Два перста в небо вонзил Аввакум

Клавдия Титова
            Посвящается идеологу старообрядчества
            Протопопу Аввакуму,сгоревшему в огне за свою Веру.
            Родился Аввакум в 1621 году.

     Монумент Аввакуму стоит в селе Григорово, в полутора часах езды от города Нижний Новгород, на возвышенном месте, в глуши, обласканный роскошной, родной природой, на своей Родине, словно мистический призрак. Его взор направлен на Восток. Аввакум смотрит вдаль, руку торжественно поднял, два пальца в небо он вонзил и, кажется, перст его пронзает бесконечность. Нам символ Веры царственно дарит и наделяет неведомой свободой и силой. При взгляде на памятник я почувствовала мистический трепет в душе.
     Трагическая у него судьба. Он верил в свой символ обряда и до конца жизни терпел гонения за Веру. Аввакум и его единомышленники ( старообрядцы) погибли в костре в 1682 году в Пустозерске, на реке Печора (казнили их).
     Стояла поздняя осень, небо затянули облака.Вечерело. Я подходила к Монументу по скошенной, зелёной траве. Монумент Аввакуму показался мне величественным и загадчным, словно изгнанник России возвышался в одиночестве. Здесь царила особая атмосфера, трагизм какой-то. Спутники мои оцепенени от страха, наверно, и остались в цивилизации, в машине.
     Удивительно. Но, вдруг, неожиданно у горизонта облака образовали просвет, и хлынул пламень, заходящего Солнца. Всё вокруг охватило красным заревом, а сам Монумент, словно в пламени горел. Открылось потрясающее зрелище, подаренное мне сильным Духом самого Аввакума. Такое впечатление, что происходят чудеса. В растерянности стояла, не знала, как себя вести, что делать? Боялась обидеть Аввакума. Рука моя дёрнулась и застыла, хотела я перекреститься. Не смогла я его символ применить, я христианка. Креститься двумя перстами не могла. Попросила прощения у Аввакума, немного смущаясь, дрожала. Было прохладно.
     Просто остановилась и посмотрела в небо, туда, куда нацелены два перста Аввакума. Голова закружилась от глубины и величия Памятника. Монумент вызывал сильные эмоции. Сиял торжественно закат, мерцала зелёная трава, а чёрный силуэт Аввакума, как пламень засверкал. Деревья, кустарники и разрушающая церковь были охвачены заревом заходящего Солнца. Всё горело, как в огне. Монумент на фоне, разрушающей церкви, смотрелся мистическим одиноким призраком. Казалось, Аввакум хотел мне что-то передать или сказать.
Попросила извинения, взяла фотоаппарат и засняла для истории, и для себя потрясшее меня зрелище. Мои спутники забеспокоились долгим моим отсутствием, вышли из цивилизации (машины) и застыли в изумлении, и в восторге, не двигались, боялись нарушить божественную картину, представшую перед их глазами. Это был подарок для всех, за мою смелость и уважение к людям, которые до конца жизни сражались за свою Веру.
     Вокруг Аввакума и поныне кипят страсти. Он призрак прежней жизни, без власти, но народ и Веру не предавал. О гибельной судьбе соей не ведал. Долго не могла отойти от Памятника, стояла безмолвно. Он вызвал сильное волнение моей души. Мне, показалось, что я чувствовала сердцем тайные муки Аввакума.
Позднее, написала стихотворение, не зная о его судьбе, и угадала. Он сгорел в пламени костра, также, как полыхал в закате его Памятник. Может это совпадение, а может Душа Аввакума подсказывала мне и благославляла на хорошие дела.
     В настоящее время все страсти, на его Родине, улеглись и стихли. В Большом Мурашкине стоят рядом две действующие церкви - Старообрядческая и
современная Христианская. Церкви приведены в порядок, отреставрированы. В обоих идут службы, совершаются крестные походы. Жители мирно уживаются и почитают Бога, каждый по своему обряду (двумя перстами и тремя). Всегда вспоминают и помнят злополучные времена, гонения и запреты, хотя прошло более четырёх сот лет.
     Недалеко от села Григорово родился и Патриарх Всея Руси Никон (1605 год) - село Вельдеманово, Перевозского района. Странное и грустное совпадение. Время их ушло, но оба - Аввакум и Никон продолжают жить в сердцах прихожан. Каждый из них верил и отстаивал свою правоту и правду. Они известные, исторические личности и тропинки к их Памятникам не зарастают.      
     Патриарх Никон - сложнейшая фигура в великом расколе. Ему установлена Часовня в селе Вельдеманове. 
      Село Григорово, осень, 2013 год.