщики яблок в садах отыскивают всё в тех плодах, и лекари копаются в
отвратных хворях, и учётчики на рынке властвуют миллионами чисел, и
звездочёты в учёных книгах мечтают о луне, и менялы на городской площади
находят успокоение в том высматривании каждодневных ответов о нахождении
вожделенной прибыли.
И те ответы, зримые для всех, обнажают тайные вопрошания людей, и те видны
всем, как плоды в корзинах у торговцев указывают собою на местность, где они
родились.
И не скрыть никому из людей то, что раздирает их изнутри, вопия о своих
притязаниях, и о зрителях, и о слушателях, и о почитателях непреложной
необходимости действовать именно так.
Утоливший жажду будет желать чего угодно, кроме воды, и беседовать с тобой о
том, и хвалить то, и творить собою, но если ты скажешь ему «вода», он в
гневе ударит тебя или отвернётся в отвращении.
Люди мечтают о том, и творят то, в чём слабы и неуверенны, и не замечают
того, в чем тверды и чем преисполнены. Они молчат о том, что у них есть, и
легко судят не принадлежащее им.
Будет ли сытый размышлять о еде?
И для чего святому восхвалять бога, а грешнику проклинать грехи?
И разве честному человеку нужно узнавать что-то ещё о чести?
А зачем богатому мечтать о богатстве?
Или ты скажешь мне, что умный будет отчаянно стараться стать умнее, а дурак
с радостью глупеть? Везде и во всём люди ищут то, чего им не хватает, и
знать про то легко, достаточно послушать их речи.
Каждый человек творит то, что его тревожит, и не даёт ему спать, и просится
наружу, и зудит в руках, и вертится на языке, и толкается изнутри тела и ума.
Сие беспокоящее наипервейшим выпрыгивает из него, и отпустив то, созревшее,
обласканное и благословенное собою, человек утешается своим великодушием,
любуясь своей славой творца, и теми исходящими от людей творениями полнится
мир вокруг них.
Дух обустраивает твоё сердце крепостью своих убеждений в правильности себя,
и тот его святой дом прочен зрелостью, а не юностью, и защищён благоразумием,
а не безрассудством, и тем строительством наилучшего лика твой дух
подсказывает тебе направление течения твоей жизни, и так спасает твои ум и
тело от бесславной погибели в её пучинах.
И вот, ты сказал, твои рисунки по нраву одним и отвратны другим, но ведь
никто из тех людей не злословит о мёде за сладость того, и не упрекает уксус
прокислостью, и те двое таковы, как есть, и любуются своими самостями, и
гордятся теми друг перед другом снова и снова, и если соперничают в том, то
преумножением своего мастерства, а не порицанием чужого умения.
Так же и ты знай, что твои творения во всём равны любым другим во всех мирах,
и нет ни одного различия среди всех таких, кроме твоего выбора, и твоего
предпочтения, и твоего каприза.

Дивясь тем речам, я просил того человека:
 - Кто ты такой, скажи мне?
И он ответил:
 - Я писал стихи, и не повторялся в том, и любил тех, как детей своих, и
даже звёзды приходили днём, чтобы послушать от них, а солнце ночью освещало
мою тетрадь, если я сочинял там песни.
И вот, всё написанное сгорело от пожара, и не успело убежать, и пепел тот
разлетелся, и я рыдал о той потере, и ушёл из того города, и бросил писание,
и дал обет богу о творении его милости собою вокруг себя.
 - Как же ты это делаешь? - осмелился произнести я.

И он ответил так:
 - Я не задаю вопросов вошедшему ко мне, и не ищу ответов тому, и не зову то,
и не гоню от себя, и не отвергаю то напрочь, и не соглашаюсь с тем, и не
говорю никому про того гостя, и не придумываю тому ничего от себя, и ничего
не отбираю у него, и не украшаю ничем, и не унижаю, и не воздаю хвалы, и не
молюсь никому, кроме бога, и люблю всё то вошедшее от него таким, каким оно
предстаёт предо мной.
И всё.

01.05.2015г.