Логика жизни в тавтологии

Ыскер Ывин
«Логика жизни в тавтологии» - Кайыр

Логика формы и логика содержания

Два неразрывных понятия, форма и содержание, имеют каждая свою логику, как принято считать. При этом, часто думают, что логики эти просто не сопоставимые, а часто и противоречат друг другу.

Например, в диалектике есть положение, когда форма вступает в противоречие с содержанием. Естественно, что логика их при этом противоречии также противоречивая. Маленькое по объёму содержание иной раз имеет огромный смысл, и тут малый объём, как форма не значительная, в противоречии со смыслом, хотя логично было бы в соответствие с большим смыслом иметь и огромный объём.

Что же мы имеем в случае соотношения логики и религии? Этот вопрос нас интересует на фоне основной темы сообщения о логике формы и логике содержания. Видимо и здесь возможны противоречия, когда логика и религия не совместимые понятия. Но мы пришли к положению, что для нас религия имеет смысл только в пределах логики, как в своё время вывел И.Кант в отношении религии и разума, заключив, что религия в пределах только разума, имеет истинное значение в отличие от статуарной религии, которой разум не авторитет.

Статуарная религия руководствуется откровением, к которому имеет доступ лица посвящённые, в частности, священники. Для религии в пределах только разума моральный закон имеет определяющее значение. Из этого Кант исходил, определив категорический императив. Всякое оправдание - в моральном законе, нарушая который человек обретает вину и осуждается. Логике это не противоречит, но логика даёт ещё более жёсткое основание верования, чем разум. Логично рассуждая, человек о себе ничего не в состоянии сказать, о нём судят другие, и это в высшей мере морально, так как мораль есть то, что нас объединяет, ограничивая свободу ответственностью перед другим. Мораль для одного человека понятие вырожденное. Мораль для одного человека – это ощущение красоты. Однако, истинная красота соотносится с добром, которое имеет смысл в контакте человека. Контакт этот можно рассматривать и в отношении к природе вообще. Тогда добро абсолютизируется, так как это добро одного человека ко всему миру вне человека.

Конечно, можно противоречия найти и религии в пределах только логики, но они иные, чем противоречия формы и содержания вообще, так как диалектика религии и логики шире и глубже (объёмное), чем диалектика формы и содержания, обычно рассматриваемых философией. Предмет религии и логики лежит в теле богословия, которому философия комплементарная в узком смысле. Узость связана с тем, что веру философия обосновать не может, находя всякий раз отправные неопределимые понятия в основаниях. Для богословия обоснования веры тавтология, так как смысл основной богословия – обоснование веры. Для философии же есть ограничение. Необходимо любить рассуждать без ограничений, этакая свобода без ответственности. Надо понять, что освобождение от ответственности есть узость мышления, граничащая с пошлостью. В богословии же ответственность всегда моральная, даже в вырожденном случае одинокого человека. Если в философии тавтология – абсурд, равносильный пошлости, то в богословии – тавтология является оправданием живого. Форма и содержание имеют логики, тогда как религия и логика – не дихотомия, как церковь и свобода, например.

Итак, религия и есть логика, логика жизни. Аминь.

03:51:00.00 Мир, моб. +79035378757 13.05.15